Семья

Свойства полноценной личности по роджерсу. Развитие Я-концепции по К. Роджерс. Дидактическая концепция Роджерса

Карл Роджерс (1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход. Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

Реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:

Со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К. РОДЖЕРСУ: «В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека».

Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

Областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

Структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

Конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

Защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

Напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

Уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

Реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

Необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";

Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

Независимость, автономность клиента от терапевта;

Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К. Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека - самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

    Феноменологическая теория личности Роджерса основана на философских идеях Эдмунда Гуссереля :
  1. мир существует только в связи с человеком его воспринимающим и мы просто отказывается от вынесения суждений относительно реальности вещественного мира (и отдаем это для споров философам)
  2. каждый человек сам выбирает как воспринимать мир (внутренняя система координат ), какой должна быть его жизнь. В противовес Маслоу : они не являются последствием мотивов, а лишь уникального восприятия действительности. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности.
  3. люди добрые - стремятся к реализации врождённых возможностей, креативности, социальной ответственности, целостности, самоуправляемости и самостоятельности; люди злы, когда ведут себя не в соответствии со своей истинной внутренней природой.

1. Структура личности

Человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент («Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности») .
Поведение не определено прошлыми событиями: текущая интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на поведение. Кроме того, на поведение существенно влияет и то, как прогнозируют своё будущее (тревога что меня опять изнасилует, чем о том что меня изнасиловали).

По старой доброй гуманистической традиции Роджерс не делил человека на взаимодействующие части. Зато он выделил «ядро» личности.

Я-концепция («Я такой-то и такой-то») - часть восприятия мира: те характеристики, которые человек воспринимает как «относящиеся ко мне». Я постоянно меняется в результате нового опыта, но всегда сохраняет организованную, логически последовательную целостность : внутреннее чувство, что я в любой момент времени остаюсь все тем же «собой».

Я-концепция не регулирует поведение, а управляет вниманием/интересом. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо [фигура:] воспринимаются и организуются определенным образом в отношении к Я, либо [фон:] игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к Я.

Я-концепция не может быть полностью изучена кем-либо извне (признание несостоятельности научных методов) и полностью доступна только самому человеку.

    Я-концепция включает:
  • наше восприятие того, какие мы есть - некий набор образов «себя» по ролям,
  • Я-идеальное : хочу быть, должен быть, но пока что не стал.

2. Динамика личности

Что движет личностью

Сущность живого - рост . Единственная движущая сила (мотив) - тенденция задействовать, сохранять и раскрывать себя , максимально выявлять лучшие свои качества. Остальные мотивы вытекают из этого - не только удовлетворять дефицитарные потребностей (воздух, пища, вода), а также развивать организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов тела, его рост и постоянное обновление. Важно всё, что укрепляет организм.

Рост часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.

Эмоция сопровождает и способствует целенаправленному поведению. Негативные чувства: переживания, которые люди воспринимают как противоречащие или препятствующие их развитию. Чувство удовлетворения : люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее.

Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности а лишь её интерпретации относительно Я-концепции.

Этапы/стадии развития личности

Когда Я-концепция только формируется, она регулируется исключительно чувствами, переживаниями . Переживать для организма значит получать воздействие сенсорных или физиологических событий, происходящих в любой момент.

Впоследствии - через взаимодействие с окружением , людьми. Я-концепции становится продуктом процесса социализации ().

Я-концепция не развивается по фиксированным стадиям, а меняется из оценки нас другими людьми; особенно в период младенчества (у новорожденного Я отсутствует) и раннего детства - развитие условий ценности (знания обстоятельств при которых я достоин их любви/поощрения становятся убеждениями «я должен быть»).

Чтобы поддерживать условие ценности, человек отрицает какие-то стороны себя (которые не понравились важным для меня людям).

На верхней половине диаграммы изображенно как условие ценности раздирает человека на «Навязанное Убеждение - Опыт поддерживающий убеждение - Опыт опровергающий убеждение». То есть часть опыта оцениватся как «чужие/чуждые переживания».

Может только человек у которого условия ценности сведенны до минимума и его Я совпадает с Я-идеальным. То есть большинство переживаний совпадают с Я-концепцией. Тенденция к самоактуализации – это процесс (не является конечным состоянием совершенства) осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать . Всегда (можно расширять Я-идеальное) остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

3. Практическое применение

Нормы и патология - здоровая личность

Поведение обычно совпадает с Я-концепцией - человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Принятие себя, таким как есть, а не таким как хотел бы быть (совпадение Я-концепции с Я-идеальный, конгруэнтность ) - признак психологического здоровья. Отношение к себе прямо отражается на отношении к другим . Чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную расположенность. Мы, по сути, получаем психологическую «цепную реакцию».

Переживания, находящиеся в противоречии с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции (психологическая дезадаптация): они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человек может чувствовать угрозу, не сознавая этого (подпороговое восприятие) - становится уязвим для тревоги, напряжения, замешательства, чувства вины и личностных расстройств. За угрозой следует защитная реакция - Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается - это ведёт к тяжелым психическим болезням.

В случае отрицания (встречается реже, чем искажение) человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Наблюдателям со стороны обычно очевидно, что происходит. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в изменённой форме. Это похоже на рационализацию : человек сам себе растолковывает почему он (не) поступил так или иначе [не повезло, мир жесток, она предвзята, не знал что делаю ].

С точки зрения защиты часть переживаний будет рассматриваться как потенциальная угроза (даже не являясь таковой!) : слова и дела других людей воспринимаются как угрожающие (даже не являясь таковыми!) - эти люди подвергаются нападкам с моей стороны так как они носители угрозы (даже не являясь таковыми!) - все люди начинают делиться на опасных и нет («он свой/чужой», оборонительная готовность ). Понимание любого другого человека как самостоятельного разностороннего индивида отсутствует. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную подозрительность.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

«Психология»


Контрольная работа

По дисциплине: «Теории личности»

На тему: Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса



Введение

Точка зрения Роджерса на природу человека

Краткая биография К. Роджерса

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Феноменологическая позиция К. Роджерса

Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Заключение

Список литературы


Введение


Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.

Но Я-концепция?? понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека?? с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

В данной контрольной работе мы подробно остановимся на феномене Я-концепции, рассмотрим ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Теоретической базой нам послужат труды К. Роджерса.

Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я-концепцию заключается в следующем: личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия.

Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого".

Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого себя.


1. Точка зрения Роджерса на природу человека


Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека, ориентированная на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, который может проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти тридцатилетнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь точки зрения Полианны на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас».


2. Краткая биография К. Роджерса


Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что-то выльется, пришлось довольно долго. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей.

Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разных сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, ?? писал он, ?? меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, к счастью, я не встречался тогда с психиатрами».

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Карл Роджерс известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете.

Личностно-ориентированная терапия?? подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом, отличается от других теорий прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки наиболее желательные. По его мнению, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего».


3. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации


Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и нравоучения. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке?? Роджерс называл это позитивным вниманием, ?? то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход, скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви, лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего «Я», поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности.

Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс описывает человека, достигшего наиболее полного раскрытия, в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».


4. Феноменологическая теория К. Роджерса


Теория Роджерса демонстрирует феноменологический подход к личности. Данный подход считается реальным для индивида, в том, что существует в его внутренней системе координат, в субъективном мире человека, поэтому субъективное восприятие и переживание является основой для действий человека. Психическая реальность феноменов, согласно феноменологического подхода?? является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не являются прямым отражением реальности, действительно реальность это та, за которой наблюдает и которую интерпретирует реагирующий организм, то есть каждый человек интерпретирует реальность в соответствии с ее субъективного восприятия и ее внутренний мир сполна доступен только для нее самой. Говоря по прогнозированию поведения человека, Роджерс подчеркивал, что человек действует согласно своих восприятий происходящих в данный момент.

Отрицая Скиннера о поведении как реакцию организма на стимул, он считал, что это скорее интерпретация ситуации, которая влияет на поведение человека. Исходя из этого, Роджерс отмечает, что никто не имеет права считать, что его чувство реальности является более правильным, чем у кого-то другого, он не вправе противопоставлять свою реальность реальности других. На вопрос, что заставляет человека поступать враждебно, Роджерс отвечает?? он рассматривает среду как опасное место, считает, что его не любят и не могут полюбить, в отличие от Фрейда, который бы сказал, что это результат негативного опыта, сохранившийся еще с детства.Считал, что личность следует изучать не в контексте прошлое-настоящее, а наоборот?? настоящее-будущее, утверждал, что человека можно понять только когда обращаться к человеку целостной, т.е. как интегрированный организм.


5. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности


Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция??является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я».

Он строит свою теорию в терминах самости, потому что именно его клиенты помогли ему прийти к такому пониманию. С их помощью он осознал, что самость является значимым элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» ?? понятия взаимозаменяющие у Роджерса. Он дает такое определение самости?? организованный, последовательный концептуальный гештальт, формирующийся с восприятий «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми или аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен для осознания, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом «Я»?? это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека. Это концепция о том, каким человек себя представляет в соотношении с различными ролями, которые он играет в жизни. Поэтому Я-концепция может включать некоторый набор образов «Я» ?? отца, мужа, студента, спортсмена и т.д.Другими словами это набор восприятий, отражающий многочисленные специфические роли, которые играет человек в разных жизненных контекстах. «Я»?? это то, какими мы хотели бы быть, поэтому одним из компонентов «Я» является «Я-идеальное», то есть «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

В отличие от Фрейда, Адлера, Эриксона, Роджерс не разрабатывал стадий развития «Я». Он лишь акцентировал, что оценка индивида другими людьми, особенно в младенческом и раннем детстве, способствует развитию негативного или позитивного образа себя. Младенец не осознает себя, как отдельное существо, существуеттолько целостное, всеобъемлющее недифференцированное феноменальное поле. Однако в результате общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает выделять себя от других. Именно этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое начинает признаваться и ощущаться как отдельный объект и объясняет возникновение Я-концепции в теории Роджерса. В дальнейшем структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими, особенно с значимыми лицами (родители и др.).Чем больше ребенок становится социально восприимчивым и чем больше развиваются его когнитивные и персептивные способности, тем его Я-концепция все больше развивается и дифференцируется, то есть она является продуктом процесса социализации.

Условия для развития «Я-концепции».

Потребность в позитивном внимании?? это универсальная потребность, которая развивается,как осознание человеком своего «Я». Впервые она проявляется, как потребность младенца в любви и заботе, позже она выражается в возникновении чувства удовольствия у человека, когда его одобряют, поддерживают другие. Когда человек чувствует, что им недовольны, возникает фрустрация?? одна из форм психологического стресса, психическое состояние человека, возникающее в результате отсутствия удовлетворения потребности или переживание неудачи.

Роджерс считает, что ребенок пожертвует всем, даже организмическим оценочным процессом (поиск положительных переживаний, которые положительно влияют на его развитие) ради удовлетворения потребности в позитивном внимании (например, когда ребенку родители говорят что надо вести себя хорошо, иначе они не будут любить его, он послушает родителей, даже если не разделяет их взглядов, и лишит себя возможности узнать, что он почувствовал бы, если бы сказал плохое слово, или положил лягушку в постель сестренке, или украл игрушку у товарища).Роджерс считает такое положение как состояние несоответствия между «Я» и опытом, что является серьезной преградой на пути достижения психологической зрелости.

Потребность в позитивном внимании к себе?? необходимость положительно расценивать себя, появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам положительно отзывались о его поступке.

Роджерс выделил два вида позитивного внимания:

безусловное позитивное внимание?? это когда человека принимают и уважают таким, какой он есть, без попытки исправить его, изменить. В случае негативного поведения ребенка следует говорить, если ты будешь вести себя плохо, мы не перестанем тебя любить, но нас огорчит твое поведение. Данное отношение к ребенку обеспечивает основу для его становления как полноценно функционирующего взрослого;

обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые формируются в результате позитивного внимания и вредят развитию ребенка, поскольку они ориентируют ребенка в его развитии на других, а не на себя. Ребенок хорошо помнит слова взрослого?? его любят только тогда, когда он будет таким, каким его хотят видеть другие. Поэтому в своем поведении он ориентируется на мнение других, поскольку только при этих условиях происходит удовлетворение потребности в позитивном внимании. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других приводит к тому, что человек в одной ситуации чувствует свою ценность, а в другой?? нет. Условные ценности по отношению к ребенку вредят процессу становления ребенка как полноценной личности, поскольку он стремится соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он хочет быть. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом, не является основой для развития здоровой личности.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Угроза существует тогда, когда человек осознает несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и любым аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угроза. Они не допускаются к осознанию, потому что тогда личность индивида составит единое целое (пример: если человек считает себя честным, однако осуществит нечестный поступок, он будет опасаться). Реакцией на несоответствие Я-концепции обычно является напряжение, чувство вины, неуверенность и т.д.

Несоответствие между «Я» и переживаниями не всегда воспринимается сознательно. Довольно часто человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В данном случае реакцией на угрозу будет тревога?? эмоциональная реакция на угрозу сигнализирует, что организованная Я-структура переживает опасность дезорганизации.

Тревожный человек это человек, который нечетко, смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальным изменениям в ее нынешнем виде «Я», то есть для его «Я» возникла угроза, за которой наступает защитная реакция, главная цель которой?? защитить целостность Я-структуры.

Механизмы защиты:

искажения восприятия, или рационализация?? переживание воспринимается сознанием, однако его истинный смысл остается неясным;

возражения?? встречается значительно реже, чем искажение, человек сохраняет целостность своей структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, отрицание поэтому может привести к паранойе, бреду и другим психическим заболеваниям.

В случаях, когда между «Я» и переживаниями является значительное несоответствие, то защита «Я» может быть неэффективной. В таком беззащитном состоянии Я-концепция разрушается, появляются личностные расстройства и психопатология. Поведение людей представляется для окружающих странным, нелогичным, неразумным.

Расстройства в поведении Роджерс считал результатом несоответствия между «Я» и переживаниями, иррациональное или саморазрушительное поведение, связанное с психозом. Чем больше несоответствие между «Я» и переживаниями, тем сильнее психологическая дезадаптация.

Роджерс установил пять личностных характеристик полноценно функционирующих людей:

открытость переживаниям: способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний, не пытаясь подавить их;

экзистенциальный образ жизни?? жить полностью и насыщенно в каждую минуту существования;

организмическое доверие?? способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Роджерс по этому поводу писал «Внутреннее ощущение вроде "я поступаю правильно" является значимым и таким, что заслуживает доверия руководством для действительно хорошего поведения»;

эмпирическая свобода?? человек может свободно жить и поступать так, как хочет, без ограничений и запретов. Субъективная свобода?? чувство личной власти, способность сделать выбор и управлять собой. Одновременно Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно-обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые и определяют сделан выбор. Эмпирическая свобода?? это то, что относится к внутренним ощущениям. Человек руководствуется чувством ответственности за свои действия и последствия;

креативность?? свойство человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре и одновременно удовлетворяя собственные глубокие потребности. Продукты творчества и творческий образ жизни появляются тогда, когда человек живет хорошей жизнью. Однако это не означает, что такие люди должны быть конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.


Заключение

роджерс биография концепция

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов?? как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов?? как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т.д.

В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит обследование с отдельными клиентами, с все более и более глубокой продолжительностью, все глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности.

Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «Если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу?? 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)».

Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.


Список литературы


1.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2.Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.

.Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.

.Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

.Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.

.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1 Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость -- это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

1.2 Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, -- это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности -- кажущееся нежелание коммуницировать -- обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней -- может вести к тревожности.

1.3 Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни -- стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, -- стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

2. Теория личности в национальной действительности

Ценность отношений -- центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

"Я полагаю, ...что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый -- отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -- созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

"Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим -- или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства -- это нонсенс". К.Роджерс.

Заключение

В этой работе была предпринята попытка представить теорию личности и поведения, основанную на нашем опыте и исследованиях в области клиентоцентрированной терапии. Эта теория в основе своей феноменологична и опирается главным образом на объяснительный конструкт "концепции себя". Согласно этой теории, суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой представлений о себе, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. "Следует отметить, что тенденция к самоактуализации -- единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

Было бы неразумно надеяться, что все гипотезы этой теории окажутся верными. Однако если они станут стимулом для последующих углубленных исследований динамики человеческого поведения, то хорошо послужат своему предназначению.

Список литературы

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994. Дайджест.

2. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. М. 1984.

3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, №10.

4. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения,1993, №5-6.

5. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные положения теории личности Роджерс а

Введение

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1. Самость

1.2. Конгруентность и неконгруентность

1.3. Тенденция к самоактуализации

2. Теория личности в национальной действительности

Заключение

Список литературы

Введение

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

1. Основные положения теории личности Роджерса

1.1 Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость -- это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

1.2 Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, -- это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности -- кажущееся нежелание коммуницировать -- обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней -- может вести к тревожности.

1.3 Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни -- стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, -- стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

2. Теория личности в национальной действительности

Ценность отношений -- центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

"Я полагаю, ...что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый -- отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -- созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

"Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим -- или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства -- это нонсенс". К.Роджерс.

Заключение

В этой работе была предпринята попытка представить теорию личности и поведения, основанную на нашем опыте и исследованиях в области клиентоцентрированной терапии. Эта теория в основе своей феноменологична и опирается главным образом на объяснительный конструкт "концепции себя". Согласно этой теории, суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой представлений о себе, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. "Следует отметить, что тенденция к самоактуализации -- единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

Было бы неразумно надеяться, что все гипотезы этой теории окажутся верными. Однако если они станут стимулом для последующих углубленных исследований динамики человеческого поведения, то хорошо послужат своему предназначению.

Список литературы

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994. Дайджест.

2. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. М. 1984.

3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, №10.

4. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения,1993, №5-6.

5. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

Подобные документы

    Гуманистическая теория личности А. Маслоу: оценка самоактуализации, характеристики самоактуализирующих людей. Гуманистическая теория К. Роджерса. Поле опыта. Самость. Идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Тенденция к самоактуализации.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Определение понятия самоактуализации как перехода из состояния возможности в состояние действительности в концепции К. Роджерса. Способы и тенденции при сравнении представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Точка зрения Роджерса на природу человека. Краткая биография психолога. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Феноменологическая позиция Роджерса. Я-концепция, ее особенности. Личностные характеристики полноценно функционирующих людей.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2014

    Теоретический анализ понятия и механизмов мотивации личности. Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности. Теории особенностей развития мотивации З. Фрейда, К. Левина, А.Н. Леонтьева. Мотивация творческой деятельности К. Роджерса и А. Маслоу.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Личность и ее индивидуальные особенности, структура и направленность. Исследование свойств личности с помощью психодинамической теории Фрейда, аналитической Юнга, гуманистической Роджерса и Маслоу, когнитивной, поведенческой и деятельностной теории.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Развитие проблемы самоактуализации личности в психологии. Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя. Концепция самоактуализации А. Маслоу. Основные методы исследования и обработки данных: беседа, наблюдение, тест.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Психологические защиты в концепции Зигмунда Фрейда и Карла Роджерса. Сравнение подходов к пониманию психологических защит в концепции двух психологических школ: психоанализа Зигмунда Фрейда, и гуманистической психологии, в концепции Карла Роджерса.