По картинам

Осенний вечер главная мысль тютчев. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер. Над грустно-сиротеющей землёю

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева . Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» было написано Тютчевым во время его долгосрочного пребывания в Мюнхене, в 1830 году. Поэт скучал по родине и, в особенности, по русской речи. В своем произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией 19 века. Свойственными ей одическом стиле повествования, использовании ярких эпитетов (зловещий, багровый) и неполногласных форм (дерев, ветр).

Условно, произведение можно разделить на несколько смысловых частей. Первая, представляет собой зарисовку пейзажа, появляется вступление и основная мысль стихотворения. За ней следует вторая часть, в виде развернутой, драматической картины. Она подробно описывает увядание природы и ее странную, отстраненную красоту. В финальной части проводится очевидная параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Поэт подчеркивает неразделимую связь между процессами, протекающими в природе и в жизни человека. С помощью мастерски использованных олицетворений и метафор описывается человеческая осень. В понимании Тютчева, это глубокая зрелость, почти старость. Как за осенью придет безжизненная, суровая зима, так и вслед за старостью приходит неизбежная смерть. Автор пытается показать не только депрессивные, лирические мысли такого исхода событий. Он подчеркивает и положительные моменты: приятную тоскливость вечеров, таинственность происходящего и легкий шелест.

На протяжении стихотворения прослеживается состязание неизбежного увядания всего живого и несгибаемого оптимизма. Автор озабочен происходящими изменениями, он сопереживает им. И в тоже время, ему не хочется поддаваться грусти и меланхолии.

Особенность стихотворения «Осенний вечер» – в неразделимости таких понятий как живая и неживая природа. Поэт считает, что все явления в мире взаимосвязаны невидимой нитью. Все они цикличны: наступит новая пора и в цикле природы, и в жизни человека. За унылой осенью придет зима, по-своему прекрасная и неповторимая. Так и за зрелостью придет старость. Человек станет мудрее, научится ценить каждое мгновение.

Пейзажная лирика Тютчева – особая часть русского литературного наследия. Его поэзия на все времена, она находит живой отклик в сердцах читателей. Поражает их своей глубиной образов и неповторимой, философской образностью. Стихотворение «Осенний вечер» – одна из таких жемчужин в творчестве поэта.

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.

Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.

Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Форма работы практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.

Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».

Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .

1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)

Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

Домашнее задание:

Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение “Осенний вечер” , написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название “Осенний вечер”.

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты, с первых строчек стихотворения подчеркнув, что “светлость осенних вечеров” обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на “грустно-сиротеющую землю” опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с “кроткой улыбкой увяданья” природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется “божественной стыдливостью страданья”.

Примечательно то, что в стихотворении “Осенний вечер” поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа, справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

(No Ratings Yet)

  1. Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Осень” и Ф. И. Тютчева “Осенний вечер”) Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они...
  2. Игорь Эммануилович Грабарь известный в истории русского искусства как замечательный живописец, музейный деятель, выдающийся педагог и архитектор. Каждая его работа излучает положительную энергетику и творческую активность. В его картинах всегда...
  3. Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям,...
  4. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  5. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  6. Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и...
  7. Тютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну...
  8. Стихотворение “О, вещая душа моя!” , датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет...
  9. Пейзажная Лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие...
  10. Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы...
  11. Стихотворение “Silentium!” (в переводе с латинского “Молчи!” “Силентиум”) написано в 1830 году, относится к раннему творческому периоду Федора Тютчева. Нужно отметить, что молодой поет, не был амбициозным в своем таланте,...
  12. Знакомство Федора Тютчева с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой в прямом смысле слова перевернуло жизнь 40-летнего поэта. Он вдруг осознал, что все его любовные увлечения являются мимолетными и...
  13. Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной...
  14. Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения...
  15. Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше...
  16. “Умом Россию не понять…” – одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так...
  17. Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году...
  18. Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего...
  19. Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон –...
  20. У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так...
  21. В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и...
  22. Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту...
  23. Тема смерти в творчестве Федора Тютчева поднимается несколько раз, и для этого есть веские основания. Сперва поэт теряет первую супругу, затем хорони свою любовницу Елену Денисьеву и двух детей. Каждый...
  24. Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
  25. Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
  26. Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился...
  27. Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с...
  28. Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи. Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам. Но, так...
Анализ стихотворения Тютчева “Осенний вечер