Чехов

Что такое школьная программа гармония. Школьный гид. Разберёмся с терминами

Образовательная система «Гармония» - это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.
Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.
На сайте ОС «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам.

По материалам сайтов: www.umk-garmoniya.ru

Программа "Школа России"

"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.
Главная идея программы: "Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаетсяпроблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Комплект учебников "Школа России" представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

(ФГОС НОО 2009г.)

"Гармония" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г. (научный руководитель - Н.Б.Истомина, доктор педагогических наук, профессор).

УМК "Гармония" включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Азбука. Авторы: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С..
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.
- Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- Литературное чтение. Автор Кубасова О.В..
- Математика. Автор Истомина Н.Б..
- Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д..
- Технология. Автор Н.М. Конышева.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

В настоящее время ведется работа по созданию УМК по английскому языку, изобразительному искусству и музыке.
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план. Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы : способы организации учебной деятельности учащихся , связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения , которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий , обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий :
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.


В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

Программа Гармония отзывы:

УМК "Гармония" очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. По их мнению программа развивает мышление, логику, грамотность.
Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач. Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу "Школа России".
Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти). Большое внимание уделено фонетике в 1-ом классе. Транскрипции сбивают детей с толку, сказываются на грамотности. Другой особенностью являются поиски "опасных мест при письме", которые выделяются самыми разнообразными способами (черточки, точки), печатание слов с "окошком" вместо "опасных мест" с последующим заполнением этого "окошка". Авторы учебника предлагают детям при диктанте сначала записывать предложение схематически (черточками) с выделением "опасных мест", затем над черточками писать слова слоговыми дугами и только потом записать предложение словами. (Пример диктанта приведен в разделе "Поурочное планирование"). Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы "переключиться" на традиционный подход к изучению русского языка.
Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.

САЙТЫ, ПОЛЕЗНЫЕ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО УМК «ГАРМОНИЯ »

1. Все новинки издательства «Ассоциация XXI век»
Сайт издательства http://a21vek.ru/

2. Хочешь быть в курсе новых концепций в образовании, заходи на этот сайт

4. На этом сайте можно заказать учебники и методическую литературу по ценам издательства, не выходя из дома.

12. Истомина Н.Б., Горина О.П. (к учебникам Математика 2,3,4 класс в УМК «Гармония»)
Программная реализация: Проскуряков Н.Н. (e-mail: [email protected])

УЧЕБНИКИ

Обучение грамоте. Электронные образовательные ресурсы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ведущих идей учебно-методического комплекта «Гармония»

для четырехлетней начальной школы

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности. В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:

способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности;

способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Учебно-методический комплект «Гармония»

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.
Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.
В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.
Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению и через осмысление необходимого способа действия – к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.
Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.
Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости иорфографического самоконтроля.
Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Обучение литературному чтению направлено также на:
обогащениедуховно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
освоениеуниверсальных учебных действий
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
расширениечитательского кругозора.
Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.
В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.
Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.
Изучение окружающего мира направлено на:
формованиеу младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.
Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.
Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкальногоискусства», имеет следующие особенности:
развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.
Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.
Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Гармония» издательство«Ассоциация XXI века».

В состав УМК входят:
1. Букварь – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
2. Русский язык – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
3. Литературное чтение – автор О.В. Кубасова.
4. Математика – автор Н.Б. Истомина.
5. Окружающий мир – автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
6. Технология – автор Н.М.Конышева.
7. Изобразительное искусство – (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
8. Музыка – (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология

2 класс

УМК «Гармония»

Пояснительная записка

ОСНОВА: программа «Технология» для 1 – 4 классов начальной школы «Художественно конструкторская деятельность» (основы дизайнобразования).

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004.

В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части.

Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучиванию специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем и которые следует учитывать при их производстве и использовании.

Приобщаясь к разработке удобных и красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нем (социальную, психологическую, историческую); о том, что не человек существует для вещей, а вещи для человека и т.п. Таким образом. Данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность .

Кроме того, предлагаемый курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности.

Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учетом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности.

Курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.

Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности.

Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.

Таким образом, с учетом главной концепции по-новому выглядят и основные задачи курса .

1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

а) формирование представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений.

2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

3. Развитие психических познавательных процессов и приемов познавательной деятельности.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

Графически структуру программы можно отразить следующим образом:

Класс

Специальное

предметно-практическое содержание курса

Социально-исторические и нравственно-эстетическое содержание курса

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

УМЕЛЫЕ РУКИ: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

В ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ И В МАСТЕРСКОЙ: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).

НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР (ОТ МИРА ПРИРОДЫ К МИРУ ВЕЩЕЙ): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы и правила дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей).

СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и в искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры).

Программа второго класса ставит задачей начало формирования у школьников систематических основополагающих знаний и представлений из области дизайна , а также их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности.

Главная задача учителя состоит не в контроле, сколь хорошо ученики запомнили специальные термины и формулировки (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом.

Во втором классе также берет начало одна из важнейших линий, проходящих через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики .

Также ученики получают представления о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в сознании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи.

Требования к уровню образованности (2 класс)

Знать

Что такое развертка объемного изделия (здесь и далее имеется в виду, что ученик может раскрыть смысл понятия своими словами; заучивание определений не требуется);

Условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

Как правильно делать сгиб на плотной бумаге или картоне;

Что такое композиция;

Что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;

Как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

Что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продергивания нити;

Швы «вперед иголку» и «через край».

Иметь представление

О том, что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;

О том, что в разных условиях использования одна и та же вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

О том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

О символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

О том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;

О технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.

Уметь

Строить прямоугольник на прямоугольном листе (или от двух прямых углов) с помощью линейки; чертить простые развертки;

Выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия;

Выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

Лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

Выполнять изображение в технике барельефа;

Расписывать изделие из пластилина красками (гуашью);

Изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

Выполнять разметку и бахрому на ткани способом продергивания нитей;

Выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;

Выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

Создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

Анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

Вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;

Придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учебно-методическое обеспечение:

Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для 2 класса;

Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Методические рекомендации к учебнику по технологии. 2 класс.

Сокращения, используемые в таблице

ХК – художественная культура

СПК – социально-правовая культура

КЗ – культура здоровья

ЭК – экологическая культура

ИК – информационная культура

Тип урока:

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок

Индивидуальная работа с учащимися

1. Выполнение коллективных работ из индивидуальных.

2. Дополнительные задания для развития мелкой моторики (Бедрин Илья, Смирнов Никита, Медведев Саша, Васильев Олег, Рыбаков Вова, Рудакова Катя).

№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Составляющие образованности

П - И

Д - К

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ВЕЩИ

(3 часа)

Общеучебные знания, умения и способы деятельности

Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат деятельности человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).

Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). Ручной, механизированный и автоматизированный труд. Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой. Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).

Технология изготовления из различных материалов (опыт практической деятельности)

Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисунку, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу. Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу. Проверка модели в действии. Демонтаж изделий.

Домашний труд

Мелкий ремонт

одежды. Декоративное оформление

предметов быта и жилища. Несложный ремонт книг. Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение безопасных приемов труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конституция вещи, ее связь с назначением. Лепка чашки для сказочного героя. Дом сказочного героя.

ИК

ХК

КЗ

Сформировать представление о том, что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;

Показать на примерах, что в разных условиях использования одна и та же вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

Сообщить о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

Учить создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

Формировать умение вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;

ФСУН Формирование умений лепки полой формы путем выдавливания.

1. Подготовительная работа с учащимися: чтение сказок (или отрывков из них) или просмотр мультфильмов, для героев которых будут создаваться чашки.

2. Беседа об информативности и стиле вещей (на примере чашки).

3. Мысленное проектирование чашки.

4. Обсуждение приемов практической работы.

5. Практическая работа.

6. Подведение итогов урока, обсуждение работ.

ФСУН Формирование приемов росписи формы.

1. Обсуждение смысла и назначения росписи. Эвристическая беседа.

2. Инструктаж по технологии росписи.

3. Практическая работа, роспись чашки красками.

4. Выставка. Обсуждение и оценка работ. «Защита проектов».

5. Решение проектно-творческих задач.

ФСУН формирование умения конструировать объемное изделие.

1. Анализ образцов.

2. Выяснение различных способов работы.

3. Выбор изделия и составление плана работы.

4. Самостоятельная работа по изготовлению домика.

5. Выставка работ. Анализ.

ЛЮБУЕМСЯ ПРИРОДОЙ, УЧИМСЯ У ПРИРОДЫ

(7 часов)

Образцы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции.

ИК

ХК

СПК

КЗ

ЭК

Уточнить знания о композиции;

Сообщить, что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;

Показать на примерах, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;

Сообщить о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора;

Дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

Повторять основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

Знакомить с методами организации комфортных отношений с педагогом, родителями и друзьями;

Сформировать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

Учить анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

Научить передать в собственной художественно-творческой деятельности произведения уральского фольклора;

Научить выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

Учить соблюдать основные правила личной гигиены; техники безопасности;

Научить выполнять экологические правила поведения в природной среде;

ФСУН Формирование умения передавать ритм и движение.

1. Анализ образцов.

3. Составление плана работы.

4. Обсуждение способов вырезания листьев.

5. Практическая работа.

6. Выставка и анализ работ.

ФСУН Формирование приемов создания фронтальной композиции.

1. Работа с учебником. Анализ образцов-аналогов.

2. Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления.

3. Практическая работа учащихся. Подбор листьев (создание образа) и приклеивание.

4. Выставка и оценка работ.

ОНЗ Ознакомление с асимметрией, с конструктивным и художественным смыслом симметрии и асимметрии.

1. Анализ конструктивного и художественного смысла симметричных и асимметричных форм.

2. Упражнения в вырезании форм, отражающих разный «характер»

3. Практическая работа. Оформление открытки.

4. Выставка и оценка работ.

Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета.

Картина.

ПЗЗ Закрепление приемов разметки симметричной формы.

1. Проектирование работы; мысленное создание образа картины.

2. Выбор и подготовка материалов; разметка основы – форма картины.

3. Разметка и заготовка листьев – элементов композиции

4. Создание композиции в подготовленном формате.

5. Выставка; обсуждение работ.

ФСУН Формирование умения работать с объемными природными материалами; обучение простейшим способам соединения (на пластилине).

1. Рассматривание подготовленных природных материалов.

2. Обсуждение предстоящей практической работы (приемы соединения).

3. Практическая работа.

4. Демонстрация и оценка работ.

ОСЗ обобщение знаний о симметрии и асимметрии, способах изготовления симметричных узоров.

1. Беседа о симметрии вокруг нас.

2. Симметричное вырезание по образцу.

3. Составление узора из частей квадрата.

4. Головоломка – разминка.

5. Головоломка – соревнование.

6. Практическая работа по выбору ученика.

7. Анализ работ учащихся.

ФСУН Формирование умения выполнять симметричное вырезание.

1. Анализ образца.

2. Подбор материалов для работы.

3. Составление плана работы.

4. Практическая работа учащихся.

5. Сбор гирлянды (парами, радом, классом)

6. Использование изделия для украшения кабинета.

УЧИМСЯ У ПРИРОДНЫХ МАСТЕРОВ

(5 часов)

Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов.

ИК

ХК

СПК

КЗ

ЭК

Сообщить о том, что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;

Сообщить о том, что в разных условиях использования одна и та же вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

Рассказать о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

Рассказать о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

Сообщить о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора;

Дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

Познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов, населяющих современную Свердловскую область;

Сообщить о наиболее известных деятелях Урала;

Повторять основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

Знакомить с методами организации комфортных отношений с педагогом, родителями и друзьями;

Сформировать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе (сбор природных материалов);

Научить создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

Учить анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

Развивать умение вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;

Развивать умение придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Научить передать в собственной художественно-творческой деятельности произведения уральского фольклора;

Привить желание владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности;

Научить выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

Привить желание воспроизводить актуальные обычаи и традиции своего народа;

Учить соблюдать основные правила личной гигиены; техники безопасности;

Научить выполнять экологические правила поведения в природной среде (во время сбора природных материалов);

ФСУН Формирование приемов лепки из целого куска пластилина.

1. Подготовка форм из пластилина, упражнения на ассоциативно-образное мышление.

2. Уточнение формы, лепка животных.

3. Предварительный анализ работы.

4. Окончательная отделка изделия.

5. Завершающее обсуждение скульптурных изображений и выразительных средств.

Учимся у народных мастеров.

Кукла из волокнистых материалов.

ОНЗ Ознакомление с традиционным видом ремесла – изготовлением куклы из соломы.

1. Беседа о смысле изделия, его назначении в народной культуре, о преемственности культур.

2. Анализ образца; обсуждение приемов изготовления изделия.

3. Заготовка пучков ниток для первой куклы.

4. Изготовление куклы совместно с учителем.

5. Предварительный анализ работ.

ФСУН Обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.

1. Повторение приемов изготовления изделия.

2. Самостоятельная работа по изготовлению кукол.

3. Индивидуальная творческая доработка.

4. Выставка работ. Анализ о оценка.

ФСУН Формирование знаний о народных глиняных игрушках.

1. Рассматривание работ народных мастеров.

2. Анализ игрушек.

3. Составление плана работы.

4. Практическая работа (лепка игрушки из пластилина).

5. Промежуточный анализ работ.

6. Роспись игрушки.

7. Выставка и анализ работ.

ФСУН Формирование представлений о народных промыслах.

1. Рассматривание иллюстрации.

2. Подбор материалов для работы.

3. изготовление туловища (оригами).

4. Изготовление хвоста и крыльев (сгибание «гармошкой»).

5. Сборка птицы.

6. Выставка работ и анализ.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ

(17 часов)

Разметка прямоугольника с помощью линейки на листе прямоугольной формы. Разметка сгибанием. Знакомство с разверткой и чертежом развертки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперед иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продергивания нити. Барельеф; технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объемные и глубинно-пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами.

ИК

ХК

КЗ

Знакомить с разверткой объемного изделия;

с условными обозначениями, используемыми в чертежах разверток;

Познакомить с понятием - композиция;

Показать как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

Сообщить, что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продергивания нити;

Познакомить со швами «вперед иголку» и «через край».

Сообщить о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.

Сообщить о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора;

Дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;

Повторять основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

Знакомить с методами организации комфортных отношений с педагогом, родителями и друзьями;

Научить выполнять построение прямоугольника с помощью линейки и способом сгибания;

Научить выполнять изображение в технике барельефа;

Научить расписывать изделие из пластилина красками (гуашью);

Научить изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

Научить выполнять разметку и бахрому на ткани способом продергивания нитей;

Научить выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;

Научить выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

Научить передать в собственной художественно-творческой деятельности произведения уральского фольклора;

Привить желание владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности;

Научить выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;

Учить соблюдать основные правила личной гигиены; техники безопасности;

3

ОНЗ Ознакомление с искусством оригами и с простыми складками.

1. Изготовление квадрата.

2. Изготовление тюльпана.

3. Оформление панно

4. Обсуждение работы, подведение итогов.

11

ОНЗ Ознакомление учащихся с барельефом и его декоративно-художественными особенностями.

1. Анализ художественных и пластических особенностей барельефа.

2. Обсуждение техники выполнения и возможных сюжетов барельефа.

3. Изготовление пластины – основы для барельефа.

4. Разметка композиции при помощи стеки.

5. Лепка барельефа.

6. Роспись барельефа.

7. Выставка. Обсуждение и оценка работ.

13

ОНЗ Формирование новых приемов бумагопластики.

1. Анализ конструкции фонарика.

2. Разметка деталей фонарика.

3. Выкраивание прямоугольников, обработка внешней детали. Опыты и упражнения.

4. Сборка фонарика.

5. Предварительная оценка изделия. Индивидуальная творческая доработка фонарика.

6. Выставка, обсуждение и оценка изделий.

14

ФСУН Формирование новых приемов пластической трансформации листа.

1. Анализ конструкции образца.

2. Анализ способа разметки треугольников. Упражнение.

3. Разметка и вырезание деталей елочки.

4. Сборка изделия. Составление общей композиции.

5. Подведение итогов урока. Анализ и оценка работ.

15

ОНЗ Ознакомление с новым приемом разметки деталей из бумаги («по предмету»).

1. Анализ конструкции и декора упаковки.

2. Разметка и вырезание бумажной полоски.

3. Оклеивание коробки бумагой.

4. Обсуждение вариантов и способов выполнения декора на поверхности упаковки.

5. Выставка. Обсуждение и оценка изделий.

16

ОНЗ Обучение приему навешивания и закрепления нитей на основе.

1. Демонстрация и анализ образцов.

2. Демонстрация приемов навешивания нитей.

3. Выполнение работы учениками.

4. Предварительный анализ и оценка работ.

5. Завершение оформления изделия.

6. Выставка, обсуждение работ.

17

ФСУН Совершенствование чертежно-графических умений.

1. Обзор и анализ выставленных открыток.

2. Подбор материалов для аппликации.

3. Разметка и заготовка деталей для аппликации.

4. Сборка изделия.

5. Решение задач.

6. Подведение итогов урока. Просмотр и оценивание работ.

21

ПЗЗ Повторение и закрепление приема построения прямоугольника с помощью линейки.

1. Анализ конструкции игольницы. Выполнение эскиза развертки обложки.

2. Разметка и вырезание обложки.

3. Сборка игольницы; выполнение декора на обложке.

4.Проектирование и выполнение конструктивных дополнений в изделии.

5. Выставка и обсуждение работ.

22

ОНЗ Обучение способу разметки ткани путем продергивания нити.

1. Ознакомление с правилами безопасности при работе с иглой.

2. Разметка прямоугольника из ткани способом продергивания нити; уточнение формы салфетки.

3. Выполнение бахромы.

4. Подведение итогов урока.

23

ФСУН Формирование умения выполнять шов «вперед иголкой».

1. Обсуждение композиции вышивки.

2. Продергивание нитей для вышивки.

3. Отмеривание нити, вдергивание ее в иголку.

4. Демонстрация приема выполнения стежков «вперед иголкой».

5. Практическая работа.

6. Выставка и обсуждение работ.

28

ОНЗ Ознакомление с техникой изготовления мозаичных изображений.

1. Подготовка материалов к работе.

2. Подготовка контурного рисунка на картоне.

3. Анализ образцов.

4. Практическая работа по выкладыванию мозаики.

5. Выставка. Обсуждение работ.

29

Конструирование игрушки на основе модуля-шара. Гусеница.

ОНЗ Обучение приемам соединения клубков с помощью сшивания нитками.

1. Анализ образцов; краткое обсуждение особенностей конструкции игрушек из клубков.

2. Подготовка материалов.

3. Сшивание клубков между собой.

4. Оформление игрушки.

5. Выставка. Анализ работ.

30

ПЗЗ Закрепление приема разметки бумаги «по предмету» и оклеивание предмета.

1. Настрой учеников на создание фантастического образа.

2. Общий анализ изделия.

3. Создание мысленного образа игрушки-небывальщины.

4. Разметка полоски цветной бумаги и оклеивание коробки.

5. Сборка и оформление.

6. Выставка. Анализ.

31

ПЗЗ Закрепить умения строить прямоугольник с помощью линейки, читать чертеж и технический рисунок.

1. Анализ конструкции изделия; выполнение расчетов.

2. Изготовление прямоугольной заготовки для обложки.

3. Изготовление выкройки, разметка и вырезание фигурной обложки.

32

Простейший переплет. Записная книжка.

ПЗЗ

4. Изготовление прямоугольной полоски – заготовки для страниц.

5. Сборка и оформление изделия.

6. Просмотр и обсуждение работ.

33

Контрольная работа.

КП

1. Владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ.

2. Чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки).

3. Культура и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени.

34

Итоги года. Выставка.

ОСЗ

Из лучших работ, выполненных в течение года, оформляется итоговая выставка. Желательно, чтобы в ее оформлении принимали участие и сами ученики, и их родители. Некоторые второклассники могут быть на ней экскурсоводами; они специально готовятся, чтобы рассказать о своих достижениях за учебный год.

5.

ОРГАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА ТРУДА

(2 часа)

Изготовление приспособлений для удобной работы.

ИК

КЗ

- знакомить с разверткой объемного изделия (здесь и далее имеется в виду, что ученик может раскрыть смысл понятия своими словами; заучивание определений не требуется); с условными обозначениями, используемыми в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

- познакомить с правилом - как правильно делать сгиб на плотной бумаге или картоне;

- повторять основные санитарно-гигиенические нормы и правила;

- знакомить с методами организации комфортных отношений с педагогом, родителями и друзьями;

- научить выполнять инструкции при решении учебных задач;

- учить осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

- научить получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, чертежи;

- учить изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

- учить соблюдать основные правила личной гигиены; техники безопасности;

1

ФСУН Построение прямоугольника с помощью линейки на листе прямоугольной формы.

1. Сообщение темы, постановка учебных задач.

2. Ознакомление со способом построения прямоугольника.

3. Практическая работа.

4. Подведение итогов. Анализ выполненной детьми работы.

2

ОНЗ Формирование понятия о развертке объемной конструкции.

1. Ознакомление с разверткой; решение задач.

2. Разметка развертки.

3. Решение задач на мысленную трансформацию подставок в развертки

4. Выкраивание развертки, изготовление подставки

5. Упражнения на закрепление темы

6. Подведение итогов урока.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Список литературы

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей, - М.: Просвешение, 1981.

Конышева Н.М. Проблемы современного урока практического труда. Ж «Н. ш.»№4 2001 с. 82

1

Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника с помощью линейки.

2

Конструирование приспособлений для удобной работы. Развертка. Подставка для кисти

3

Оригами. Изготовление квадрата без помощи чертежных инструментов. Простые складки.

4

Формы и краски осени. Передача ритма движения в композиции. Аппликация «Листопад».

5

Формы и краски осени. Композиция из засушенных листьев и цветов. Композиция на плоскости (букет).

6

Симметричное вырезание с одной и двумя осями симметрии. Листья, цветы. Открытка.

7

Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета. Картина.

8

Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов. Приемы работы.

9

Бумага и ножницы заставляют думать. Симметричные и асимметричные вырезки из бумаги. Урок-викторина.

10

Лепка животных по наблюдению, представлению и ассоциации. Скульптура животного.

11

Барельеф. Техника лепки, стилизация, композиция.

12

Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. Гирлянда без клея.

13

Бумагопластика, конструирование по образцу. Фонарик.

14

Новые приемы бумагопластики. Елочка из треугольников.

15

Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы. Упаковка на основе коробки.

16

Комбинированная работа. Прием навешивания нитей на основу. Подвеска к подарочной упаковке.

17

Образ и конструкция открытки. Новогодняя открытка.

18

Проектирование вещей с ярко выраженным характером. Чайная чашка сказочного героя (лепка).

19

Проектирование вещей с ярко выраженным характером. Чайная чашка сказочного героя (украшение).

20

Проектирование вещей с ярко выраженным характером. Дом для сказочного героя.

21

Работа с тканью; инструменты и приспособления. Дорожная игольница.

22

Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продергиванием нити. Салфетка с бахромой.

23

Работа с тканью. Салфетка с бахромой. Шов «вперед иголку».

24

Учимся у народных мастеров. Кукла из волокнистых материалов.

25

Учимся у народных мастеров. Кукла из волокнистых материалов.

26

Учимся у народных мастеров. Игрушка из пластилина по мотивам народных образов.

27

Учимся у народных мастеров. Работа с бумагой. Птица-Солнце.

28

Мозаика: технология, особенности композиции. Мозаика из бумаги.

29

Конструирование игрушки на основе модуля-шара.

30

Конструирование фантастического образа на основе модуля-коробки.

31

Простейший переплет. Записная книжка.

32

Простейший переплет. Записная книжка.

33

Контрольная работа.

34

Итоги года. Выставка.


Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

План урока:

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в . Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?

«…нет системы в учебниках. В 3-м классе по русскому языку изучается тема падежей существительных, которой уделяется совсем мало времени, так как подробно она будет рассматриваться только в 4-м. Как третьеклассникам определять падежи?»

«…задачи по математике начинают проходить только во 2-м классе, а контрольные начинаются уже на первом году обучения и требуют таких умений…»

«…геометрию начинают учить в 1-м классе и удачно её забывают к 4-му, так как она больше нигде не проскальзывает, зато нужную для решения задач и примеров таблицу умножения проходят только между 2-м и 3-м…»

«…окружающий мир скачет по всем темам: сначала немного про почву, затем тема из астрономии, потом изучаем анатомию, потом снова про почву, и так будете скакать по всем предметам все 4 года...»

  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:

«…если урок пропустил, самостоятельно не выучить, потому что в учебниках отсутствует описательные части, как и что делать...»

«… учебник русского языка без правил как таковых, либо они представлены мудрёным языком, запомнить их невозможно…»

  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:

«…введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем «йожик», «йаблаки» и «качаюца», ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«…по математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток…»

«…с трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы…»

  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.