Биографии

Программа по народно художественной культуре. Рабочая программа ОД.02.04. Народная художественная культура. учреждение – детский сад

главное управление образования и молодёжной политики алтайского края

кгбпоу «бийский педагогический колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

г. Бийск

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

Организация разработчик: КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»

Составитель: Чуб Н. А. , преподаватель специальных дисциплин

Заключение учебно-методического совета протокол № 1от «28» августа 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

    ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История отечественной культуры

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

51.02.01 Народное художественное творчество

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в повышении квалификации педагогов .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл: общепрофессиональные дисциплин

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Сформировать представление о целостном пространстве российской

    культуры на всех этапах ее развития .

    Показать основные культурные идеи , имеющие приоритетное значение

    в различные исторические эпохи .

    Познакомить с основными памятниками (изобразительного искусства ,

    письменности , музыки ) истории российской культуры .

В результате освоения дисциплины студент должен уметь :

    применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом;

    сохранять культурное наследие региона

знать:

    понятие, виды и формы культуры;

    значение и место отечественной культуры как части мировой культуры;

    основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей; известные памятники; тенденции развития отечественной культуры

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 76 часов;

самостоятельной работы 38часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

Практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

Работа с конспектами лекций

10

11

Подготовка рефератов, сообщений и презентаций

13

Контрольный работы

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Народное художественное творчество

Н аименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Художественная культура как общечеловеческая ценность

Понятие «культура». Структура и функции культуры

Основные формы культуры

Практическое занятие:

Современные исследования культуры России – круг основных идей

2

Самостоятельная работа студентов

Работа с конспектом лекций, изучение научной литературы по теме

3

Тема 2

Культура древней Руси

Содержание учебного материала

Особенности языческой культуры восточных славян

Письменность древних славян.Крещение Руси

Древнерусское государство и культура Киевской Руси

Фольклор и древнерусская литература

Практические занятия :

Отражение культурных идей в памятниках Древнерусской архитектуры

Былина- музыкально-поэтический жанр

Праздники Древней Руси

6

Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов лекций и планов ответа

Составить план ответа; религиозные представления восточных славян

Приготовить сообщение «Влияние византийских традиций на искусство Руси»

Составить перечень календарно-обрядовых песен

Приготовить презентацию: «Былина-музыкально-поэтический жанр»

7

Тема 3 Средневековая культура Древней Руси

Содержание учебного материала

2-3

Русская культура периода татаро-мангольского завоевания (13-15вв)

Москва-культурный центр Руси. Архитектура, живопись

Практическое занятие:

Москва как культурный феномен, отражение этого в художественных формах и письменных памятниках

2

Самостоятельная работа студентов

Изучение дополнительной литературы

Подготовить презентацию по теме занятия: «Московский Кремль»

3

Тема 4

Русская культура 16-17 веков

Содержание учебного материала

8

Художественные формы русской культуры 16 века

Новые тенденции в развитии русской культуры 17 века. Грамотность, просвещение, научные знания

2-3

Художественная культура 17 века как выражение основных тенденций эпохи

Литература, музыкальное искусство 17 века

Практическое занятие:

Памятники архитектуры 17 века

2

Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов лекций, планов ответа, подготовка к практическому занятию

Сбор информации, подбор музыкального материала

5

Тема 5

Русская культура 18-19 веков

Содержание учебного материала

20

2-3

Преобразования эпохи просвещения. Реформы Петра 1

Перемены в русской художественной культуре 18 века

Образовательные проекты эпохи Екатерины 2

Рассвет дворянской культуры:дворянская усадьба, искусство, литература, наука

Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории

Русская культура «серебряного века». Многообразие художественных поисков

Изобразительное искусство первой половины 19 века Творчество русских художников

Культура России конеца 19- начала 20 вв.

Русская композиторская школа

Символизм в поэзии и живописи.

Практические занятия:

Реформы быта в эпоху Петра1

Архитектурный облик Санкт-Петербурга

Шедевры изобразительного искусства 18-19 веков

Литераторы, поэты. публицисты 18 века

8

Самостоятельная работа

Составление планов- конспектов лекций

Создание презентации на тему «Архитектурные памятники 18 века»

Изучение дополнительных источников по темам: «Литература второй половины 18 века»

Изучение дополнительных источников по теме: «Серебряный век российского искусства»

Слушание и анализ музыкальных произведений

Создание презентации «художники 18-19 веков»

Подготовка к практическим занятиям

14

Тема6

Культура России 20 века

Содержание учебного материала

8

Российская культура 1917- 39 гг .

Культурное наследие России в годы Великой Отечественной войны

Культурный облик России советского периода 50-80-х годов

Достижения отечественного театра, киноискусства, литературы конец 20-го начала 21-го веков.

Практические занятия

Кинематография, изобразительное искусство военных лет; музыкальное искусство в годы войны

Творческое наследие в музыке, живописи, архитектуре, литературе 20-го века

4

Самостоятельная работа студентов

Составление конспектов лекций, планов ответа

Подготовка к практической работе

Изучение дополнительных источников по теме занятия

6

Итого :

114

3. условия реализации рабочей программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия медиатеки с выходом в интернет, учебного кабинета народного художественного творчества

Оборудование учебного кабинета:

Комплект учебно - методических пособий

Нормативно – правовая документация образовательного учреждения

Наглядные пособия

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением

Аудиосистема

Видеопроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 2011-326с.

    Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 2014-210с.

    Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 2009-456с.

    Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 2009-196с.

    Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 2011-293с.

    Бердяев Н. А. Судьба России. М., 2011-698с.

    Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 2013-136с.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2011-432с.

    Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2010-542с.

    Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 2012 - 84с.

    История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М.,2013-127с.

    История русского искусства. В 2 т. / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева, М. Г. Неклюдовой, М. Б. Милотворской. М., 2014-378с.

    Кавелин К. Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 2011-169с.

    Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 2013-219с.

    Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 2013-364с.

    Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2010-365с.

    Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 2014-214с.

    Лосский Н. О. Характер русского народа.// Он же. Условия абсолютного добра. М., 2014-365с.

    Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. М., 2014-365с.

    Успенский Б. А. История и семиотика // Он же. Избранные труды. В 2 т. Т.1. М., 2010-396с.

Дополнительные источники:

    Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 2010-463с.

    Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 2013-265с.

    Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI–н. XIII вв. Киев, 2011-369с.

    Греков Б. Д. Киевская Русь. М. – Л., 2013- 431с.

    Громов М. Н. Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 2009-234с.

    Долгов В. В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI–XIII веков. Учебное пособие. Ижевск, 2009- 250с.

    Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 2009-119с.

    Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 2011-432с.

    Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., Наука, 2009-567с.

    Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения Древней Руси // Вопросы литературы. 2014. № 3. С. 148–167

    Носова Г. А. Язычество в православии. М., 2011-432с.

    Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 2010-563с.

    Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 2010-318с.

    Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 2011-257с.

    Щапов Я. Н. Идеи мира в русском летописании XI–XIII веков // История СССР. 2013. № 1. С. 172–178.

    Боголюбов А. Н. Российская наука XVIII века // ВИ. 2011. № 4. С.432

    Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России I четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 2013-196с.

    Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М.,2013-452с.

    Елеонская А. С. Русская публицистика второй пол. XVIII века. М., 2014-247с.

    Западов А. В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. М., 2010-547с.

    Ильина Т. В. Россия и запад: к вопросу о художественном образовании в Петровское время // Средневековая и новая Россия. СПб., 2009-176с.

    Коваленская Н. Н. Из истории классического искусства. М., 2010-146с

    Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–нач. XIX в.) СПб., 2014-314с.

    Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 2014-478с.

    Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 2014-541с.

    Проблема изучения русской литературы XVIII века: от классицизма к романтизму. М., 2009-412с.

    Семан И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 2010-156с.

    Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. I пол . XVIII в . Л ., 2010-418 с .

    Белова Н. М. Русский реализм первой половины XIX в. Саратов, 2013 – 211 с.

    Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 2011-241с.

    Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 2010-352с.

    Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники 1870–1917. М., 2010-326с.

    Волков А. А. Очерки русской литературы конца XIX–нач. XX века. М., 2009-321с.

    Горелов А. Е. Очерки о русских писателях. Л., 2009-564с.

    История русской литературы. В 3 т. Т. 2. Литература второй половины XI– нач. ХХ веков. М., 2014-245с.

    Лисовский В. Г. Особенности русской архитектуры кон. XIX – нач. ХХ века. Л., 2010.-214с.

    Русская литература второй половины XIX века / Под ред. Е. А. Шкловского. М., 2009-154с.

    Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 2014-178с.

    Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. Т. 1. М., 2012-302с.

    Акимова И. Г. Советская жанровая живопись. М., 2013-320с.

    Александр Шилов: Альбом / Авт. вступит. Статьи А. Д. Алехин. М., 2013-432с.

    Горин И. П. Бытовой жанр в советской живописи. М., 2009-210с.

    Зименко В. М. Советская историческая живопись. М., 2013-320с.

    Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945. М., 2011-120с.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

    понятие, виды и формы культуры

    основные этапы истории отечественной культуры

    основные памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности, музыки

    специфику культурного развития страны на всех исторических этапах

    основные тенденции в развитии русской культуры 17-20 веков

    уметь:

    применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом организовывать и развивать народное художественное творчество в своем регионе

    формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи

    анализировать явления культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст

    выработать собственную позицию к тем или иным явлениям культуры

    экзамен по дисциплине, экспертная оценка конспектов

    периодический контроль по темам, разделам предмета

    экзамен по дисциплине

    экзамен по дисциплине; экспертная оценка индивидуальных заданий

    экспертная оценка деятельности на практических занятиях; самоанализ деятельности

    экспертная оценка конспектов, деятельности на практическом занятии; защита рефератов; экзамен по дисциплине

    экзамен по дисциплине; экспертная оценка на практических занятиях; защита презентаций

    экзамен по дисциплине

    индивидуальные творческие задания; оценка деятельности на практических занятиях; экспертная оценка самоанализа деятельности

    экзамен по дисциплине

    экзамен по дисциплине экспертная оценка на практических занятиях,

    экспертная оценка в представление индивидуальных творческих заданиях

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: Педагогика народного художественного творчества

Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра, специалиста) 51.03.02. Народная художественная культура

Профиль подготовки: Руководство студией декоративно-прикладного творчества; Руководство студией кино-, фото - и видеотворчества

Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр

Факультет ДПИ

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Составители рабочей программы

Ст. преподаватель, канд. филологических наук _________

(должность, ученое звание, степень) (Ф. И.О.) (подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры НХК

«____»__________ 20_____протокол № _______

Зав. кафедрой________

Красноярск 2014г

1. Цель освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогика народного художественного творчества» являются:

Формирование у обучающихся знаний и умений в области педагогики народного художественного творчества,

Профессиональная теоретическая и общая методическая подготовка обучающихся к педагогическому руководству народным художественным творчеством в современных условиях.

На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности, содержания, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса в изучении народного художественного творчества на основе современных требований к формированию личности педагога как субъекта обучения и воспитания.

На методическом уровне изучаются технологические основы народного художественного творчества в системе социокультурной деятельности современного образования.

Учебный курс педагогики НХТ призван содействовать духовно-нравственному воспитанию, росту национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов для активного участия в последующем развитии всех сфер национальной культуры.

Задачи курса:

Сформировать у обучающихся представление о сущности, предмете, целях и задачах педагогики народного художественного творчества, о роли межпредметных связей в развитии данной отрасли педагогической науки.

Познакомить обучающихся с историческими основами педагогики народного художественного творчества.

Раскрыть роль и место педагогики народного художественного творчества в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности .

Познакомить с теоретическими и научно-методическими основами педагогики народного художественного творчества.

Сформировать у обучающихся систему профессиональных знаний в области организации и педагогического руководства любительскими художественно-творческими коллективами.

Раскрыть перспективы совершенствования педагогического руководства народным художественным творчеством на основе современных педагогических идей и технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Педагогика народного художественного творчества входит в блок педагогических дисциплин и является логическим продолжением дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Сравнительная / возрастная педагогика». Параллельно должны изучаться «Педагогика народного художественного творчества», «Теория и история народной художественной культуры», «Социокультурная деятельность». Продолжением дисциплины могут стать «Традиционная культура народов России», «Мифология», «Устное народное творчество»,.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

    владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать культурные различия (ОК-10); владение систематическим представлением о народной художественной культуре, специфике русской народной художественной культуры, формами и методами этнокультурного образования (ПК-2); умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся (ПК-3); быть способным осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса (ПК – 4); готовность планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода (ПК-5); быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК - 9); способность выполнять функции художественного руководителя этнокультурного центра и других учреждений культуры (ПК-10); готовность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, смотров, конкурсов, мастер-классов, др. (ПК-16) быть способным осуществлять стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ПК-18): быть способным сотрудничать со СМИ в их деятельности по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, национально-культурных традиций народов России, достижений в области любительского декоративно-прикладного, кино, фото - и видеотворчества (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    знать:
    предмет и методы педагогики народного художественного творчества и ее место в системе отраслей педагогической науки; основные разделы педагогики НХТ; особенности педагогического процесса в коллективе НХТ; возможности НХТ в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности; требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива.
    уметь:
    связывать педагогические знания с профессиональной практикой; использовать средства НХТ в воспитательном процессе; организовать процесс работы в коллективе НХТ; классифицировать коллективы народного художественного творчества.
    владеть:
    педагогическими методами воспитания ценностного отношения к НХТ; методами научно-методического обеспечении коллективов народного художественного творчества; навыками работы с первоисточниками по проблемам народной художественной культуры, народного творчества и декоративно-прикладного искусства; методами анализа, аннотирования первоисточников.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, или 216 академических часов.

Структура дисциплины

Таблица 1

Таблица 2

(дидактические единицы)

Предмет и задачи курса. Педагогика НХТ как одно из направлений современной педагогической науки. Междисциплинарный характер педагогики НХТ

Педагогический потенциал НХТ

Воспитание ценностного отношения к наследию народной культуры; Педагогические методы воспитания ценностного отношения к НХТ; Патриотическое воспитание в рамках народной педагогики и НХТ; Педагогические аспекты этнической идентичности; Возможности НХТ в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

Любительское художественное творчество в России XIX – начала XX века, формы руководства им; Развитие коллективов народного художественного творчества в РФ с 90-х годов до настоящего времени. Современное виды клубных формирований

Понятие «педагогический процесс». Виды художественной творческой деятельности. Цель и задачи обучения. Формы художественно-творческого процесса. Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива.

Понятие «Коллектив НХТ», классификация коллективов народного художественного творчества, функции руководителя коллектива НХТ (воспитательная, образовательная, художественно-творческая, социально-психологическая, организационная).

Значение деятельности руководителя коллектива народного художественного творчества. Стили руководства коллективом. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Психолого-педагогические особенности руководства коллективом.

Становление и развитие системы методического руководства народным художественным творчеством в России. Методические основы руководства коллективом. Основные виды методической деятельности . Нормативная документация и дидактические средства коллективов НХТ. Модельный стандарт деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края

Понятие «детский коллектив». Психофизические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся как важнейшая часть педагогического процесса.

Формы управленческих отношений в коллективе.

Ключевые понятия и определения. Должность, роль, коллектив, группа. Механистический и инновационный менеджмент: отличия и сущностные характеристики. Основные типы управленческих отношений. Иерархия органов управления социокультурной сферой. Профессиональная управленческая культура.

4 семестр

Наименование раздела

Аудиторная работа

Самостоят. работа


Теоретические основы педагогики НХТ

Педагогический потенциал НХТ

Исторические основы педагогики НХТ

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Классификация коллективов художественного народного творчества

Отчётность: тест


5-й семестр

5. Образовательные технологии.

В процессе освоения предмета используются

Традиционные образовательные технологии: информационные лекции;

Интерактивные образовательные технологии: лекция-беседа, практическое освоение средств педагогики НХТ (игры на снятие напряжения, установление доверительных отношений, игры с элементами молодежной вечерочной культуры и т. д.).

Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция-визуализация.

6. Самостоятельная работа

Таблица 3

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в ак. часах)

Теоретические основы педагогики НХТ

Изучение и анализ теоретического материала

Педагогический потенциал НХТ

Исторические основы педагогики НХТ

Изучение теоретического материала

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Изучение теоретического материала


Классификация коллективов художественного народного творчества

Изучение теоретического материала

Знакомство с работой коллективов и соотнесение их с классификацией

Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Изучение теоретического материала

Написание доклада

Научно-методическое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Изучение теоретического материала

Знакомство с видами методических материалов, разработанных практикующими специалистами

Рефрерирование первоисточников

Написание доклада

Особенности руководства детским художественным коллективом

Изучение теоретического материала

Знакомство с практикой работы детского художественного коллектива

Знакомство с видами методических материалов, используемых в практике

Реферирование первоисточников

Написание доклада

Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении

Изучение теоретического материала

Реферирование первоисточников

Написание доклада/ реферата

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Таблица 4

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

Теоретические основы педагогики НХТ

Тестирование

Педагогический потенциал НХТ

Тестирование

Исторические основы педагогики НХТ

Тестирование

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Контрольный опрос

Классификация коллективов художественного народного творчества

Тестирование

Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Подготовка доклада/реферата

Научно-методическое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Подготовка доклада/реферата

Особенности руководства детским художественным коллективом

Подготовка доклада/реферата

Составление рецензий на первоисточники

Технологии управления персоналом с социокультурном учреждении

Подготовка доклада/реферата

Составление рецензий на первоисточники


Перечень вопросов для самостоятельной проверки качества освоения дисциплины

Элементы художественного творчества в первобытном обществе.

Любительское сценическое искусство. Реформы Петра I. Появление руководителей художественных коллективов.

Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества в учебных заведениях. Появления любительских оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества.

Революционная идейно-воспитательная направленность самодеятельного искусства в 1917–1930-е годы.

Особенности художественной самодеятельности в годы Великой отечественной войны. Патриотическая направленность репертуара.

Художественная самодеятельность в первые послевоенные годы: темы борьбы за мир и дружбы народов. Художественная самодеятельность в СССР в 60–80-е годы, ее функции в идейно-политическом, патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании широких масс.

Становление системы художественного образования.

Понятие «коллектив». Классификация коллективов по типу организации, по видам искусства, жанрам, по формам деятельности, по возрастным особенностям участников, по времени существования.

Педагогика народного художественного творчества как одно из направлений современной педагогической науки. Этнокультурное и социокультурное определения педагогики народного художественного творчества. Предмет и задачи педагогики НХТ.

Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса.

Понятие «педагогический процесс». Цель и задачи обучения. Специфика педагогических принципов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы педагогического контроля.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива.

Понятие «коллектив». Подготовительный этап. Этап педагогического проектирования. Этап разработки модели деятельности будущего коллектива. Этап реализации проекта. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей.

Определение «мотив деятельности». Мотивация прихода, участия в деятельности и ухода из коллектива представителей различных возрастных и социально-демографических групп населения.

Характеристика творческих способностей. Критерии одаренности участников коллектива. Цель диагностики.

Стили руководства коллективом. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива.

Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Основные педагогические принципы подбора репертуара.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.

Основные виды методической деятельности, методические и научно-методические издания для творческих коллективов.

Нормативная документация и дидактические средства коллективов НХТ.

Понятие «детский коллектив». Психофизиологические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса. Постановка воспитательных, образовательных и развивающих задач деятельности коллектива.

Итоговой формой контроля является экзамен

Оценка выполненного задания производится по следующим критериям:

    оценка «Отлично» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний, в т. ч. дополнительной литературы;

своевременном и полном выполнении каждого задания;

полном и точном решении поставленных задач.

    оценка «Хорошо» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний;

представлении полного объема работ;

своевременном выполнении каждого задания;

    оценка «Удовлетворительно» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний, но без дополнительных сведений;

несвоевременном выполнении заданий;

неполном или неточном решении поставленных задач.

    оценка «Неудовлетворительно» выставляется при:

демонстрации

представлении неполного объема работ;

неполном или неточном решении поставленных задач.

Вопросы к экзамену

Перечень вопросов к экзамену

Педагогика народного художественного творчества как наука. Структура педагогики народного художественного творчества. Основные компоненты народного художественного творчества. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности как важнейшая цель педагогического процесса. Понятие «ценность» и «ценностное отношение». Педагогические методы воспитания ценностного отношения к народному художественному творчеству. Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании личности. Возможности народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности. Любительское художественное творчество в России XIX – начала XX века, формы руководства ими. Развитие коллективов народного художественного творчества в СССР (до начала 90-х годов). Особенности художественной самодеятельности в СССР в 1917-1930-е годы. Особенности художественной самодеятельности в СССР в годы Великой отечественной войны. Развитие коллективов народного художественного творчества в РФ с 90-х годов до настоящего времени. Изменение духовных потребностей и структуры досуга населения России. Понятие «педагогический процесс». Структура педагогического процесса. Художественная творческая деятельность как основа педагогического процесса, ее основные виды. Специфика педагогических принципов и приемов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы художественно-творческого процесса. Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива. Значение деятельности руководителя коллектива. Функции руководителя коллектива народного художественного творчества. Понятие «коллектив». Классификация коллективов народного художественного творчества. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Основные виды методической деятельности, методические и научно-методические издания для творческих коллективов. Нормативная документация и дидактические средства коллективов народного художественного творчества. Составление плана и программы работы коллектива. Понятие «Детский коллектив». Психофизические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся как важнейшая часть педагогического процесса. Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная

Кукушин в педагогическую деятельность: учеб. пособие / .- 3-е изд.,испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 256 с. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей / и др.; под ред. .- М.: Русское слово, 2010. – 175 с. Педагогика: учебник для вузов: стандарт третьего поколения/ под ред. .- СПб.: Питер, 2014. – 304 с. Народная художественная культура. М., 1997. Ксерокопия. Неменский, искусства: Видеть, ведать и творить: кн. для учит. общеобразоват. учреждений/ .- М.: Просвещение, 2012. – 240 с. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для вузов/ . - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 192 с. Галямова, преподавания технологии: учебник для вузов/ , .- М.: Академия, 2014. – 176 с., 8с. цв. ил.: ил.-(Бакалавриат) Кашлев, методы обучения: учеб.-метод. пособие/ .- Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

Дополнительная

    , Шпикалова развития этнокультурного образования в Российской Федерации // Вестник МГУКИ. М., 2005. Спирина, художественная культура: теория и практика в современном социуме. URL: severberesta. ru›articles/332-2010-08-17-20-40…

Интернет - источники по нормативно-правовой базе поликультурного образования

Образование: национальный проект. [Электронный ресурс].- URL: http://www. rost. ru/projects/education/education_main. shtml

Российский образовательный форум. [Электронный ресурс].- URL: http://www. schoolexpo. ru/

ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей РФ. [Электронный ресурс].- URL: http://www. dod. miem. edu. ru

Портал «Дополнительное образование детей». [Электронный ресурс].- URL: http://vidod. edu. ru/

Центр «Педагогический поиск». [Электронный ресурс].- URL: http://www. ppoisk. ru

Сайты периодических изданий

Официальные документы в образовании. [Электронный ресурс].- URL: http://www. bulletin. boom. ru

Вестник образования. [Электронный ресурс].- URL: http://www. vestnik. edu. ru

Педагогическая диагностика. [Электронный ресурс].- URL: http:///ur_rus/index. htm

Научное издательство «Индустрия ИНТЕЛЛЕКТА». [Электронный ресурс].- URL: http://www. atlas-center. org

Агентство социальной информации. [Электронный ресурс].- URL: http://www. asi. org. ru

Внешкольник –Я. [Электронный ресурс].- URL: *****@***edu. yar. ru

Материалы для вожатых. [Электронный ресурс].- URL: http://www. vozhatyi. ru/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория для курсовых занятий

Компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер с видеопроектором и колонками для воспроизведения аудиоприложений

Свободное место для выполнения практических заданий

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА

«Детская школа искусств №4 Волгограда»

Учебная программа

«Народное художественное творчество»

Два года обучения

Вакорина Т.Ф.

Преподаватель

ДШИ № 4

Волгоград

2014

Пояснительная записка.

Народное художественное творчество – это созданные народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования. В народном творчестве, сложившимся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное художественное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Народная художественная культура, народное искусство как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Народное художественное творчество по своей природе близко творчеству ребенка простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа.

Актуальностью программы является приобщение детей к народной культуре, народным традициям через некоторые виды декоративно-прикладного искусства – народная тряпичная кукла, ткачество, лоскутное шитье, народные украшения, освоить приемы изготовления этих изделий.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, которые проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благоприятной творческой обстановке. Преподаватель одновременно и показывает процесс изготовления изделия и рассказывает о нем, для чего оно делалось, его назначение в жизни людей, применение.

Цели и задачи программы.

Во время занятий проводятся беседы о народном искусстве, традициях, обычаях, об особенностях жизни, быта. Это способствует формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитию интереса к национальной культуре.

Также задачами данных занятий являются развитие художественного вкуса, фантазии, творческое использование полученных умений и практических навыков, воспитание внимательности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества.

Дети учатся аккуратности, экономии материала, качественному выполнению работы. Особое внимание уделяется технике безопасности.

В результате занятий учащиеся должны иметь представление о народном искусстве, получить определенные знания по предмету, умения, навыки, научиться создавать собственные изделия.

Курс рассчитан на 2 года обучения по 1 часу занятий в неделю, 36 часов в год.

В первый год занятий дети знакомят с народной традиционной тряпичной куклой, ее видами, назначением. Осваивают технологию изготовления различных кукол. Обучаются основам ручного шитья.

Во второй год обучения продолжается знакомство с народной тряпичной куклой. Дети начинают осваивать основы ткачества на примере «дорожки» из узких полосок ткани, основы лоскутного шитья и плетения гобеленов.

Также в течение курса происходит знакомство с русским народным костюмом.

В завершение курса обучения учащиеся выполняют самостоятельную работу по наиболее понравившейся теме.

Первый год обучения.

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация готовых изделий, которым будут посвящены занятия. Правила безопасности.

Материалы:

Куклы тряпичные, образцы тканей.

Тема 2.

Народная тряпичная кукла. Виды народной тряпичной куклы. Обрядовые, обереговые, игровые куклы. Кукла «Отдарок-на-подарок». Кукла дарилась в качестве благодарности за подарок.

Материалы:

Готовые куклы различного назначения, хлопчато-бумажные ткани, прочная хлопчато-бумажная нить, вата, узкие атласные ленточки, ножницы.

Тема 3.

Русский народный костюм. История народного костюма. История возникновения орнаментов и других украшений народного костюма.

Материалы:

Фотографии народных костюмов, репродукции картин художников, наглядные пособия по теме «Русский народный костюм».

Тема 4.

Быт в старину. Подготовка к рождению ребенка в семье. Ткани и материалы, использовавшиеся для изготовления кукол. Кукла «Пеленашка». Куклу клали рядом малышом, чтобы обмануть «нечистую силу».

Материалы:

Наглядный материал по теме, 3 лоскута хлопчато-бумажных тканей разного цвета, яркие хлопчато-бумажные нитки, атласные ленточки, ножницы.

Тема 5.

Младенец в семье. Куклы – обереги. Правила изготовления кукол - оберегов. Кукла «Кувадка». Кукла для защиты младенца «от сглаза» и первая игрушка малыша. «Кувадки» делались в большом количестве и вешались гроздями над люлькой.

Материалы:

Тема 6.

Кукла «Кувадка Тульская». Варианты изготовления похожих кукол. Игровые куклы.

Материалы:

2 лоскута хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки.

Тема 7.

Самостоятельная работа по схемам. Куклы «Пеленашка» и «Кувадка», «Кувадка Тульская» с использованием декоративных элементов из бисера. Правила и способы работы с бисером.

Материалы:

3-4 разных по цвету лоскута хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, ножницы, ленточки, швейные иглы и нитки, бисер.

Тема 8.

Кукла «Солнечный конь». Роль коня, лошади в жизни крестьян. Изображение коня в качестве оберега. Изготовление куклы «Солнечный конь» с использованием лекал.

Материалы:

Наглядный материал по теме, фотографии изделий с изображением коня, хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, пряжа для вязания, ножницы, лекала из картона, портновский мел.

Тема 9.

Чем играли дети в старину. Отличия игровых кукол от кукол-оберегов. Кукла «Малышок – голышок». Такая кукла имела ручки, ножки и ее можно было одевать.

Материалы:

Наглядный материал по теме, фотографии и репродукции картин со старинными куклами, хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, вата, красная пряжа или ленточка, ножницы.

Тема 10.

Куклы обрядовые, их назначение, правила изготовления. Кукла «Колокольчик». Куклу делали для зазывания в дом добрых вестей, в нее разрешалось играть. Работа с использованием лекал.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани белой и 3-х разных расцветок, прочные хлопчато-бумажные нитки, вата, ножницы, портновский мел, лекала из картона.

Тема 11.

Кукла «Желанница». Кукла-подружка, кукла для исполнения желаний, которую следует прятать от посторонних глаз.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани, 2 веточки, вата, прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки, бусины, ножницы.

Тема 12.

Кукла «Филипповка-Шестиручка». Кукла – помощница по дому. Календарь изготовления народных традиционных кукол.

Материалы:

Пряжа для вязания, светлая хлопчато-бумажная ткань, нитки красного цвета.

Тема 13.

Куклы «Неразлучники». Свадебные обряды. Куклы – подарок на свадьбу.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани разных расцветок, палочка, вата, яркие прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки.

Тема 14.

Кукла «Покосница». Кукла и обережная и игровая. Ее мастерили для забавы малышам во время покоса и, одновременно, она оберегала косцов от порезов.

Материалы:

Репродукции картин русских художников, посвященных крестьянскому труду, хлопчато-бумажные ткани, вата, прочные хлопчато-бумажные нитки.

Тема 15.

Кукла «От худого слова». Уральская тряпичная кукла – оберег от недобрых слов.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани белой и 4-х разных расцветок, вата, нитки красного цвета, тесьма, ножницы.

Тема 16.

Кукла «Северная богиня». Кукла приносит в дом покой и благополучие.

Материалы:

7 разноцветных лоскутков хлопчато-бумажных тканей, светлая ткань, прочные хлопчато-бумажные нитки.

Тема 17.

Народные украшения. Виды и значения украшений. Материалы, из которых изготавливали украшения.

Материалы:

Фотографии нагрудных украшений в русском костюме, образец «гайтана».

Тема 18.

Нагрудное украшение «Гайтан». Изготовление деталей. Украшение деталей бусинами, бисером. Завершение изготовления нагрудного украшения.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани, лекала из картона, портновский мел, ножницы, швейные иглы и нитки, бусины, бисер, пайетки, тесьма.

Тема 19.

Сшитые тряпичные куклы. Правила и приемы ручного шитья, виды ручных швов. Виды сшитых тряпичных кукол, способы их изготовления.

Материалы:

Фотографии кукол, готовые сшитые тряпичные куклы. Лоскуты хлопчато-бумажных тканей, швейные иглы и нитки, ножницы.

Тема 20.

Кукла «Чайница». Сшитая кукла на чайник. Работа с использованием лекал. Подбор тканей, отделочных материалов. Поэтапное изготовление куклы «Чайницы».

Материалы:

Хлопчато-бумажная ткань белого цвета, цветные хлопчато-бумажные и шелкоподобные ткани, портновский мел, лекала из картона, ножницы, швейные иглы и нитки, атласные ленточки, кружево, гипюр, тесьма, бусины, бисер.

Второй год обучения.

Тема 1.

Повторение и закрепление навыков первого года обучения. Кукла «Птица». «Птицы» для украшения дома, для праздника встречи весны, для изготовления куклы «Птица – Радость».

Материалы:

Хлопчато-бумажная ткань, вата, цветная нить, яркие атласные ленточки.

Тема 2.

Кукла «Столбушка». Кукла, помогающая преодолеть жизненные трудности. Кукла из сказки.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани, белая и цветная, один большой лоскут ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки.

Тема 3.

Кукла «Тульская барыня». Работа с элементами шитья и украшением бисером. Техника безопасности при использовании швейных игл.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани, белая и цветные, один большой лоскут ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки, швейные иглы и нитки, ножницы.

Тема 4.

Ткачество. История и виды ткачества. Станки для ткачества. Материалы и приспособления.

Материалы:

Наглядные материалы по теме «Ручное ткачество», деревянная рама с натянутой основой, пасмы, челночки, готовые образцы изделий.

Тема 5.

«Дорожка». Ткачество из полосок ткани. Выбор цветовой гаммы. Приготовление полосок ткани. Осваивание приемов ткачества. Основа и уток. Полотняное переплетение. Изготовление дорожки на деревянной раме.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани для полосок различных цветов, деревянная рама, прочные хлопчато-бумажные нитки, полоса плотного картона, ножницы.

Тема 6.

Лоскутное шитье. Правила и приемы лоскутного шитья. Изделия из лоскутного шитья. Лекала. Заглаживание швов. Поэтапная сборка деталей изделия. Украшение готового изделия.

Материалы:

Готовые изделия, хлопчато-бумажные ткани различных цветов, швейные иглы и нитки, ножницы.

Тема 7.

«Хотьковские мячи». Сшитые из тканей мячики. Виды тряпичных мячиков. Способы их сборки. Материалы для набивки тряпичных мячиков.

Материалы:

Хлопчато-бумажные ткани различных цветов, вата, лекала из картона, портновский мел, ножницы, швейные иглы и нитки, футляр из «Киндер-сюрприза», немного гороха или пшена, ленточки, тесьма, бусины, пайетки.

Тема 8.

Плетение гобеленов. История и виды гобеленов. Приспособления и материалы. Виды узлов.

Материалы:

Фотографии гобеленов старинных и современных, схемы вязания узлов, деревянная рама, прочная хлопчато-бумажная нить для основы, пряжа, полоса плотного картона, ножницы.

Тема 9.

Мини-гобелен. Эскиз на бумаге. Заправка мини – станка основой. Намотка пасм в соответствии с выбранной цветовой гаммы эскиза. Выполнение мини-гобелена.

Материалы:

Бумага для эскиза, карандаш, черный маркер, деревянная рама, прочная нить для основы, цветная пряжа, полоса плотного картона, ножницы.

Тема 10.

Самостоятельная работа. Выбор темы из пройденного материала. Подбор материалов и способов изготовления. Выполнение работы.

Материалы:

Выбор материалов в соответствии с выбранной темой из изученного материала.

Учебно – тематический план.

Первый год обучения

Наименование тем

Количество часов

Вводное занятие.

Народная тряпичная кукла.

Кукла «Отдарок-на-подарок».

Русский народный костюм.

Быт в старину. Кукла «Пеленашка».

Младенец в семье. Кукла «Кувадка».

Кукла «Кувадка Тульская».

Самостоятельная работа по схемам.

Кукла «Солнечный конь».

Кукла «Малышок-голышок»

Кукла «Колокольчик».

Кукла «Желанница».

Кукла «Филипповка-Шестиручка».

Куклы «Неразлучники».

Кукла «Покосница».

Кукла «От худого слова»

Кукла «Северная богиня».

Народные украшения.

Нагрудное украшение «Гайтан».

Кукла «Столбушка».

Кукла «Тульская барыня».

Ткачество.

«Дорожка».

Лоскутное шитье.

«Хотьковские мячи».

Плетение гобеленов.

Мини-гобелен.

Самостоятельная работа.

Итого за второй год обучения 36 часов

Литература

  1. Андреева А. Ю. «Русский народный костюм». – Санкт- Петербург. 2005.
  2. Берстенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». – М., 2013.
  3. Дайн Г. и М. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии». – М., 2007.
  4. Лещенко Т. А., Планида З. А. «Техники ручного ковроделия». – М., 2006.

Департамент культуры
Воронежской области
ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Народная художественная культура» (ОД.02.04.)
для специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество»
«Хореографическое творчество»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» «Хореографическое творчество»

«СОГЛАСОВАНО» пред. ПЦК «ООД» Салыга Л.А.
_________________

Борисоглебск
2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 51.02.01. Народное художественное творчество «Хореографическое творчество».

Организация-разработчик: ГБПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»

Разработчик: Карпова Т.В., преподаватель ООД

Рассмотрено методическим советом

Протокол №1 от 26.08.2015 г.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество» «Хореографическое творчество»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в блок «Профильные учебные дисциплины».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:

знать:




ОК 11.
Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
51.02.01. Народное художественное творчество «Хореографическое творчество»

2.1. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности

Вид учебной работы
Объем
часов

в том числе:

практические занятия
14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа
36

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Народная художественная культура» для специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по видам) «Хореографическое творчество»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов

Раздел 1. Народная художественная культура как предмет изучения
10

Тема 1.1. Народная художественная культура в структуре культуры общества
Содержание учебного материала
2

1
Исходные понятия теории НХК.

Структура культуры. Формы культуры - элитарная и массовая культура, субкультура и контркультура.

Тема 1.2. Этапы развития НХК в России.
Содержание учебного материала
2

1
Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры

2
Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси

3
Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры

4
Мифологические и фольклорные мотивы в современной городской культуре

Практические занятия
Формирование умения студентов работать с учебниками и учебными пособиями, учебной продукцией по народной художественной культуре. Косов «Теория НХК»
2

Самостоятельная работа
Подготовка докладов по темам: «Домострой», «Реформы Петра I в области быта», «Народная культура в современных условиях», «Народная культура в современных условиях».
2

Тема 1.3. Носители народной художественной культуры
Содержание учебного материала
2

1
Понятие «профессионализм» применительно к народной культуре. Мастера и любители. Оценка профессионализма. Пути формирования профессионализма.

Раздел II. Виды и жанры художественно-творческой деятельности
54

Тема 2.1. Устный народный фольклор
Содержание учебного материала
4

1
Определение фольклора. Роль фольклора в формировании русского этнокультурного поля. Признаки фольклора, функции фольклора. Классификация фольклора по видам и жанрам.

2
Классификация жанров по структуре (поэтические, прозаические), по содержанию (лирические, героические, исторические). Характеристика жанра былины, ее особенности в курсе русского устного народного творчества.

3
Роль сказителя в эпическом творчестве (Лорд, Пери, Путилов). Сказка – классификация по В.Я. Проппу. Анализ сказочной прозы. Место сказки в народной культуре.

4
Малые жанры повествовательного фольклора.

5
Детский фольклор. Особенности формирования детского фольклора. Жанры. Детский мир. Детская среда – самостоятельный воспитатель. Этнопедагогика: приемы, методы. Детский фольклор в современных методиках работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

Самостоятельная работа
Составление сообщения о русских народных сказителях. Составить аннотированный каталог сказок по жанрам. Подготовить сообщения и доклады о жанрах детского фольклора. Составить альбом детского фольклора
4

Тема 2.2. Народная инструментальная музыка и танцевальное творчество.

1
История развития. Классификация народных инструментов. Обрядовые функции инструментальной музыки. Вокально-инструментальные жанры. Другие жанры инструментальной музыки.

2
Русские народные танцы (кадриль, перепляс, комаринская). Рисунок, композиция, язык. Понятия мужская и женская пляска.

3
Практические занятия.
Формирование умения студентов использовать практические навыки при составлении хореографических композиций. Разработка рисунка кадрили.
2

Самостоятельная работа.
Подбор музыкальных композиций, составить сообщения о народных музыкальных инструментах
2

Тема 2. 3. Народный театр.

1
Скоморошество на Руси по материалам Фомицына. Формирование, развитие и бытование ярмарочной культуры. История театральных жанров: кукольный театр Петрушки, вертепный театр, лубочная драма, раек, балаганы и раусы.

Самостоятельная работа.
Подбор сценария для разных театральных жанров
4

1
Закономерности и принципы развития декоративно-прикладного творчества как самостоятельной оригинальной формы НХК.

2
Региональные и национальные особенности: приемы, технологии, цветовые сочетания.

3
Основные типы декоративного искусства: гончарное дело, резьба, роспись, литье, ковка, ткачество, вышивка, вязание, плетение.

Тема 2.5. Глина в декоративно-прикладном искусстве.
Содержание учебного материала
2

1
Художественная керамика, ее история.

2
Виды изделий из глины. Глиняная игрушка.

3
Особенности Воронежской глиняной игрушки.

Самостоятельная работа.
Составление альбома иллюстраций видов глиняной игрушки.
2

Тема 2.6. Художественная обработка дерева

1
Связь декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Деревянное зодчество. Дерево в декоративных изделиях.

2
Центры деревянной резьбы.

3
Ведущие мастера художественной резьбы Воронежской области

Тема 2.7. Художественная металлообработка
Содержание учебного материала
2

1
Истоки обработки металла.

·№°2
Виды художественной обработки металла: ковка. Литье, штамповка, чеканка, гравировка, филигрань.

3
Основные центры художественной обработки металла: Красносельский промысел, каслинское художественное литье, ростовская финифть, великоустюжская чернь, Златоустовская гравюра.

4
Ведущие мастера художественной металлообработки Воронежской области.

Тема 2.8. Художественный текстиль
Содержание учебного материала
2

1
Виды художественных работ по текстилю: роспись тканей, вышивка, лоскутная техника, батик, шелкография.

2
Особенности росписи ткани по регионам: московская, нижегородская, ивановская, ростовская, старвопольская (казачья), павлопосадская.

3
Искусство вышивки: виды и центры. Узорное ткачество и его виды. Ковроткачество, вязаные изделия, кружевоплетение.

4
Художественный текстиль и узорное ткачество в Воронежской области.

Самостоятельная работа.
Изготовление фотоальбома по теме «Узорное ткачество в Воронежской области»
2

Контрольная работа.

2.9. Народный костюм
Содержание учебного материала
2

1
Классификация русского народного костюма: региональный, этнолокальный, половозрастной, социально-бытовой. Практическое значение.

2
Основные комплексы – южнорусский и северорусский. Отражение социально-экономических и других изменений в элементах костюма.

3
Народный костюм: черты праздничной и повседневной одежды, детали, украшения.

4
Народный костюм Воронежской области.

Практические занятия.
Формирование умений различать костюмы по их принадлежности.Костюм Архангельской области.
2

Самостоятельная работа.
Составление альбома фотографий русского народного костюм различных регионов
2

Тема 2.10. Художественные изделия из рога, кости, кожи, меха.
Содержание учебного материала
2

1
Виды художественных изделий по назначению. Искусство выделывания из кожи.

2
Основные центры. Резьба по моржовой и мамонтовой кости.

3
Косторезное искусство архангельских и холмогорских мастеров.

Тема 2.11. Художественные изделия из камня.
Содержание учебного материала
2

Камень как отделочный материал. Художественная обработка камня: резьба, филигрань, гравировка, шлифовка, инкрустация.

Виды декоративных изделий из камня: мозаика, мелкая пластика, сувениры, украшения.

Камнерезное искусство уральских и алтайских мастеров.

Янтарь в изделиях декоративного искусства.

Поделочный камень в изделиях декоративно-прикладного искусства Воронежской области.

Тема 2.12. Художественное стекло.
Содержание учебного материала
2

1
Основные виды художественных изделий из стекла.

2
Особенности изготовления и обработка изделий художественного стекла.

3
Основные центры: Дмитров, Гусь-Хрустальный и др.

Самостоятельная работа.
Подбор иллюстраций с видами изделий основных центров обработки стекла.
2

Тема 2.13. Лаковая миниатюра.
Содержание учебного материала
2

1
Виды художественных изделий по используемому материалу.

2
Основные промыслов лаковой миниатюры: Палех, Холуй, Мстера, Федоскино, Жостово. Характерные особенности промыслов.

Самостоятельная работа.
Составление фотоальбома по промыслам.
2

Раздел III. Народная культура в традиционных праздниках и обрядах.
44

Тема 3.1. Народные календарные праздники.

1
Особенности формирования народного календаря. Солнечный круговорот.

2
Обрядовые формы творчества календарного фольклора (ряженье, обходы дворов, заклички, гадания, хороводы). Обрядовые куклы. Ритуальная трапеза. Центральные обряды: характеристика, значение, ход.

3
Зимние, весенние, летние, осенние праздники.

Практические занятия.
Формирование умения студентов работать с учебниками и учебными пособиями для использования материала в составлении праздничного сценария.Разработка сценариев праздника проводов зимы.
2

Самостоятельная работа.
Составление альбома календарного фольклора (заклички, песни, хороводы, гадания).
4

Тема 3.2. Русские религиозные праздники
Содержание учебного материала
6

1
Библейская основа праздников.

2
Великие религиозные христианские православные праздники. (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы);

3
Непереходящие религиозные праздники (Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы);

4
Переходящие религиозные праздники (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы (Пятидесятница).

Практические занятия.
Работа с дополнительной литературой по ознакомлению с историей праздников. Косов «теория НХК»
2

Самостоятельная работа.
Подбор текстового материала к составлению сценария праздника.
2

Тема 3.3. Семейно-бытовые обряды русской традиционной культуры.
Содержание учебного материала
6

1
Значение обрядов семейного цикла в народной культуре. История и современность семейно-бытовых праздников. Функции семейно-бытовых праздников.

2
Русский свадебный обряд. Отношение к браку на Руси. Структура и содержание свадебного обряда. Поэзия русской свадьбы. Анализ традиционного свадебного обряда. Региональные особенности северного типа свадьбы и южного типа свадьбы. Музыкальная драматургия русского свадебного обряда.

3
Праздники и обряды, связанные с рождением ребенка (обычаи, связанные с беременностью, родильный обряд, крещение ребенка, обряды, сопровождающие ребенка по жизни).

4
Погребальные обряды. Похоронные традиции Доминирующий жанр – плач-причитание, его особенности.

5
Рекрутский обряд. Понятие рекрутского обряда. История возникновения. Содержание обряда. День проводов. Обряд в сегодняшнее время.

Практические занятия.
Формирование умения студентов работать с учебниками и учебными пособиями для использования материала в составлении праздничного сценария.Разработка сценария свадебного обряда.
2

Самостоятельная работа.
Составление альбома свадебного фольклора (песни, причитания, свадебная поэзия, причеты, обязательные действия).
4

Тема 3.4. Национальные праздники России
Содержание учебного материала
2

1.
Российские национальные праздники.

2
Современные праздники.

3
Национальные праздники.

Практические занятия.
Закрепление умений и навыков работы с литературой, составления опорного конспекта.
2

Самостоятельная работа.
Подбор фото- и видеоматериалов о праздниках современной России.
4

Контрольная работа
2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты иллюстраций по декоративно-прикладному творчеству, народному костюму;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- телевизор;
- DVD-плейер.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие/ А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 1997. – 234 с.
Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие/ Е.А. Костюхин. – М.: Просвещение, 2004. – 216 с.
Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа/ И.А. Панкеев. – М., 1999. М.: Просвещение, 2007. – 169 с.
Дополнительные источники:
Астапов М. Немеркнущее наследие: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
Белова О. История искусств: кр. курс лекций для ср. школы. - М.: Аквариум, ГРИППВ, 2000. – 123 с.
Емохонова Л. Мировая художественная культура: уч пособие для студентов сред. пед. уч. заведений. - М.: Academ A, 1998. – 98 с.
Сарабьянов Д. История русского искусства: конца 19 - нач. 20 в.: уч. пособие. - М.: Издательство МГУ, 1993. – 321 с.
Полевой В. Двадцатый век: изобразительное искусство и архитектура стран народов мира. - М.: Сов. Художник, 1998. – 211 с.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от истоков до 18 века. 10 кл. - М., 2007. – 156 с.
Ильина Т. История искусств: западноевропейское искусство. - М., 2008
Емохонова Л. Мировая художественная культура: уч. пособие. - М., 2007. – 96 с.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. - М. Дрофа, 2013. – 165 с.

4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:
сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;
Зачет
Устный опрос
Тест

собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;
Устный опрос
Тест

использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;
Устный опрос
Тест
Зачет

знать:
основы теории народной художественной культуры,
Устный опрос
Письменная работа
Зачет

исторические этапы развития народной художественной культуры;
Устный опрос

виды, жанры народной художественной культуры;

Письменная работа
Тест
Зачет

формы бытования, носителей народной художественной культуры;
Устный опрос
Тест

традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;
Тест
Устный опрос
Письменная работа
Зачет

региональные особенности народной художественной культуры
Устный опрос
Тест
Зачет

"$(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ВДИКМО
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· уЗаголовок 1Заголовок 215