9 класс

Классификация методологических средств активизации творческого мышления построена. Психологическая активизация творческого мышления. Как активизировать творческое мышление

Как вы думаете? Мы часто слышим этот риторический вопрос, но никогда не задумываемся о его сути. А действительно – как? В раннем детстве родители помогают нам научиться ходить, говорить, в школе педагоги учат писать, читать, считать. Но учат ли нас думать? Это случается крайне редко, потому что большинство педагогов просто не знают, как этому научить.

А ведь согласитесь, мышление – очень важный психический процесс, можно сказать, определяющий нашу человеческую сущность. Но, может быть, человек от рождения обладает этой способностью и учить его ничему не нужно, просто кто-то рождается более умным, кто-то менее?

В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать , а вот об управлении информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление.

Тайна рождения мысли

Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.

Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).

Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.

Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.

Выдающийся английский физик и математик Оливер Хевисайд писал: «Разве должен я отказаться от обеда лишь потому, что не понимаю, как происходит процесс пищеварения?»

Что нужно для организации мышления

Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших , сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.

Проблема

Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.

Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:

  • накапливает нужную информацию;
  • сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • ищет наиболее подходящие пути решения.

Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.

Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.

Информация

Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:

  • любое знание – это база, строительный материал для мышления;
  • информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.

Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.

Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.

Техника

Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.

Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.

Инструментальные методы

Инструменты – это некие приспособления, которые облегчают человеку деятельность. Например, забить гвоздь кулаком сложновато, а молотком – без проблем. Да и землю копать проще не руками, а лопатой, а еще лучше экскаватором.

Вот инструментальные методы и есть набор таких схем, инструментов, которые помогают решить стоящие перед человеком задачи. Их удобно использовать, чтобы применить готовую схему, не требуется интеллект гения, вполне достаточно среднего уровня.

Но у инструментальных методов есть свои недостатки – они узкоспециализированные, то есть предназначены для решения проблем одного типа или в одной области. Универсальными эти методы не назовешь:

  • «Теория решения исследовательских задач» (ТРИЗ) Г. Альтшуллера предназначена для проблем научно-технического или конструкторского характера.
  • Методика «Бином фантазии» Дж. Родари работает преимущественно в области литературного творчества.

Но все же пользоваться инструментальными методами активизации мышления не только можно, но и нужно, так как они организуют наше мышление, создают условия и для решения задач, и для саморазвития человека. Вот примеры таких «инструментов».

Метод алгоритма

Этот метод не только самый известный, но и один из старейших. Его разработку связывают с именем узбекского ученого IX века Аль-Хорезми. Первоначально метод алгоритма применяли только для решения арифметических задач, но позднее его стали использовать значительно шире. Он опирается на логику, а эта строгая наука очень высоко ценилась, как и логическое мышление.

Метод алгоритма сводится к решению задач поэтапно, следуя четкой последовательности действий. Имея готовый алгоритм, можно с легкостью решить сложную задачу, переходя от одного простого действия к другому. Это очень удобный метод, и часто мы, столкнувшись с какой-то проблемой, обращаемся к справочникам, спрашиваем совета у друзей, занимаемся поисками информации на сайтах в надежде найти тот самый алгоритм – правильную последовательность простых действий, необходимую для решения нашей проблемы. Но метод алгоритма имеет целый ряд недостатков.

  • Универсального алгоритма для решения любой проблемы нет, хоть его искали не одну сотню лет.
  • Алгоритмы строго специализированы и служат для решения только стандартных однотипных задач.
  • Метод алгоритма, так же как и строгое логическое мышление, не годится для решения творческих задач, не имеющих однозначного и единственно верного решения.

Однако этот метод успешно используется и в современном мире, а в школьном обучении он едва ли не единственный способ активизации мышления.

Метод фокальных объектов

Этот более оригинальный и интересный метод, разработанный немецким математиком Ф. Кунце, предназначен для решения проблем, связанных с усовершенствованием какого-то объекта с целью придания ему новых качеств и свойств. В настоящее время он эффективно используется в изобретательском деле и в разработке новых видов товаров народного потребления. Суть метода состоит в том, чтобы путем присоединения к исходной вещи свойств или признаков случайных объектов усовершенствовать или видоизменить ее.

Например, мы хотим усовершенствовать настольную лампу. Для того чтобы придумать что-то интересное и оригинальное, нужно выполнить следующие мыслительные действия:

  • Поместить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию в фокус внимания. Фокальный объект у нас – лампа.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу, просто назвав наобум и т. п.). Допустим, это будут роза, одеяло, мобильный телефон.
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Роза – красивая, пахнет, растет, имеет колючки и т. д. Одеяло – теплое, мягкое, им можно укрываться, оно прямоугольное. Мобильник – переговорное устройство, есть дисплей, можно выйти в интернет, можно слушать музыку и т. д.
  • Полученные признаки перенести на фокальный объект и получить новые сочетания. Например: лампа красивая, хорошо пахнет, имеет колючки, может расти.
  • Новые сочетания осмыслить, проанализировать, добавить что-то еще. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.
  • В итоге у нас может получиться настольная лампа, совмещенная с обогревателем, ароматизатором и аудиопроигрывателем.

Перебор вариантов можно продолжить, выбрав другие случайные объекты и наделив фокальный объект новыми свойствами. Рано или поздно обязательно найдется какое-нибудь гениальное решение и будет изобретена вещь с уникальными свойствами и качествами. А до этого можно поразвлекаться занимательной, веселой игрой, в которую превращается метод фокальных объектов. Как показывает опыт, в нее с увлечением играют как дети, так и взрослые.

К инструментальным методам относится:

  • морфологический анализ, разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки;
  • решетка ФКБ Р. Вона;
  • «Бином фантазии» Дж. Родари;
  • ТРИЗ Г. Альтшуллера.

Подобные техники помогают решать задачи в определенных сферах, но не являются универсальными.

Универсальные или психологические методы

Эти методы не дают готовых рецептов, но они действительно активизируют мышление, заставляют нашу мысль свернуть с проторенной дороги стандартных, шаблонных решений. Психологические техники направлены на изменение типа нашего мышления с логического на творческое. В результате этого они позволяют решать казалось бы неразрешимые задачи и находить пути выхода из безвыходной ситуации.

Эти методы необычны, нередко они вызывают недоумение, но главная их цель – воздействовать не только на сознание, но и на подсознание, подключить к поиску решения воображение и интуицию.

Маевтика Сократа и SCAMPER

Одним из первых универсальных методов стала маевтика, разработанная еще Сократом. Маевтика с древнегреческого – «повивальное искусство». С помощью этого метода, как считал Сократ, можно помочь человеку родить идею, решение, скрытое от его самого знание, так же как повивальная бабка помогает роженице произвести на свет ребенка.

Суть данного метода в том, чтобы задавать себе вопросы, касающиеся проблемы. Правильно поставленные вопросы:

  • помогут человеку организовать мышление;
  • прекратят беспорядочное, а нередко и паническое метание мыслей;
  • помогут найти правильное решение сложной задачи.

В XX веке метод вопросов Сократа неоднократно дорабатывался, в результате чего появилось несколько родственных ему методик. Вся сложность в том, чтобы правильно подобрать вопросы. В результате получил распространение список универсальных вопросов А.Осборна, позднее объединенных в систему SCAMPER.

Техника SCAMPER основана на убеждении, что все новое – вариация уже существующего. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод, по которому вы можете работать с характеристиками проблемы.

В русском варианте это могут быть следующие вопросы:

  • Что вы можете заменить?
  • Как вы можете скомбинировать вашу проблему с чем-то другим или скомбинировать отдельные подпроблемы?
  • Что вы можете адаптировать к вашей проблеме? Можно ли как-то изменив ситуацию адаптировать проблему к себе?
  • Что вы можете добавить к чему-то существующему?
  • Что вы можете заменить в уже существующем порядке?
  • Как вы можете применить эту идею в другом месте?
  • Что вы можете исключить из этой идеи?
  • Как можно изменить порядок?
  • И что произойдет, если посмотреть на проблему с другой стороны?

Прежде чем применять схему SCAMPER, необходимо четко определить проблему, которую требуется решить, или идею, которую необходимо разработать. Это может быть все что угодно: проблема в личной жизни, в бизнесе, продукт, процесс, сервис, который вы хотели бы усовершенствовать.

Стратегия «трех стульев»

Создателем этого метода является У. Дисней – основатель всемирно известной студии мультфильмов. Дисней был творческим человеком и тогда, когда он не был еще известен и богат, разработал методику, позволяющую не просто заставить человека мыслить творчески, но и активизировать его мышление.

Одна из трудностей решения сложных проблем состоит в том, что человек видит задачу только с одной стороны, изменить ракурс зрения бывает крайне сложно. Дисней предлагает интересный способ.

Представьте, что в вас живут три личности со своими взглядами на мир и конкретно на стоящую перед вами проблему:

  • Мечтатель. Он способен рождать самые фантастические и бредовые идеи, полет его фантазии ничем не ограничен. Посмотрите на проблему взглядом Мечтателя, предложите самые невероятные мысли и способы ее решения.
  • Реалист. Это человек дела, он прагматик и с этой точки зрения смотрит на проблему и фантастические идеи Мечтателя. Он анализирует каждую из них и примеряет к проблеме.
  • Критик. Он ищет трудности, подводные камни в каждом варианте, предложенным Реалистом и Мечтателем. Он должен не просто дать оценку возможности реализации идей, а постараться найти все, что может этому помешать.

Разделить свою личность на три составляющие может быть весьма непросто, поэтому Дисней советует воспользоваться тремя стульями. Поставив их в разных углах комнаты, привязать к каждой позиции и по мере необходимости пересаживаться со стула Мечтателя на стул Реалиста, а с него на место Критика.

На стратегию У. Диснея похожа методика «Шесть шляп мышления» известного исследователя творчества Э. де Боно. Только применяется она чаще при групповом обсуждении проблемы.

К психологическим методам можно отнести:

  • «рефрейминг» и ассоциативные методики;
  • метод аналогий и визуализацию;
  • «мозговой штурм» и интеллект-карты Т. Бьюзена;
  • метод кластеров и синектику.

А еще больше появляется модификаций этих методов и совершенно новых разработок. Ведь психологические способы не только активизируют мышление, но и развивают творческие способности личности, повышают уровень креативности и пробуждают потребность к .

Что же в итоге: мы управляем мышлением, или оно нами? Узнайте из видео.

Методы поиска идей и принятия решений

Именно методы и системы "думания" позволяют умным людям находить новые идеи и решать возникающие проблемы. Освоив способы мышления умных людей, даже вы, извините, сможете делать тоже самое - решать и изобретать.
Существует множество методов поиска новых идей и решения проблем. С условно их можно разделить на три группы:

1. Методы активизации мышления.

2. Методы систематизированного поиска.

3. Методы направленного поиска.

Каждый из приведенных в данном разделе методов имеет целью облегчить поиск идеи для решения стоящей задачи по сравнению, методом "Три П"(пол, потолок, палец) или с методом "набивания шишек"("проб и ошибок"), которыми обычно пользуется основная масса населения. Целесообразность применения того или иного метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи и личных предпочтений человека. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.



Методы поиска новых идей и решений

«Современные технологии управления персоналом». 2003. № 3. Стр. 37-43.

«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».

Альберт Эйнштейн

Самые сильные идеи и элегантные решения представляются простыми, очевидными, «лежащими на поверхности" только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и новых возможностей. Сколько же шишек было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?

Как вообще рождаются на свет новые идеи? Каковы механизмы творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат ли счастливо сложившихся жизненных обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?

Увы, несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок , названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.

Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, супер-Солонку.

Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты - Если сделать так?… нет это уже было. Или так?… тоже не то. А если этак?… не подходит. И так далее. И мучиться ему до тех пор, пока однажды он не проснется с воплем «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события, даже возможно, что столько не живут.

Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:

  • Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления
  • Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов
  • Методы целенаправленного решения творческих задач

Психологическая активизация творческого мышления

Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма» , предложенный А. Осборном (США) ещё в 40-х годах. "Мозговой штурм" - это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея - снятие боязни «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.

Собираем группу заинтересованных в создании супер-Солонки товарищей, запираем их в помещении и - «время пошло!». Кульминационный момент штурма - его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания супер-Солонки.

Еще можно провести "Корабельный совет" , который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения по поводу супер-Солонки высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д.

«Капитан» задаёт вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут на рее, если новой идеи получить не удастся.

К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «Синектика». Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году, он использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи (вспомним героиню Агаты Кристи Мисс Марпл, которая лихо раскрывала самые запутанные преступления, основываясь на аналогиях). Известно несколько видов аналогий, и каждая может быть использована для поиска идеи супер-Солонки.

Прямая аналогия - используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний, с последующей их адаптацией. Подумаем, что может быть аналогом солонки, например, в медицине? Да физраствор (та же поваренная соль, но растворенная в воде), который обычно вводится в организм через иглу из шприца или капельницы. Ну, вот уже и получили идею новой солонки с концентрированным солевым раствором, который выдавливается через узкое отверстие, причем эту плодотворную идею можно развивать дальше.

Личная аналогия - предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы. Воображаем себя общепитовской солонкой с дырявой металлической крышкой на голове и прислушиваемся к внутренним переживаниям. Да, не очень-то приятно, когда тебя трясут вниз головой над тарелкой с горячим супом. Куда комфортнее находиться в естественном положении. Есть! Новая солонка должна иметь дозатор и отверстие с нижней стороны - нажимаешь сверху на кнопочку, снизу открывается крышечка и адекватная порция соли высыпается в тарелку. Очень интеллигентно и никакого риска ошпариться.

Фантастическая (сказочная) аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи. Присаживайтесь поудобнее, я расскажу Вам сказку. Случилось это в те далекие времена, когда не было еще у людей солонок. И когда им нужна была соль, приходили они к великану Соленому утесу и откалывали от него огромными топорами куски каменной соли, а дома потом дробили эти куски молотком на более мелкие кусочки. В одной бедной семье кончилась соль, но некому было пойти к Утесу, потому что папа работал, а мама заболела. Тогда двое маленьких детей пошли к Утесу сами, да только не хвалило у них сил отколоть даже самого крошечного кусочка. Погоревали они сначала, а потом подумали и решили спеть Утесу неприличные частушки. Засмеялся Утес, захохотал, да так, что слезы брызнули из его глаз, и каждая слеза его превратилась в соленую бусинку. Собрали умные дети эти бусинки и отнесли их домой. Вот так и появилась на свет еще одна идея.

Да уж, не так-то это легко, пользоваться аналогиями, и, главное, этот прием не избавляет от мучительных творческих поисков. А нет ли какого-нибудь способа попроще, чтобы не очень напрягаться? Конечно, есть - для этого и существуют психотехники активизации творческого мышления . «Вы отдыхаете, а Ваше подсознание делает всю работу за Вас!».

Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), и самой простой из них является «якорение ресурсов» . Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы, например, состояния творчества, мастерства, совершенства. Для того, чтобы создать «якорь», необходимо вспомнить случаи из своей жизни, когда такой ресурс проявлялся наиболее интенсивно. Для наших целей подходят ситуации, в которых мы фонтанировали идеями, легко генерировали блестящие решения, были переполнены творческими силами и вдохновением. Затем погружаемся в воспоминания, воспроизводим то свое ресурсное состояние и переживаем его заново. Выбираем якорь - своеобразную «кнопочку», которая будет запускать нужное состояние. Это может быть тактильное ощущение, звук, зрительный образ. Далее проделываем следующее.

Возвращаемся ещё раз в переживание ресурсного состояния творчества и, дождавшись пика его интенсивности, ставим якорь, например, прикасаемся к точке на кисти руки. Повторяем несколько раз. Проверяем - если якорь установлен - прикосновение к выбранной точке на кисти руки автоматически воспроизводит ресурсное состояние творчества. Далее - фонтанируем идеями.

Более глубинной техникой является рефрейминг . Слово "рефрейминг" дословно означает «вставить в новую рамку», оно используется в НЛП для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов - основа любого творчества. Для проведения рефрейминга нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.

Один из постулатов НЛП гласит, что то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и другой. НЛП-еры изучают творчество выдающихся деятелей и снимают с них модели. Очень полезной может быть Стратегия творчества Уоллта Диснея , описание которой можно найти в специальной психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уоллт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей - Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.

Ещё более глубинные техники, основанные на невероятных возможностях нашего подсознания, основаны на использовании трансовых состояний . Со стороны это выглядит следующим образом. Сформулирована цель - придумать супер-Солонку. После нескольких туманных фраз, сказанных специалистом или самим подопытным, на непродолжительное время происходит «отключение» последнего от реальности, а затем его возвращение назад уже с готовой идеей великолепной супер-Солонки. Обыкновенное чудо свершилось.

Тем же, кто не ищет лёгких путей, привык действовать осознанно и с опаской относится к вышеописанным манипуляциям, можно порекомендовать использовать

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Творчество -- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью.

Существенным признаком творчества является новизна его продуктов . Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Под новизной понимаются новые мысли, действия, вещи, которые ранее не существовали вообще или усовершенствованы, рационализированы на основе имеющихся объектов.

Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в разработке новых методов, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы.

Для активизации творческого мышления учащихся используются различные методы. В школе чаще всего применяют методы мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Современная модификация этого метода, так называемая «мозговая атака», предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи, во время занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Второй метод, активизирующий мышление, называется синектика (автор Уильям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение разнородных элементов .

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное, чтобы за новой, непривычной проблемой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символической и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

Следующий вид прямой аналогии -- компонентная (или структурная). Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом найти в окружающем мире объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее неизвестным путем. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи или выхода из создавшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Так, речь записывается буквами -- символами звуков, а количество -- цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание.

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии -- войти в роль кого-либо или чего либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13-16..

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации творческого процесса:

Метод мозгового штурма,

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

Метод синектики,

Морфологический метод.

Все они были разработаны в указанном порядке:

1) метод мозгового штурма - изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;

2) морфологический метод - разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;

3) метод синектики - предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;

4) ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте // Вестник Международного Университета. Серия "Менеджмент". - М., 2005. - Вып. 3..

Мозговой штурм - это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:

Спонтанная генерация любых идей (обычно 60 - 80 идей за 40 мин);

Экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.

Синектика - это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

Прямая аналогия - анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

Личная аналогия - вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

Символическая аналогия - краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

Фантастическая аналогия - поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:

ТРИЗ - эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003 г..

Алгоритм ТРИЗ

Шаг 1: Условия задачи

Система для:

(основная функция)

с помощью:

(принцип действия)

состоит из:

(состав системы)

В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ - НЭ1 - СУ - НЭ2

Шаг 2: Постановка изобретательской задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):

Шаг 3: Дополнительные

Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):

ОЗ - зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:

Определение оперативного времени конфликта (проблемы):

ОВ - сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4: Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

Шаг 5: Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:

Шаг 6: Идеальный конечный

результат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

Шаг 7: Формулировка требований

Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:

Шаг 8: Анализ возможностей системы

Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

Примечания:

Система - объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.

ОФ - действие, для осуществления которого создана некая система.

ПД - закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.

СС - элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.

НЭ - вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.

СУ - изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.

ЛП - свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… - то… - но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.

Х-элемент - некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.

ОЗ - зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.

ОВ - состоит из времени выполнения системой основной функции - Т3, предконфликтного периода - Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.

Противоречие на макроуровне - это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство.

Противоречие на микроуровне - это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы.

Идеальный конечный результат (ИКР) - достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. 3/5/2004. www.ovsem.com:

1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею - «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3) Революция - метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

4) Повторное использование - данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5) Смена направления - заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

Т. «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вопросы 1. СТРУКТУРА МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДЫ И ИХ

Актуальность ОДНИМ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕДУРА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В СТРУКТУРЕ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАНИМАЮТ ВАЖНОЕ МЕСТО НАРЯДУ С МЕТОДАМИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И ОСНОВАНЫ НА ОЗАРЕНИИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА СИНЕРГИИ СИСТЕМ.

ТИПИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИК - ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ СИТУАЦИИ; ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЗАТРУДНЯЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ОБРАБОТКИ; -НЕВЫСОКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПРИНИМАЕМОГО ОБЪЕКТА, ДЕЛАЮЩАЯ ДОСТАТОЧНО БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О НЕМ; - ПРОСТО НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВЫВОДА; -НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ БЫСТРОГО РЕШЕНИЯ. СОЗИДАНИЕ НОВОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ ■ УМЕНИЕ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ; ■ БЕГЛОСТЬ, УМЕНИЕ УВИДЕТЬ В ПРОБЛЕМЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНЫХ СТОРОН И СВЯЗЕЙ; ■ ГИБКОСТЬ КАК УМЕНИЕ ПОНЯТЬ НОВУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ; ■ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ОТХОД ОТ ШАБЛОНА; ■ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕГРУППИРОВКЕ ИДЕЙ И СВЯЗЕЙ; ■ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАГИРОВАНИЮ ИЛИ АНАЛИЗУ; ■ СПОСОБНОСТЬ К КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЛИ СИНТЕЗУ; ■ ОЩУЩЕНИЕ СТРОЙНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЙ.

ОБЩИМИ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ КОМБИНИРОВАНИЕ И АНАЛОГИЗИРОВАНИЕ НАРЯДУ С ТАКИМИ ПРИЕМАМИ, КАК ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ СВЯЗЕЙ И ПЕРЕНОС ФУНКЦИИ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ. ПСИХОЛОГАМИ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УПРАВЛЯЕТ ПОРОЖДЕНИЕМ БЕСЧИСЛЕННЫХ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СЛУЧАЙНЫХ АССОЦИАЦИЙ. ПЕРВОПРИЧИНОЙ И ОСНОВОЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА НАШЕГО МОЗГА, УНИКАЛЬНОСТЬ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЕВОСТОРОННИХ И ПРАВОСТОРОННИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ПРЕОБЛАДАЕТ ЛЕВОСТОРОННЕЕ МЫШЛЕНИЕ. ЭМОЦИИ СОДЕЙСТВУЮТ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРАВОМ МОЗГЕ. ОБРАБОТАННАЯ ОБЕИМИ ЧАСТЯМИ МОЗГА ИНФОРМАЦИЯ ЗАПОМИНАЕТСЯ НАДЕЖНЕЕ. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧУВСТВА ОБУЧАЕМОГО СОДЕЙСТВУЕТ ПРАВОМОЗГОВОЙ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИГРАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ВАЖНУЮ, РОЛЬ В КАРЬЕРЕ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ. К ЧИСЛУ УСПЕШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИ ТАКЖЕ ОТНОСЯТ ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - ВООБРАЖЕНИЕ, ВИДЕНИЕ, НАПРИМЕР, БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ, КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. КТО ВИЗУАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ТОТ С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ДОСТИГАЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. ПООЩРЕНИЮ ЯРКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СОДЕЙСТВУЮТ РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ВИДЕНИЕ - ЭТО ПРАВОМОЗГОВАЯ ФУНКЦИЯ И ОДНОВРЕМЕННО МЕТОД РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИ ЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. ГРАФИКИ, ДИАГРАММЫ, СХЕМЫ, РИСУН КИ, КАРТИНЫ ПООЩРЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. АНАЛОГИИ - ЭТО СРАВНЕНИЯ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ЭТОТ МЕТОД МОТИВИРУЕТ ИНТУИЦИЮ И СИНТЕЗИРУЕТ МЫШЛЕНИЕ, РАЗВИВАЯ СИСТЕМНУЮ АНАЛИТИКУ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО МЕТАФОРА - ЭТОТ МЕТОД МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ОСНОВАН НА СОЕДИНЕНИИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ ИЛИ ДЕЛ ПО ОБЩЕМУ ПРИНЦИПУ, НАПРИМЕР ЭЛЕКТРИЧЕСТВО СВЯЗЫВАЕТСЯ С НАПРАВЛЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ИЛИ ЕЩЕ ПРОЩЕ - С ВОДОЙ, ТЕКУЩЕЙ ПО ТРУБАМ, ВРЕМЕНИ ПРИПИСЫВАЮТСЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА - СУРОВЫЕ ГОДЫ, СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА. МЕТАФОРЫ СОДЕЙСТВУЮТ ИГРЕ С ПОНЯТИЯМИ. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЙ МЕЖДУ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ И ПРАКТИКИ, ЧТОБЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ ПРОБЛЕМ БИЗНЕСА И БИОЛОГИИ ПРИВОДИТ К ПОНЯТИЯМ, НАПРИМЕР, ВЫЖИВАНИЯ, АДАПТАЦИИ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ, САНАЦИЯМ. ЮМОР - АКТИВНО ОБЪЕДИНЯЕТ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕВОГО МОЗГА И КРЕАТИВНОСТЬ ПРАВОГО. ВО ВРЕМЯ СМЕХА МОЗГ ВЫРАБАТЫВАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГОРМОН ЭНДОРФИН, ОБЛАДАЮЩИЙ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИМ И ТРАНКВИЛИЗИРУЮЩИМ СВОЙСТВАМИ И СОДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА БЛАГОПОЛУЧИЯ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ: ■ АССОЦИАТИВНЫЕ: - МЕТОДЫ АНАЛОГИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНОСТЬЮ; ■ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ: - ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ; - ДРОБЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА НОВОЙ ОСНОВЕ; - РАВНОУДАЛЕННОЙ ТОЧКИ; - РАЗВОРОТА; - ВРАЩЕНИЯ ВНИМАНИЯ (МАТРИЧНЫХ СТРУКТУР); - ВКЛЮЧЕНИЯ (СУПЕРПОЗИЦИИ); - АСИММЕТРИИ; ■ ДИНАМИЧЕСКИЕ: - МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ; - НЕПРЕРЫВНОСТИ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ; - ПРОСКОКА; - ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ; ■ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ: - ОСЛАБЛЕНИЯ УСЛОВИЙ (РЕЛАКСАЦИИ); - ЗАМЕНЫ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ■ МОЗГОВОЙ АТАКИ И СВЕРНУТОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ; ■ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ■ АССОЦИАЦИЙ; ■ СЦЕНАРИЕВ; ■ СУДА; ■ СИНЕКТИКИ; ■ ГОРДОНА; ■ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ; ■ «МЕТРА» ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД; ■ ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ (КОМИССИЙ).

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) ПРЕДЛОЖИЛ В 1938 Г. АМЕРИКАНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ СБОРН. А. О МЕТОД БАЗИРУЕТСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВАН НА ТОМ, ЧТО ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАЧАСТУЮ СДЕРЖИВАЕТСЯ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ, СРЕДИ КОТОРЫХ СУЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ БАРЬЕРЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ БЕЗ ИХ АНАЛИЗА И ОБСУЖДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ, А УСПЕХ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ДВУХ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ: ■ ГРУППА МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ИДЕИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА, ЧЕМ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕХ ЖЕ ЛЮДЕЙ ЗА СЧЕТ СИНЕРГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА; ■ ЕСЛИ ГРУППА НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ, ТО ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО В ЭТОТ МОМЕНТ, НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ ЭТИХ ИДЕЙ.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) СУТЬ МЕТОДА: КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ГРУППЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ВЫСКАЗЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ ПО ПОВОДУ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОБОСНОВАННОСТИ, ОСУЩЕСТВИМОСТИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ТЕМ ЛУЧШЕ. РУКОВОДИТ АТАКОЙ ВЕДУЩИЙ. С ИНФОРМАЦИЕЙ О ХАРАКТЕРЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗНАКОМЯТСЯ ЗАРАНЕЕ. ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫСЛУШИВАЮТСЯ БЕЗ КРИТИКИ И ОЦЕНКИ (ЗА ЭТИМ СЛЕДИТ ВЕДУЩИЙ), А ИХ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИДЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАПИСЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ СЕКРЕТАРИАТОМ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ФОРМИРУЕТСЯ СПИСОК, В КОТОРОМ ВСЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРУКТУРИРУЮТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ (КРИТЕРИЯМ),

ЭТАПЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА 1. подготовка – формирование Ц, подбор участников, решение орг. вопросов. 2. генерирование идей - а) регламент – постановка идей, их анализ, сопоставление списка идей; б) правила – свобода, творчество, фиксация высказываний, время для обдумывания; 3. анализ и оценка идей а) диагностика; б) классификация; в) оценка реализации; г) выбор оригинальных идей; д) список годных.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ МОЗГОВОГО ШТУРМА НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ («КРУГЛЫЙ СТОЛ»), И УЧАСТНИКОВ. НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ - ОТ 4 ДО 12 ЧЕЛОВЕК, ПРИ ЭТОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАДО ПРИГЛАШАТЬ КАК СПЕЦИАЛИСТОВ, ТАК И НЕСПЕЦИАЛИСТОВ: ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ ИДЕИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНАДЛЕЖАТ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЗАДАННОЙ ОБЛАСТИ, НО КОСВЕННО СВЯЗАНЫ С РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «НАОБОРОТ» , ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» , КАК МЕТОД ВО МНОГОМ НАПОМИНАЕТ ОБЫЧНУЮ «МОЗГОВУЮ АТАКУ» , НО ПРИ ЭТОМ УЧАСТНИКАМИ НЕ ТОЛЬКО РАЗРЕШАЕТСЯ, НО И ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАТЬ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО СФОРМУЛИРОВАННЫМ ИДЕЯМ. СЛОЖНОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ СВЯЗАНЫ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ КОРРЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДРУГ К ДРУГУ. ОБЫЧНО В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО МЕТОДА УЧАСТНИКИ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛАБЫХ МЕСТ В КАЖДОЙ ИДЕЕ, НО И ПРЕДЛОЖИТЬ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОБЫЧНО ПРИ ДЕФИЦИТЕ ВРЕМЕНИ, ОТПУЩЕННОГО НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПО СУТИ ДЕЛА ЭТО УСКОРЕННАЯ, ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» . АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВО ДИТ К ДВУМ

Противоречия МОЗГОВОГО ШТУРМА АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВОДИТ К ДВУМ ПРОТИВОРЕЧИВЫМВЫВОДАМ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ИДЕЮ НА ЭТАПЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ, ЕЕ НЕОБХОДИМО КРИТИКОВАТЬ, А КРИТИКА ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАПРЕЩЕНА. С ДРУГОЙ - ЧТОБЫ НАПРАВЛЯТЬ ХОД РЕШЕНИЯ В ОДНУ СТОРОНУ, НЕОБХОДИМО ИМ УПРАВЛЯТЬ, А СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ХАОТИЧЕСКОМ ГЕНЕРИРОВАНИИ ИДЕЙ.

МЕТОД СИНЕКТИКИ УСТРАНЯЕТ ОТМЕЧЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ГДЕ ШТУРМ ВЕДЕТСЯ ПОСТОЯННОЙ ГРУППОЙ СО СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫМ СОСТАВОМ. У. ГОРДОН (АВТОР МЕТОДА) В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ПРОДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОТЕКАЮЩИЙ В СФЕРЕ ПОДСОЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ, ИЗ СТИХИЙНОГО В СОЗНАТЕЛЬНО УПРАВЛЯЕМЫЙ, В 1960 Г. ВВЕЛ ОСОЗНАННЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ. ЦЕЛЬ АНАЛОГИЙ - СБИТЬ ПРИВЫЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХОРОШО ИЗВЕСТНЫХ ВЕЩАХ, ВЗГЛЯНУТЬ ПО НОВОМУ НА «НАСЛЕДСТВО ИЗ ЗАМОРОЖЕННЫХ СЛОВ» И СПОСОБОВ ПОНИМАНИЯ.

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ■ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ РАССМОТРЕНИЕ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ; ■ ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ, ИЛИ ЭМПАТИЯ, ПРЕДЛАГАЕТ «ВЖИТЬСЯ» В ОБРАЗ РАССМАТРИВАЕМОГО ОБЪЕКТА, ОЩУТИТЬ ЕГО СОСТОЯ НИЕ И НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ ПРЕДЛОЖИТЬ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ; ■ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - НАХОЖДЕНИЕ КРАТКОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЗАДАЧИ ИЛИ ОБЪЕКТА, ОБЫЧНО В ФОРМЕ СОЧЕТАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОТОРЫЕ В ФОРМЕ ПАРАДОКСА ХАРАКТЕРИЗУЮТ СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТА (НАПРИМЕР, ГОЛОВКА МОЛОТКА, ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ, ПОДАВИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ И Т. П.); ■ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПОИСКАТЬ РЕШЕНИЯ В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, А ТАКЖЕ ИЗЛОЖИТЬ ЗАДАЧУ В ТЕРМИНАХ СКАЗОК, МИФОВ, ЛЕГЕНД.

МЕТОД СИНЕКТИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОИСКА АНАЛОГИЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ФОРМИРУЕТСЯ ГРУППА ИЗ 5 7 ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИХ ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОПЫТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СОВМЕСТИМОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ. 2. ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. 3. ПЕРЕБИРАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИЗВЕСТНЫЕ ПОДОБНЫЕ РЕШЕНИЯ, НО ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ И НЕВОЗМОЖНЫЕ (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ) РЕШЕНИЯ. 4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБСУЖДАТЬ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. 5. РАЗРЕШАЕТСЯ КАЖДОМУ ПРЕКРАТИТЬ РАБОТУ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИЧИН. 6. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО ПЕРИОДИЧЕСКИ ПЕРЕХОДИТ К ДРУГИМ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ.

ЭТАПЫ МЕТОДА СИНЕКТИКИ РАБОТА ГРУППЫ ПРОХОДИТ ВДВА ЭТАПА. ЗАДАЧА ПЕРВОГО ЭТАПА - СДЕЛАТЬ НЕПРИВЫЧНОЕ ПРИВЫЧНЫМ. ДЛЯ ЭТОГО ПУТЕМ ОБОБЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ НЕПРИВЫЧНУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ОБЪЕКТ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА АНАЛОГИЙ ПОМЕЩАЮТ В ПРИВЫЧНЫЙ КОНТЕКСТ, И ЕЕ НЕПРИВЫЧНОСТЬ ИСЧЕЗАЕТ. ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП, ЗАДАЧА КОТОРОГО - СДЕЛАТЬ ПРИВЫЧНОЕ НЕПРИВЫЧНЫМ (ВЕРНУТЬСЯ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1) ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ; 2) ОЧИЩЕНИЕ ОТ ОЧЕВИДНЫХ РЕШЕНИЙ - ДИСКУССИЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА ОЧЕВИДНЫЕ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЕДВА ЛИ ДАДУТ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРОСТОЕ СОЧЕТАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ (ЭТОТ ЭТАП НАПОМИНАЕТ МОЗГОВОЙ ШТУРМ); 3) ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕОБЫЧНОГО В ПРИВЫЧНОЕ - ПОИСК АНАЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫРАЗИТЬ «ЗАДАННУЮ ПРОБЛЕМУ» В ТЕРМИНАХ, ХОРОШО ЗНАКОМЫХ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ (В ПОПЫТКЕ ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОБЛЕМЫ И РАСПУТАТЬ КЛУБОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ ИГНОРИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И СОГЛАШЕНИЙ); 4) ПРОБЛЕМА, КАК ОНА ПОНЯТА - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ; 5) НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ ДАТЬ РЕШЕНИЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ ОДНИМ ИЗ ТИПОВ АНАЛОГИЙ. ЧЛЕНЫ ГРУППЫ В СВОБОДНОЙ МАНЕРЕ ПРОИГРЫВАЮТ КАЖДЫЙ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС.

МЕТОД ДЕЛЬФИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ НЕВОЗМОЖЕН. В В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА СБОР ГРУППЫ СООТВЕТСТВИИ С ПРОЦЕДУРОЙ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ВСТРЕЧАТЬСЯ И ОБМЕНИВАТЬСЯ МНЕНИЯМИ ПО ПОВОДУ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ МНЕНИЙ. ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЦЕЛЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ДЕТАЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ ПО РАС СМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 2. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНОНИМНО. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ СОБИРАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ, И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ СОСТАВЛЯЕТСЯ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, 4. КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ ПОЛУЧАЕТ КОПИЮ ДОКУМЕНТА. 5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТОМ (АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ) МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ В ОТНОШЕНИИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ. 6. ЭТАПЫ С 3 ГО ПО 5 Й ПОВТОРЯЮТ СТОЛЬКО РАЗ, СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНИМ, КОГДА НЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВРЕМЕНИ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, И РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМИ.

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ В МЕТОДЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ ИДЕЙ ОСНОВНЫМИ СЛУЖАТ СЛУЧАЙНО ИСТОЧНИКАМИ ВЫБРАННЫЕ ДЛЯ ПОНЯТИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ АССОЦИАЦИИ И МЕТАФОРЫ. НАПРИМЕР, АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ «ЛЕД»: СТЕКЛО (ХРУПКОЕ, ПРОЗРАЧНОЕ, СКОЛЬЗКОЕ И Т. Д.), НЕГ (ЛЕД - ПРОИЗВОДНОЕ ОТ СНЕГА, ЕСЛИ ПОСЛЕДНИЙ С ПОЛИТЬ ВОДОЙ НА МОРОЗЕ), МАСЛО (ТАЕТ, КАК И ЛЕД). ДАЛЕЕ - СЛЕДУЮЩАЯ АССОЦИАЦИЯ: МАСЛО - НОЖ - УЗКОЕ ЛЕЗВИЕ! МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЕ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ: СТЕКЛО - СТЕКЛОРЕЗ (НАДЛОМ) - ОПЯТЬ ХРУПКОСТЬ. ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ: ЛЕД - МОКРЫЙ ЗАМЕРЗШИЙ СНЕГ - ТАЕТ ПОД СОЛНЦЕМ - АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО - ВОДА - ВОДЯНАЯ ПОДУШКА. ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ И ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТАФОРЫ, НАПРИМЕР, МЕТАФОРЫ ЗАГАДКИ (ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ - ОГУРЕЦ). ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ БАЗИРУЕТСЯ НА ТАКИХ ПРИНЦИПАХ, КАК СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ, АНТИКОНФОРМИЗМ, ОТСРОЧЕННЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОД ОСНОВАН НА КОМБИНИРОВАНИИ ВЫДЕЛЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИХ ПРИЗНАКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. В РАМКАХ ЭТОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖЕТ ЗАВИСЕТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ, А ЗАТЕМ НАСТУПАЕТ ПРОЦЕСС ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ ПЕРЕБОРА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ ЭТИХ ЗНАЧЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ МЕТОД БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 1942 Г. , КОГДА Ф. ЦВИККИ НАЧАЛ РАЗРАБАТЫВАТЬ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В ФИРМЕ «АЭРОДЖЕМН ИНЖИНИРИНГ КОРПОРЕЙШЕН» .

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОСТРОЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ И ТОЧНЕЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ ПОНЯТИЙ И ФАКТОРОВ. КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО МЕТОДА ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ НЕОБХОДИМО РАЗБИТЬ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ), ТАКИЕ, БЕЗ КОТОРЫХ ОБЪЕКТ НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ФУНКЦИИ. ЗАТЕМ СЛЕДУЕТ ВЫПИСАТЬ ОТДЕЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ЗАПИСАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О НИХ (ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ) БЕЗ СВЯЗИ С ОБЪЕКТОМ (ИЗДЕЛИЕМ), Т. Е. ПРИМЕНИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ К ДРУГИМ АНАЛОГИНЫМ ИЗДЕЛИЯМ.

МЕТОД СЦЕНАРИЕВ СЦЕНАРИЯМИ НАЗЫВАЮТ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В БУДУЩЕМ. СЦЕНАРИИ ОБОСНОВАННЫЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО, СВОЕОБРАЗНЫЙ РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ, СЛИ. . . » . « Е ОБЫЧНО РАЗРАБАТЫВАЮТ НЕСКОЛЬКО СЦЕНАРИЕВ: ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ, ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ. ПЕРЕД РАЗРАБОТКОЙ СЦЕНАРИЯ СОСТАВЛЯЮТ ПЕРЕЧНИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ХОД СОБЫТИЙ И НАЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ. ПОИСК НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ВНОВЬ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДАМИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ ОЦЕНИВАЕТСЯ МЕТОДОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ ИЛИ МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ КРИТЕРИЕВ, ПРАВИЛА ВЫБОРА НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНЯЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ЦЕЛЬ НЕЯСНА, А ЕСТЬ ТОЛЬКО ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ. СОБЫТИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ ДЕКОМПОЗИЦИИ РАНЖИРУЮТСЯ ПО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ. НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ И ЕСТЬ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ.

МЕТОД ГОРДОНА МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗАРАНЕЕ НЕ ЗНАЮТ, КАКАЯ ИМЕННО ПРОБЛЕМА БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ОНИ НЕ СКОВАНЫ ПРИВЫЧНЫМИ ШАБЛОНАМИ. ВЕДУЩИЙ В САМЫХ ОБЩИХ СЛОВАХ ИЗЛАГАЕТ НЕКОТОРУЮ КОНЦЕПЦИЮ, СВЯЗАННУЮ С РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. УЧАСТНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ИДЕИ ДЛЯ «РАЗГОНА» , ЗАТЕМ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЕДУЩЕГО УТОЧНЯЕТСЯ ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ. ПОСЛЕ ЭТОГО ВСКРЫВАЕТСЯ ТА САМАЯ ПРОБЛЕМА, РАДИ КОТОРОЙ И ЗАТЕВАЛОСЬ ОБСУЖДЕНИЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ УЖЕ «РАЗОГРЕТЫЕ» УЧАСТНИКИ НАЧИНАЮТ ВЫСКАЗЫВАТЬ СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДУМАЮТ, КАК ИХ РЕАЛИЗОВАТЬ.

МЕТОД ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОВЕДЕНИИ СОВЕЩАНИЯ, НАПРАВЛЯЕМОГО ВЕДУЩИМ, С ТЕМ ЧТОБЫ ВОВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ В ОТКРЫТУЮ И ЗАИНТЕРЕСОВАННУЮ ДИСКУССИЮ И НЕ ДАТЬ СОВЕЩАНИЮ ВЫЛИТЬСЯ В СЕРИЮ ПАССИВНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. ОТЛИЧИЕ ОТ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» И МЕТОДА ГОРДОНА В ТОМ, ЧТО УЧАСТНИКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ГОТОВЯТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И ХОРОШО, И ПЛОХО. ХОРОШО ПОТОМУ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ, НЕТОРОПЛИВО ВЗВЕСИТЬ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ» , ЕСЛИ НАДО, ПРИМЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ ИДЕЙ. ПЛОХО ПОТОМУ, ЧТО ПРИШЕДШЕМУ К КАКОМУ ЛИБО РЕШЕНИЮ ПОТОМ БУДЕТ ТРУДНО ОТБРОСИТЬ ЕГО.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СУТЬ МЕТОДА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ КАК БЫ «НАПРАВЛЯЕТСЯ» СПИСКАМИ КОНТРОЛЬНЫХ (НАВОДЯЩИХ) ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТСЯ РАЗНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ИЛИ ЭКСПЕРТАМИ. ЭТО ОБЫЧНО ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ВИДА: «А ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ НАОБОРОТ? ; А ЕСЛИ ИЗМЕ НИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗАДАЧИ? ; А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ДРУГОЙ МАТЕРИАЛ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ ОБЪЕКТА? » УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО (ОЧЕНЬ КОРОТКО) И ПЕРЕДАЮТ ДРУГУ ПО КРУГУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ЗНАКОМИТСЯ С ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ КАЖДОГО И ДАЕТ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ НА ЭТОТ СЧЕТ. ПРИ ЭТОМ РЕШЕНИЯ КАК БЫ АККУМУЛИРУЮТСЯ НА ОДНОМ ЛИСТЕ КАЖДОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ. ОВТОРЯТЬСЯ ПРИ ЭТОМ НЕ НУЖНО. П

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД « ЕТРА» М МЕТОД СОЧЕТАЕТ В СЕБЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА, СИНЕКТИКИ, МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ И МЕТОД АНАЛОГИЙ. АНАЛОГОВАЯ МЕТОДИКА «МЕТРА» СОСТОИТ ИЗ ШЕСТИ ФАЗ. 1. ЗАДАЧА СТАВИТСЯ В ИСКОМОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ, А ВЕДУЩИЙ ПРИЗЫВАЕТ УЧАСТНИКОВ К СВОБОДНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ (ЦЕЛЬ - ОЗНАКОМИТЬ УЧАСТНИКОВ С СУЩЕСТВОМ ПРОБЛЕМЫ). 2. ПРОИСХОДИТ «ДРОБЛЕНИЕ» ИСХОДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ: ОБ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДМЕТЕ, СУБЪЕКТЕ, СВЯЗЯХ (ПРОБЛЕМА «РАЗЖЕВЫВАЕТСЯ»). 3. ПЕРЕСМОТР ИСХОДНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ И ПОПЫТКА НОВОЙ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ, (ПРОИСХОДИТ РАСШИРЕНИЕ ЗАДАЧИ И УПРОЩЕНИЕ ЕЕ ПОСТАНОВКИ). 4. РАЗВИТИЕ АНАЛОГИЙ В НОВОЙ ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РАЗДЕЛИТЬ ЕЕ НА РЯД ПОДПРОБЛЕМ 5. СВОБОДНЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ И АССОЦИАЦИЙ, КАК МОЖНО БОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫХ И РАСКРЕПОЩЕННЫХ (ФАЗА «СВОБОДНОГО ПОЛЕТА»). 6. ВОЗВРАТ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ, А ВЫДВИНУТЫЕ АНАЛОГИИ «ПЕРЕВОДЯТСЯ» НА ЯЗЫК ДЕЛОВЫХ ТЕРМИНОВ.

МЕТОД ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ МЕТОД РАЗРАБОТАН НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, ПОЛУЧЕННОЙ ПУТЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ НА ПОДЦЕЛИ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ СОЗДАЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАКОГО АНАЛИЗА. ИДЕЯ РАЗРАБОТКИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ АМЕРИКАНСКОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ ЧЕРЧМЕНУ, ПРИМЕНИВШЕМУ ТАКОЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВЯЗАННЫЙ ГРАФ БЕЗ ЦИКЛОВ, ПОЭТОМУ МОЖНО ДАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - ЭТО ГРАФ, ВЫРАЖАЮЩИЙ СОПОДЧИНЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ. ПРИ ПОСТРОЕНИИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ТЕНДЕНЦИИ ОЖИДАЕМОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЭКСПЕРТНЫМИ ПРОГНОЗАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ, ПРОИЗВОДИТСЯ МЕТОДОМ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ.