Чехов

Как по моей интонации подобрать похожий голос. Интонации голоса и характер его обладателя. Правильная интонация: что это

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Владеть своим голосом: основные инструменты.

Какие трудности возникают у людей, пользующихся голосом, как профессиональным инструментом?

На что чаще всего «жалуются»?

  • быстро устает, не выдерживает нагрузки, невыносливость голоса;
  • «пропадает» в ответственный момент, глохнет или дрожит;
  • «невнятный», недостатки дикции и артикуляции;
  • недостаточно громкий, не «пробивает» аудиторию;
  • недостаточно гибкий для того, чтобы выразить желаемую эмоцию, настроение;
  • не устраивает темп речи (чересчур быстрый или чересчур медленный);
  • не устраивает высота речи (голос слишком «тонкий» или слишком «грубый»);
  • неприятие звучания собственного голоса, как такового («Кузнец, кузнец, выкуй мне новый голос!»);

Как правило, все эти трудности взаимосвязаны и взаимозависимы.

Утомляемость и «ненадежность» голоса связаны с телесными и психологическими зажимами, нарушениями алгоритма дыхания, недостаточною тренированностью голосовых мышц, а также с недостатками дикции. О возможных решениях этих проблем читайте в статье «Почему голос устает и как повысить его надежность?».

А мы начнем разговор с инструмента, который нам представляется самым необходимым в речи, это -

Почему так важна громкость голоса? Дело не только в том, чтобы вас услышали, (часто, тихий голос, благодаря тембру, дикции и другим параметрам, создающим «харизму», слышен даже больше, чем громкий). Громкий голос – это свидетельство природной, если хотите, - животной силы, а эта сила имеет значение в наше время немногим меньшее, чем в первобытные времена. Компания людей выезжает отдохнуть «на пленер», подышать воздухом, побыть вдалеке от городской суеты и … берет с собой оглушительно орущий магнитофон! Таким образом, человек подсознательно «метит территорию»; разучившись самостоятельно издавать громкие звуки, люди используют технику, чтобы, подобно саблезубому тигру, огласить лес громоподобным рыком: Я – Царь Зверей!

Если вы всегда говорите тихо, не можете «повысить голос», у окружающих создается впечатление, что вы сами человек слабый и безвольный. Но что же делать, если не получается говорить громче?

Прежде всего, от дыхания. Чем больше сила воздушной струи, тем звук громче: тот же принцип действует и для духовых инструментов. Но срабатывает этот принцип в том случае, если, во-первых, этому потоку ничего не мешает, дыхание свободно, и, во-вторых, звук «опирается» на диафрагму.

Громкость зависит не только от голосовых мышц и поставленного дыхания. Когда мы говорим, что голос недостаточно громкий, чаще всего мы имеем в виду не децибелы: мы просто хотим сказать, что нас не слышат. Для того чтобы нас услышали, иногда достаточно обострить дикцию: можно говорить тихо (с задней парты), но, очень четко артикулируя, так чтобы вас услышали на большом расстоянии (тот, кто «плавает» у доски).

Не меньшее значение здесь имеет направление звука. Звук, как мяч, если даже мы направляем его прямо, – полетит вниз, если чуть выше цели, – полетит по дуге и попадет «в самое яблочко». Проверьте материальность вашего звука, направляя его в разные точки пространства, на близкое расстояние, в дальний конец комнаты, за ее пределы. Позвольте ему отпрыгивать от стен, проходить сквозь стены, растекаться по потолку. Звук имеет волновую природу, подчиняется физическим законам, но управляется волей человека.

Если продолжить сравнительный ряд «звук – мяч», то

  • дыхание – это размах руки, кидающей мяч;
  • сила, с которой мы этот мяч бросаем, - напряжение диафрагмы и других голосовых мышц;
  • направление броска – направление полета голоса;
  • физические характеристики мяча, материал, из которого он сделан, его размер, форма и масса, - тембр голоса;

Тембр голоса, как еще говорят, его «окраска», - обертональный ряд, который делает неповторимым голос каждого человека. Тембр зависит от физических данных человека: объема легких, строение голосовых связок и костей черепа. Но он может существенно меняться, если мы научились направлять звук через различные резонирующие части тела: грудную клетку, живот, зубы, лоб, затылок. Именно с помощью игры резонаторов пародисты подражают чужим голосам. При владении резонаторами, «внутренними микрофонами» нашего тела, мы можем добавить голосу высокие обертона, делая его более звонким, «полетным», пробивающим пространство даже большого зала. Можем подстроить наш тембр в соответствие с характеристиками помещения, где мы говорим, находя общий резонанс со стенами, полом, потолком. Таким образом, наш голос становится достаточно звучным (да еще и красиво «окрашенным»), при минимальной нагрузке на голосовые связки.

Интонации.

Первые интонационные зерна появляются в звучании голоса человека, когда ему от роду всего несколько недель. Очень скоро после рождения в плаче и покрикивании младенца можно услышать интонации жалобы, недовольства, требования. Голос и интонации в этом возрасте – единственный способ заявить о своих чувствах и желаниях. Это базовые интонации, и в дальнейшем они только усложняются и совершенствуются.

В обычной жизни каждый взрослый человек пользуется определенным набором интонаций. Количество бытовых интонаций, как правило, сводится к трем (максимум шести). Этот «интонационный пакет» мы, в большинстве случаев, нарабатываем в детстве или получаем в наследство от родителей, и пользуемся этим наследством так же, как старой мебелью, приспосабливая ее для новых нужд. Ну и что, что в холодильнике не хранят носки – мне так удобно, я так привык.

Интонации – это главные маркеры эмоций, звучащих в нашей речи. Но! Привычные, не контролируемые сознательно интонации, зачастую не соответствуют тем эмоциям, которые мы хотим выразить. Интонации могут обманывать окружающих, внушая им их собственное настроение, вопреки смыслу произносимых слов.

Например, наша базовая интонация – требование или утверждение. Если не удастся заменить ее чем-то более подходящим, довольно сложно будет, например, признаться в любви, не отпугнув «предмет воздыханий» чрезмерным напором.

Или же интонационный рисунок речи – сплошные ламентации, жалобы: даже если такой человек будет рассказывать что-то веселое, слушателям его будет от чего-то невесело.

Могут интонации, напротив, выдавать наши чувства, когда нам это совершенно не хочется. Скажем, вы устали, хочется побыть одному, но обстоятельства таковы, что вам необходимо выглядеть энергичным и «позитивным» (например, в разговоре с потенциальным партнером). Если вы не умеете контролировать интонации, ваш собеседник непременно почувствует «слабину», и все ваши усилия окажутся напрасными.

Но, чаще всего, нам просто не хватает интонационного разнообразия, делающего нашу речь яркой, артистичной, интересной для восприятия.

Возможно ли пополнить свой интонационный арсенал и обогатить свою речь новыми интонационными моделями?

Прежде всего, надо понять, что такое интонация, какими параметрами она определяется.

Понятие интонации сложносоставное: включает в себя мелодический и ритмический рисунок, логические ударения, резкость и глубину звуковысотных перепадов, темп и тембр речи. Интонации легко можно изобразить графически. Интонацию простого вопроса – стрелкой вверх, интонацию простого утверждения – стрелкой вниз, восклицание – стрелка вверх с акцентом на вершине. Любые, самые сложные интонации, можно отобразить на бумаге, и они будут представлять собой сочетание таких вот стрелок и акцентов, причем линии могут быть выгнутыми, прямыми или ломаными, крутыми или покатыми. Вот примеры двух интонаций: довольно простой – изумления, и более сложной – недоверия.

Интонацию недоверия я называю «сложной» потому, что она содержит два различных интонационных зерна (отображенных графически): угрозы и иронии.

Для того чтобы овладеть новыми интонациями, нужно научиться приему «слушать – слышать – воспроизводить ». Прислушайтесь к речи, своей или чужой, постарайтесь, для начала, определить, когда голос идет вверх, когда вниз. Если это сразу не получается, возьмите односложное слово, вроде «да» или «нет», и поиграйте с ним, направляя голос вверх и вниз. В этом упражнении вам помогут заранее приготовленные рисунки с разнонаправленными стрелками. И если вы хотите добиться скорейшего результата, одновременно с движением голоса, рисуйте эти стрелки «хирономически», то есть при помощи движения рук, широких «дирижерских» жестов. Таким образом, постепенно наладится координация между тем, что вы видите, слышите и чувствуете, и ваша способность слышать и воспроизводить интонации будет подкреплена на визуальном и кинестетическом уровне. Научившись слышать и воспроизводить простейшие интонации, вы сможете, как из деталей конструктора, составить из них любой интонационный рисунок.

Темп речи.

Темп не может быть слишком быстрым или слишком медленным, если это продиктовано смыслом того, что вы говорите, целью, которой вы хотите достичь. Но если вы сбиваетесь на быстрый или медленный темп против своей воли, и не можете его изменить, - с этим, безусловно, стоит поработать. И в случае ускоренной, и в случае замедленной речи поможет один и тот же прием: чтение нараспев.

В случае слишком быстрой речи можно воспользоваться тем же упражнением: пропевать фразы, но уже откровенно растягивая слоги. Может быть полезен метод пародии: изобразите бабушку-сказочницу, которая произносит все слова нараспев. Пусть вам будет поначалу смешно и непривычно – смех еще никому не помешал в успешном обучении.

Качественная речь, которой владеют «аутентичные» люди, народные сказители, артисты старой, «Качаловской» школы, представители тех народов, где все еще сильна традиционная культура, - эта речь мало чем отличается от пения. Это сплошной звуковой поток, «озвученное дыхание», и паузы в нем играют роль ту же, что и в музыке: ритмической и смысловой разбивки.

В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. А те, у кого голос от природы низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им сейчас удается, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо.

«Выковать» себе новый голос еще никому никогда не удавалось без хирургического вмешательства, причем отнюдь не в области голосовых связок. Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон, раскачивая голос, при помощи певческих упражнений, вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона. Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков, о которых шла речь выше. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (на том тоне, где вы смеетесь, стонете и зеваете), полюбить свой голос, - только тогда он будет вас слушаться. По разным причинам нам перестает нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. Например, взрослая женщина хочет, по-прежнему, оставаться девочкой и ломает голос на более высокий, даже не замечая этого. И голос не прощает подобного отношения, звучит неестественно, зажимается, устает…

Подумайте, какие альтернативные возможности, кроме высоты, у нас уже есть для того, чтобы голос звучал, например, более нежно или более властно?

Да, практически, все, что уже было перечислено.

Резонаторы – с помощью подключения резонаторов головы мы можем добиться эффекта «детского голоска», не поднимая существенно тон. Используя резонаторы груди и живота, мы придаем тембру нашего голоса спокойствие и уверенность.

Утвердительные интонации, направленные вниз, с акцентом на нижнем тоне также поддержат образ уверенного человека. Незавершенные интонации, заканчивающиеся на верхнем тоне, создадут впечатление неуверенности, мягкие (по дуге), нисходящие интонации озвучивают просьбу, ласку или жалобу.

Медленный темп речи работает на имидж спокойного, надежного человека. Быстрый темп создаст вам репутацию эмоционального собеседника.

В отличие от тех, говорит невнятно и имеет привычку проглатывать буквы, оратор с четкой дикцией и правильной артикуляцией производит впечатление человека, уважающего себя и других.

В современном цивилизованном обществе аудиальная сфера находится в угнетенном состоянии по сравнению с другими репрезентативными системами. И, чем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим, тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности. Тем не менее, у нас есть все возможности для управления своим голосом, так чтобы он стал поистине нашим собственным, хорошо отлаженным многофункциональным инструментом, заточенным под те задачи, которые мы перед собой ставим.

Не стану скрывать: для овладения голосовыми навыками недостаточно прочесть статью, несколько статей, книгу, или даже десять книг по постановке голоса. Искусство звучания во многом «восточная техника», то есть передающаяся непосредственно от учителя к ученику, и изучать его по книгам невозможно. Книги могут служить источником новой информации и хорошим подспорьем в овладении техникой, но лишь под руководством опытного наставника.

Цель этой статьи – помочь осознать читателю профессиональную и личную необходимость овладения голосовыми навыками, а также поверить в то, что у каждого такая возможность есть. Возможность изменений, возможность сделать шаг из себя – к себе.

Для этого надо помнить, что

  • уникальный голос и слух даны каждому человеку от рождения;
  • голос – инструмент, орган, продолжение нашего тела;
  • управляешь голосом – управляешь собой – управляешь ситуацией.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Что такое интонация? Виды интонации

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

В узком смысле интонация понимается как “движение голосового тона” и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин “интонация” обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Фонетика современного русского языка, 2010.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо – вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Что такое интонация? Виды интонации

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при – дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Кружок в детском саду умелые ручки Учебное заведение: МБДОУ. Детский сад №153 Наименование материала: методическая разработка Тема: План работы кружка "Умелые ручки" группе на 2015-2016...

Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников... Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников. Содержание и теория дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государс...