Биографии

Презентация на тему "А.С.Пушкин и его эпоха". Пушкинская эпоха. Сочинения по темам

Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).


4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.


V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.


Тема урока:
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина.
Цели урока: образовательная:
раскрытие своеобразия пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта; знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта;
развивающая:
развитие учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой, личностной и коммуникативной компетенции;
воспитательная:
воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Тип урока:
изучение нового учебного материала.
Вид урока:
урок-лекция с элементами беседы.
Методы и приемы:
лекционный, репродуктивно-творческий, эвристический.
Межпредметные связи:
история, русский язык.
Внутрипредметные связи:
«Россия в первой и второй половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы», «Гаврила Романович Державин. Обзор творчества».
Учебно-методическое

оснащение урока:
учебники, презентация.
Литература:
1. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины 19 века. 10 класс: метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2014 2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2014 3. Литература. 10 класс. Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс»). – Ч. 1 / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2014 4. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. – М., 2009
Ход урока:

Организационный момент.
1

II. Изучение нового учебного материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Запись эпиграфа к уроку. (Слайд 2)
Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений. Ф. Глинка
3. Сообщение цели урока.
Сегодня мы будем говорить об основных этапах жизненного и творческого пути величайшего русского поэта XIX века А.С.Пушкина, об эпохе, в которой жил и творил поэт, и о его поэтической гениальности.
4. Вступительное слово преподавателя о Пушкине. (Слайд 3)
«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа». Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
5. Актуализация знаний обучающихся (эвристическая беседа). (Слайд 4)
С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте. - Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин? - Какие произведения поэта вы знаете? - Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему? - В чем секрет очарованности Пушкиным? - Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты…). - Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, тема поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
6.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина (обучающиеся

записывают основные положения лекции преподавателя). Слайд 5
Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.
Слайд 6
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и два брата.
Слайд 7
Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры. Вот таким нарисовал детство Пушкина писатель Юрий Тынянов в романе «Пушкин».
А) Детство Пушкина (1799-1811гг.) Слайд 8
2
Сообщение подготовленного обучающегося. Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. У него было два брата и сестра. Братец Лёвушка, малолетка, был любимец. Сестрица Олинька, остроносенькая миловидная и сварливая, жаловалась на братика Сашку тонким голоском. Братец Николинька был болезненный и белесый. Он относился к ним как к стаканам, которые не должно было ронять и за которые ему доставалось. У дома и родителей были разные лица: одно – на людях, при гостях, другое – когда никого не было. И речи были разные: французская и русская. Французская придавала всему цену и достоинство, как будто в доме были в это время гости. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам. Когда родители были нежны друг к другу, они говорили между собой по-французски, и только когда ссорились, кричали по-русски. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом, в котором он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт связывал свои юношеские воспоминания и годы ссылки. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Слайд 9
Арина входила в комнату и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу – водяной, девки его видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику, он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка, Александр Сергеевич, не заснёте, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько поёт. Спите, мол, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели – и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего Михайловской округи. (Ю. Тынянов «Пушкин») Как знать, может быть именно на основе нянюшкиных сказок и родилось впоследствии стихотворение «Бесы». Нежную любовь к няне Арине Родионовне Пушкин пронёс через всю жизнь.
Б) Учеба Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском

лицее (1811-1817 гг.). Слайд 10
Лекция преподавателя. Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители отдали его учиться в очень престижное учебное заведение – Лицей, который находился в Царском селе. Далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого Ал-дра Ивановича Тургенева, чтобы устроить Пушкина в это учебное заведение, в котором учились дети самых богатых и знатных дворян. В июне 1811 года дядя А.С. Пушкина, поэт Василий Львович привёз своего племянника В Петербург на приёмные экзамены. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в лицей. 3
19 октября 1811 г. в торжественной обстановке состоялось открытие лицея. Присутствовал сам Александр 1, его семья, министры и высшее духовенство.
Слайд 11
Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование приравнивалось к университетскому. Что не было характерно для учебных заведений России 18- начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных наказаний, а также проживание не в общей казарме, а в отдельной комнатке, которую лицеисты прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова обстановка в комнате
. (Слайд

12)
И такими были все комнаты лицеистов. В Лицее было строгое расписание дня. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. Лицейская библиотека выписывала всю периодическую печать (это что?). Лицеисты были в курсе общественных и литературных событий. Посмотрите, как много шкафов с книгами и журналами
(Слайд 13).
Оценки лицеистам ставили не в баллах. Профессора давали подробные письменные отзывы. Отдыхали лицеисты в зале, где можно было музицировать, рисовать, читать
(Слайд 14).
А вот некоторые сохранившиеся рисунки
(Слайд 15).
В ухоженных Царскосельских садах было не только красиво. В них было много исторических памятников. На одной из колонн юный Пушкин прочитал высеченное имя своего предка - Ивана Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов чувствовал себя сыном своей Родины.
Слайд 16
В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и лицеисты выбегали из классов, провожали воинов молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать. Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... (“19 октября 1836 года”) Мальчики, жившие много лет уединенно, сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной. Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным, Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Пройдет много лет, и именно Пущин не побоится навестить в ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно)
(Слайд 17).
В свободное от учебы время лицеисты занимались литературными играми, например, коллективным сочинением сказок: один начинал, второй подхватывал, третий придумывал финал. Каждый учебный год заканчивался экзаменами. Они проходили вот в этом зале
(Слайд

18).
В конце третьего года обучения Пушкин получил задание к экзамену по словесности сочинить и прочитать оду. На экзамене присутствовал метр русской литературы, непревзойденный мастер одического жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин очень волновался в присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин
(Слайд 19).
Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные игры, шутки над товарищами и учителями. Посмотрите карикатуру одного из лицеистов
(Слайд 20).
4
Именно в лицейское время в стихотворениях Пушкина появляются первые женские образы, светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился в сестру одного лицеиста - Екатерину Бакунину. В своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! ...я был счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет
(Слайд 21).
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Вот выписки из свидетельства об окончании Лицея Пушкиным
(Слайд 22).

В) Пушкин в Петербурге (1817-1820 гг.). Слайд 23
Лекция преподавателя. После выпуска из Лицея поэт определился на службу в Коллегию иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др. Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.
Александр I:
«Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь». Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. 6 мая 1820 г. Пушкин выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И.Н. Инзова. Это фактически была ссылка.
Г) Южная ссылка (1820-1824 гг.). Слайд 24
Лекция преподавателя. Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
Д) В селе Михайловском (1824-1826 гг.) Слайд 25
Сообщение подготовленного обучающегося. Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин

Жуковскому
: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату
: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям
: «Чувствую, что… могу творить». В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер». Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
Е) Пушкин в Москве (1826-1827 гг.). Слайд 26
Лекция преподавателя. Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным. Во время беседы Николай I задал Пушкину вопрос, где бы он был, окажись в тот момент в Петербурге? Пушкин ответил: «Я был бы с моими друзьями, государь, но Господь меня спас». - Как вы думаете, почему он так сказал? Разве Пушкин был трусом? (Он был верен друзьям, но давно разочаровался в идеях декабристов).
Ж) Годы скитаний (1827-1830 гг.). Слайд 27
5
Лекция преподавателя. Пушкин живёт попеременно то в Москве, то в Петербурге. Доносы на Пушкина и его ближайших друзей продолжаются. Тревожное состояние поэта…
Пушкин в письме А. Х.

Бенкендорфу
: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего». В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Слайд 28
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении "Путешествие в Арзрум" (1829). Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
З) Болдинская осень (1830 г.). Слайды 29 -30
Сообщение подготовленного обучающегося. Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
И) В Петербурге (1830-1837 гг.). Слайд 31
Лекция преподавателя. 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург. У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей
. Слайд 32

Пушкин:
«Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой. Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
К) Дуэль и смерть Пушкина Слайд 33
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Недоброжелатели обвиняли Н. Гончарову в неверности. Чтобы отстоять свою честь и честь жены Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. 27 января 1837 г. на берегу Черной речки (вблизи от Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
(просмотр видеоролика).

Слайд 34
29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало
.

Солнце русской поэзии закатилось", - написал В. Жуковский.

Слайд 35
Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока.

Слайд 36
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. 6
В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифиренко
2. Выставление оценок за урок (с комментариями преподавателя).

3. Сообщение домашнего задания. Слайд 37
 Стр. 115-125; составить хронологическую таблицу по биографии поэта;  подготовить выразительное прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». 7

«Пушкинская эпоха»

Центральное положение, которое занял Пушкин в русской литературе XIX в., определялось не только уникальностью его индивидуального дарования. Здесь действовали и общие закономерности историко-литературного процесса -- силы, которые соединились как в едином фокусе в феномене Пушкина и выдвинули его на это место. Первая треть XIX в. в России не случайно определяется как «пушкинская эпоха» -- и этот термин означает не только эпоху, проходившую под знаком Пушкина, но и эпоху, его сформировавшую.

Первоначальное литературное воспитание Пушкина питалось истоками Просвещения XVIII в. в его французском и русском вариантах. Принято считать, что доминантой его было именно французское Просвещение, -- и в целом это верно, однако роль национальных начал в нем не следует недооценивать. Московская литературная среда, с которой тесно соприкасалась семья будущего поэта, была в это время в авангарде русского литературного движения: в Москве жили Карамзин и И.И. Дмитриев, и к их ближайшему окружению принадлежал, в частности, дядюшка Пушкина Василий Львович, бывший первым его литературным наставником. В Москве издавались лучшие русские литературные журналы карамзинской ориентации; в «Вестнике Европы», основанном Карамзиным, в первое десятилетие XIX в. сотрудничают В.А. Жуковский, братья Андрей и Александр Тургеневы, молодой П.А. Вяземский, несколько позднее К.Н. Батюшков и сам Пушкин.

К моменту переезда в Петербург и поступления в Лицей (1811) у Пушкина был уже достаточно широкий запас литературных впечатлений и ориентаций. Конечно, сочувствие его полностью принадлежит будущим «арзамасцам» и затем организационно оформленному кружку; его литературное творчество лицейского времени буквально пронизано идеями и речениями из арсенала «арзамасцев»; он внимательно следит и за литературной продукцией «Беседы», откликаясь на нее сатирами, посланиями и эпиграммами в «арзамасском» духе. Он прямо причисляет себя к «арзамасскому братству», и эта группа -- Жуковский, Вяземский, Ал. Тургенев, Д.В. Давыдов -- составит впоследствии его литературный круг.

Два литературных деятеля из этой среды выдвигаются как непосредственные литературные учителя Пушкина. Это Батюшков и Жуковский. Традиционно на первое место ставится Батюшков.

В первые послелицейские годы обозначаются и новые тенденции в литературных взаимоотношениях Пушкина. Более всего он захвачен театральными впечатлениями. Театр сближает его с прежними противниками «Арзамаса» -- А.А. Шаховским, П.А. Катениным, А.С. Грибоедовым. Это были не просто личные контакты, но и расширение эстетического диапазона.

Совершенно особой сферой, с которой оказалось соотнесенным творчество молодого Пушкина, была сфера гражданской поэзии. В широком и многообразном социально-литературном движении 1810--1820-х гг. литературе принадлежала роль не только провозвестника и пропагандиста свободолюбивых настроений, но и проводника конкретных социально-политических программ. Эта роль была закреплена уставом «Союза благоденствия» -- тайного общества, из которого непосредственно выросла революционная организация декабристов -- Северное общество. К.Ф. Рылеев, руководитель последнего, сам был одним из наиболее значительных русских поэтов 1820-х гг. Прямо или косвенно с «Союзом благоденствия» были связаны и петербургские литературные, театральные и общественные объединения, с которыми близко соприкасался молодой Пушкин. Наиболее значительным из них было Вольное общество любителей российской словесности, издававшее журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

В мае 1820 г. Пушкин, чьи политические стихи обратили на себя внимание правительства, был выслан из столицы -- в фактическую ссылку, оформленную как перевод на новое место службы. Он живет в Кишиневе, в Одессе, -- откуда его отправляют уже официально в ссылку, под полицейский надзор, в имение отца Михайловское. На шесть с половиной лет он оказывается удаленным от активной литературной жизни обеих столиц. За это время выходят в свет «Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1824), первая глава «Евгения Онегина» (1825), наконец, «Стихотворения Александра Пушкина», сосредоточившее лучшую часть его раннего лирического творчества. В это время заканчивается творческое созревание Пушкина. Европейская и русская политическая жизнь вносит коррективы в его представления о движущих ею социальных механизмах; радикализм его общественной позиции, достигающий апогея в начале 1820-х гг., сменяется «кризисом 1823 года», результатом которого был рост исторического сознания. Это заставляет его переоценивать проблемы личности и среды, деятеля и народной массы -- т.е., по существу, самые основы просветительского миросозерцания -- и соответственно менять сложившуюся аксиологическую шкалу.

Южный период творчества Пушкина начинается под знаком Байрона. Тип «современного человека», представленный байроновским Чайльд Гарольдом, отразился в «Кавказском пленнике» -- поэме, снискавшей особую популярность у либеральной молодежи, чьи умонастроения попадали в резонанс духовному облику разочарованного героя, добровольного изгнанника, одушевленного «веселым призраком свободы». «Кавказский пленник» открывал серию пушкинских поэм, типологически близких восточным поэмам Байрона. Проблематика и поэтика их были исследованы В.М. Жирмунским (Байрон и Пушкин, 1924, переизд. 1978), определившим и роль Пушкина в становлении и развитии русской байронической поэмы; это воздействие ощущается как в ранних классических образцах типа «Чернеца» И.И. Козлова и «Войнаровского» Рылеева, так и в поздних поэмах Лермонтова, где русский байронизм достигает своей вершины.

Поэмы Пушкина окончательно закрепили победу романтического движения и дали мощный толчок теоретической мысли. Уже в 1822 г. П.А. Вяземский выступает с подробным разбором «Кавказского пленника»; близкий в это время к критикам декабристского крыла литературы, Вяземский подчеркивает общественное значение «повести» и самого характера Пленника; тесная связь с духовной жизнью русского общества, по мысли Вяземского, делает произведение Пушкина сугубо национальным явлением. Издание «Бахчисарайского фонтана» было предварено обширным предисловием Вяземского «Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», написанным по прямой просьбе Пушкина. Здесь Вяземский поднимал проблему народности литературы и с полемической резкостью выступал против эстетического нормативизма «классиков», оплотом которых был не называемый им прямо журнал «Вестник Европы», редактировавшийся М.Т. Каченовским.

«Эпоха 1830-х гг.» вызревала в недрах предшествующей, и симптомы надвигающегося перелома сказывались иной раз в частных эпизодах истории пушкинского круга. Одним из них был конфликт между «старшим» и «младшим» поколениями дельвиговского кружка: Дельвигом (отчасти с поддерживавшим его Пушкиным), с одной стороны, и Подолинским и Розеном -- с другой; последние, обиженные строгими разборами своих сочинений (принадлежащими Дельвигу), оба покидают «Литературную газету». Принципиальный смысл выступлений Дельвига заключался в борьбе против эпигонства, появление которого -- симптом умирания литературных школ и направлений. В письме Плетневу около 14 апреля 1831 г. Пушкин определял поэзию Деларю и Подолинского как «искусство» при отсутствии «творчества»; почти в то же время Дельвиг иронически писал о «гладких» стихах Подолинского, сочиняемых с большой «легкостью». Как Пушкин, так и Дельвиг сознавали опасность воспроизведения готовых поэтических моделей, созданных Пушкиным; сам Пушкин явно тяготел к поэтам, «непохожим» на него самого.

Все эти тенденции проявились в полной мере в журнале «Современник» (1836), в котором Пушкин сделал последнюю попытку объединить свой круг писателей и утвердить свою программу в сложной литературно-общественной ситуации 1830-х гг.

Став издателем «Современника», Пушкин сделал последнюю попытку объединить свой круг писателей и утвердить свою эстетическую программу. В 1836 г. его возможности в этом отношении были ограничены существовавшим запретом на новые периодические издания. «Современник» был разрешен как литературный сборник в четырех томах, т.е. издание альманашного типа, и с самого начала испытал давление все более ужесточавшегося на протяжении 1830-х гг. цензурного режима. В известном смысле он следовал программе, намечавшейся Пушкиным еще для «Литературной газеты»: дать возможность публиковаться тем писателям, которые по тем или иным причинам не хотели сотрудничать в других печатных органах. К такому обособлению тяготела почти вся пушкинская литературная среда; в «Современнике» участвовали Жуковский, Вяземский, опубликовавший здесь, помимо стихов, наиболее значительные свои критические статьи второй половины 1830-х гг.: «Наполеон и Юлий Цезарь», «Новая поэма Э. Кине», «Ревизор, комедия, соч. Н. Гоголя»; Баратынский (стихотворение «Князю П.А. Вяземскому»), Д. Давыдов (стихи, статьи «О партизанской войне» и «Занятие Дрездена. 1813 года 10 марта»), Плетнев, В.Ф. Одоевский (статьи «О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе», «Как пишутся у нас романы»), Н.М. Языков. Пушкин привлекает к участию и новые литературные силы: А.В. Кольцова, Н.А. Дурову, Султана Казы Гирея и др. Сам Пушкин напечатал в «Современнике» «Скупого рыцаря», «Капитанскую дочку» и ряд важных критических статей.

Смерть Пушкина оборвала эти связи. Она совпала по времени со сменой литературных эпох и во многом ускорила эту смену. «Пушкинская эпоха» постепенно уходила в прошлое. Уже 1840-е гг. выдвигают новые имена и новые приоритеты, -- но вся дальнейшая русская литературная жизнь, то более, то менее, отныне соотносит себя с этой исторической эпохой, определяемой ею как «золотой век» русской литературы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

______________ /Логвинов А.В.

«_____» _______________ 2014 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Литература»

Семестр I, II 2013 / 2014 учебного года

1 курс, дневное отделение

Специальности МТС, СССК, БУ, ИСС, ПКС

Составитель:

Кутырева Анна Игоревна,

преподаватель русского языка

и литературы

Рассмотрен на заседании П(Ц)К №1

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол №10 от 24. 04.2014 г.

Председатель П(Ц)К №1 _________________ / Никифоров М.М.

Самара, 2014

Конспект лекций по дисциплине «Литература»

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Поэма «Медный всадник»: проблема личности и государства.

Цель урока: раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта.

Методические приемы : рассказ учителя с элементами беседы.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги о его жизни и деятельности, высказывания его современников о нем, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Материалы для выставки в школе».

Литература для подготовки урока: Е. И. Высочина: «Образ, бережно хранимый». М.: Просвещение, 1989; Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1974.

Ход урока

I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гете, а у нас в России - Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», - утверждал Н. В. Гоголь.

Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным?

После ответов учащиеся на выбор читают любимые строки из поэзии А. С. Пушкина.

Вспомните об эпохе Пушкина, в которой жил и творил поэт.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А. И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп.

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?

(Ученики размышляют о деталях истинного смысла взаимоотношений между поэтом и Николаем I).

II. Беседа с аудиторией:

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?

Какие главные темы пушкинской лирики?

Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии? (Учащиеся называют, так как эти темы были изучены в 9 классе).

III. Основной мотив лирики А.С. Пушкина – тема поэта и поэзии.

Анализ стихотворения «Пророк»

Словарная работа.

«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии - доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона - злого духа), действующего по воле бога.


Похожая информация.