Семья

Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса. !!Второй этап - «работа с подростками»!! Составные части психологического здоровья человека

Здоровьесберегающие технологии.

Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в наш век становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно делать зарядку, заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия спортом на «потом», обещая себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела.

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое главное – это учиться. А можно ли учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. НО практически очень мало в семьях говорят родители детям: "Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!"

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей, да и от учителей тоже: «Ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Взрослые, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Многие учебные заведения все свои усилия направляют на то, чтобы изменить содержание учебного процесса, максимально его интенсифицировать, при этом обрекая своих учащихся на многочасовую подготовку к урокам..

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы.

Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем – нибудь, в квартире появляется компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно 3 – 4 часа, упиваясь играми.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и телевидение, и телефоны.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблема концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Помимо семьи, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять школа.

Помимо уроков физкультуры хочется остановиться на физминутках. Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. В большинстве же случаев наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о том, что на уроке присутствует кто–то посторонний, призванный контролировать учебный процесс. Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса. Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется.

Двигательные переменки могут помочь сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также успешны на других предметах. Возможность для такого ученика подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях. Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать совершенно невероятного.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть, расслабиться. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Оздоровительные минутки проводит учитель – предметник на своих уроках. Он может проводить их сам или с помощью подготовленных учащихся – инструкторов. Можно осуществлять проведение оздоровительных минуток, предоставив возможность учащимся самим проявить инициативу в их проведении. Главное – заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке.

  1. Игровые минутки проводятся по единому расписанию.
  2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
  3. Благодаря разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения.
  4. Постоянство в проведении игровых перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться.
  5. Двигательные минутки изменяют отношение учащихся к урокам физкультуры, учителям-предметникам.
  6. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся.
  7. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды.
  8. Главная цель игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело.

Литература

  1. Азаров Ю. П.Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М. 1993.
  2. Дадонов Б. И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. М.1981.
  3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.М. 2004.
  4. Парыгин Б. Д. Социально – психологический климат коллектива. Л.1984.

Елена Воронова
Психологическое здоровье участников образовательного процесса

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА »

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья , проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья . Между тем, современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. В современных определениях здоровья – значимой его характеристикой выступают психологические аспекты .

Итак, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психически здоровый человек – это , прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда и тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Таким образом , можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека : эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т . п. Но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой.

Создавая в образовательном учреждении здоровую , безопасную психологическую среду мы в первую очередь должны заботиться о психологическом здоровье всех участников образовательного процесса : обучающихся, родителей и педагогов. Эмоциональное состояние как школьников, родителей, так и учителей является значимым для психологического комфорта образовательного учреждения .

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья , но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Психическое здоровье ребенка - важнейшее составляющее качество его жизни. Поэтому, чтобы максимально сохранить его психическое здоровье , необходимо создать условия для того, чтобы школьник ощущал удовлетворенность собственной жизнью и комфортно чувствовал себя в своей социальной роли учащегося.

Основными направлениями работы психологической службы по формированию «психологического здоровья » школьников являются :

1)Психодиагностика

2)Развивающая и психокоррекционная работа

3)Консультирование

4)Просвещение.

1) В течение каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся , включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению состояния ведущих психологических параметров здоровья : психоэмоциональное состояния учащихся , адаптация учеников к школьным условиям, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся, межличностные отношения и другие.

2)Развивающая и психокоррекционная работа направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья , решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия . Для учащихся начальной школы проводятся систематические занятия «Я и мои друзья» - в 1 кл, «Учимся играя» - во 2 кл., «Дорогою добра » - в 3 кл., «По дороге в пятый класс» - в 4 кл.

Для подростков проводятся тематические классные часы. Старшеклассники психологически готовятся к осознанному выбору будущей профессии и сдаче выпускных экзаменов. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.

3)Консультирование. В школе проводятся индивидуальные консультации с обучающимися, родителями, а также классными руководителями по результатам обследования учащихся.

4) Просветительская работа представлена такими формами работы как : организация выступлений на родительских собраниях , через информационные стенды.

Для сохранения психического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое здоровье педагогов .

Вопрос о психологическом здоровье учителя стал в последнее десятилетие особенно актуальным. Исследования психологической сущности этой профессии позволили установить, что она требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени. Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на психологическое здоровье учителя .

Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является профессиональное выгорание. По данным Н. Е. Водопьяновой, подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание деятельности которых отличается такими признаками, как :

«высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

Большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

Высокая ответственность за результаты общения;

Определенная зависимость от партнеров по общению;

Необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;

Частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

Конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием».

Синдром выгорания по определению этого же автора представляет собой «набор негативных психологических переживаний , возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения».

Я предлагаю вам выяснить уровень вашего выгорания.

ТЕСТ «Профессиональное выгорание»

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья .

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания» , позволит "быть на дружеской ноге" со своими учениками и со своей работой.

«лечите» добром.

обращаетесь с ребенком «психологическая пощечина » ребенку.

Памятка

нравится

(она)

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков)

«вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть»

(даже дни)

работой

9. Купите (если у вас еще нет такого)

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

2. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

3. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

4. Не унижайте ребенка криком.

5. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

6. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

7. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

8. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком . Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина » ребенку.

Памятка «9 профилактических правил для всех и каждого»

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится : плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков) . Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой : вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться в лес и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Ответы могут быть : почти никогда, иногда, часто, почти всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются таким образом : почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов : суммарный показатель

менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний;

выше 12 - высокий показатель эмоционального выгорания.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы увидели необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. А «духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному» .

Духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности - Истину, Красоту, Добро - и пытается реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и общении. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов 2 солидаризируются с Мишелем Фуко , который называет духовностью «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины».

Поэтому весьма перспективным является подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих такого здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, выше-

стоящих лиц, власти, традиций и т. д.» (1971, с. 112). Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой, а перестройка общества должна вестись путем создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психологического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. А. Маслоу считал, что самоак- туализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству (1970).

Несколько иной, но в том же контексте развития зрелой личности, подход к решению проблемы психологического здоровья мы видим у некоторых других крупных ученых. Так, Виктор Франки пишет: «У каждого времени свои неврозы... Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена А. Адлера , сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты...» (1990, с. 24). Он приводит высказывание А. Эйнштейна , который заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только не счастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

В . Франкл в толковании идеи стремления к смыслу солидаризируется с Шарлоттой Бюллер , согласно теории которой полнота, степень самоисполненности зависят от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность называется у Бюллер самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условиями сохранения психического здоровья. Причем под самоосуществлением Ш. Бюллер имеет в виду осуществление смысла, а не осуществление себя, или самоактуализацию.

Самоактуализация - это не конечное предназначение человека, утверждает В. Франкл. Он пишет: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя...» и продолжает: «Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания...» (1990, с. 59).

Он же утверждает, что смысл - это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое-нибудь дело. Надо найти это дело, этот смысл, а у ребенка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим (Франкл В., 1990, с. 39-40).

По существу, эту же мысль высказывает С. Л. Рубинштейн , говоря о том, что идеал - это идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека, и идеальный человек - это человек, в котором реализованы все его возможности по приближению к идеалу (1976, с. 363-365).

Не вводя в свое повествование термин «психологическое здоровье», именно о таком здоровье беспокоился Я. Корчак , когда писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, оно последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой его духа, силой его требований и намерений. Вежлив, послушен, хорош, удобен, и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен» (1990, с. 24).

Взрослые не часто задумываются над тем, ради каких ценностей будет жить в будущем сегодняшний малыш, ребенок, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования. Полезно прислушаться к Н. А. Бердяеву , который отмечал, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой» .

Поэтому психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.

Так, для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (не только в учебной деятельности).

Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой- либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.

Однако принципиальная ориентация ребенка на развитие активности, самодеятельности, а не на следование внешним рекомендациям сама собою не возникает, а требует специальной работы взрослых в этом направлении.

Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Взрослым следует помочь ребенку овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира, помочь ребенку увидеть красоту и сложность этого мира, научить радоваться жизни как таковой, стать хозяином самого себя. Прислушаемся к А. Ф. Лосеву , который говорил о том, что «личность есть - такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит с собою и сам же соотносит со своим окружением» (1989).

Итак, главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.

  • 2 Цит. по: Франки В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 93.
  • См.: Зинченко В. Я, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. - М., 1994. - С. 273.
  • Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990. - С. 274.

Екатерина Меньщикова
Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса»

1. Психологическое здоровье человека

2. Составные части психологического здоровья человека

3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека

Список использованной литературы

1. Психологическое здоровье человека

Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом).

Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.

Основные свойства благополучных и здоровых людей: оптимизм, эмоциональное спокойствие, умение радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к благоприятным и неблагоприятным ситуациям.

Адаптация к благоприятным условиям – это испытание медными трубами, когда человек быстро достигает успеха, но при этом нарушил свое психологическое здоровье.

Адаптация к неблагоприятным условиям – использование их для самоизменения, для своего роста и развития

Портрет психологически здорового человека.

Это человек – спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей, умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций, его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).

Психологическое здоровье, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

В. Э. Пахальян - в соответствии с кот. психологическое здоровье - это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности, кот. позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.

Критерии психического здоровья Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Психологическое здоровье и его критерии.

Определение критериев психологического здоровья человека методом “Мозгового штурма”.

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека: Соблюдение собственных интересов. Социальный интерес. Самоуправление. Высокая толерантность к фрустрации. Гибкость. Принятие неопределенности. Преданность творческим занятиям. Научное мышление. Принятие себя. Рискованность. Отсроченный гедонизм. Антиутопизм. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

2. Составные части психологического здоровья человека

Самоотношене (аксиологическая) – положительное отношение к себе и к другим, ценность собственного я, абсолютное принятия себя, при достаточном познании себя, принятие других вне зависимости от пола, возраста, профессии, национальности. Предпосылкой этого – личностная целостность, принятие и вступление в диалог со своим темным началом, умение разглядеть светлое начала в других и по возможности вступать во взаимодействие с ним, дать право на существование темного начала.

Изучение у педагогов отношения к себе “Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей” (Метод парных сравнений В. В. Скворцова)

Рефлексия (инструменталльная) – личностная рефлексия, владение человеком рефлексией как средством самопознания, концентрирование своего сознания на себе, на своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Предпосылка этого – умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, открытость и свободность в проявлении чувств без причинения вреда другим, осознания причин и последствий поведения своего и окружающих.

Изучение у педагогов способности понимать чувства по выражению мимики, лица и тела.

Саморазвитие (потребностно-мотивационная) – потребность в саморазвитии. Человек имеет внутренний источник активности, полностью принимает ответственность за свое развитие, становится автором своей автобиографии.

Самоотношение, рефлексия и саморазвитие находятся в постоянном взаимодействии. Позитивное самоотношение, развивает позитивную (а не невротическую) рефлексию, а саморазвитие способствует изменению самоотношения.

Отсюда вытекают задачи психологической поддержки детей: обучение положительному самоотношению и принятию других, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии.

Уровни психологического здоровья ученика

1) Высший уровень (креативный) – дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. В этом случае психологическая поддержка не требуется.

2) Средний уровень (адаптивный) – дети, в целом адаптированные к социуму, но имеющие несколько повышенную тревожность. Психологическая поддержка в этом случае профилактически-развивающей направленности.

3) Низший уровень (дезодаптивный) – дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения конфликта ассимилятивные или аккомодативные средства.

Ассимилятивный стиль поведения – стремление человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Это рождает ригидность – попытка человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Аккомодативный стиль поведения – активно-наступательная позиция, стремление подчинить окружающих своим потребностям. Это рождает негибкость поведенческих стереотипов, преобладание экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

Психологическая поддержка в этом случае необходима.

3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека

Объективные факторы (факторы среды)

1. Неблагоприятные факторы взаимодействия: дефицит общения с матерью, переизбыток общения – или гиперопека (приводит к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка) характерное для современной семьи.

Перевозбуждение и сверхстимуляция имеет несколько разновидностей:

– мама все время около ребенка, т. к. без него ощущает пустоту и одиночество.

– гиперопека направлена на одну функцию (пищеварение: питание, горшок, на которую направлено повышенное внимание.

– чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, структурная неорганизованность, неупорядоченность, анархия жизненных ритмов (ребенок получает то много тепла, то надолго остается в одиночестве).

формальное общение, т. е. общение, лишенное эротических проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Это мать, стоящая отношения с ребенком по книгам и рекомендациям, советам врача или просто эмоционально не включенная в процесс ухода за ребенком (сдает экзамены).

Последствия этого влияния – может сформировать тревожную привязанность и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти нарушения часто бывают устойчивы и сохраниться до младшего школьного возраста и могут далее приобретать свои возрастные оттенки.

2. В период раннего детства (1-3 лет) – важны отношения с матерью, но становятся важными взаимодействия с отцом. В этот период особо значим для формирования «я» ребенка, которое должно освободиться от поддержки «я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и разграничения себя как отдельного «я». Итог раннего возраста – формирование автономности, самостоятельности. Для этого матери надо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.

Неблагоприятные факторы взаимодействия матери ребенком:

– слишком резкое и быстрое отделение (выход на работу, рождение второго ребенка, б) продолжение постоянной опеки над ребенком (свойство тревожной матери).

– запрет на проявление агрессивности, следствие этого – полное вытеснение агрессивности (Агрессия – естественное проявление детской активности).

– неправильный процесс воспитания опрятности ребенка (приучение к горшку) – излишне строгое и быстрое приучение к опрятности, может вызвать в ребенке протест и борьбу за самоопределение.

Благоприятные факторы взаимодействия отца с ребенком в период становления его автономности:

– физически и эмоционально подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами.

– выступает прообразом внешнего мира. Тогда освобождение от матери – это не уход в никуда, а уход к кому-то.

– отец – менее конфликтный объект, чем мать и становится источником защиты.

Факторы риска при формировании автономности и самостоятельности – невозможность или нежелание отца находится в этот период рядом с ребенком.

4. Неблагоприятное взаимодействия в семье - один из основных факторов риска

– взаимодействие по типу «Ребенок – кумир семьи» (удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи).

– отсутствие одного из родителей.

– конфликтные отношения между ними (может привести к половой идентификации или развить невротические симптомы: энуреза, истерических приступов страха, фобий, в некоторых случаях может характерно изменить поведение: сильно выраженная общая готовности к реагированию, боязливости, робости, покорности, склонности к депрессии, к слабой аффектности и фантазии. Но на эти изменения часто обращают внимание много позже, когда они перерастают в школьные трудности)

– родительское программирование. С одной стороны оно дает усвоение нравственный культуры (предпосылки духовности, с другой стороны из-за чрезвычайно выраженной потребности в любви, ребенок, стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется приспособившийся ребенок, который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность

4. Факторы риска, обусловленные детскими учреждениями

Встреча с первым чужим значимым взрослым (после родителей) воспитателем, которая часто определяет его последующие взаимодействия со значимыми взрослыми. Это первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Воспитательница не замечает около 50%, направленных к ней обращений детей. Это приводит к росту самостоятельности ребенка и снижению его эгоцентризма. Но может привести к фрустрации потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Возникает ситуация и для выявления внутреннего конфликта, при конфликтных взаимоотношений со сверстниками. Этот в конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей т возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

Субъективные факторы (внутриличностные факторы)

1. Особенности темперамента

Темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций, в реактивности (силе реагирования к вызвавшему реакцию стимулу).

К свойствам «трудных» темпераментов относят: неритмичность, низкая адаптивность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность.

1.1. Слабая реактивность – слабая реакция на интенсивное стимулирование. Им нужно замечание, плохая оценка для увеличения деятельности,

1.2. Высокая реактивность – сильная реакция даже на небольшие стимулы. Им достаточно строго взгляда, чтобы понять недовольство педагога. Высокореактивным присуща повышенная тревожность и низкий порог возникновения страхов, сниженная работоспособность и способность к саморегуляции, слабая настойчивость, низкая эффективность действий, неумение приспосабливать свои цели к реальному положению вещей, неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Все эти свойства темперамента мешают социальной адаптации, учебе, и, конечно, плохо воспринимаются взрослыми. Поэтому становятся существенными факторами риска нарушения психологического здоровья. Но они также являются свойством ребенка, и для них трудно найти адекватные воспитательные воздействия.

2. Особенности отношения к событиям

Экстроверты – менее стрессоустойчивы, т. к. в неприятностях не видят закономерностей и воспринимают их как случайное событие, не связанное с их личным участием.

Интроверты – более стрессоустойчивы, т. к. обладают внутренним контролем и самооценкой, чувством собственного предназначения и собственных возможностей.

3. Стрессоустойчивость

Характеристики стрессоустойчивости – контроль, самооценка, критичность, стрессоизменчивость. Они перекликаются с компонентами психологического здоровья: самопринятие, рефлексия и саморазвитие.

4. Критичность – это степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. У уравновешенного человека стремление к риску (тенденция к изменению) и безопасности (тенденция к сохранению стабильности) находятся в оптимальном равновесии. Это равновесие одновременно развивает и предотвращает саморазрушение.

5. Самооценка

5.1. Высокая самооценка – отсутствие взгляда на события как на тяжелые и стрессовые.

5.2. Пониженная самооценка – повышает уровень страха и тревожности, восприятие себя как неспособных противостоять угрозе, и потому неэнергичны в отстаивании своих прав, склонны избегать трудности, т. к. убеждены, что не справятся с ними.

6. Стрессоизменчивость – поиск внутренних сил в самом себе и позитивное изменение себя в трудной ситуации (фрустрация, кризис, стресс).

7. Излишняя комфортность среды

Это риск воспитать скучную, малоинтересную и нежизнеспособную личность. Факторы риска заставляют ребенка стремиться выжить, обучают и развивают. Это объясняет, почему не все дети в неблагоприятных условиях добиваются жизненных успехов. И наоборот, дети из комфортной среды требуют психологической поддержки, у них может развиться апатия, невроз (недостаток инициативы и интереса). Часто в находясь в абсолютном эмоциональном комфорте, начинают искусственно создавать необходимое напряжение и ситуацию нужды. Но следует все-таки напряжение чередовать с расслаблениями (расслабление – это не просто изменение условий деятельности, полное прекращение или замена ее другой). Необходим баланс между фрустрацией и потаканием желаниям ребенка. Определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребностей, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой. А полной отсутствие конфликта у младенца мешает его возможности обогащения своей личности и усиления способности к творческой деятельности.

7.1. Препятствия

Препятствия вызывают активность у субъекта, порождают потребность искать, находить способы овладения ими, вырабатывать стратегию преодоления. Трудные ситуации позволяют накопить опыт борьбы, стимулируют активность, способствуют личностному развитию, добиться сверхкомпенсации, если степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психического и физического здоровья. Педагогическая задача не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.

8. Общий фон настроения

Хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым. Пессимизм – понижает стрессоустойчивость. Настроение детей во многом зависит от внешних факторов, т. к. у них еще нет (как взрослых) саморегуляции и во многом определяется настроением взрослых. Поэтому важно, чтобы человек, занимающийся детьми имел жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора. Способность быть счастливым развивается с детства. Взрослый формирует у ребенка радостное восприятие жизни, учит находить разнообразные источники положительных эмоций (лучше не материальные) и быть счастливым.

Оптимизм - способ психологически здорового человека адекватного объяснения и описания неудачи, отсутствие самообвинения и неправомерности ее обобщения (на всю оставшуюся жизнь). Для формирования оптимизма у детей можно постоянно фиксировать их внимание на прогрессе, на положительных изменениях, проводить анализ причин этого прогресса Фокусировка на прогрессе создает положительную атмосферу, заставляет обращаться к собственным ресурсам, развивает собственные силы.

1. Формировать умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

2. Формировать умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, формировать личностную рефлексию.

3. Формировать умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

4. Формировать эмоциональную децентрацию и произвольность регуляции поведения.

Список использованной литературы

1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, 2000 г

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992.

3. Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование акгивности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1985. - С. 45-49.

4. Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. - Кировоград, 1992.

5. Леснова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первоклассников в школе. Метод. Рекомендации для школьных психологов, Одесса, 2001

6. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. - М., 1991.

7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе - М., 1999.

8. О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина. Маленькие игры в большое счастье или как сохранить психическое здоровье дошкольника. - Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

9. Под ред. Дубровиной В. Н. Практическая психология образования. - Творческий центр, Москва 2000.

10. Попова В. М. Возрастная психология. – М. : ИЙГАС, 1999.

11. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. - Рос-тов-н/Д, 1994.

12. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. - Рос-тов-на/Д, 1996.

13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании. - М., 1995.

14. Семиченко В. А. Психология личности. - К. : Изд-во Ешке О. М., 2001.

15. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. Ростов-на-Дону, 1992.

Тема: « Сохранение психологического здоровья участников образовательной среды »

    Введение…………………………………………………………………..3

    Психологическая безопасность образовательной среды………………4

    Риски и угрозы психологической безопасности в школе……………..5

    Заключение………………………………………………………………..9

    Литература………………………………………………………………10

Введение.

В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. По данным Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. В. Н. Мясищев писал: «Нервность в детском возрасте, будучи неизлечимой, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни всю жизнь».

Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов.

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Так, педагог, который, оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нём совесть. В действительности он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами. С другой стороны педагогическая профессия выливается в напряжённый труд и учитель сам нуждается в психологической помощи и поддержке. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями: непредвиденные конфликты с учащимися, игнорирование требования учителя, перегруженность поручениями и др.

Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.

Психологическая безопасность образовательной среды

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Считается, что обеспечение безопасности является одной из приоритетных задач любого государства.

Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии.

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Как обстоит дело с психологической безопасностью в образовательном учреждении? Многие современные ученые-психологи озабочены поиском решения именно проблемы.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп;

2. состояние сохранности психики человека;

3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз;

4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников ;

5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Школа, как и другие образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Психологическая безопасность учащихся, учителей, родителей может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод.

Риски и угрозы психологической безопасности в школе.

Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним - неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.

На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.

Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы и участия педагогов при наличии жесткой дисциплины; отсутствие толерантности к представителям других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям, предъявляемым к учащемуся образовательным учреждением; чрезмерная нагрузка и увеличение объема знаний, необходимых для того, чтобы соответствовать этим требованиям; неправильное и неравномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года; страх ожидания экзаменов, непосредственно сам экзаменационный стресс; постоянно возрастающая конкуренция и конкурс результатов ЕГЭ и аттестатов при поступлении в ВУЗ – все это уменьшает способность образовательной среды быть безопасной.

И наоборот, доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Баева И.А. также считает, что главным механизмом, способствующим созданию психологической безопасности в образовательной среде является внутриличностное общение, способствующее движению личности и самоактуализации и определяющее позитивную «Я-концепцию». Функционирование внутриличностного общения такого рода возможно только при определенном качестве непосредственного и опосредованного межличностного общения. Значимой характеристикой является отказ от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы психологического сопровождения в школе. Ее реализация возможна через применение программ и технологий, обеспечивающих устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованных всем участникам учебно-воспитательного процесса. Психологическое сопровождение как идеология и комплексный метод (как модель организации психологической работы в системе образования) наиболее созвучен идее обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Целью деятельности службы психологического сопровождения является укрепление и поддержание психического здоровья участников образовательной среды. Итогом работы является психологически здоровая личность.

В качестве основных понятий в области изучения образовательной среды и ее психологической безопасности являются «риск», «опасность», «угроза».

Могут быть в образовательной среде следующие факторы риска: низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья. Объединяя все это, можно выделить такие факторы риска.

1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков. распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);

2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. - все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);

3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.

Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых - утрата здоровья, а психологической - психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении.

Также опасностям и угрозам психического здоровья школьников можно отнести трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся при выполнении домашних заданий. Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы, обеспечивающим состояние психического здоровья ее участников, является защищенность от насилия во взаимодействии.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов) и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям.

Рост насилия в педагогической среде связан с возрастанием насилия и агрессивности в обществе в целом и с низким культурным уровнем и моральным (этическим) воспитанием, а иногда отсутствием такового в частности.

Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды в школе.

Поэтому необходимо отметить, что в современных образовательных организациях должны создаваться такие условия, чтобы психологическая безопасность образовательной среды была ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз, с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.

Безопасная образовательная среда обеспечивает психологическое благополучие, и как следствие, гармоничное развитие психически здоровой личности, и наоборот, – неблагоприятная обстановка, низкий уровень безопасности способствуют формированию психологического неблагополучия, у которого бесчисленное количество вариантов проявления: возможны различные варианты девиантного поведения, развитие психопатий, неврозов, депрессий, суицидов и т.д.

Цель обеспечения эмоциональной безопасности образовательной среды – минимизация отрицательных эмоций (страха, гнева, отвращения, печали), переживаемых ученикам, учителями и родителями как субъектами педагогического процесса, и увеличение качества и количества положительных эмоций (радости, удовольствия, интереса).

Заключение

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса.

Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Участники конфликта должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Такие занятия оказываются очень полезными, дают возможность свободно выражать свои чувства, высказывать свое мнение, делиться и проявлять негативные эмоции, которые вызывают агрессию, возможность «выплеснуть» эту агрессию, не причиняя вред другим людям, и находя при этом понимание и поддержку товарищей и психолога, внимание группы акцентируется на поступках, а не на личности.

Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия.

Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего члена общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.

Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения.

Литература

Аверин В.А. А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие.-2-е изд., перераб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка С. 372-379.

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

Березина Т.Н.Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22.

Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 2. - С. 36-40.

Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М., 2011. - 23 с.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 1996.-312 с.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. - М.: Экон-Информ, 2008. - С.5-11.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. - 2013. - 9. - C. 897 - 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - 4. - C. 1 - 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html