Семья

География брянской области. Основные понятия темы, персоналии

Брянская область, как самостоятельная административ­ная единица Российской Федерации, образовалась 5 июля 1944 года. По конфигурации область очень компактна. С запада на восток она вытянута на 270 км, с севера на юг от 80-120 км на западе до 190-240 км в центре. Брянская об­ласть граничит: на юге с Сумской и Черниговской областя­ми Украины, на западе и северо-западе с Гомельской и Могилёвской областями Белоруссии, на севере со Смоленской и Калужской, на востоке - Орловской, юго-востоке - Кур­ской областями России.

Топонимика – наука о географических названиях

Брянщина богата минеральными водами. В настоящее время пробурено более 50 скважин, вскрывших горизонты минеральных вод. Наиболее известные минеральные воды это: «Брянская», «Сельцовский родник», «Клинцовская».

Брянская область расположена вблизи основных путей перемещения циклонов и антициклонов над Европейской территорией России. Чередующаяся смена волн тёплого и холодного воздуха (особенно заметная в мае) создаёт не­устойчивую погоду, вызывает грозовые дожди летом, кра­тковременные оттепели зимой.

Издавна река Десна являлась важной транспортной магистралью, по которой ходили торговые корабли из Укра­ины в центральные и северные области России, где славян­ские купцы меняли свои товары на беличьи и бобровые меха, медвежьи шкуры, на мед. Интенсивно использовалась Десна крепостниками Мальцевыми. Они направляли в Киев караваны судов со стеклом, изделиями из хрусталя, эмали­рованной посудой, чугунным литьем. В середине - конце 20 столетия уровень воды в реке снизился, крупное судо­ходство прекратилось. Сейчас река Десна используется для сплавов на мелкосидящих судах и туристских байдарках.

Особого внимания заслуживает приток Десны - Болва. Эта река на участке от поселка Цементного до города Брянска может принять на себя большое количество грузов (цемента, шифера и других строительных материалов), столь необходимых для промышленных предприятий Брянска и Дятьковското района. На очереди надо поставить также вопрос о возобновлении судоходства на реке Беседи.

Длина Беседи 256 километров, а со всеми притоками более 1430 км. Площадь бассейна 5406 км 2 . Ширина долины от 360 метров до 2 километров. Берега этой реки представляют волнистую равнину. В пойме встречается много озер и болот. По берегам произрастают сосновые и дубовые леса.

Почвой называется верхний плодо­родный слой земли. Плодородие почвы определяется нали­чием гумуса (перегноя). Чем больше слой гумуса, тем плодо­роднее почва.

Лес - наше богатство и наш зелёный друг. Общая площадь лесов области составляет 1274 тыс. га, или 34,5 %. На территории Брянской области преобладают хвойные леса - 50,8 %, широколиствен­ные занимают 6,8 %, мелколиственные леса - 42,4 %. Средний возраст насаждений - около 50 лет. Площадь насаждений ис­кусственного происхождения составляет 213,8 тыс. га. Вме­сте с несомкнувшимися лесными культурами они занимают 31,6 % покрытых лесом земель.

Животный мир является важной частью природных ре­сурсов нашей области. Он служит источником получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых и дру­гих продуктов. На территории Брянщины в 2009 г. обитало (голов): белок - 43011, горностаев - 2173, зайцев-беляков -9190, зайцев-русаков - 7591, кабанов - 4708, косуль - 6806, куниц - 2645, лисиц - 4542, лосей - 1435, благородных оле­ней - 571, рысей - 18, хорей - 1138; глухарей - 2677, серых куропаток - 60394, рябчиков - 32716, тетеревов - 33115. Ряд животных, обитающих на территории области, являют­ся редкими и взяты под охрану, в т. ч. включены в «Красную книгу» России и Брянской области.

Естественные ландшафты. Большая часть территории Брянской области расположена в пределах природной зоны хвойно-широколиственных (смешанных) лесов, и только её крайний юго-восток лежит в северной подзоне лесостепной зоны.

Воздействие человека на природу Брянщины привело к тому, что её естественные ландшафты всё чаще превраща­ются в антропогенные комплексы. Уменьшение доли есте­ственных ландшафтов ведёт к нарушению равновесия в природе. Большинство экологов считают, что для сохране­ния оптимальных условий для жизни человека необходимо не менее одной трети природных ландшафтов.

Анализ современной экологической ситуации на терри­тории Брянской области показывает, что несмотря на спад производства и осуществление комплекса природоохран­ных мероприятий экологическая обстановка остается не­благополучной, а загрязнение природной среды - высоким.

В настоящее время население Брянской области со­ставляет около 1,3 млн. человек. За последние 50 лет идет его сокращение. По численности населения область пре­восходит такие государства, как Исландия, Кипр, Черного­рия; соседние области: Курскую, Смоленскую, Калужскую и Орловскую.

Географическое положение Брянщины

В этом разделе сайта использованы материалы из книги " География родного края" авторы: Л.М. Ахромеев, И.В. Шарапаев, В.Т. Демихов, Ю.Г. Данилов.

География Брянского края

1967 год.

Исторя названий рек Брянщины.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.


Ипуть…..Ипуть – река!
Пусть проходят века,
Но как мудрость народа
Ты сильна, глубока.

(Сураж, Брянская область)

Картины брянских художников о Брянском крае.

БМЗ (Матюшин)

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

Поэтической строкой прославляет город московский поэт С. Марков в сти­хотворении «Брянск»:

Выл столетним оплотом

Мой серебряный щит.

Я тянулся к высотам,

Русской славой повит.

Я вздымался на взгорье,

У меня на груди -

На Балтийское взморье

И в Полесье пути.

Герб Петровского мира

Вел меня к высоте -

Золотая мортира

На багряном щите...

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния. Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.

История Брянска.

Авиловская гора (Авиловская улица).
Получила свое название от имени некоего Авилы, проживавшего в районе современного медучилища. На улице жили преимущественно священнослужители, ремесленники, работники Арсенала. С 1922 г. переименовывалась в улицу им. Адлера, Розы Люксембург, Васильева, а с 1951 г. - улица им. М. Горького.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.



Немного интересного, умного, мудрого.


Улыбнись …. чуть чуть лирики.


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Савинская средняя общеобразовательная школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области.

«География родного края»

Март 2013 года

Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

учитель географии первой категории МКОУ «Савинская СОШ»

Палласовского района Волгоградской области.

Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план в рамках учебного учреждения. Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но, к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся, порой, знают природу и быт людей других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа факультативного курса « География родного края» (Комплексная характеристика природы Палласовского района), которая прошла процедуру рецензирования в ГБОУ ДПО Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).

Новизна программы - на данный момент впервые представлена программа по изучению Палласовского района, содержащая комплексный подход.

Цель курса - практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.

Задачи курса: углубление знаний учащихся о природе родного края, вооружение учащихся специальными метапредметными – общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам; развитие умений творческого, исследовательского характера на основе изучения краеведческого материала; привитие любви к своей малой родине; развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам; воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.

В основу построения содержания курса положены следующие принципы: принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные); принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации (природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека; краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе; личностно-деятельностный принцип базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

Основными методами освоение курса являются: наблюдение и исследование территории, анализ статистических данных и различных источников информации, создание проектов. Активизации познавательной деятельности способствуют экскурсионные занятия, демонстрация презентаций и видеофильмов, встречи с интересными людьми района, выполнение учебных проектов как формой итоговой работы.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Курс включает в себя 34 часа учебных занятий, из них 13 часов теоретических занятий; 12 часов практических работ (4 практические работы на местности); 9 часов экскурсий различной направленности. Количество часов, отводимых на изучение тем, может варьироваться. Практические работы могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от местных условий и краеведческой составляющей своей местности.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «экологическая ситуация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

В целом программа курса включает вводную часть и четыре раздела: вводная часть -2 часа; I раздел «История исследования и освоения степного Заволжья» - 6 часа, II раздел «Географическое положение Палласовского муниципального района» -2 часа; III «Общая характеристика природы Палласовского района» - 20 часов; IV «Экологическая ситуация Палласовского района» - 4 часа.

Первые два занятия вводные, целью которых является рассмотрение вопросов школьного краеведения (направления краеведения, цели, задачи и предмет исследования), а также практическое знакомство с различными источниками информации о родном крае. Цель в первом разделе данного курса -рассмотреть историю исследования и последовательного освоения степного Заволжья. Второй раздел помогает оценить экономико-географическое и геополитическое положение родного края на карте мира, страны, региона и своей области. Самым содержательным является третий раздел, который ориентирован на комплексное, изучение природы своей малой родины. В четвертом разделе рассматриваются различные вопросы экологической направленности, и дается оценка экологической ситуации местности.

Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат – расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить географические знания и навыки на практике, бережное отношение к природе родного края.

Учебно-тематический план занятий.




Тема занятий

Кол-во часов

Введение

2

1.

Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

1

2.

Практическая работа . Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.

1

I Раздел. История исследования и освоения степного Заволжья.

6

3.

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

4.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

5.

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Палласовского района.

2

6.

Экскурсия в школьный музей. Основание села Савинка.

2

II Раздел. Географическое положение Палласовского муниципального района.

2

7.

Палласовский район – Малая родина. Географическое положение и границы района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

8.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

III Раздел. Общая характеристика природы Палласовского района.

20

9.

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

1

10.

. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.

1

11.

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. Общая характеристика климата.

1

12.

Практическая работа . Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов.

1

13.

Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Палласовского района и области. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения района.

1

14.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов.

1

15.

Характеристика речной системы Торгуна. Легенда реки.Практическая работа на местности . Комплексное описание реки Торгун на местности. Выявление источников загрязнения водоема.

2

16.

Дар природы – озеро Эльтон.

1

17.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод.

1

18.

Характеристика основных типов почв района. Условия формирования почв и проблемы их использования.

1

19.

Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов.

1

20.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека.

1

21.

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных видов растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями.

2

22.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области».

1

23.

Практическая работа. Проектная деятельность. Создание гербария и фотоальбома по биоразнообразию Палласовского района.

1

24.

Комплексная экскурсия в Природный парк «Эльтонский». Подготовка отчета по экскурсии.

3

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района.

4

25.

Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации.

1

26.

Практическая работа . Проектная деятельность. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района.

1

27.

Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные природно-территориальные комплексы Палласовского района». Практическая работа.

2

Итого

34

Содержание программы.

Введение (2 ч.) Основные направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Школьное географическое краеведение. Его цели, задачи и предмет исследования. Значимость краеведческой работы по географии. Виды источников информации. Источники знаний о родном крае.

Практическая работа . Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. Практическая отработка навыков по работе с различными источниками знаний (работа с книгой, библиографией, энциклопедиями, справочниками, газетными публикациями; Интернет – ресурсами).

Раздел I . История исследования и освоения степного Заволжья (6 ч.)

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями. Первое упоминание о территории в районе озера Эльтон в Книге Большой Чертеж», изданной в 1627г. Описание местности историком – краеведом В.Н. Татищевым. Академические экспедиции И.И. Лепехина и П. С. Палласа. Результаты исследований А. Гумбольдта и К.М. Берга.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями. (Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей (Основные этапы заселение Палласовского района. Время сарматов.Ранние украинские поселения в Нижнем Поволжье. Освоение Заволжья немецкими переселенцами).

Экскурсия в школьный музей. (Основание села Савинки. Жизнь селян до начала XX века. Послереволюционный этап развития села. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Современный облик села).

Раздел II . Географическое положение Палласовского

муниципального района (2 ч.)

Географическое положение Палласовского района на карте Волгоградской области, России и мира. Пограничные территории, их протяженность. Размеры и площадь Палласовского района и с. Савинки, сравнение с другими географическими объектами. Анализ и оценка географического, геополитического, этнокультурного положения Палласовского района по картам и типовому плану.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира. Определение географических координат г. Палласовки, г. Волгограда; протяженности района с севера на юг, с запада на восток.

Раздел III . Общая характеристика природы Палласовского района (20ч.)

Основные формы рельефа, их происхождение. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района, их месторождения. Самая высокая точка Палласовского района - гора Улаган с абсолютной высотой 69 м., самая низкая точка оз. Эльтон -16м. Влияние рельефа на особенности природы, условия жизни, хозяйственную деятельность людей.

Практическая работа на местности . Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту. Характеристика обнажения горных пород берега р. Торгун (вертикальный разрез обнажения; толщина и состав каждого слоя горных пород; цвет и структура каждого слоя; основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения).

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности (географическая широта; воздушные массы и преобладающие ветры; влияние Атлантики, арктических и тропических воздушных масс; микроклимат) . Действие и режим циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Сезоны года. Оценка агроклиматических ресурсов. Климатические рекорды Палласовского района. Неблагоприятные погодные явления: суховеи, пыльные бури, заморозки, гололед, шквальные ветры и ураганы. Меры борьбы со стихийными бедствиями и охрана воздуха. Влияние климата на жизнь и деятельность людей.

Практическая работа . Наблюдения за погодой, описание климата и погоды по сезонам года. Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для с. Савинки. Построение розы ветров. Народные приметы изменения погоды.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов. Гидросеть Палласовского района: реки, озера, пруды, лиманы, водоканалы, подземные воды. Подземные воды: грунтовые и межпластовые, пресные линзы. Сморогдинский минеральный источник. Питание и водный режим объектов, их хозяйственное использование. Легенда реки Торгун. Характеристика речной системы Торгуна по типовому плану с использованием карт и дополнительной литературы.

Практическая работа на местности . Определение крутизны берегового склона; прозрачности и химического состава воды. Изучение прибрежного биоценоза. Выявление источников загрязнения водоема.

Дар природы – озеро Эльтон. Геолого-географические исследования озера. История формирования озера Эльтон. Притоки и режим питания бессточного бассейна озера. Состав рапы и иловой грязи, их уникальные целебные свойства. Биоразнообразие и экологические проблемы Приэльтонской зоны. Хозяйственное использование вод своей местности. Проблемы рационального использования водных ресурсов родного края. Экологическая ситуация водных объектов, причины загрязнения. Проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

Типы почв степной зоны, условия их образования. Изучение основных типов почв района по механическому составу. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ. Мероприятия по улучшению плодородия почв. Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Механический состав и структура почв. Описание почвенного разреза (определение горизонтов, их характеристика; построение почвенного профиля). Составление картосхемы размещения солонцов.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Главные зональные типы растительности родного края, особенности их размещения. Разнообразие животного мира степной зоны, приспособленность к среде обитания. Палласовский район – место пересечения миграций перелетных птиц. Составление картосхемы «Животный и растительный мир родного края».

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных жизненных форм растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями. Определение экологических групп растений. Заготовка материала для гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области». Определение местонахождения краснокнижных видов. Практическая работа. Проектная деятельность. Составление фотоальбома « Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района». Оформление гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Комплексная экскурсия одного дня в Природный парк «Эльтонский».Посещение г. Улаган, Сморогдинского минерального источника, озера Эльтон, краеведческого музея в Эльтонской школе. Подготовка отчета по экскурсии.

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района (4ч.)

Воздействие человека на степные просторы (распашка целинных степей, использование удобрений и ядохимикатов, бесконтрольный выпас скота, пожары). Опустынивание степной зоны. Прогнозирование дальнейшего изменения природы района под влиянием деятельности человека. Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации. Составление карты «Экологическая ситуация Палласовского района».

Практическая работа . Проектная деятельность. Разработка и защита проектов по решению экологических проблем. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района (очистка береговой зоны р. Торгун). Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные ландшафтные уголки Палласовского района». Природный парк «Эльтонский»: г. Улаган, озеро Эльтон, пруд Чапаевский, река Большая Сморогда, Сморогдинский минеральный источник, «Биологическая» балка. Береговая зона реки Торгун и заливные лиманы. Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

Средства обучения


  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Портреты путешественников

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

  • Архивные материалы школьного музея
Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка


  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего района;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать

Географическое положение Палласовского района на картах Волгоградской области, Российской Федерации, мира;

Имена известных путешественников и исследователей изучавших Заволжье;

Историю возникновения своей Малой Родины и села Савинка;

Влияние рельефа территории на хозяйственную жизнь людей;

Факторы, формирующие климат своей территории, тип климата и его особенности;

Режим питания основных водных объектов;

Экологически проблемы своего района;

Значение видового разнообразия Палласовского района федерального и Мирового уровня;

Значимость наиболее важных объектов природы своей местности;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований.
Учащиеся должны уметь

Давать характеристику географическому положению своей местности и делать его сравнение с другими территориями области;

Делать описание ландшафта на местности и оценивать его;

Вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать полученные данные, составлять прогноз;

Выполнять комплексное описание реки;

Выполнять описание почвенного разреза, определять виды почв по механическому составу;

Оформлять гербарии и коллекции;

Работать с различными источниками информации, использование Интернет ресурсов;

Создавать компьютерные презентации и комплексные карты по темам курса;

Проводить исследования и выполнять творческие работы по изучению природы родного края;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Список литературы.


  1. Атлас – справочник. Волгоградская область. Планета. – 2012.

  2. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. Планета. – 2012.

  3. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград. – 2007.

  4. Брылев В. А. Памятники Волгоградской области. -1987.

  5. Воробьев А.В. Поселения Волгоградской области -2-е изд. Волгоград: стр. -2, 2002.

  6. Дроздов С.М., Ляхова А.Г. Сталинградская область. Сталинград. 1958.

  7. Дегтярева Е.Т. Почвы Волгоградской области. - 1970.

  8. Красная книга. Редкие и охраняемые виды растений и животных Волгоградской области. Волгоград. - 1992.

  9. Курсовая работа по теме «Физико-географическая характеристика Палласовского района». Утропова Е.В.

  10. Савельева Л.Ф. Палласовский район: Эльтон. «Ковчег» август-сентябрь 1998г.

  11. Сагалаев В.А. Растения «красной книги» Волгоградской области. Научно популярные очерки. Глобус. -2008.

  12. Сагалаев В.А. Альт – нур. . Золотое озеро. Газета «Рассвет» 5 сентября 1997.

  13. Мишин Б.А. Палласовка. Волгоград. Ниж.- Волж. - 1979.

  14. Моников С.Н. Золотое озеро. Волгоград. – 2001.

  15. Поляков А. Н. «Край мой Заволжье. Волгоград.- 1987.

  16. Покровов В. И. Там, где течет Торгун. Москва. -1982.

Адреса Интернет-сайтов

Тема занятий

Теорети-ческих

Введение. Основы краеведения.

Моя «малая родина»

География родного края

Топонимы родного края

Природа родного края

История родного края

Исторические и мемориальные памятники

Мои земляки

Архитектурные памятники

Маршруты родного края

Введение. Основы краеведения.

Тема I. Моя "малая родина."

Начальное представление о понятии "малая родина" (республика, область, город, район, село, деревня). Культурная ценность чувства

"малая подина". Определение границ "малой родины" для конкретного класса.

Практическая работа. Блиц-опрос на тему "что ты знаешь о своей

"малой родине". Викторина "Вот моя деревня".

Тема 2. География родного края.

Общая характеристика расположения "малой родины". Реки, водоемы, наличие лесов, ландшафт. Природные богатства края. Климат "малой родины" и его особенности. Проблема экологии родного края. Друзья и враги моей "малой родины". Практическая работа.

    Экскурсия на берег реки Реж, знакомство с природным ландшафтом.

    Экскурсия в музей в отдел "Природные богатства Урала и села".

    Экскурсия в Никоновский песчаный карьер, знакомство с промыш­ленной добычей леса.

Тема 3. Топонимы родного края

Выявление наиболее характерных названий речек, родников, населенных пунктов, улиц, определенных территорий. Практическая работа. Составление топонимической карты "малой ро­дины". Наименование населенных пунктов, водных артерий (Самой лов­ка, Нела, Ошкарка). Наименование территория (Паленина, Васин ка­мень, Ляга, Одина, Белый камень, Пузыриха, Кабаниха, Карасиха, Винный лог и т.д.). Наименование улиц, наличие и переименование

их, причина и смысл. Экскурсия по улицам села. Экскурсия в насе­ленные пункты (Таборы, Исаково, Ермаки, Никоново).

Тема 4. Природа родного края.

Растительный и животный мир "малой родины", его особенности. Наличие реликтовых растений и животных. Сосуществование человека в природе.

Практическая работа. Экскурсия "Природа - наш общий дом" (экология леса). Экскурсия в музей с.В.Синячиха в отдел природы. Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Охота и рыболовство". Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Лесные богатства и человек".

Тема 5. История родного края (все занятия проходят на базе музея).

Первые поселения на уральской земле в 16-17 вв. Иван Коп­те лов - основатель д.Коптеловской. История села. Упоминания род­ного края в исторических источниках. Славные страницы истории родного края 16-20 вв.

Первые поселенцы населенных пунктов Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново. Из истории хозяйственной деятельности крестьян (обра­ботка земли, сельскохозяйственные орудия и агрегаты). Технология обработки льна, ткачество. Народные ремесла и промыслы, бортни­чество, технология изготовления валенок, шорное и кузнечное про­изводство.

Первая сельская школа, первый медпункт в XIX в. XX век. Революционные события в селе. Гражданская война, отряд Красных Орлов.

Из истории коллективного ведения хозяйства. Коммуны, тозы, колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства. Репрессии. Торговля, цены, товары. Великая Отечественная война I94I-I945 гг. Село фронту. Солдаты-

Победы. Практическая работа.

    Экскурсия в одну из деревень (Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново)

    Экскурсия к одному из памятников времен Гражданской войны

    Фольклорный праздник "Масленица"

    Память-опрос, викторина "А что ты знаешь в войне?"

Урок географии в 6-м классе.
Обобщение и повторение изученного материала по курсу: «География родного края»
Шурубкина Татьяна Леонидовна, учитель географии и истории
Тип урока: обобщающее повторение
Форма проведения: урок-игра
Виды работ: групповая, с картой, слайдами.
Цель: Создать условия для творческого повторения и обобщения изученного материала по географии родного края.
Задачи:
1.Обучающие: Создать целостное представление о родном крае как природном комплексе; обобщить, систематизировать и закрепить географические знания умения и навыки всеми учащимися.
2. Развивающие: Активизировать развитие пространственного мышления, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; выявлять действие общих географических закономерностей на примере Брянской области.
3. Воспитывающие: Формирование географической культуры, развитие интереса и воспитание любви к своей Родине.
Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта Брянской области, слайд-презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. Тема. Цель.
Сегодня мы проведем урок в форме игры «Счастливый случай»
«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое»
(А. Е. Ферсман)- Родной край, Брянщина! Как можно не любить ее природу! Каждое дерево, каждый кустик дороги нам, волнуют нас. «Облик родной земли, ее свет, ее воздух заполняют нам душу с детства и живет в нас до конца наших дней. Что бы мы ни делали, о чем бы мы ни думали – он везде с нами, он кладет свой свет на все наши чувства и помыслы». Эти замечательные слова принадлежат А. К. Толстому, нашему земляку.
Ребята, на протяжении почти двух месяцев, мы изучали географию родного края. Пригодятся ли нам в жизни знания о нашей Брянщине?
Класс делится на две команды: «Синие» – «Зеленые». Перед началом игры команды располагаются по разным сторонам классной комнаты. Учитель – координатор. На доске фиксируется количество заработанных очков. На столе два закрытых пакета (синий и зеленый) с заданиями для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому - из зеленого. В конце урока баллы подсчитываются, оценивается работа в командах. Кроме того, каждый участник сможет сам себя оценить, насколько хорошо он знает пройденный материал, как работал на уроке, что получилось, над чем нужно поработать еще. Я надеюсь, что все у вас получится!
1 гейм. «Адрес родного края».
Каждая команда получает 5 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы команде «Синие».
На каком материке и в какой его части находится Брянская область?
Какова площадь области?
С какими зарубежными странами граничит область?
Какое море является ближайшим к областному центру?
Что находится севернее Москва или Брянск?
Вопросы команде «Зеленые».
В каких полушариях расположена область?
В какой стране и в какой ее части?
Назовите равнину на которой расположена область
С какими областями РФ граничит Брянщина?
Что расположено западнее Санкт-Петербург или Брянск?
2 гейм. Природа Брянщины.
На обдумывание ответа отводится 30 секунд. Произносится факт, члены команды должны объяснить причину данного факта и установить следствие. Например: рельеф области равнинный т. к. в основании расположена платформа, следовательно, земная кора испытывает медленные вертикальные движения; землетрясения на территории области маловероятны. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.
Задание команде «Зеленые»
Рельеф области равнинный.
Четыре времени года.
Дерново-подзолистые почвы.
Задание команде «Синие»
На территории области преобладают ветры западного направления.
Реки и озера зимой покрыты льдом.
Зона смешанных лесов.
3. гейм. «Эрудит»
В течение 2 минут командам нужно ответить на возможно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы командам:
«Зеленые»:
Что расположено на гербе г. Брянска
Магматические или осадочные горные породы залегают ближе к поверхности
Где расположен самый крупный овраг области
Средняя температура июля
Больше осадков выпадает летом или осенью
Когда бывает «Бабье лето»
Самая большая река области
Имеются ли на территории области ледниковые озера
Где распространены аллювиальные почвы
В каком лесу растет черника.
Животные, занесенные в «Красную книгу» Брянской области
Пример антропогенного ландшафта
«Синие»
Какое дерево расположено на гербе Брянской области
Какие топливные полезные ископаемые есть на территории области
Где находится самая низкая точка области
В каком климатическом поясе лежит область
Средняя температура января
Какую погоду принесет западный ветер зимой
Куда впадает р. Ипуть
Самое крупное озеро области
Что такое чилим
Приведите пример беллигеративного ландшафта
«Брянский лес» - это…
Численность населения Брянской области
4. гейм. «Видеовопросы».
В течение двух минут команды рассматривают предлагаемые им изображения и озаглавливают их. (Приложение)
Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
5. гейм «Покажи меня»
Каждая команда получает карточки с заданиями, готовиться 30 секунд и показывает на настенной карте географические объекты Брянской области.
«Зеленые»
г. Брянск;
г. Трубчевск;
г. Дятьково;
Смоленско-Московская возвышенность;
р. Ипуть;
р. Снов;
оз. Кожаны;
заповедник «Брянский лес»
«Синие»
г. Клинцы;
г. Стародуб;
г. Новозыбков;
Среднерусская возвышенность;
р. Десна;
р. Беседь;
оз. Святое;
с. Переторги5. гейм. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания командам было предложено разработать туристский маршрут по уникальным местам Брянской области. Каждый член команды готовил один объект, после чего команда составляла общую презентацию. Просмотр презентаций команд и их оценивание по пятибалльной шкале.
В конце игры подводятся итоги, подсчитываются баллы. А теперь дайте оценку своей работе на уроке. Перед вами лежат жетоны трех цветов:
Зеленый цвет – я все задания выполнил успешно;
Желтый цвет – я испытывал некоторые затруднения;
Красный цвет – у меня сегодня ничего не получилось, нужна помощь.
Выберите жетон, который соответствует вашему мнению.
Обмен мнениями и выставление оценок.


Приложенные файлы

Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края" расcчитано на 17 учебных часов, написано к учебнику авторов: Л.М. Ахромеева, И.В Шаропаева. Содержит: тему урока, раздела; основные понятия темы; практикумы и домашние задания.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края"»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География родного края»

Учителя географии

Яськовой Л.И.

п/п

ур в теме

Календарная дата

Тема урока, раздела

Знания, умения, навыки

Основные понятия темы, персоналии

Практикум

Дом. задание

Введение (1ч)

Введение.

ФГП Брянской области.

Знать историю образования области, ее крайние точки.

Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте.

Десна, Болва, Снежеть. Чашин курган.

Пересвет.

№1 . Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток. Обозначение на к.к. соседей области.

1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (3 ч.).

Геологическое строение Брянской области.

Знать основные тектонические структуры.

Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты.

Литосферные плиты, платформа.

Складчатые (сейсмические) пояса.

№2 . Определение горных пород своей местности по образцам.

Полезные ископаемые.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых.

Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения.

Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры.

Минеральные ресурсы.

№3 .Изучение месторождения полезного ископаемого.

Рельеф Брянской области.

Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы.

Рельефообразующие процессы.

№4 . Характеристика рельефа своей местности.

2. Климат, погода и сезоны года. (3 ч.)

Особенности климата.

Знать климатические пояса и области на территории области, их характеристики.

Климатический пояс.

№5. Составление характеристики климата по плану.

Сезоны года.

Знать показатели, характеризующие сезоны года.

Климатические сезоны.

№6 . Оформление таблицы «Сезоны года»

Уметь приводить примеры типов погод, определять направление ветра.

Погода, метеорология, воздушные массы

№7 . Описание наблюдаемой погоды, выявление причин изменения погоды.

3.Воды Брянской области. (3 ч.)

Знать важнейшие особенности рек, их характеристики.

Река, речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки.

Озёра и искусственные водоёмы.

Знать типы озёр, их распространение.

Озеро (проточное и бессточное).

Болота. Подземные воды.

Знать о распространении водных объектов.

Кожановское болото. Низинные болота.

№8. Описание реки и озера своей местности по типовому плану.

4. Почвы, Растительный и животный мир (7 ч.).

Знать типы почв, их особенности.

Уметь называть и показывать объекты.

Почва, плодородие, гумус, В.В. Докучаев

№9 . Изучение строения почвы на местности.

Растительный мир.

Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного мира.

«Живая природа».

№10 . Составление гербария. Определение лекарственных растений.

Животный мир.

Знать о видовом разнообразии животного мира.

Охотничье-промысловые ресурсы.

№11. Включиться в деятельность «голубых» патрулей.

Естественные и антропогенные ландшафты.

Знать о разнообразии ПК, взаимовлиянии всех компонентов природы.

Уметь приводить примеры антропогенного воздействия на природу.

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера.

№12. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей.

Охраняемые природные территории (ООПТ).

Знать экологические проблемы.

Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.

№ 13 .Составление паспорта на природоохранные объекты.

Современная экологическая обстановка.

Знать экологические проблемы области.

Экология. ЧАЭС.

Население и города.

Знать народы, проживающие в области, известных людей области.

Древнейшие города, населенные пункты.

№ 14 . Сбор сведений о своем населенном пункте. Оформление стенда знаменитых людей Брянщины.