Сочинения

Лидерские качества человека. Лидер - это кто? Психология лидерства. Лидер команды. Теория великих людей

Теория лидерских качеств («великие люди», «харизма») исходит из возможности определения универсального набора лидерских качеств (физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных), которые позволяют формировать группы последователей для решения проблемных задач. Эта теория предусматривает в своей основе обожествление лидеров, однако она не объясняет успехи лидеров с разным набором качеств.

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества, отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Личностные характеристики лидеров

Теория великих людей

Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится . Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения , обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством .

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом , чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.

2. Мотивация власти . Многие лидеры движимы сильным желанием . У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности . Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.

4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность , — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели . Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы . Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты . Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Стив Джобс — основатель Apple

Лидер может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Apple». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела. Он вернулся, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.

Таким образом, корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение . Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность в начале 90-х. Неслучайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.

2. Страсть. Когда человек всецело поглощен какой-либо идеей или работой, всего остального будто не существует вокруг. Страсть к тому, чем занимаешься - важное качество характера, ведь по-настоящему добиться успеха можно лишь занимаясь любимым делом.

3. Компетентность. Умение не только на словах демонстрировать свои знания в конкретной области, но и подтверждать их действиями, а главное - результатами, многого стоит.

4. Перспективное видение. Люди охотно следуют лишь за теми, кто имеет не сиюминутную идею, а глобальное представление, долгосрочный план по реализации задуманного.

В свою очередь, английский публицист Сирил Норткот Паркинсон выделяет следующие элементы лидерства, развить которые может каждый:

  • Воображение. Лидер должен четко представлять то, что получится в результате его деятельности и что будет в конце пути, по которому он пошел.
  • Знание. Запас знаний, необходимых, чтобы пройти ту дорогу, которую рисует воображение.
  • Талант. Каждый человек наделен талантом, нужно лишь осознать, каким. Мартен Роже, лауреат Нобелевской премии по литературе, считал: «Талант без труда - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается».
  • Решительность. Это качество, которое побуждает человека к действию, каждый день заставляет работать с целью достижения поставленного результата.
  • Жесткость. Иногда необходима, чтобы все организовать и заставить других работать так, как считает нужным лидер.
  • Притяжение. Одно из главных качеств характера лидера - умение быть магнитом для людей, притягивать их к себе, вести последователей за собой.

Развитие лидерских качеств

Самостоятельно составить программу развития лидерских качеств - задание нелегкое, но вполне реальное. Ставя перед собой подобную цель, вы должны быть максимально настроены на достижение поставленных задач, четко фокусироваться на практических шагах. Целеустремленность и настойчивость - важные качества лидера.

Первым делом нужно ясно понимать, что стать лидером за день, неделю, месяц невозможно. Исходя из этого, вы должны ставить перед собой конкретные цели: от краткосрочных (того, над чем нужно поработать в первую очередь) до долгосрочных (того, как вы видите свою жизнь через пару лет).

Упражнение 2.1. Классическое упражнение «Кто я?». Запишите на листе 10 ответов на этот вопрос. Каждый ответ должен начинаться с местоимения «я» и быть конкретным. Например, это может быть запись «я - студент».

После записи ваших ответов внимательно изучите их. Цель на данном этапе - определить то, что мешает стать вам лидером. Если среди ответов встречаются варианты по типу «я - плохой друг» или «я - тихоня», подумайте, как можно исправить недостатки и начинайте работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидера отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заглавием «Моя цель» все, чего хотели бы достичь в результате воспитания в себе лидера. Это могут быть недостающие, по вашему мнению, личные качества характера или желание занять определенную должность на работе. Будьте критичны и не думайте долго, составить подробный план время еще будет.

В результате вы получите материал для первичного анализа и установите то, над чем в первую очередь стоит поработать. Поймете, каким образом вы можете стать лучше, развить в себе недостающие качества и начать работать ежедневно над воспитанием в себе лидера.

Упражнение 2.3. Отмечайте свои успехи. Возьмите за привычку в конце каждого дня уделять несколько минут тому, чтобы записать на лист бумаги минимум 3 вещи, которые в этот день удались вам больше всего. Вам нужно сделать это, даже если был очень плохой день.

Это упражнение научит видеть позитив и отмечать его, а не выделять отрицательное, как делает большинство людей. Позитивное мышление - важный элемент характера лидера. Сосредоточившись на успешных сторонах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому - это в вашей власти. Другими словами - ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это.

Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием - делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе.

Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность . Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям.

Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни.

Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера.

Умение общаться с людьми. Навыки успешного общения имеют для лидера огромное значение. О них мы поговорим в одном из следующих уроков.

Помня все вышеперечисленное и постоянно культивируя в себе качества характера лидера, вы сможете развить их и добиться положительных результатов.

Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.

Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:

  1. Сам себе лидер. Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, формировать навыки ставить и достигать цели.
  2. Лидер в ситуации . Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
  3. Лидер в команде. Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
  4. Лидер в системе. Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.

Базовые навыки успешного лидера

Видение перспективы

Именно с этого понятия начинается лидерство, видение перспектив и развитая способность прогнозировать позволяет быть более гибким, менять стратегию и направление движения, ориентируясь на возможную ситуацию. Умение создать в представлении команды светлое будущее служит элементом вдохновения и поворачивает деятельность в позитивное русло.

Постановка целей

Целеполагание служит фундаментом для успешного видения перспектив и позволяет создать условия для постепенного продуманного движения команды к большой цели, достигая результатов постепенно, маленькими шагами. При этом, конечная и ярко, чтобы команда ощущала острую необходимость в ее достижении.

Успешная адаптация

В нашем изменчивом мире, где ежедневно сквозь сознание человека проходят нескончаемые потоки информации необходимо уметь замечать малейшие окружающие изменения. Из гигабайтов информации нужно принимать во внимание только ту, что касается деятельности компании. Такая адаптация возможна при широком общем кругозоре лидера, который сумеет заметить и выделить наиболее важные тенденции и стратегии развития.

Гибкость

Руководителю необходимо всегда иметь в запасе различные стратегии и методы, чтобы в каждой конкретной ситуации суметь выбрать наиболее подходящий вариант. Отсутствие вариантов делает его предсказуемым и слабым в глазах не только команды, но и конкурентов. Иногда это качество отлично действует на основе некоего противодействия системе, что может привести к оригинальным неординарным решениям.

Настойчивость

Это качество лидера взаимосвязано с силой личности, когда человек не останавливается перед лицом неприятной и опасностей, а также идет на оправданный риск. Важно не путать настойчивость с упрямством, когда человек способен идти к своей цели любой ценой. Такое поведение граничит с наглостью и отворачивает команду от руководителя.


Навыки общения

  • Умение убеждать. Это понятие означает эффективно использовать свой вербальный интеллект, лидерские эмоции, для достижения целей команды. Момент истины настает, когда человек переходит со своей позиции или точки зрения на позицию оппонента. Природа убеждения состоит из весомых аргументов, ведь только таким образом умный человек может прислушаться и принять точку зрения собеседника.
  • Коммуникабельность. В наше время это качество имеет ключевое значения для человека, желающего продуктивно взаимодействовать в обществе. Современный лидер должен уметь находить общий язык с различными категориями людей в разных ситуациях и обстоятельствах общения. Эффективный способ наладить коммуникацию – освоить техники быстрого установления контакта. Сейчас существует множество тренингов, где каждый желающий может научиться стилям эффективного общения, совершенствуя свое ;
  • Доверительность. Чтобы собеседник быстрее принял нужную сторону, следует включить в процесс коммуникации невербальные навыки. В их число входят поза, жестикуляция, интонация голоса, темп речи и другие. Их природа действует на бессознательную сферу психики человека и поможет установить доверительный контакт.
  • Способность не только слушать, но и слышать . Это понятие значит, что лидер может не только говорить, но и внимательно слушать, включая в действия все каналы восприятия. Важно уметь подобрать уместную тему разговора, расположить к себе собеседника, а потом дать ему возможность высказаться. В это время следует использовать стратегию активного слушания, кивая головой и вставляя короткие реплики в нужных местах. Умение задавать логичные и точные вопросы поможет добыть нужную информацию тактично и ненавязчиво.

Личностные качества успешного лидера

  • Уверенность в себе. Уверенный руководитель способен внушать доверие и давать ощущение защищенности своей команде. Его природа выделяет человека из толпы даже по физическим признакам: ровная осанка, расправленные плечи, спокойный взгляд, размеренное дыхание. Речь ровная и четкая, без колебаний и затяжных пауз.
  • Проактивность . От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений;
  • Целостность личности. Умение «держать себя в руках», проявлять эмоциональное спокойствие в экстремальных ситуациях принадлежит людям с целостным внутренним миром. Психические процессы такого лидера уравновешены, он способен контролировать свои личные чувства и поведения даже в неожиданные моменты, когда большинство людей начинают нервничать или опускать руки.

Видео: незаменимые важные качества лидера:

Все эти навыки и качества характеризуют успешного лидера как гармоничную личность с богатым и целостным внутренним миром, стойкими жизненными и профессиональными установками, способностью уважать личное пространство других людей. Только такой руководитель может вести за собой, формируя у ведомых людей уважение и доверие к своей личности и идеям.

Большинство людей, которые слышат термин «лидер», связывают его, безусловно, со стойким и уверенным в себе человеком. Прекрасным наставником может быть не только руководитель фирмы, успешный бизнесмен, но и обычный человек, стремящийся к хорошей жизни. Изучая характер, присущий активистам, необходимо также узнать, какими качествами обладает лидер.

Как правило, такие люди идут впереди не только в своем бизнесе, но и в обычной повседневной жизни. Все «передовики» стараются представить, каким будет их жизненный путь. И разрабатывают планы, какими они станут в ближайшее время и через многие годы.

Характер лидера

Какие качества политического лидера должны присутствовать, чтобы завоевать поддержку окружающих людей? Ярко проявляется характер такого человека в те моменты, когда лидер оказывается в трудной жизненной ситуации, и от его поступков многое зависит в этот момент. Главное для него - это устойчивость и твердость.

Как правило, истинное лидерство неотделимо от привлечения других людей. Доверие последователей к лидерам пропадает, если они замечают некую неустойчивость характера. Стабильная эмоциональность и сила духа - это успех во взаимоотношениях с людьми.

Качества, которыми должен обладать лидер

Качества лидера - это неотъемлемый фактор, который определяет успехи и неудачи. Основное условие достижения успеха в любой человеческой деятельности - это навык и умение взять на себя определенные функции, а также обеспечить соответствующее руководство.

Сегодня предлагается широкий выбор книг о том, как развить в себе навыки и качества лидера не только в деловой, но и в повседневной жизни.

Лидерами невозможно родиться, лидерами возможно стать!

При благоприятной возможности человек ищет пути для того, чтобы занять лидерскую позицию. Многие живут обычной жизнью до тех пор, пока не возникла какая-либо ситуация, потребовавшая от них решающего шага, в результате которого они приняли на себя ответственность лидерства со всеми его последствиями.

«Передовиком» можно стать лишь тогда, когда не только в бизнесе, но и в повседневной жизни человек проявляет определенные качества, а также нормы того поведения, которое свойственно именно лидеру.

Что такое лидерство?

Наряду с другими навыками, лидерство - это усовершенствование поведения и отношения к жизни через практику путем многократного повторения. Такое качество, как желание вести за собой людей, обычно вознаграждается сполна. Если вы - лидер, то непременно завоюете поддержку и уважение тех людей, которые вас окружают. Наслаждение чувством масштабного контроля и личной властью в любых аспектах жизни становится для вас неотъемлемой частью. Цели, которые раньше могли показаться заоблачными, теперь достигаются намного проще.

Можно ли стать лидером?

Чем в большей мере вы сможете применить к себе качества лидера, тем положительнее будете относиться к себе. Придет ощущение наслаждения высоким уровнем самооценки и самоуважения. Чувствуя себя умным, сильным человеком со способностью достигать наилучших результатов, вы сможете произвести перемены в лучшую сторону не только на работе, но и дома.

Дать начало мыслям и поступкам, которые присущи лидерам, а также, применяя все эти качества на практике в своем бизнесе и личной жизни, вы сможете притянуть к себе всё больше и больше возможностей, использовать все свои таланты на еще более высоком уровне.

Стоит перечислить основные качества лидера, без которых трудно удержаться на вершине пьедестала.

Качества, необходимы лидеру

  • Мужество - это смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, принимать нелегкие решения и совершать действия, когда нет гарантии в том, что успех будет на вашей стороне - это качества хорошего лидера.
  • Искренность . Чтобы заслужить доверие, в первую очередь необходимо быть честным с самим собой. Только тогда можно сказать, что мы открыты и перед другими людьми, окружающими нас.
  • Реализм . Принимайте мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким бы вы хотели видеть его сами. Это золотое правила реализма. Необходимо не позволять себе расстраиваться из-за неприятностей, а также не стоит верить в то, что кто-то решит наболевшую проблему за вас. Быть примером во всём - это неотъемлемое качество настоящего лидера. На таких людей принято равняться, они очень надежны. Если лидер дал обещание, хотя, возможно, и очень неуверенно, стоит полагаться на то, что оно будет сдержано.
  • Аналитический склад ума - это именно то, что даст возможность вынести из неудачи ценный опыт. В будущем такие «набитые шишки» обязательно пригодятся и помогут избежать возможных неудач.
  • Способность и готовность учиться. Личный рост, саморазвитие - всё это требует осознанной подготовки, усилия и работы над собой. Лидер - это тот, кто всегда готов к новому и неизведанному, тот, кто хочет глубоко изучать те нюансы, которые впоследствии сделают его еще более решительным человеком.

Все эти качества, необходимые лидеру для того, чтобы достичь успеха, нужно совершенствовать ежедневно.

Психологические качества

Всем известно, что каждый человек - индивидуальность. Но не все знают то, что именно личность в процессе становления и формирования характеризуется психологическими качествами, которые, как правило, остаются с нами уже на протяжении всей жизни.

Психологические качества лидера бывают положительными и отрицательными. Влиять на это может воспитание, общество и прочие факторы. Например, люди, которые занимаются спортом, скорее всего, обладают стойкостью, волей к победе и выносливостью. Чувство вкуса мы сможем развить в себе, если много читаем, интересуемся искусством и занимаемся творчеством. И таких примеров может быть очень много.

Минусы лидера

Увы, не все качества мы можем расценивать как положительные. Например, те самые занятия, названные ранее, могут иметь обратную сторону медали: спорт подразумевает серьезную конкуренцию, а отсюда следует, что и основным качеством человека будет жестокость. Это может относиться к абсолютно любым занятиям, посвящать жизнь которым мы готовы, погружаясь в них с головой.

На протяжении жизни в людях формируется "скелет" личности. Предугадать всё порой невозможно, многие события случаются против нашей воли, но так или иначе оставляют неизгладимый след, который впоследствии и формирует психологические качества лидера.

Поведение настоящего лидера

Человек, ведущий за собой окружающих, должен обладать следующими умениями и навыками:

Политическое лидерство

Политический лидер - человек, который, обладая определенными качествами, способен вести за собой людей и всю систему в целом.

Существует три аспекта, которые определяют составляющие личности:

  • инструменты, с помощью которых власть осуществляется;
  • непосредственно ситуация.

С помощью каких черт характера политические наставники приобретают доверие со стороны окружающих? И какие личные качества лидера присущи политику?

Отличительные черты политического лидера

Условно все их можно поделить на три группы:

  • природные качества;
  • нравственные качества;
  • профессиональные качества.

К первым, пожалуй, можно отнести силу воли характера, наличие тонкой интуиции, решительность, магнетизм. Во вторую группу стоит включить такие качества политического лидера, как честность, благородство, нравственность, забота об окружающих людях и справедливость.

К третьей группе можно отнести следующие качества лидера:


В совокупности такие характеристики прокладывают дорогу к возможности осуществления государственной и общественной деятельности. Все эти качества, необходимые лидеру, как правило, напрямую связаны с его политической деятельностью и умением оставаться на высоте.

Функции политического лидера

Цели, которые лидер ставит перед собой, обычно связаны непосредственно с функциями, которые он выполняет. Ситуации бывают критическими и чрезвычайными, но важно при этом создать такую программу действий, которая при любых обстоятельствах могла бы быть воплощена в жизнь.

Список основных функций политического лидера:

  • Аналитическая . Она подразумевает глубокий анализ сложившейся ситуации.
  • Разработка программы действий. Выполнение данной функции зависит от такого качества личности лидера, как способность брать на себя большую ответственность. Также необходимо обладать решимостью и смелостью.
  • Мобилизация граждан страны. Умение убеждать, вступать в переговоры, вести за собой массы и вдохновлять - основные качества лидера, требующиеся для реализации данной функции.
  • Новаторская : разработка усовершенствованных программ, новых идей, формирование целей и задач.
  • Организаторская - это соединение коммуникативной и новаторской функции. Способность организовывать сообщества, завоевывать доверие человеческих масс, регулировать реформы и преобразования.
  • Коммуникативная : служение людям, выражение интересов общества, учитывание смены общественного настроения, мнения, которое отражает динамику жизни.
  • Координационная . Согласование преобразований, координация всех ветвей власти, в том числе суда и исполнительных органов.

После того как вы сможете освоить основные личностные навыки, перечисленные ранее, каждый будущий шаг будет даваться легче с каждым днем. Все эти рекомендации, безусловно, помогут в том, чтобы хоть чуточку приблизится к заветной мечте или просто стать более уверенным в себе.

Необходимо понимать, что для того, чтобы стать лидером, нужно пройти долгий и тяжелый путь, который требует постоянной работы над собой. Это процесс перевоплощения, который никогда не заканчивается. На пути к успеху необходимо получать удовольствие от собственного самосовершенствования.

Поиск новых вариантов для мотивации окружающих - задача настоящего лидера! Справиться с ней под силу каждому человеку, достаточно приложить усилия. Такая работа над собой должна проводиться ежеминутно. Но научившись получать удовольствие от таких перемен, человек уже не захочет останавливаться и пойдет к новым вершинам.

Библиотека
материалов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"

В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги - бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.

"Одной из ваших обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. В конце концов, в среднеарифметическом, группа знает больше вашего почти по любому вопросу. Ваше дело как ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможете сделать вы в одиночку.

Вы можете подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их уникальные способности к решению проблем и предлагая способы, которыми они могут поставить эти способности на службу всей группе. Когда такое начинает происходить, граница между "учителем" и "учеником"- исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и вы с группой непрерывно обмениваетесь знаниями в русле душевной энергии, которую часто называют синергизмом"

На наш взгляд, центральное место, которое уделено в приведенном отрывке группе, ее влиянию на процесс любого обучения, на взаимоотношения между учителем и учеником, прекрасно иллюстрирует функцию лидера. Речь, в принципе, идет о том, что при успешном ходе тренинга тренер-руководитель учебного процесса постоянно готов делегировать свои лидерские полномочия обучающимся. Лидеры должны возникать в процессе тренинга в самой группе, а практический характер обучения и деятельности поставит их перед необходимостью вести товарищей к решению поставленной тренером задачи.

Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров. Мы вправе ожидать от лидера умения сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в котором каждый член группы готов участвовать. В ходе этого процесса могут происходить события, провоцирующие конфликт, но лидер проведет группу через опасные рифы ссор, конкуренции и борьбы самолюбий, сохранив при этом ощущение достаточного личного комфорта участников, высокую мотивацию, помогающую справиться с трудностями, а может быть, даже определенными лишениями.

Чтобы задавать вопросы.