Чехов

Биологическая и социокультурная эволюция план. Человек как результат биологической и социальной эволюции.pptx - презентация по обществознанию на тему "Человек как результат биологической и социальной эволюции". Условия существования свободы

Материал для преподавателя . Занятие №1

Тема: ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Структура урока

Ожидаемый результат: У чащихся знают , что понимается под личностью в обществе, различают понятия «человек», «индивидуальность» и «личность», знают, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа и общество,

умеют характеризовать с научных позиций природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; умеют конкретизировать примерами/раскрывать на примерах биосоциальную сущность человека, умения применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

    Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

    Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.

    Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

(Приём «Открытые мысли» и «корзина идей»).

    Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

    Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов». Работа с примерами. (Приём «имитационно-ролевое моделирование» . Приём «верю-не верю»)

    Мини-тест.

    Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование (Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал) Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить их кругозор и нацелить на изучение предмета можно посоветовать начинать занятие с открытия журнала «ЭКСПЕРТ» и делать акцент на какой либо интересностатье, фоторепортаже или фотографии - попросить обучающих вывести суждение по данному событию)

Приём «Открытые мысли» - Начало занятия :

Как вы думаете, что означают эти фотографии? [Слайд (портрет) (Каждый волен высказывать свою точку зрения, обучающиеся высказывают свои предположения: взгляд, веснушки, ребёнок, человек, Джобс )

Игра в ассоциации : я предлагаю вам игру со словом. Запишите слово «человек»

Какие ассоциации возникают у вас, глядя на это слово?

(антропогенез, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, личность и т.д)

Чем этот ребёнок на фото1 отличается от всех остальных новорождённых детей? (ответ- ничем, он такой же как все новорождённые, он один из многих- он индивид

Чем ребёнок на фото 2 отличается от всех остальных (правильно яркими индивидуальными чертами! Опишите их…)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

На уроке будем изучать:

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; потребности и их виды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА – теоретический блок (лекция)

Начнём изучение курса с самой известной и спорной темы в науке – это Антропогенез (теория происхождения и развития человека). В действительности их несколько. Давайте познакомимся:

(Приём «Корзина идей»)

- Что вам известно по этой теме? Предложить обучающимся самим изложить версии данных теорий и обменяться информацией. (каждой паре раздать карточки с названием одной теории)

Теории происхождения человека как биологического вида

1. Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение /креатив, креативный/ - человека создал Бог, Творец.

2. Эволюционизм /Эволюционная теория Дарвина- Уоллеса. Дарвинизм/

Эволюционная теория - комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Основой эволюционной теории служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Биологическая эволюция определяется наследственной изменчивостью, борьбой за существование, естественным и искусственным отбором3. Теория внешнего вмешательства (считается, что люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

Итак какую теорию выбрать? Это во многом зависит от уровня мировоззрения человека!

Одной из ключевых идей урока является идея биосоциальности человека.

Человек- биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Биологическая природа человека проявляется в (каждую черту конкретизировать примером)

    анатомо-физиологических чертах,

    строении различных органов и систем,

    инстинктах и рефлексах.

    Задатки (которые при определённых условиях превращаются в способности, но «подарок всё-таки преподносит нам природа)

    Способность обмениваться энергией с окружающей средой (пища даёт нам энергию и мы действуем)

    Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Все эти факторы сближают нас с другими живыми существами.

Биологические факторы антропогенеза (уникальные, которые не свойственны другим живым существам)

    Сложное строение мозга -(приводит к формированию абстрактного мышления)

    Строение челюсти, гортани (способность к членораздельной речи, но если человек лишён общества сам по себе он не заговорит- «Маугли» может быть только в сказках!)

    Строение кисти руки

    Способность к прямохождению (мы платим радикулитом и другими неприятными вещами)

Общественное в человеке

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

    Сознание, наличие мышления и словесной речи;

    способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности;

    способность сознательно преобразовывать окружающую действительность,

    создавать необходимые блага и ценности;

    способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Сознание присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно целенаправленно действовать.

Банк заданий - Задание №1 (№4 ЕГЭ) , Задание №2 (№5 ЕГЭ)

«индивид», «личность», «индивидуальность».

    Сначала записать слова (на доске):

    Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность.

    Какое не является социальным? Почему? Подчеркните.

    (ответ : сообразительность- природное качество (является задатком))

(Обучающие ведут записи в тетради, преподаватель – на доске)

Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

(Приём «имитационно-ролевое моделирование») .

Напишите и зачитайте свою характеристику как индивида, индивидуальности, личности. ( например социальные особенности индивидуальности: расчетливый, мужественный, осторожный, хитрый).

в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка " (найдите черты индивидуальности и личности)

Отец Гринева , Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий » (это черты индивидуальности)

Маша Миронова . Тихая робкая капитанская дочка (как индивидуальность ) стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях (как личность ). Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью. (как личность ).

А теперь обратимся к теории!:

Индивид - единичный представитель человечества.

Понятие « индивидуальность » используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека.

Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом).

Составьте кластер: «Факторы формирования личности»

На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек –

1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)

2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.

3) домашняя среда, воспитание в семье, отношение родственников, и обстоятельства жизни.

4) наследственность: от родителей люди получают генетически определенные задатки: физиологические особенности (телосложение), особенности нервной системы -сила, выносливость), темперамент, здоровье или предрасположенность к заболеваниям.

5) самосовершенствование .

Лист социологическое исследование.

Вот фото известных личностей (из истории и современности). Кто они? Какие факторы оказали влияние на их развитие и формирование? Какие социальные качества характерны для них?




Ответ - Зрелая личность характеризуется:

    Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться,

    общаться с другими людьми,

    участвовать в жизни общества,

    иметь духовные интересы,

    оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия.

(могут быть названы и другие качества)

2) Потребности человека

Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др

Какие группы потребностей выделяют учёные? (ответы обучающихся)

(Приём «имитационно-ролевое моделирование» .)

Приведите свои примеры, потребностей каждой группы.

Естественные (биологические; физиологические, материальные и т. п.) (воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продолжение рода и т. п.)

Духовные (идеальные) (в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве)

Социальные (в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе)

(смотреть Классификацию потребностей (пирамида) А. Маслоу.)

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Приём «Верю-не верю»

Проанализируйте суждения о человеке. Обучающиеся должны либо согласиться с этим утверждением, либо нет. Поставьте значок «! » в соответствующем столбце таблицы.

Суждения

Верю

Не верю

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

Человек обладает мышлением и словесной речью.

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.

Процесс становления личности называется стратификацией.

Индивид - единичный представитель человечества.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

Банк заданий - Задание №3 (задание №28 ЕГЭ)

Мини- тест

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Каждый обучающийся выполняет задание 1-2 а затем осуществляется фронтальная проверка с разъяснением обучающимися выбора каждой позиции и анализом неверных ответов.

Задание 1 (ЕГЭ № 1)

Потребности

человека

Характеристика

В познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве.

Социальные

В общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.

Ответ: духовные

Задание 2 (ЕГЭ № 4)

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

2) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.

Ответ: 123

Задание 3 (ЕГЭ №20)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, обще- ства в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребно- сти людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

После выполнения задания - обязательно прочитайте весь текст вместе с вставленными терминами!!!.

Ответ:


Раздел 2. Человек

, получила название антропогенез

Человек

биосоциальное

Человек как биологическое существо социальное существо Социальная сущность и др.

биологизаторству или социологизаторству .

Тема 2. Бытие человека

Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во‑первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во‑вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому‑либо объекту его потребности .

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Структура личности

Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации ». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»‑концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико‑понятийные способности и знания, получаемые на их основе – возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно‑смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность .

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений .

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом .

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения :

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Тема 11. Самопознание

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других . Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание . С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

Самооценка

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая : завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения . Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно‑психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения . На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»‑концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем . Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты .

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

Тема 12. Поведение

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение активность масс, не имеющая определенной цели и организованности , например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Раздел 2. Человек

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле . Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами . Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг * утверждал, что человек – единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им предопределено генетической программой (если только не становятся жертвами хищников). Причину такого положения П. Брегг видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного. Такое сопоставление «животное – человек» не случайно, так как подчеркивает, что человек является логическим продолжением (а на данном этапе эволюции – и конечным продуктом) развития животного мира.

* П. Брегг является автором оригинальной системы обеспечения здоровья, включающей как обязательные условия полноценный двигательный режим, сбалансированное питание с приоритетом сырых растительных продуктов, психотренировку и психорегуляцию и использование оздоровительных сил природы. Трагически погиб в возрасте 95 лет.

Принадлежность человека к животным обусловлена эволюционно и закреплена генетически. Подкрепляется это общностью физиологических механизмов жизнедеятельности и принципиальных основ морфологии органов и систем у человека и высших животных, наличием целого ряда общих заболеваний и т.д. Многие биологические закономерности, установленные для животных, подтверждаются и в применении к человеку. Так, ученые распространяют и на людей общепринятую в биологии методику расчета средней продолжительности жизни биологического вида – она в 5–6 раз превышает возрастной период, свойственный возрастанию длины тела. Если учесть, что у человека рост полностью прекращается в 20–25 лет, то и жить он должен, согласно этим расчетам, 120–150 лет.

Чем же объяснить тот факт, что люди живут намного меньше этого срока, то есть они не в состоянии полностью реализовать свою генетическую программу?

Жизнедеятельность животных строится на основе постоянной борьбы за существование, которая требует для поддержания и сохранения жизни мобилизации всех механизмов приспособления. Бороться за выживание приходилось и человеку. Он должен был бороться со стихийными силами природы, с исходившей из окружающего мира и от других людей опасностью, бороться за пищу, за сохранение своей термостабильности... И все это заставляло человека находиться в постоянной готовности к высокой функциональности. Питался такой человек в основном сиюминутной добычей, которая представляла собой натуральную растительную или животную пищу со свойственнойейприродной комбинацией природных веществ.

Таким образом, в начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое.

Однако в процессе развития цивилизации изменилась и форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой – на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях. В достижении этих целей человек пошел несколькими путями:

1. Начал создавать орудия и средства производства, которые работают на энергии природных источников и животных, облегчая труд и получение жизненных благ.

2. Стал создавать все более искусственные, но с высоким уровнем комфорта условия, в которых протекает его жизнедеятельность; в питании все большее место стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр.

3. Стал преобразовывать природу, то есть приспосабливать ее к себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, то есть тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм.

Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего развития у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.

Развитие цивилизации внесло заметные изменения и в биоритмологию человека. На протяжении миллионов лет биогенетического развития животные и человек подчинялись суточным изменениям освещенности, задаваемым на Земле Солнцем. Именно это сформировало у нас так называемый циркадианный ритм, когда максимум жизненной активности и обмена веществ приходится на светлое время суток, а минимум – на темное. Положение во многом изменилось с появлением электрического освещения, когда временные границы бодрствования человека значительно расширились. Однако это не отменило врожденной подчиненности человеческого организма природному циркадианному ритму, в связи с чем в темное время суток, особенно вечером, возникает противоречие между нарастанием в центральной нервной системе сонного торможения, с одной стороны, и высокими требованиями к уровню работоспособности, предъявляемыми выполняемой в этот период работой, – с другой. Это ведет к нарастанию напряжения в центральной нервной системе и нарушению взаимоотношений нервных процессов в ней. При поддержании такого режима в течение длительного времени это закономерно приводит к нарушению высшей нервной деятельности и психики человека, а отсюда – к различным заболеваниям.

Современная жизнь сопряжена также с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. В производстве, где человек освободил себя от тяжелого физического труда, технологические процессы в основном ориентированы на освоение и переработку информации и на принятие быстрых оперативных решений в ответ на изменившуюся ситуацию. Возросшие скорости передвижения человека в пределах местности, региона, страны, мира обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значительной степени – с незнакомыми людьми. Мозг современного человека должен находиться в постоянной готовности принять, переработать информацию и выдать решение при минимальных мышечных напряжениях.

По некоторым данным каждые 10–12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это должно означать, что нынешним поколениям детей необходимо усвоить информации, как минимум, в четыре раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их бабушкам и дедушкам! Но мозг современного человека остался практически таким же, каким он был и 100, и 1000, и 10000 лет назад. Не изменилось и время, в течение которого необходимо освоить этот многократно возросший поток информации. Отсюда становится понятным, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу нашего современника.

Таким образом, процесс цивилизации сопровождался все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и к возрастанию нагрузки на его мозг. Это вело к нарушению сложившегося в эволюции соотношения между этими сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность являлась конечным, исполнительным звеном психических процессов, то есть между ними существовала прямая зависимость. Смещение же этих соотношений у современного человека привело к нарастанию психического напряжения. Это, в свою очередь, сказалось на соотношении отдельных периодов и фаз сна, призванного дать организму не только пассивный отдых, но и «рассортировать» и усвоить полученную информацию, освободив мозг для восприятия ее новых потоков. При большой нагрузке на мозг сон не дает ощущения полного отдыха и мозг приступает к новому периоду работы, еще не освободившись от полученной ранее информации. Естественно, что это ведет к еще большему нарастанию психического напряжения и извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что закономерным следствием таких нарушений являются многие заболевания. Так, по данным экспертов ВОЗ, именно с нарушениями психического состояния человека связаны те три группы заболеваний, которые в настоящее время дают подавляющую часть общей смертности в цивилизованных странах: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные изменения и сахарный диабет.

Наконец, о питании. Многие миллионы лет предки человека были вегетарианцами, а последние два миллиона лет доисторический человек и его предшественники имели пищу, достаточную по белку, сравнительно богатую жирами и обычно бедную углеводами. В этой пище практически полностью сохранялись природные комплексы биологически активных веществ и созданные природой соотношения их компонентов. Важно, что именно эти вещества являлись теми «кирпичиками», которые становились структурными элементами каждой клетки организма. И в конечном итоге именно изменения этих биологически активных веществ обусловливали саму эволюцию.

В настоящее же время стремление сделать пищу вкусной и внешне привлекательной заставляет производителя в процессе технологической ее переработки не только удалять из нее необходимые вещества при очистке, подвергать термическому воздействию, но и добавлять в продукты приятные для вкуса сахар, соль, красители, ароматизаторы и другие добавки, которые, включаясь в обменные процессы, нарушают их нормальное течение и вызывают структурные изменения в тканях и органах. Очищенная вкусная и внешне привлекательная пища, обладающая к тому же высокой энергетической ценностью, потребителю приятна, не требует тщательного пережевывания (отметим, что это обстоятельство является одной из серьезных причин нарушения кровоснабжения зубов и разрушения их структуры) – поэтому понятно его стремление продлить удовольствие и съесть больше. Как показывают результаты многочисленных исследований, более 60% населения России страдает избыточным весом и ожирением при том, что сама структура питания не сбалансирована и отличается дефицитом витаминов, микроэлементов и других биологически важных веществ.

Термическая обработка пищи сама по себе обусловливает многие последствия, нарушающие структуру и характер питания. Следует отметить, что в процессе такой обработки нарушается первичная структура большинства естественных продуктов (прежде всего – белков, разрушающихся при 46–48°С) и природных комплексов (в частности, липопротеиновых комплексов молока). Кроме того, в результате кипячения жиров в них могут появиться довольно агрессивные канцерогены. И, наконец, попадание горячей пищи в пищеварительные пути (в особенности – в пищевод и желудок) ведет к разрушению их слизистого слоя, который является достаточно эффективным защитным по отношению к подлежащим тканям барьером.

Таким образом, можно отметить следующие серьезные противоречия между эволюционным прошлым человека и нынешним его образом жизни:

1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.

2. Опасное противоречиемежду все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

3. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов.

4. Все более преобладающее значение в питании подвергшихся технологической переработке продуктов, отличающихся отсутствием многих естественных компонентов, нарушением природных пищевых комплексов и наличием большого количества ненатуральных и синтезированных веществ.

5. Условия жизнедеятельности, далекие от сложившихся и существовавших в эволюции и на протяжении подавляющего времени существования человека на Земле и исключающие борьбу за существование как основное условие сохранения жизни.

6. Все в большей степени исключение непосредственного участия человека в технологических процессах производства материальных благ: если в течение практически всего времени существования человек был и производителем, и потребителем этих благ, то плохое здоровье не давало ему возможности выживания – выживал только сильнейший, здоровый; в настоящее время, переложив работу по производству материальных благ и заботу о сохранении жизни на машины и механизмы, человек стал лишь потребителем – и значение его здоровья для сохранения жизни резко снизилось.

3.1.2. Биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие

Появление человека явилось логической ступенью эволюции животного мира на Земле. В нем воплотилось все то лучшее, что за время своего развития накопила природа. Вместе с тем человек явился принципиально новым явлением в природе, что сразу же поставило его над всеми остальными представителями животного мира. Суть отличия человека от последних можно свести к следующим положениям.

Переход обезьяны к прямохождению освободил от несения опорных функций передние (теперь верхние) конечности. Благодаря этому человек смог придать им новое назначение, в частности изготовление орудий труда. Выполняемые при этом руками тонкие дифференцированные движения дали толчок к развитию полушарий головного мозга, в особенности лобных долей. Дальнейшее развитие человечества сопровождалось стремлением к образованию сообществ, способных более успешно противостоять стихиям природы, агрессии других людей и животного мира, выполнять совместную трудовую деятельность. Необходимость координации совместных действий привела человека к потребности общения и к возникновению речи. Это в свою очередь сказалось на структурно-функциональной организации мозга, в коре которого появились центры, отвечающие за восприятие, осознание и воспроизведение слова как «сигнала сигналов» (И.П. Павлов). Освоение речевого общения способствовало возникновению у человека новой, второй сигнальной системы, позволившейему в отличие от животных не только воспринимать непосредственные сигналы действительности, но и абстрагироваться от них. Последнее дало возможность человеку:

– анализировать и экстраполировать происходящиесобытия и наблюдаемые явления;

– пользоваться информацией, получаемой от других людей;

– передавать информацию и накопленный опыт потомству;

– планировать свою жизнедеятельность и свои действия.

Возникновение сообществ, способных общаться с помощью абстрактных сигналов, не только позволило человеку занять особое место в животном мире, но и стало началом того беспрецедентного в природе процесса, который привел к появлению, по выражению В.И. Вернадского, «мирового разума» (ноосферы).

Сообщества людей становились все более многочисленными. При этом каждый член сообщества все в большей степени осознавал, что его безопасность и благополучие во многом зависят от других людей. По-видимому, именно с этого времени возникло совершенно новое явление, которое дополнило естественные условия существования и может рассматриваться как социальная среда.

Социальная среда – это культурно-психологический (информационный, в том числе и политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Такие средства включают экономическую обеспеченность (пищей, жильем и др.), гражданские свободы (совести, волеизъявления, равноправия и др.), степень уверенности в завтрашнем дне (наличие или отсутствие страха за жизнь, перед тяжелым кризисом, голодом, преступлением и пр.), моральные нормы общения и трудовой деятельности, возможность пользоваться культурными и материальными ценностями или сознание такой возможности, возможность вхождения в эталонную для данного человека социальную группу, обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психологического стресса от перенаселения, комфорт сферы услуг и многое другое.

Социальная среда интегрируется с природой в общую совокупность окружающей человека среды. Факторы всех окружающих человека сред между собой тесно взаимосвязаны и составляют объективные и субъективные стороны «качества жизни». При этом объективное неотрывно от субъективного, хотя эта глубокая связь человеком может даже не осознаваться. Важно отметить, что ни одна из указанных сред не может быть выброшена и заменена какой-либо другой – они лишь усиливают или ослабляют действие друг друга.

Взаимозависимость людей в социальной среде привела к необходимости разработки новых условий их взаимоотношений, так как выпадение из общей деятельности, неуспех одного из членов социальной среды неблагоприятно сказывается на самой социальной среде и на каждом ее члене. Именно поэтому закон борьбы за существование в человеческом сообществе перестал играть доминирующую роль, но стало появляться все больше условностей, регламентирующих взаимоотношения между людьми. Это нашло свое выражение в этических, нравственных, религиозных, культурных обрядах, правилах, табу, а позднее – в правовых и других актах, устанавливающих нормы таких взаимоотношений.

Человек рождается с уже готовой генотипической программой, в пределах которой может с той или иной степенью эффективности реализоваться в онтогенезе. Однако социализация человека в этой программе, даже несмотря на генетически обусловленную способность к речи, не нашла своего выражения, в связи с чем между его биологическим прошлым и социальным настоящим возникают серьезные противоречия. Вот почему, как указывал И.И. Брехман, «противоречивый феномен человека складывается из диалектического единства множества противоположностей, свойственных ему: между природным и человеческим началом, биологическим и социальным, материальным и духовным, личным и общественным и т.д.». Признание социальной сущности человека наряду с его изначальным биологическим происхождением заставляет в разработке методологии здоровья самым серьезным образом учесть его естественное начало, закономерности индивидуального развития, для того чтобы затем с помощью подбора определенных социальных мер способствовать максимально эффективной реализации заложенных в геноме возможностей.

Развитие человеческого общества сопровождалось дальнейшими процессами и аспектами социализации. В этом отношении особого внимания заслуживает появление у человека социальных мотивов деятельности, возникновение наряду с биологическими новых потребностей, в ряду которых следует упомянуть любовь, уважение, признание и т.д. Подобные потребности не связаны и не ориентированы на обеспечение жизнедеятельности и сохранение жизни, а направлены на удовлетворение личных и социальных притязаний: служебную карьеру, благосостояние, секс и др. Указанная переориентация мотивов поведения не могла не сказаться на реализации человеком своего генома.

Наиболее отчетливо это обстоятельство проявляется в извращении механизмов стресса. У животных он служит важнейшим средством адаптации к грозящим жизни условиям, помогая справляться с возникающими критическими ситуациями через движение. У человека же при общности физиологических механизмов стресса с животными условия его возникновения и реализации заметно отличаются. Во-первых, как уже было показано, у людей стресс чаще всего связан не с борьбой за выживание, а с социальными мотивами. Во-вторых, в силу различных причин человеку в подавляющем числе случаев не удается завершить стресс движением – и нет ничего удивительного в том, что при огромном количестве условий, провоцирующих стресс, в течение дня у человека нарастает психическое напряжение.

Уже отмечалось, что подавляющая часть производственных технологических процессов ориентирована на все большее освобождение человека от физических нагрузок и на возложениена него функции контроля за этими процессами, то есть опять-таки речь идет о снижении двигательного компонента и о возрастании нагрузки на центральную нервную систему и психику. При этом многократно возрастает ответственность каждого работника за весь технологический цикл, в котором заняты порой тысячи людей. Осознание этой ответственности делает понятной степень его психического напряжения, так как одно неправильно принятое им решение в ответ на изменившуюся производственную ситуацию может привести к срыву всего технологического процесса и к невозможности получить конечный продукт при значительных затратах человеческих и материальных ресурсов.

Социальный статус человека изменил в конечном итоге и его взаимоотношения с природой, частью которой, вместе с тем, он сам является. В то время как эволюция животного мира базируется на возникновении все более совершенных механизмов адаптации к меняющимся условиям существования, человек начал преобразовывать саму природу, пытаясь приспособить ее к своим потребностям. Возникающие в этом случае противоречия между сформированными в эволюции относительно консервативными механизмами адаптации и резко меняющимися условиями существования современного человека ведут к напряжению, а затем – и срыву этих адаптационных приборов.

В настоящее время человек живет преимущественно в искусственно созданных им для, казалось бы, собственного благополучия условиях. Но, как справедливо указывал Ф. Энгельс, человек в первую очередь получает тот результат, на который он рассчитывал, а во вторую, в третью и т.д. – те, которые он не предусматривал, но тем не менее значение которых для жизнедеятельности исключительно велико. Уже отмечались вредные последствия экологических изменений в современном мире для здоровья людей, здесь же позволим себе остановиться на том аспекте проблемы, который непосредственно связывает экологическую обстановку и образ жизни современного человека.

В настоящее время более 70% населения России проживает в городах и многие из них – в мегаполисах с миллионным населением в каждом. В таком городе жизнедеятельность человекавомногих отношениях регламентирована и ориентирована на согласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан семейными узами, совместной профессиональной деятельностью, транспортом, соседством и пр. Кроме того, независимо от преобладающего у человека суточного биоритма, и «жаворонки», и «голуби», и «совы» вынуждены утром подниматься в одно время, диктуемое им распорядком работы или учебы, ложиться спать с учетом программы телевизионных передач, с распорядком членов своей семьи и т.д. Таким образом, у человека остается все меньше времени, в течение которого он мог бы быть предоставленным самому себе и жить в соответствии со своими личностными и типологическими особенностями. Вот почему убыстрившийся темп городской жизни, «подстраивание» своей жизнедеятельности под жесткий общественно-социальный и профессиональный регламент привели к тому, что, как отмечают психологи, городские условия жизни ведут к отставанию эмоционального развития и интеллектуального роста человека. Не удивительно поэтому, что, по данным ВОЗ, за последнее десятилетие заболеваемость неврозами в мире возросла в 24 раза. В нашей же стране активное внедрение условий городской жизни в социально-экономическую и бытовую инфраструктуру села уже ведет к заметной интенсификации невротизации за счет сельской категории населения.

Академик Н.М. Амосов в анализе проблемы здоровья отмечает, что человек конца XX столетия сталкивается с тремя пороками: накоплением отрицательных эмоций без физической разгрузки, перееданием и гиподинамией (или, как ее еще называют, «спешкой сидя»). Именно с последними двумя обстоятельствами связывают акселерацию – ускоренное физическое развитие ребенка (в частности, более раннее и более значительное возрастание длины и массы тела). Однако при этом системы жизнеобеспечения (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) остаются на прежнем функциональном уровне и, таким образом, не в состоянии обеспечить в полной мере потребности физически более крупного организма. Усугубляется это обстоятельство и более бедной и измененной эмоциональностью современного человека.

Итак, социальная и биологическая эволюция человека выступает в единстве своих общих и противоречивых особенностей. Однако человека не оградить от развития цивилизации, общей тенденцией которой является создание максимума комфорта при минимальных мышечных затратах и все возрастающих требований к нервной деятельности и к психике человека. В этих условиях усилия, и прежде всего через валеологические подходы, необходимо предпринимать для обеспечения здоровья человека с учетом именно этих меняющихся и усложняющихся факторов. При этом игнорирование законов биологического и социального развития человека в онтогенезе может привести к тому, что многие вопросы управления здоровьем будут (как это имеет место сейчас в первичной медицинской профилактике) решаться на уровне логических построений и умозаключений о необходимости изменения факторов социальной среды, а не на повышении возможностей социально-биологической адаптации человека, где основным критерием должно стать индивидуальное здоровье человека.

Разработка научно обоснованных рекомендаций по формированию, сохранению и укреплению здоровья тем не менее еще не может решить проблему в целом. Это обусловлено тем, что она во многом предопределена личностно-мотивационными установками человека. В нашей стране, где декларируется ответственность государства за здоровье человека, не определена, к сожалению, степень ответственности самого человека за свое здоровье. Вот почему ориентировка человека на «бесплатную» медицину, на не зависящие от него в поддержании. Своего здоровья социальные, экологические, бытовые и прочие обстоятельства делает его пассивным в отношении к собственному здоровью. Тем более что подавляющая часть людей, являясь оптимистами и отличаясь ленью, допускает болезнь или несчастье с кем угодно, но не с ним лично, или, по крайней мере, если это произойдет, то не сейчас, а до этого, считает он, у него есть достаточно времени, чтобы заняться своим здоровьем. К сожалению, свое заблуждение люди начинают понимать лишь тогда, когда болезнь или несчастье уже случились.

Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым. Для решения этой проблемы необходима разработка системы непрерывного валеологического образования, которая должна включать и семью, и дошкольные, и школьные образовательные учреждения, и высшую школу, органы здравоохранения, социальной защиты и т.д. Такая система должна получить финансовое обеспечение на всех уровнях – от федерального и регионального до отдельных предприятий и учреждений. Вместе с тем, необходимо вернуть человеку заработанные им деньги в том процентом соотношении, которое существует во всех цивилизованных странах, и тем самым повысить ответственность каждого человека за обеспечение всех сторон своей жизнедеятельности, в том числе и за здоровье. Бесплатной же медицина должна оставаться только в отношении оказания неотложной помощи, для малообеспеченных и отдельных категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды и др.). Повышение уровня валеологической культуры и материальной ответственности человека за свое здоровье, без сомнения, может дать быстрый и эффективный результат.

  • II. Историческо-философские формы отношения человека к природе
  • III. Закрепление материала;. - При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
  • III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Проректор по учебной работе

  • Видеоурок:

    Лекция:


    Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

    Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

    Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

    Человек как биологическое существо

    Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

    Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

    Социальная сущность человека
    В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

    Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

    Биологические предпосылки

    Социальные качества

    Взаимосвязь

    1

    Развитый головной мозг

    Разумность

    Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

    2

    Прямохождение и особое строение кисти руки

    Создание орудий труда

    Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

    3


    Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

    Мышление и деятельность

    Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

    4

    Речь и общение

    Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

    Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

    Индивид, индивидуальность, личность.

    В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

    Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

    Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


    Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

    Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

    А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

    Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

    Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

    Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природу человека. Человек изучается различными частными науками. Среди них биология, медицина, психология, этика, юриспруденция и другие. Но ни одна из них не определяет сущность человека как особого представителя Природы, Вселенной. Сущность человека выявляется путем обобщения и анализа всех главных сторон, аспектов его существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, во всей истории мировой философской и социологической мысли. Особенно она обостряется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования, как общества, так и каждого человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная и мировая история. Однако во все времена человек был и является главным ресурсом для страны любого уровня.

    Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

    С глубокой древности и по сей день умы людей занимает вопрос о том, что такое человек. Мыслители разных эпох пытались найти ответы на вечные вопросы жизни о том, кто мы, откуда происходим, куда идем.

    В настоящее время философия ищет варианты объединения усилий разных философских воззрений на сущность человека, его связей с природой с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз. Наиболее волнующими оказываются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза - идей о происхождении и эволюции человека и общества.

    Как же возник человек? Различают несколько основных подходов к решению проблемы возникновения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход , связанный с представлениями о сотворении людей мифическими божествами (Зевс, Юпитер). Множество богов постоянно следит за поведением людей, требуют от них жертв, поклонений, вмешиваются в человеческие дела, вершат правосудие по собственным законам.

    В противоположность мифологии развивался теологический, религиозный подход (иудаизм, христианство, ислам), в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта творения единого Бога. Люди подчиняются законам божественного мироздания, существуя внутри созданной Богом живой и неживой природы. В то же время они способны сознавать социально-нравственные требования Создателя (не убей, не укради и др.) и на этой основе вырабатывать нормы нравственности и правовые нормы, выполнение которых гарантируется авторитетом государственной власти. Человек действует согласно высшим указаниям, но обладает и дарованной ему свободой воли, которая может направлять его на путь греха или вести по пути спасения души, оздоровляющего и облагораживающего человека и общество.

    Существуют и философские концепции ангропосоциогенеза. Материалистическая естественнонаучная и философская мысль развивает идеи естественного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит сложная диалектическая связь различных факторов. Наиболее распространенной является концепция происхождения видов живых организмов путем естественного отбора, выдвинутая английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. В ней обосновывается происхождение человека от животных предков. В современных условиях данная теория, хотя она столкнулась с серьезными трудностями, все же сохраняет свое мировоззренческое значение.

    Современная антропология (наука о происхождении и эволюции человека) рассматривает процесс происхождения человека от высших обезьян. Согласно этой концепции процесс возникновения и развития человека был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека - ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и использованию первоначально естественных предметов, а затем и специально изготовленных в качестве орудий труда. Это привело к систематическому изготовлению каменных, костяных и деревянных орудий, а, следовательно, к появлению зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада ранних формировавшихся людей, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество. В настоящее время считается, что человек современного типа homo sapiens (человек разумный) возник примерно 30 тысяч лет назад. Несмотря на то, что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку, материальную основу формирования собственно человеческих свойств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким относят следующие свойства:

    • животное владеет только непосредственными чувственными образами окружающего мира, человек обладает абстрактными понятиями, разумом, способен мысленно отделить себя от окружающего мира, осмыслить свое отношение к нему;
    • человек научился приспосабливать окружающую среду к себе, преобразовывать ее;
    • человек способен существовать в не естественных для него областях природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая);
    • некоторые животные эпизодически используют предметы природы, человек же создал огромный мир искусственных предметов, постоянно ими пользуется и производит новые;
    • животное подчиняется только физиологическим потребностям, человек может строить свое поведение в соответствии с духовными ценностями (мораль, религия, право и т.д.), способен определять цель и смысл своих действий.

    Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует. По мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск биологических предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные зависимости свойств сознания от орудийной активности человека и т.п. Не отбрасывается гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет.

    Одной из фундаментальных выступает проблема соотношения биологического и социального в человеке.

    Человек- это форма бытия, обладающая специфической совокупностью свойств, придающих ему качество биосоциального существа. Рассмотрение человека в рамках только социального или только биологического подхода односторонне и ограниченно. Например, есть попытки объяснять все социальные процессы сугубо природными свойствами человека. Некоторые концепции при объяснении общественных процессов отводят исключительно важную роль факторам естественного отбора и борьбы за существование (социал-дарвинизм) или факторам наследственности (социал-биологизм). Одни исследователи оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие, напротив, полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чему является длительное существование в искусственной (технизированной) среде, накопление мутаций и утеря свойств биологического приспособления. Есть ученые, считающие, что человек еще слишком близок к животному и его природа может быть исправлена благодаря достижениям генетики. При этом возникают нравственные проблемы: как определить, кто именно из людей обладает генотипом с желаемыми чертами и кто должен решать вопрос о полноценности других людей.

    Но рассмотрение биологических факторов нельзя сводить только к учету генетики. Важно иметь в виду также телесные, физиологические и психические особенности отдельного человека, возможности для их совершенствования в процессе жизни. И вообще, преувеличенная оценка генетических факторов и селекционных технологий неоправданно умаляет роль социального начала в человеке.

    Человек рождается как существо, относящееся к высшим животным. Он появляется на свет с неразвитыми физиологическими свойствами, которые могут развиться только в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Например, человеческая улыбка носит врожденный характер, но подлинно человеческой она становится лишь в процессе его воспитания, т.е. его социализации. Именно общество наполняет поведение человека социальным содержанием. В случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не проявится.

    Сознание не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

    Общественное воздействие преобразует психику (как элемент биологической системы) индивида, превращая его в биосоциальное существо. Именно обществу человек обязан такими свойствами, как преобразовательная орудийная активность, речь, способность к творчеству.

    Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Общество таково, каковы образующие его люди. Человек- субъект общественной жизни: он реализует себя в обществе, формирует его своей активностью, определяет его «лицо». Однако! Он является и продуктом общества, отражает особенности его биологического и социального развития. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей, начиная с рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свой творческий потенциал, создать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизни, или безответственно относящийся к своему здоровью посредством некоторых сомнительных социальных «достижений», теряет свои биологические свойства, деградирует физически. Последнее обстоятельство, как известно, может служить причиной антиобщественного поведения.

    Поэтому наряду с биологическими и социальными факторами как таковыми необходимо выделить культуру как фактор развития личности. Совершенно очевидно, что человечество, возникшее примерно 30 тыс. лет назад, прошло с тех пор гигантский путь культурной эволюции, накопив огромный запас материальных и духовных ценностей. Ступени этой эволюции рассмотрены в предыдущем разделе.

    Таким образом, биологическое и социальное начала тесно взаимосвязаны в человеке. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию, как общества, так и человека.

    Одной из проблем, которая связана с сущностью человека, является вопрос о зарождении и развитии духовной жизни человека и общества. Существование этих явлений в науке принято связывать с наличием у человека сознания.

    Что же такое сознание? Сознание многими людьми воспринимается как чудо. Над тайной этого чуда думают веками. С точки зрения религиозных концепций сознание представлялось как нечто привнесенное чем-то (или кем-то) сверхъестественным извне и неизменное. На основе этих представлений возникло понятие «душа». Такие взгляды теоретически обосновывались и закреплялись в различных идеалистических философских системах. Провозглашение сознания сверхъестественной сущностью фактически сняло вопрос о его природе и возможности познания его сущности.

    Специфически трактовали природу сознания немецкие естествоиспытатели XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Они считали, что сознание есть сугубо материальный процесс: мозг выдает мысль так же, как печень желчь. По их мнению, содержание сознания определяется, главным образом, химическим составом продуктов питания человека. Данная позиция получила название вульгарного материализма.

    Позиция диалектического материализма в решении проблемы сущности сознания :

    • 1. Сознание есть специфическое свойство только высокоорганизованной формы материи;
    • 2. Нельзя ни отрывать сознание от материи, ни отождествлять их;
    • 3. Возникновение сознания обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.

    Одним из самых критических мест данной концепции выступает объяснение, как из материи неживой, не чувствующей возникает материя живая, да к тому же ещё и мыслящая. Здесь эта трудность решается на основе принципа отражения, в соответствии, с которым вся материя обладает свойством отражения.

    Отражение - способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других - воздействующих на них объектов - путём изменения своих свойств и структуры.

    Характер отражения определяется уровнем развития и сложностью организации материальных объектов. В связи с этим выделяют следующие стадии развития свойства отражения :

    • 1. Отражение в неживой природе (механическое, физическое, химическое);
    • 2. Отражение в живой природе (механическое, физическое, химическое, биологическое); биологическое отражение развивается по следующим ступеням:
      • раздражимость у растений и простейших организмов;
      • появление нервной системы и её развитие, усложнение рефлексов;
      • возникновение и развитие центральной нервной системы и головного мозга;
    • 3. Отражение в разумной природе (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

    Таким образом, эволюция форм материи привела к появлению у одной из ее форм специфического свойства сознания.

    Сознание - это свойство головного мозга человека отражать воздействия окружающего мира в форме абстрактного мышления.

    В результате развития самого сознания человек приобрёл способность контролировать своё состояние. Например: вызывать из памяти некоторые чувственные и логические образы; концентрировать внимание на каком-то предмете или мысли; принуждать себя к выполнению каких-либо действий или воздержанию от них; управлять проявлением своего душевного состояния и др.

    Опираясь на эти рассуждения, можно назвать элементы сознания, их три.

    Знания (память) - устойчивый след от воздействия окружающего мира.

    Эмоции - реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Эмоции проявляются в виде удовольствия или неудовольствия. В экстремальных условиях эмоции резко возрастают, они могут «выключить» действие рассудка , то есть способности строить логически непротиворечивую систему абстрактных понятий. Человек может перестать адекватно реагировать на ситуацию, у него развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции (возбуждение, восторг, ужас и т.п.). В этом случае срабатывает инстинктивный способ реагирования на такую ситуацию: повышенная активность, агрессия, истерика и т.д. Высший продукт развития эмоций человека - чувства. Это совокупность конкретных ситуативных эмоций.

    Воля - способность к выбору цели действий и к внутренним усилиям для её достижения.

    Высшей ступенью развития абстрактного мышления является разум. Это способность человека синтезировать теоретические знания и практический опыт, проникать в глубинную сущность изучаемых объектов, делать не очевидные выводы, прогнозировать развитие вещей и их отношений.

    На протяжении длительного времени в науке и философии господствовал принцип антропологического рационализма. Поведение человека рассматривалось только как воплощение его сознания, рациональности. Человек во всех его проявлениях представлялся исключительно мыслящим, сознательным существом, способным рационализировать как свое собственное поведение, так и общественную жизнь. Но, начиная с Нового времени, в учениях о человеке все большее место занимает проблема бессознательного.

    Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого рассудка, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

    Например, бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательных явлений относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо несвободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в сферу сознания. Так, важную роль в психической и социальной жизни человека и общества играют такие инстинкты как инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт голода и др.

    Однозначной границы между сознательными и бессознательными явлениями не существует. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, которые первоначально действуют под контролем сознания, но в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, пользования телефоном и т.д. Благодаря включению бессознательного, с одной стороны, уменьшается нагрузка на сознание, с другой - увеличиваются творческие возможности человека, когда знания строятся без влияния стереотипов, привычных схем рассуждения.

    Вопросы для повторения:

    • 1. В чем смысл понятий «антропогенез», «социогенез» и «антропосоцио- генез»?
    • 2. Каковы признаки, отличающие человека от других существ?
    • 3. Каково соотношение биологического и социального в человеке?
    • 4. Что такое сознание?
    • 5. В чем разница между разумом и рассудком?
    • 6. Как охарактеризовать бессознательное?