На свободную тему

Древнегреческий астроном клавдий птолемей создал первую научную. Птолемей клавдий краткая биография вклад в науку. Альмагест - книга о наблюдения всех небесных тел

Максим Галкин Максим Александрович Галкин. Родился 18 июня 1976 года в Наро-Фоминском районе Московской области. Российский пародист, юморист, телеведущий, киноактёр и певец. Максим Галкин родился 18 июня 1976 года в Московской области. Имеет еврейские корни по матери. Отец - Александр Александрович Галкин (1935, Буланово - 2002, Москва) - генерал-полковник танковых войск. С 1987 по 1997 год возглавлял Главное автобронетанковое управление Министерства обороны РФ, депутат Госдумы РФ второго созыва (1998-1999). Мать - Наталья Григорьевна (1941, Одесса - 2004, Израиль) - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, работала в Институте теории прогноза землетрясений РАН. "Родился я в Москве, хотя мы ездили много. Мама из Одессы, отец с Урала, из небольшой деревни, село Буланово Октябрьского района Челябинской области, если быть точным", - рассказывал артист. У него есть старший брат, который вслед за отцом тоже стал военным, а затем бизнесменом. "Кроме любви, мои родители мне ничего не давали. Я с детства видел только любовь, я никогда не видел раздрая в семье. Семья была самым главным в жизни. Я видел отношения родителей, видел, как мама посвящает себя отцу и как отец посвящает себя маме, а как мой дед - моей бабушке. Дед, мамин отец, был очень мудрым человеком. Моя мама - чистокровная еврейка.

Дед прошел войну, закончил полковником, его представляли к званию Героя Советского Союза и к званию генерала. И то и другое он не получил", - говорил Максим об атмосфере, царившей в его семье. Максим Галкин в детстве с мамой Когда Максиму было 3 года, семья жила в Германии. В семь лет семья переехала в Одессу, куда перевели его отца, получившего звание генерал-майора. В Одессе Максим отучился первые три класса школы и занимался в детской художественной студии. Затем семья переселилась в Бурятию и до пятого класса Максим учился в школе № 5 города Улан-Удэ. Детство Максима прошло в военном городке Сосновый Бор Республики Бурятия, в 30 км от города Улан-Удэ и 100 км от озера Байкал, где он часто бывал.

Потом семья вернулась в Москву. Позже родители Галкина разошлись. Максим остался с матерью, которая последние годы жизни провела в Израиле. Максим Галкин в детстве Максим с детства проявлял артистический талант. Играл в школьных спектаклях, перепробовал себя в самых разнообразных амплуа: он играл роли Собаки, Старика-алкоголика, Остапа Бендера, царя Соломона, графа Нулина, дона Карлоса. "Обезьянничал я с детства, изображал, как мама по телефону разговаривает, изображал ее подруг, учителей в школе", - вспоминал он. В средних классах школы активно начал упражняться в пародии. В компаниях он изображал одноклассников, учителей, директора. В шестом классе у Галкина состоялся первый творческий вечер: он устроил кукольное представление, где разными голосами говорил за кукол. "Я хотел сначала стать архитектором, потом зоологом, потом журналистом, потом артистом. В результате выбрал образование на стыке того, что мне нравилось, - лингвистику", - говорил Максим.

В 1993 году окончил московскую гимназию на Юго-Западе № 1543 и в том же году поступил в Российский государственный гуманитарный университет на факультет лингвистики, который окончил в 1998 году. После этого поступил в аспирантуру, где работал над кандидатской диссертацией по теме «Соотношение стилистических систем оригинального и переводного текстов», в которой предполагалось рассмотреть переводы на русский язык трагедии Гёте «Фауст» и сделать анализ их стилистических различий. В 2009 году ушёл из аспирантуры. Владеет французским, английским и немецким языками. Артистический дебют Галкина состоялся в апреле 1994 года: он выступил в спектакле Студенческого театра МГУ «Фонтаны любви к ближнему». Позже принимал участие в спектакле «Кабаре 03». В июне 1994 года в Театре эстрады участвует в программе «Дебюты, дебюты, дебюты», где в числе пародий исполнял «речи» Жириновского и Ельцина. С тех пор артистическая карьера пошла в гору. Так, на одном из концертов его заметил Борис Брунов и пригласил в свой Театр Эстрады. Одно время Галкин выступал там, затем полтора года гастролировал с Михаилом Задорновым, который называл Максима своим «преемником». Максим Галкин. 1994 год В январе 2001 года получил грант премии «Триумф». В апреле 2001 года получил премию «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге. В июле 2001 года на фестивале «Славянский базар в Витебске» состоялся первый сольный концерт Галкина. С этого момента сольные выступления артиста становятся регулярными.

С октября 2001 года попробовал себя в новом амплуа - начал петь. Его первым вокальным опытом стала песня «Будь или не будь», которую он исполнил дуэтом с Аллой Пугачёвой. Впоследствии Галкин выступал и снимался с ней в передаче «Новогодняя ночь на Первом канале» и в «Рождественских встречах». Галкин активно гастролирует по России. Многие шоу-мероприятия на федеральных телеканалах не обходятся без его участия. С февраля 2001 по сентябрь 2008 - ведущий телевикторины «Кто хочет стать миллионером?». В 2002-м концерт «А мне - 26!» в Государственном Кремлёвском дворце вышел в новогоднюю ночь на Первом канале между «Итогами года» в программе «Время» и Новогодним обращением Президента Российской Федерации. С октября 2004 года по декабрь 2006 года - постоянный ведущий музыкального фестиваля «Новые песни о главном» («Первый канал»). В 2007 году был соведущим во втором сезоне телепроекта Первого канала «Две звезды» в паре с Аллой Пугачёвой. Также был автором и ведущим новогодних программ на Первом канале. В 2008-2012 гг после ухода с Первого канала вел шоу «Звёздный лёд» (2008), с 2009 - ведущий шоу «Танцы со звёздами» на канале «Россия-1». С 2009 по 2015 год вёл шоу «Танцы со звёздами» на канале «Россия-1». В 2010-м начал новый проект на телеканале Россия «Кто хочет стать Максимом Галкиным?», который просуществовал восемь месяцев. В сентябре 2010 года программу заменили на другое шоу - «Десять миллионов». В 2010 и 2011 годах вёл «Стиляги-шоу». В 2011 году вёл телепередачу «Добрый вечер с Максимом». В 2011 году - соведущий Аллы Пугачёвой в программе «Утренняя почта» на украинском телеканале «Интер». С 6 мая по июль 2012 года - член жюри (с Владимиром Зеленским) программы «Рассмеши комика» (российская версия). В 2011-м вёл программу «Добрый вечер с Максимом». Снимался в клипе с Аллой Пугачёвой на песню «Будь или не будь» (2001). Максим Галкин и Алла Пугачева - Будь или не будь С 2 марта 2014 года - член жюри пародийного шоу «Один в один!». С 20 сентября 2015 года по 1 января 2016 года - участник нового сезона шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Перевоплощался в Шарля Азнавура, Стаса Михайлова, Анну Герман, Тилля Линдеманна, Митхуна Чакраборти, Марию Каллас, Бориса Гребенщикова, Александра Вертинского, Гару, Даниэля Лавуа и Патрика Фьори, Николая Воронова, Аллу Пугачёву и Фёдора Шаляпина.

По итогам конкурса стал победителем (совместно с Евгением Дятловым), набрав 273 балла. Также получил приз зрительских симпатий.

Личная жизнь Максима Галкина:

Рост Максима Галкина: 178 сантиметров. Женат на известной российской певице Алле Пугачевой. Как признавала Алла Борисовна, встречаться с Максимом Галкиным они начали еще в 2001 году, когда она была замужем за Филиппом Киркоровым. "Я, конечно, был поклонником, безусловным поклонником Аллы. Для меня она, как и для многих, для большинства людей в этой стране, была какой-то такой... значимой фигурой. И сначала я познакомился с той Пугачевой, которую все знают. Я ее пригласил на танец на дне рождения нашего знакомого. До этого меня с ней познакомил Киркоров на «Славянском базаре», о чем до сих пор Филя периодически жалеет. Уже сейчас в шутку, но все равно... А через два месяца мы встретились на этом дне рождения в «Метрополе». И я ее пригласил на танец. А потом взял у нее телефон и позвонил", - рассказывал Галкин историю знакомства с Пугачевой. С 2005 года, когда Алла и Филипп официально развелись, пародист и певица стали жить вместе. А законным супругом Аллы Пугачевой Максим Галкин стал 23 декабря 2011 года. У них 27 лет разницы в возрасте. К десятилетию отношений звездной пары канал НТВ подготовил фильмы «Алла+Максим. Исповедь любви» и «Алла и Максим. Всё продолжается!». Максим Галкин и Алла Пугачева В сентябре 2013 года супруги стали родителями близнецов. Елизавета и Гарри - дети Максима Галкина и Аллы Пугачевой, рождены 18 сентября суррогатной матерью в филиале сети медицинских клиник Марка Курцера «Мать и дитя», расположенном в подмосковном посёлке Лапино. Максим Галкин, Алла Пугачева с Гарри и Лизой Сейчас супруги живут в замке в подмосковной деревне Грязи. Там же растут и воспитываются дети Максима Галкина и Аллы Пугачевой.

Полное имя: Максим Александрович Галкин

Сценические псевдонимы: Максим Галкин

Возраст: 42 года

Отец: Александр Александрович Галкин

Мать: Наталья Григорьевна Галкина

Знак зодиака: ♊ Близнецы

Место рождения: Россия, Наро-Фоминский р-н, Московская обл.

Национальность: русский

Рост: 180 см

Семейное положение: состоит в браке (Алла Борисовна Пугачева)

Дети: Елизавета Максимовна Галкина, Гарри Максимович Галкин

Деятельность: юморист, пародист, телеведущий, актер, певец, шоумен

Годовой доход: 4.8 млн. долларов (2017 год)

Инстаграм: @maxgalkinru

Биография

В стране мало найдется людей, которые не знали бы юмориста и телеведущего Максима Галкина. Он часто гастролирует за пределами России, поэтому шоумена узнают даже иностранцы. Его биография интересует многих поклонников, хотя сам артист никогда не скрывал подробностей своей жизни.

Семья Максима Галкина: родители и брат

Семья артиста никогда не была публичной. Отец и брат Максима – военные, а мать посвятила свою жизнь науке. Галкин неоднократно признавался журналистам, что никогда не думал, что станет знаменитым человеком. Воспитанный в семье настоящих интеллигентов, он должен был стать ученым или писателем, успешной артистической карьеры Максима не ожидал никто.

Максим Галкин с отцом и матерью

Сейчас мужчину знает вся страна. Он достиг творческих вершин и реализовал себя как артист юмористического жанра, но все свободное время проводит с женой и детьми.

Отец Максима Галкина

Отец артиста Галкина – генерал-полковник бронетанковых войск. Александр Александрович по национальности русский, родился в Челябинской области в 1935 году. Серьезно относился к работе, получил пост депутата Госдумы, занимал управляющую должность в Министерстве обороны. Он является лауреатом Государственной премии РФ в области науки и техники, всю свою жизнь посвятил техническому обеспечению войск.

Максим с отцом в детстве

В 2002 году артист получил известие о кончине отца. Он умер от рака, который не удалось вылечить ни лекарствами, ни хирургическим вмешательством. Максим с теплом вспоминает о своем мужественном и сильном отце, который развил в нем силу духа и целеустремленность.

Мать Галкина

Наталья Григорьевна родилась в Одессе в 1941 году. Имеет еврейские корни, всю жизнь проработала в научной сфере, являлась кандидатом физико-математических наук. Сотрудник института РАН много времени уделяла и семье, воспитывая двух сыновей.

Маленький Максим с мамой

Ее отец – Григорий Робертович прошел всю войну, отличался отвагой и мудростью. В своих интервью Максим рассказывает, что он всегда был для него примером. Мужество и патриотизм деда вызывали восторг и уважение мальчика к старшему поколению.

«Горжусь своим дедом Григорием Робертовичем Прагиным»

После смерти мужа у Натальи Галкиной обнаружили то же неизлечимое заболевание. Для Максима это стало настоящим ударом. Лечение проводилось в Америке и Израиле, но в 2004 году женщина скончалась в возрасте 63-х лет.

Где и когда родился Максим Галкин

Максим Александрович родился в Наро-Фоминском районе Московской области в 1976 году (18 июня). Национальность – русский. Он – второй ребенок в семье, имеет старшего брата. Родители часто переезжали, мальчики успели пожить в Московской области, в Одессе, Бурятии и даже в Германии.

Максим Галкин, фото из 80-ых

После 5 класса Максим с семьей отправляется вновь в столицу, где он оканчивает обычную среднюю школу. Постоянные переезды были связаны с карьерой отца, но Максим утверждает, что это во многом помогло ему набраться жизненного опыта.

Брат Максима

Брат Галкина Дмитрий родился летом 1964 года. Он пошел по стопам отца и более 10 лет служил в Вооруженных силах РФ. На самых начальных этапах творческой деятельности Максима старший брат во всем ему помогал. Он был продюсером всех его шоу, именно благодаря стараниям брата Максим добился первых успехов в карьере.

Братья Галкины

В своих интервью Дмитрий вспоминает, что в детстве он всегда считался бойким хулиганом. Максим же был более скромным и сдержанным мальчиком, ко всему находил рациональный подход. Тем не менее, младший брат умел за себя постоять. У них были разные мечты, но они всегда поддерживали друг друга, и сейчас родные души не расстаются.

Максим и Дмитрий Галкины

Дмитрий является успешным бизнесменом. Он руководит собственным продюсерским центром, компанией по нефтяным продажам, а также предприятием по производству бронетехники. Дмитрий Галкин воспитывает троих детей – 2 мальчиков и девочку. Младший брат часто видится с племянниками, приглашает их в гости.

Максим Галкин в детстве

В детстве Галкин был умным и талантливым мальчиком. В детском саду и в школе он постоянно участвовал в постановках, играя цыпленка, Остапа Бендера, царя Соломона и мн. др. Некоторые роли давались мальчику нелегко, но учителя отмечали, что Максим восхитительно справляется с любой задачей.

Школьное фото Максима Галкина

В 6 классе, когда маленький Максим вернулся с родителями в Москву, в школе он провел свое собственное представление. Он сделал кукольный театр, где герои разговаривали разными голосами. Еще тогда ему очень нравились пародии Геннадия Хазанова, он пытался подражать знаменитому юмористу в имитации голосов. Несмотря на такую способность, мальчик не стремился выступать на сцене.

«Фоторадость из прошлого… 5-ый класс»

Ему больше нравилось заниматься географией и зоологией. Максим мог подолгу изучать ареалы обитания разных животных, вырезать фигурки лесных и степных обитателей. Однако желание изучать животных пропало после случая, когда учитель показал, как выглядит пищеварительная система птиц в разрезе. Еще одним увлечением школьника было писательство. Максим придумывал персонажи сказочного королевства, давал им имена, и увлеченно набрасывал свой первый роман.

Максим Галкин в юности

Именно это хобби и определило его дальнейший выбор. После школы юноша поступил в РГТУ на лингвистический факультет и в 1998 году успешно закончил его. Максим хотел продолжить обучение в аспирантуре и даже начал писать кандидатскую диссертацию, но до защиты дело не дошло, тяга выступать на сцене была сильнее.

Карьера Максима Галкина

Еще в студенческие годы Максим активно развивал свои творческие способности. С 1994 года он выступал с пародиями в студенческом театре МГУ. Тогда же он принял участие в программе «Дебюты, дебюты, дебюты» Театра Эстрады, после чего худрук театра пригласил Галкина в большой гастрольный тур с Михаилом Задорновым.

Первые выступления Максима с пародиями

В 2001 году Максим становится обладателем престижных премий «Триумф» и «Золотой Остап». В конце этого же года он пробует себя в роли вокального исполнителя. Все помнят популярную тогда песню «Будь или не будь», которую он исполнил вместе с Аллой Пугачевой. Впоследствии Максим ежегодно дает сольные концерты, без его участия не обходятся крупные музыкальные проекты на государственных телеканалах. С 2012 по 2016 год был ведущим Премии Муз-ТВ.

Максим как исполнитель песен

Многие зрители полюбили его как прекрасного телеведущего. Огромным толчком в карьере стало участие Галкина в передаче «Кто хочет стать миллионером». С 2015 года он вел многие проекты: «Танцы со звездами», «10 миллионов», «Кто хочет стать Максимом Галкиным» и другие. Он участвовал и в передачах перевоплощений «Точь-в-точь» и «Один в один», где чувствовал себя в своей стихии.

Телешоу «Один в один»

В 2016 году вышла программа «МаксимМаксим», где мужчина говорит о кино, известных личностях, дает полезные советы. В скором времени Галкин появляется в новом шоу «Лучше всех», где главные герои – дети. Не обошлось без его участия и в нашумевшем телепроекте «Звезды под гипнозом». Артист много гастролирует по стране, выезжает с концертами за границу. Зрители ждут с нетерпением его приезда, а билеты раскупаются за рекордные сроки.

Максим Галкин в передаче «Звезды под гипнозом»

Галкин – успешный и талантливый мужчина. Главное для артиста – семья, однако, несмотря на то, что он проводит много времени с любимыми людьми, его популярность не угасает. Он востребован на телевидении, собирает полные залы на гастролях и не собирается останавливаться на достигнутом.

Личная жизнь

На вопросы о своей личной жизни Максим привык отвечать в шуточной манере. Он никогда не был ловеласом и много времени уделял исключительно учебе.

Отношения Максима Галкина до брака

Семья военных часто меняла место жительства, в четвертый класс Максим пошел в городе Улан-Удэ. В школе он встретил свою первую любовь, одноклассницу Оксану. Детская дружба переросла в многолетнюю переписку, которая продолжалась после переезда Максима с родителями в Москву.

Максим Галкин в молодости

В старших классах он больше общался с девочками, так как был тихим и скромным юношей. Школьный роман с соседкой по парте не получил продолжения.

Максим Галкин и Алла Пугачева

2001 год был знаменательным для Максима не только в творчестве, но и в личной жизни. Он начал встречаться с Аллой Пугачевой, тогда она еще была замужем за Филиппом Киркоровым. Певец и познакомил Максима с Аллой на «Славянском базаре». Через два месяца на дне рождения общего знакомого Максим впервые пригласил Аллу Борисовну на танец, а позже позвонил ей.

История отношений

После официального развода Пугачевой с Киркоровым знаменитости стали жить вместе. 10 лет Максим добивался руки и сердца Примадонны, бракосочетание состоялось в декабре 2011 года, оно держалось в тайне и прошло скромно. Лишь на следующий день в итальянском ресторане «Оливетта» на Малой Дмитровке был организован свадебный банкет, куда пригласили самых близких и родных людей.

Свадебный танец Максима Галкина и Аллы Пугачевой

Телеканал НТВ к десятилетнему юбилею звездной пары подготовил фильмы: «Алла+Максим. Исповедь любви», «Алла и Максим. Всё продолжается!». Галкин и Пугачева счастливо живут в браке, вопреки слухам недоброжелателей, которые всегда окружают публичных личностей. Максим успевает делать мужскую работу по дому, он оберегает Аллу Борисовну от всяческих невзгод и бытовых трудностей.

«Алла+Максим. Исповедь любви»

Они всегда хотели быть настоящей семьей, оставить частичку своей любви в будущих поколениях. В сентябре 2013 года супруги становятся родителями близнецов Лизы и Гарри, рожденных суррогатной матерью. Дети очень похожи на своих родителей.

Параметрах фигуры артиста.

Доход

Годовой доход: 4.8 млн. долларов (2017 год)

Клавдий Птолемей (греч. Κλαύδιος Πτολεμαῖος, лат. Ptolemaeus), реже Птоломей (греч. Πτολομαῖος, лат. Ptolomaeus) (ок. 100 - ок. 170). Позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно - в период 127-151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.

Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях науки - в оптике, географии, математике, а также в астрологии.


Клавдий Птолемей - одна из крупнейших фигур эллинизма. В астрономии Птолемею не было равных на протяжении целого тысячелетия - от Гиппарха (II в. до н. э.) до Бируни (X-XI вв. н. э.).

История довольно странным образом обошлась с личностью и трудами Птолемея. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у современных ему авторов. В исторических работах первых веков нашей эры Клавдий Птолемей иногда связывался с династией Птолемеев, но современные историки полагают это ошибкой, возникшей из-за совпадения имён (имя Птолемей было популярным на территории бывшего царства Лагидов). Римский номен (родовое имя) Клавдий (Claudius) показывает, что Птолемей был римским гражданином, и предки его получили римское гражданство, скорее всего, от императора Клавдия.

Главным источником сведений о жизни Птолемея являются его собственные работы, которые выстраиваются в хронологической последовательности по перекрестным ссылкам. Отрывочные биографические сведения позднеантичных и византийских авторов не являются надежными, хотя сообщение Феодора Мелитениота (XIV в.) о происхождении Птолемея из Птолемаиды Гермиевой в Верхнем Египте заслуживает внимания.

Широкая эрудиция Птолемея и активное использование работ предшественников, вероятно, обусловлено активным использованием им ресурсов Александрийской библиотеки.

Основным трудом Птолемея стало «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах» (или просто и с достоинством «Великое», по-гречески «Мэгисте»), представлявшее собой энциклопедию астрономических и математических знаний древнегреческого мира. По пути из греков в средневековую Европу через арабов название «Megale syntaxis» («Великое построение») трансформировалось в «Альмагест» - под этим арабизированным названием труд Птолемея известен и поныне.

В Альмагесте Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона, сформулировав (если не передав разработанную Гиппархом) весьма сложную геоцентрическую модель мира. При создании данной системы он проявил себя как умелый механик, поскольку сумел представить неравномерные движения небесных светилпопятными движениями планет) в виде комбинации нескольких равномерных движений по окружностям (эпициклы, деференты, экванты). Американский историк науки М. Клайн отмечал: «Непреходящее значение теории Птолемея состоит в том, что она убедительно продемонстрировала мощь математики в рациональном осмыслении сложных и даже таинственных физических явлений».

Альмагест также содержал каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.

Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире - до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.

Благодаря обобщающему и фундаментальному подходу, книги Птолемея вытеснили из научного оборота большинство работ предшественников, которые затем оказались утраченными. Часть из них известны лишь по ссылкам самого Птолемея. Кроме того, в целях логичности построения и дидактичности, Птолемей иногда либо специально отбирал только выгодные ему свои и чужие наблюдательные данные, либо подгонял данные под казавшийся ему правильным теоретический результат, что противоречит современным представлениям о научном методе.

В связи с этим вопросы методологии Птолемея и соотношения его достижений с результатами предшественников является сложным, вызывающим у исследователей споры, история которых восходит еще к комментариям арабских комментаторов IX века. В частности, звёздный каталог Птолемея существенно опирался на несохранившийся каталог Гиппарха. В пользу этой версии говорит то, что, согласно исследованиям современных историков астрономии, все перечисленные в каталоге 1022 звезды могли наблюдаться Гиппархом на широте Родоса (36° с. ш.), но каталог не содержит ни одной звезды, которая могла быть видна в более южной Александрии (31° с. ш.), но не наблюдалась на Родосе.

Роберт Ньютон в нашумевшей книге «Преступление Клавдия Птолемея» (1977) прямо обвинил учёного в фальсификациях и плагиате; однако, многие крупные астрономы вступились за честь древнего учёного.

Расчёты, проделанные российскими астрономами (Ю. Н. Ефремовым, и Е. К. Павловской), просчитавшими собственные движения всех звёзд Альмагеста, показали, что они наблюдались главным образом во II в. до н. э., то есть Птолемей действительно использовал составленный во II в. до н. э. каталог Гиппарха, пересчитав его на свою эпоху с систематической ошибкой в прецессии (возникшей от того, что он принимал прецессию равной 1 градусу в 100 лет, а не в 72 года). В результате данные о положении звёзд оказались приведёнными на 60 год н. э., а вовсе не на 137 год н. э., как утверждает сам Птолемей. Однако современные учёные не склонны ставить это в вину Птолемею и вслед за Ньютоном обвинять его в плагиате, указывая, что он нигде не называет себя автором наблюдений. Его звёздный каталог - справочник, а в справочниках и в наше время авторы материала не указываются.

Птолемей вёл и собственные наблюдения звёзд с помощью изобретённого им «астролябона» - комбинации армиллярных сфер (впоследствии - астролябия). Ему же принадлежит изобретение «трикветрума» - тройной рейки, ставшего прообразом стенного круга (квадранта).

В работе «Подручные таблицы» Птолемей приводит разработанные на основе несколько улучшенной теории астрономические таблицы, более удобные для практического применения, чем приведенные в «Альмагесте», а также инструкции по применению. Эти таблицы позволяли рассчитывать положение планет и другие астрономические явления на любую дату. Форма таблиц оставалось стандартной в астрономии вплоть до нового времени.

В кратком упрощённом изложении результатов «Альмагеста» в двух книгах под названием «Планетные гипотезы», полностью сохранившемся только в арабском переводе, видны результаты дальнейшее совершенствования астрономической теории. Именно в этой работе Птолемей пытается построить связную механическую картину мира, соответствующую отдельным абстрактным геометрическим моделям для разных светил. В работе также разработаны новые методы определения размеров и расстояний до светил.

В небольшой работе «Фазы неподвижных звезд» в двух книгах, из которых сохранилась только вторая, Птолемей рассматривает вопрос о гелиакических восходах и заходах ярких звезд. Вторая книга представляет собой расчетный календарь таких событий на каждый день года для разных широт (климатов), с предсказанием связанных, по мнению разных авторов, погодных явлений.

В трактате «О планисфере» , сохранившемся только в арабском переводе, Птолемей рассматривает вопрос о проекции кругов на небесной сфере на плоскость экватора. Это построение лежит в основе конструкции самого популярного средневекового астрономического прибора - плоской астролябии. Поскольку одним из главных назначений этого инструмента является определения времен восхода и захода светил, а Птолемей специально разбирает в трактате этот вопрос, возможно, ему принадлежит авторство прибора.

Исходя из теоремы о произведении диагоналей вписанного в круг четырёхугольника (теорема Птолемея, Неравенство Птолемея), Птолемей определил хорды дуг в 1½° и ¾° и приближённо вычислил по ним хорду дуги в 1°. При этом он основывался на установленной им теореме, согласно которой отношение большей хорды к меньшей менее отношения стягиваемых ими дуг. Составил таблицу хорд, соответствующим дугам от 0 до 180°; ввёл деление градуса на минуты и секунды.

В трактате «Оптика» в пяти книгах следует общим представлениям античности о природе зрения, обусловленном лучами, испускаемыми глазами. В первой книге (до нас не дошла) приведены общие рассуждения о зрении и свете. Во второй книге рассматриваются аспекты восприятия и описывает различные обманы зрения. В частности, дается верное, отличающееся от «Альмагеста» психологическое объяснение кажущегося увеличения размеров светил у горизонта. В третьей - описываются законы отражения и свойства плоских и выпуклых зеркал, в четвертой - зеркала других геометрий. В пятой главе, рассматриваются законы преломления света и впервые качественно описано явление атмосферной рефракции, не упоминаемой в «Альмагесте». Описанный закон преломления довольно близок к закону Снелла, но отличается для больших углов. При этом Птолемей в таблице приводит как результаты измерения числа, соответствующие своему закону.

Птолемей - автор трактата «Гармоника» в трёх книгах (окончание третьей книги не сохранилось), в котором развернул теорию звуковысотной системы (гармонии) в современной ему музыке - от систематики звука («слитные» звучания-др.-греч. ψόφοι и «разграниченные» звуки-др.-греч. φθόγγοι, т.е. звуки фиксированной высоты), интервалов (подобозвучные «гомофоны», разнозвучные «анизотоны»), родов мелоса (всего восемь; расчёт большинства из них «по Птолемею» уникален) и метабол до видов первых консонансов (кварты, квинты и октавы) и выводимых из них ладов (ладовое учение Птолемея - единственное целостное в античности).

Особое историческое значение «Гармоники» определяется тем, что её нельзя отнести ни к пифагорейской (примат разума и числа в исследовании феноменов музыки), ни к аристоксеновской (примат чувства, непосредственного слухового ощущения) ветке античной науки. Пифагорейски осмысливается сама гармония, которая представляется как внеличная «сила (др.-греч. δύναμις), управляющая различиями звуков по высоте» (Harm. I,1).

В книгу «Четверокнижие» Птолемей внёс итог астрологических рассуждений о продолжительности жизни людей: так, пожилым считался человек в возрасте от 56 до 68 лет, только после чего наступала старость.

Другой важный труд Птолемея Руководство по географии (восемь книг) представляет собой собрание знаний о географии всего известного античным народам мира. В данном трактате Птолемей заложил основы математической географии и картографии, опубликовал координаты восьми тысяч пунктов от Скандинавии до Египта и от Атлантики до Индокитая, а также 27 карт земной поверхности. При всей неточности этих сведений и карт (составлявшихся главным образом по рассказам путешественников), они впервые показали обширность населённых областей Земли и их связь между собой.

«Подручные таблицы» также включали, так называемый «Канон царей» - хронологический список правлений ассирийских, вавилонских, персидских, македонских царей и римских императоров от 747 г. до н.э. и до времени Птолемея , выровненный на начало года 1 тота официального Древнеегипетского календаря. Этот список был необходим для приведения дат прошлых астрономических наблюдений к единой шкале. В последующем при копировании Канон дополнялся именами более поздних правителей. Канон сыграл большую роль в становлении хронологии Древнего Мира и был в дальнейшем подтвержден независимыми источниками.

Византийская энциклопедия X века «Суда» сообщает, что Птолемей написал также три книги по механике, которые до нашего времени не дошли.

Трактат «Тетрабиблос» (Четырёхкнижие) посвящён астрологии. Птолемей считает, что поскольку теория позволяет предвидеть поведение небесных тел, оказывается возможным с пользой использовать это для предсказания земных событий. При этом предполагается, что влияние планет может быть таким же значительным, как очевидное воздействие на земные явления Солнца и Луны. При этом астрономические явления по Птолемею выступают лишь как один из факторов.

В первой книге описаны общие концепции астрологии, во второй - влияние небесных явлений на погоду, в третьей и четвертой - на человека. Птолемей не рассматривает в трактате вопросы катархической астрологии, пытающейся определить благоприятные моменты для совершения какого-либо действия. Помимо собственно астрологического материала, Птолемей в «Тетрабиблосе» впервые высказал глубокую философскую идею несоизмеримости небесных движений и, следовательно, невозможности полного повторения событий (как считали пифагорейцы).

(ок. 90 – ок. 168)

Древнегреческий ученый – астроном, географ, математик родился в Птолеманде Египетской. Большую часть жизни провел в Александрии Египетской. Производил астрономические наблюдения, изучал рукописи в Александрийской библиотеке (между 127 и 150 гг.).

Автор трактата «Руководство по географии» в 8-ми книгах. В первой книге дал определение этой науки, рассмотрел ее предмет и метод, внес существенные поправки и дополнения в представления предшествующих ученых о Земле. Предложил новые картографические проекции (коническую и стереографическую). Выделял географию, которая занимается линейным изображением всей известной части Земли (соответствует современной математической географии, или картографии), и хорографию, задача которой – описание определенной страны (современное страноведение).

Остальные семь книг содержат перечень около 8 тыс. городов и местностей с указанием их географических координат. При этом большая часть материала излагается на основании сведений, полученных от купцов и путешественников. К трактату приложено 27 карт (одна общая и 26 региональных), в том числе карты европейской и азиатской Сарматии – соответственно от Вислы до Дона и от Дона до Волги. Этот сборник карт является первым дошедшим до нас географическим атласом. Трактат вскоре был забыт, вновь обнаружен и переведен на латинский язык в эпоху Возрождения. Долгое время был основным источником знаний о Земле (с 1475 по 1600 переиздавался 42 раза). Сохранил историческое значение и в наше время.

К началу работы над «Руководство по географии» учитель Птолемея Марин Тирский уже приступил в к сбору данных о географическом положении отдельных пунктов, что позволяло пересмотреть существовавшие тогда карты. Птолемей избрал сетку параллелей и меридианов, созданную Гиппархом и основанную на разделении круга на 360 градусов. Таким образом, он получил возможность математически точно определить местоположение любого пункта. Руководство Птолемея содержит примерно шесть томов таблиц и представляет собой первый географический справочник, по данным которого он и осуществил корректировку карты мира. Однако, несмотря на видимую точность, его работа содержала в себе множество ошибок. В то время долготу местности определяли лишь приблизительно. К тому же подавляющее большинство путешественников допускало ошибки при пользовании бывшими в их распоряжении немногочисленными измерительными инструментами. Так как способа определения долготы не было, фактически каждая из перечисленных в его списках географических координат (долготы и широты) представляла собой лишь произвольно выбранную величину из произвольных же оценок. Более того, Птолемей, следуя Марину, взял в качестве основного меридиана (нулевого, или меридиана отсчета) линию, проведенную в направлении север – юг через самые западные из известных тогда островов – либо Канарские, либо Мадейра. Таким образом, избрав на западе приблизительную (оценочную) долготу, он при движении на восток все увеличивал ошибку. В результате Птолемей, исходивший в своих вычислениях из неправильной оценки размеров земной окружности, сделанной Посидонием, еще больше (по сравнению с ним) преувеличил протяженность земель в восточном направлении. Пользуясь работой Птолемея, Колумб вообразил, что Азия должна быть совсем недалеко от Европы, если следовать на запад.

Также Птолемеем был написан трактат в 13-ти книгах «Великое математическое построение астрономии» («Альмагест»), в котором дается обоснование геоцентрической системы мира. Этого труд долгое время оставался достоверным справочным пособием по движению небесных тел. Его представление о Вселенной согласовывалось с Аристотелевым: Земля – неподвижная сфера, находящаяся в центре мироздания; все остальные небесные тела вращаются вокруг нее по круговым орбитам. Этот взгляд оставался незыблемым вплоть до времен Коперника, то есть до XVI столетия.

Птолемей разделял весьма распространенное в то время представление о необитаемости из-за чрезмерной жары тех территорий, которые расположены вблизи экватора. На картах Птолемея Индийский океан оконтурен с юга земным массивом; возможно, что эту идею он заимствовал у Гиппарха, но остается невыясненным, на каких сведениях основывался сам Гиппарх. Эта «Неизвестная Южная Земля» (Terra australis incognita) сохранялась на картах вплоть до XVIII в., то есть до плаваний капитана Джеймса Кука, сообщившего, что такой земли не существует.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.
  2. Молявко Г. И. Геологи. Географы. Биографический справочник / Г. И. Молявко, В. П. Франчук, В. Г. Куличенко. – Киев: Наукова думка, 1985. – 352 с.

Вклад Птолемея в географию

Период античной географии заканчивается монументальной работой Клавдия Птолемея, который жил во II в. н. э. О нем известно лишь то, что между 127 и 150 гг. он работал в Александрийской библиотеке. Птолемей – автор большого труда по классической астрономии – «Альмагест», который долгое время оставался достоверным справочным пособием по движению небесных тел. Его представление о Вселенной согласовывалось с Аристотелевым: Земля – неподвижная сфера, находящаяся в центре мироздания; все остальные небесные тела вращаются вокруг нее по круговым орбитам. Этот взгляд оставался незыблемым вплоть до времен Коперника, то есть до XVI столетия.

После завершения работы над «Альмагестом» Птолемей принялся за подготовку «Руководства по географии». Его учитель Марин Тирский уже приступил в это время к сбору данных о географическом положении отдельных пунктов, что позволяло пересмотреть существовавшие тогда карты. Ко II столетию н. э. римские купцы и воины, совершавшие далекие плавания и походы, накопили много новых сведений о мире. Птолемей начал с усвоения работы Марина. Он избрал сетку параллелей и меридианов, созданную Гиппархом и основанную на разделении круга на 360 градусов. Таким образом, он получил возможность математически точно определить местоположение любого пункта. Руководство Птолемея содержит примерно шесть томов таблиц и представляет собой первый географический справочник, по данным которого он и осуществил корректировку карты мира. Однако, несмотря на видимую точность, его работа содержала в себе множество ошибок. В то время долготу местности определяли лишь приблизительно. К тому же подавляющее большинство путешественников допускало ошибки при пользовании бывшими в их распоряжении немногочисленными измерительными инструментами. Так как способа определения долготы не было, фактически каждая из перечисленных в его списках географических координат (долготы и широты) представляла собой лишь произвольно выбранную величину из произвольных же оценок. Более того, Птолемей, следуя Марину, взял в качестве основного меридиана (нулевого, или меридиана отсчета) линию, проведенную в направлении север – юг через самые западные из известных тогда островов – либо Канарские, либо Мадейра. Таким образом, избрав на западе приблизительную (оценочную) долготу, он при движении на восток все увеличивал ошибку. В результате Птолемей, исходивший в своих вычислениях из неправильной оценки размеров земной окружности, сделанной Посидонием, еще больше (по сравнению с ним) преувеличил протяженность земель в восточном направлении. Пользуясь работой Птолемея, Колумб вообразил, что Азия должна быть совсем недалеко от Европы, если следовать на запад.

«Руководство по географии» включает восемь книг. В первой речь идет о картографических проекциях и указывается ряд координат, вычисленных на основе астрономических наблюдений самого автора; они расходятся с теми, что даны у Марина. Шесть следующих томов (со 2 по 7) содержат таблицы широт и долгот. Последняя книга состоит из карт различных районов Земли, построенных на основе этих таблиц. Птолемей разделял весьма распространенное в то время представление о необитаемости из-за чрезмерной жары тех территорий, которые расположены вблизи экватора. На картах Птолемея Индийский океан оконтурен с юга земным массивом; возможно, что эту идею он заимствовал у Гиппарха, но остается невыясненным, на каких сведениях основывался сам Гиппарх. Эта «Неизвестная Южная Земля» (Terra australis incognita) сохранялась на картах вплоть до XVIII в., то есть до плаваний капитана Джеймса Кука, сообщившего, что такой земли не существует.

Со смертью Птолемея географические горизонты, расширенные древними греками как путем непосредственных открытий, так и в теоретическом плане, надолго скрылись за занавесом истории. Прошло много веков, прежде чем достижения в деле описания и объяснения земной поверхности в том облике, в каком она является людям, живущим на ней и почитающим ее своим домом, вновь привлекли внимание ученых.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.

Разговаривая про движение планет нашей Солнечной системы, невозможно не вспомнить о древнегреческом ученом Клавдии Птолемее (90-160 до н.э.). Этот известный ученый в свое время сумел разработать математическую теорию движения планет вокруг Земли, которая находилась в неподвижном состоянии. Данная теория позволяла вычислять местонахождение каждой планеты на небе. В сочетании с теориями движения Солнца и Луны она стала называться птолемеевой системой мира.

Древнегреческий астроном. Клавдий Птолемей (90-160 до н.э.)

Птолемеева система была описана подробно в книге «Альмагест», которая считалась энциклопедией астрономических наук древних. В данной книге упоминалось о сферической и прямолинейной тригонометрии, которая позволяла решать ряд математических задач. Птолемей уже в то время проводил исследования в сфере светового преломления и рефракции. Птолемей написал труд «География», в котором он предоставляет ряд географических сведений о античном мире.

Птолемеева система

Клавдий Птолемей прославился, как выдающийся математик, астроном и физик. Проживал Птолемей в Александрии в первой половине второго века до нашей эры. Наука на сегодняшний день не располагает фактами о рождении, житейских и ученых отношениях Клавдия. Также мы не знаем, где родился Птолемей.

Одним из выдающихся произведений Клавдия Птолемея является его «Великое собрание», которое широко известно под названием «Алмагест ». Данный труд состоит из 13 томов, которые описывают все заслуги древнегреческого ученого в сфере астрономии, а также в математике – его достижения в тригонометрии.

Одна из страниц сборника трудов Клавдия Птолемея "Алмагест".

Привлекают внимание 9 и 11 глава первого тома, которые посвящены изложению птолемеевых астрологических понятий и сведений. Птолемей утверждает, что все звезды движутся по кругу, а Земля является неподвижным шаром, который находится в центре Вселенной. Он считал, что Солнце, Луна и планеты кроме общего слаженного взаимодействия в движении имеют и свое собственной движение, с обратным направлением.

Во второй книге Птолемей описывает такие понятия, как деление Земли на поясы, долготы дня и полуденные длины тени, восход и закат.

Третья книга посвящена продолжительности года с точностью до минуты, а также описывает Гиппархову теорию Солнца.

В четвертой книге Птолемей раскрывает понятие продолжительности месяца и повествует о теории движения нашего спутника – Луны.

Пятая книга является подробной инструкцией к устройству астролябия , а также раскрывает методики произведения измерений при помощи данного устройства. Данное устройство использовалось Птолемеем в изучении неравенств в движении Луны.

Устройство для звездных измерений - астролябия.

Птолемей в шестой книге рассказывает о соединении и противостоянии Солнца и Луны, то есть описывает такое явление, как затмение. При этом раскрывает секрет вычисления их наступления.

В седьмой книге раскрыто равноденствие и приведен самый древний звездный каталог (по данным современных ученых относящийся к эпохе Гиппарха ). Он содержит информацию о 48 созвездиях, в которые входит 1022 звезды, а также описано положение каждой звезды в фигуре созвездия.

Описание Млечного пути находится в восьмой книге, который имеет название - галактический круг. В данной книге Птолемей не описывает сам Млечный путь , как явление.

Последующие пять книг посвящены описанию планет и системы устройства мира. Данная система мира имеет запутанный и сложный вид, так как имеет утверждение о неподвижности Земли, которое привело ученого к нагромождению эпициклов, деферентов и эквантов.

Сочинение Птолемея «Алмагест» было основным руководством для астрономов, которое породило большое количество сопутствующей литературы по астрономии. Все бы так и оставалось, пока в астрономию не вмешался , который построил свою теорию мира. Тут то и началось сопротивление сторонников Птолемея новой теории. Птолемея даже обвиняли в плагиате и присвоении трудов Гиппарха и Эвдокса.

Как бы не ругали, не критиковали труды Птолемея, но их издавали до 18 века и они дошли до нас в виде издания французского аббата Гальма (издательство 1813 года).

Птолемей также сделал свой вклад в развитии такой науки, как физика. Его труды и исследования в области оптики заслуживают особого внимания. Клавдий Птолемей создал теорию зрения, теорию отражения, теорию плоских и сферических зеркал, а также исследовал световое преломление. В своей статье о теории зрения он описывает лучи света, которые стремятся к зримому предмету из глаза. Также Птолемей имел труды по механике, которые видел в свое время Архимед и о которых он упомянул. До нашего времени эти труды не дожили или были бесследно утеряны.