9 класс

Открытый урок по хору в дши конспект. Открытый урок хорового пения. Психологические условия на уроке

Крымское республиканское

Учебное заведение

«Центр повышения

квалификации работников культуры»

Методический доклад на тему:

РОЛЬ

АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ

В РАЗВИТИИ

УЧЕНИКА-ПИАНИСТА

Слушателя

Центра повышения квалификации

работников культуры

и искусства,

заведующей филиалом

Молодежненский СР ДМШ,

преподавателя по классу

фортепиано

Баженовой Юлии Алексеевны

Симферополь

План доклада:

    Особенности ансамблевой игры

    Воспитание ритма

    Заключение

    Библиография

    Цели и задачи обучения в музыкальной школе

Основной задачей музыкальной школы является всестороннее музыкальное развитие ребенка, приучение его к труду и привитие любви к музыке. Выявить музыкальные задатки ребенка, развить его способности и естественным путем пробудить интерес к музыке – все эти задачи преподавания музыкальной дисциплины встают перед каждым педагогом.

Главная цель обучения в ДМШ – подготовка музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить произведение.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны между собой. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывают у детей желание действовать самостоятельно, искренне; «зажечь» ребенка – главная из первоначальных задач педагога.

А. Гольденвейзер писал : «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыки, тем лучше, но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыке. Музыку нужно учить всем в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами не только не всех, но и лишь очень немногих».

Нередко можно встретить 6-7 или 8-летнего ребенка, который пришел на первый урок музыки с горящими глазами, с любовью к миру звуков. И только от нас, преподавателей, зависит то, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга.

Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим детям в руки воспроимчивость к музыке, тот ключик, при помощи котрого они смогу вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни».

    Особенности ансамблевой игры

Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование, которое занимало во все времена важное место. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритм, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет бо льшую радость, чем сольное исполнение.

Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.

Игра на фортепиано в 4 руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. В этом жанре писали сочинения почти все выдающиеся мастера.

    Некоторые моменты из истории возникновения и развития жанра

Жанр фортепианного дуэта возник в Европе. Самые ранние из дуэтов известны относятся к эпохе Возрождения; Англия – родина первой самостоятельной клавирной школы: представители этой школы Томкинс и Карлтон обрабатывали хоральные прелюдии. В них преобладает изысканный инструментальный стиль, орнаментика.

В 17-18 веках существовало уже много скрипичных и виолончельных сонат, в основном для солирующего инструмента с сопровождением. Но наиболее совершенные и законченные произведения появились во второй половине 18 века: мелодическое богатство, близость к народным истокам, мажорный колорит – все это появляется в сонатах для 2-х исполнителей (в 4 руки).

Примером ыдающиегося дуэтного произведения может служить Концерт Фа мажор Баха.

В Чехии жанр фортепианного дуэта представлен поизведениями Леопольда Кожелуха, Франтишека Душека, Карла Станица.

Наметились основные типы фактуры фортепианного изложения: в виде диалога и полифоническое; в нее активно проникают элементы оркестрового письма.

Музыку для фортепиано в 4 руки писали почти все композиторы 19 века.

Такой бурный рост популярности жанра прозошел по целому ряду причин:

    появление нового инструментафортепиано (расширенный диапозон, способность к увеличению или уменьшению громкости звука, педаль.) Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно выросла полнота и сила его звучання;

    большая популярность домашнего музицирования: 4-х ручные переложения носили в себе черты оркестрового начала, передавали насыщенность, звучание «тутти», разнообразие приемов звукоизвлечения;

    музыкально-просветительская функция. Особой по пулярностью стали пользоваться оперные отрывки, их переложение для фортепианного ансамбля;

    переложение симфоний, инструментальных ансамблей Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Мендельсона, Верди, Вагнера, Шумана, Чайковского, симфонических поэм Листа, опер Верди, Вагнера были нередко единственным источником ознакомления с ними.Так случилось, например, с «Венгерскими танцами» Брамса, «Славянскими танцами » Дворжака, «Маленькой сюитой » Дебюсси.

Расцвет фортепианного ансамбля достигается в творчестве Шуберта. Его жанровые миниатюры: полонезы, марши, вальсы, лендлеры, фантазии – яркий пример оркестровости. Никто из музыкантов не оставил такое количество дуэтов. Явивишись одной из величайших вершин в истории фортепианного дуэта, ансамбли Шуберта представляют собой бесценный вклад в историю всей мировой музыки.

Во второй половине 19 века жанр фортепианного ансамбля развивался в условиях национальных композиторских школ. Важные истоки были заложены в Чехии.

В русской музыке к жанру фортепианного дуэта обращались все выдающиеся композиторы: Глинка, Балакирев, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Рубинштейн. Здесь присутствуют черты картинности, концертности на основе известной народной музыки.

С.В. Рахманинов создал сюиту для 2 фортепиано, 6 музыкальных моментов, 6 пьес для фортепиано в 4 руки.

В русской музыке композиторы уделяли большое внимание произведенимя для детей. Это связано с такми именами, как Дюбюк – его сборник из 18 пьес «Детский музыкальный цветочник» пользовался особой попуярностью.

Для детей писали Аренский, Чайковский, композиторы «Могучей кучки» – их произведения подготавливали слух ребенка к восприятию образного мира русской классической музики. Известными и популярными являются сочинения: «5 легких пьес для 4 рук» Стравинского; «Детские игры» Бизе; сюита «Сказки Матушки-гусыни» Равеля.

Вплоть до 20 века музыкально-просветительская функция фортепианного дуэта сохраняла свое значение, переоценить которое невозможно.

После Первой мировой войны 4-х ручная музыка «выпала» из круга художественных интересов по нескольким причинам:

    стремительная урбанизация привела к тому, что в моду вошли коцерты на небольших площадках, где камерный жанр был не совсем уместен;

    в 20 веке наблюдается неокторый уход от романтизма;

    появление электроаппаратуры.

Однако домашние фонотеки не дали окончательно вытеснить традиции домашнего музицирования, потому что в человеке всегда присутсвует желание сделать что-то самому.

    Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей

Основной целью музыкальной школы является всестороннее развитие ребенка, где подразумеваются приучение к труду и привитие любви к музыке.

Выявить задатки ребенка, развить его способности и естественным путем пробудить интерес к музыке – все эти задачи преподавания музыкальной дисциплины встают перед каждым педагогом.

Более быстрому раскрытию индивидуальных способностей детей способствует совместная игра – игра в ансамбле.

Она является неотъемлемой частью музыкального воспитания.

Несомненно, ансамблевая игра развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе во время выступлений.

Исполнение музыкальных произведений в четыре руки является самым быстрым способом решить несколько задач обучения игре на инструменте: помочь «подружиться» с инструментом и выработать естественность исполнительских движений.

Часто увлечению учебным процессом препятствуют плохое или недостаточное развитие детей, педагогическая запущенность. Но урок будет всегда плодотворным, если он учитывает индивидуальность ребенка (его интересы и способности), если он творчески выстроен. К успехам и достижениям приведет увлекательный процесс, который обязательно пробудит самостоятельную мысль

Плохое чтение нотного текста на начальном этапе обучения замедляет темп учебной работы, что может угнетающе действовать на ученика. Ансамблевая же игра, при которой педагог принимает на себя исполнение трудных элементов текста, а ученик исполняет легкую партию, заставляет играть ритмично, в определенном темпе. Нетрудные пьесы в исполнении ансамбля звучат насыщенно, и ладовая гармоническая окраска помогут ученику быстро выучить нотный текст. В результате ученик получает полное представление о музыке в целом и чувствует себя полноправным участником исполнения, получает моральное удовлетворение от процесса игры.

Совместное исполнение пьес способствуют расширению кругозора ребенка, знакомит с симфоническими произведениями и лучшими образцами мировой музыкальной культуры.

Систематическое исполнение лучших образцов музыкальной культуры помогут развивать вкус и силу воображения, привьют культуру слышания, воспитают творческую инициативу.

Начальные уроки обучения должны быть разнообразными, так как дети этого возраста впечатлительны и быстро устают от однообразия. Задача педагога состоит в умении поставить себя на место ученика – почувствовать его неудобства и предугадать намерения исполнения, помочь ему выразить отношение к исполняемому произведению. Такая атмосфера урока поможет маленькому музыканту поверить в свои силы.

Совместная игра придает структуре урока эмоциональный характер. Эмоциональное состояние ребенка может мешать восприятию общего звучания. Начальный период обучения непременно должен подчиняться принципу постепенности и доступности.

    Формирование пианистических навыков

Процесс формирования пианистических навыковдолжно происходить не только через показ педагогом нужного действия, но и через самостоятельный поиск, при котором поясняется необходимость выполнения такого действия. При выработке навыков полезно изменять штрихи, темпы, акцентируя исполнение на художественную сторону – интонирование и образность.

Очень важно научить ребенка слушать себя, партнера и играть с полным вниманием и самоконтролем. От этого зависит качество звука.

Отношение к звуку определяет формирование всех пианистических навыков, а именно его прикосновение к клавиатуре фортепиано. Идеальным звучанием считается певучий звук.

    Воспитание полифонического мышления

Добиться хороших результатов исполнения можно только при активном участии слуха и музыкальном осмыслении изучаемого материала, осознанном отношении к работе. Умение слушать себя с первых шагов поможет в воспитании полифонического мышления.

Исполнение народных песен, где предложена полнозвучная фактура, но партия несложна и доступна, помогут быстрому продвижению и успешности формирования полифонического слышания.

    Воспитание ритма

Работа над воспитанием ритмадолжна вестись от музыки, а не от высчитывания длительностей. Образное содержание пьесы нужно воспринимать через ритм, мысленный танец или марш. Понимание учеником поставленной музыкальной задачи исполнения вызовет технику, необходимую для ее решения.

В процессе усвоения материала меняются способы работы, что приводит к новому восприятию и новому вниманию, что облегчит в дальнейшем работу над полиритмией.

    Особенности работы над мелодией и сопровождением

На занятиях первого года обучения нужно четко объяснить ученику, где мелодия и где сопровождение. Такие задания как «выделить» мелодию, «спрятать» аккомпанемент приучают слушать и слышать себя и партнера. Звук в исполнении первой партии не должен быть форсированным. Эту работу нужно проводить при осознанном понимании мелодии, акцентируя внимание при этом на слуховое восприятие.

Хорошее звучание второй партии является необходимостью для качественного звучания первой партии. При одинаковых аккордах в левой и правой руке нужно приучить ученика ориентироваться по левой руке. Как только ребенок освоит басовый ключ нужно меняться партиями с педагогом, если это позволяет сделать сложность нотного текста. Играя партию учителя, учащийся приобретает навык исполнения аккомпанемента.

Освоение навыков аккомпанемента можно осуществлять на любом материале, связанном с сопровождением фортепиано.

При неуказанной аппликатуре в переложениях педагог должен помочь выработать умение подобрать ее на основе строения музыкальной фразы.

Способность различать звуки, составляющие аккорды связана не только с полифоническим мышлением, но и развитием гармонического слуха.

    Работа по овладению навыком пользования педалью

Фортепианный ансамбль значительно обогащается при правильном пользовании педалью. И часто, чтобы развить навык пользования педалью,педагоги прибегают к исполнению ансамблевых пьес.

При исполнении фортепианного ансамбля необходимо научить учащегося бережно относиться к паузам – внимательно, бережно, сознательно и точно их выдерживать.

При наличии пауз ученик может задерживать бас, что создает излишнюю вязкость звучания. Нужно научить снимать педаль точно с окончанием фраз. Левую педаль применять в редких случаях, при «пианиссимо».

Нередко такая работа лучше проходит именно при совместном исполнении, при правильном подборе репертуара.

    Основные принципы выбора программы

Программу педагог должен подбирать с учетом педагогической целенаправленности: яркие произведения давать не очень эмоциональным детям и наоборот. Пьесы с кантиленным характером использовать для работы над звуком.

Усложнение репертуара может привести к его неполноценному исполнению. Разнообразный репертуар, напротив, приведет к смене художественных впечатлений и определит успешность работы. Степень трудности пьес определяет продвижение учащегося.

    Заключение

Итак, основными задачами обучения игре в ансамбле являются:

    Воспитание навыков совместной игры

    Развитие навыков совместной игры

    Развитие навыков ориентирования в музыкальном тексте

    Развитие навыков чтения с листа

При формировании детского ансамбля работа педагога заключается в правильном подборе не только музыкального материала, но и детей, которые будут вместе музицировать. Учитывать взаимную симпатию, уровень их подготовленности, эмоциональность, характер, так как в своем развитии и воспитании дети не равны.

Совместная игра способствует преодолению застоя в работе учащихся, так как участник, который играет сознательно, осмысливает логику текста, испытывает эстетическое и моральное удовлетворение от исполнения, будет стремиться к технической уверенности.

Индивидуальный подход к каждому - это залог успешной работы. Воспитать человека искусства - деятельного члена общества, способного к дальнейшему развитию культуры - вот что составляет основу работы музыкального обучения в музыкальной школе.

    Библиография

    А. Готлиб. «Основы ансамблевой техники». М., «Музыка», 1971.

    А. Готлиб. «Заметки о фортепианном ансамбле». «Музыкальное исполнительство», вып. 8. М., 1973.

    Е. Тимакин. «Воспитание пианиста». М., «Музыка», 1987.

    А. Алексеев. «Методика обучения игры на фортепиано». Л., «Советский композитор», 1967.

    Б. Асафьев. «Русская музыка19 - начало 20 века». Л., «Советский композитор», 1968.

    Д. Благой. «Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогического процесса». М., «Музыка», 1981.

    Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры». М., «Музыка», 1956.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

Методическое сообщение по теме:

«О пользе ансамблевой игры»

г. Инта, республика Коми.

2013г.

Задача школ общего музыкального образования состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, но и в воспитании гармонично развитых людей, жизнь которых обогащена великим даром - умением тонко чувствовать и понимать музыку. Цель музыкальных школ – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто обучается в ней. А главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно приобщить к волшебному миру музыки и научить этой увлекательной игре – игре на музыкальном инструменте! Одной из таких возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль (от фр. ensemble) – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Ансамбли различаются количеством участников (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.) и составом инструментов. Я предпочитаю работать со смешанными ансамблями, где исполнителями являются дети разных возрастов, играющие на разных инструментах (аккордеон и флейта, домры и гитары, ударные и клавишные инструменты). Такие ансамбли радуют своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркими находками. Также ансамбли, которыми я руковожу (ансамбль преподавателей «Шутка» и детский инструментальный ансамбль «Изюминка») тесно сотрудничают с солистами-вокалистами и детской вокальной группой. И участникам ансамбля, особенно детям, это доставляет особую радость, дети с удовольствием аккомпанируют и даже сами подпевают.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся. И будущему музыканту, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления, захватывают общностью творческой задачи, объединяют и сплачивают в единый дружный коллектив. Многие учащиеся музыкальных школ по разным причинам – недостатка игровых навыков, технических возможностей, необходимых данных – не имеют возможности выступать как солисты в концертах. А так как для современных детей самореализация и самоутверждение очень важны, то это не удовлетворяет учащихся и приводит к снижению интереса к занятиям. Ребёнок остаётся нереализованным в своих желаниях и, разочаровавшись, может бросить обучение. Игра же в ансамбле делает учащихся разной степени продвинутости равноправными исполнителями и даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, способствуя успехам в занятиях и личной заинтересованности в обучении. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают одно из важнейших мест в жизни школ. Ведь именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Совместное музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле или оркестре способствует закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Также совместное музицирование способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Еще игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находятся в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение, необходимость найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Работа над ритмом, единым оркестровым метром .

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением.

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

Первым партнером ученика по ансамблю является, конечно же, педагог. Уже на самых первых занятиях я беру домру и совместно с учеником исполняю какую-нибудь известную мелодию. При этом я играю основную тему, а ученик мне подыгрывает целыми или половинными нотами. Такое совместное исполнение помогает ребенку быстро включиться в обучающий процесс и почувствовать себя в роли музыканта-исполнителя. Особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Ученикам это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

Любой ансамбль не мыслим без творческой дисциплины. Для публики ансамбль начинается уже с выхода на сцену. Поэтому ещё на репетициях я с учащимися отрабатываю красивый и собранный выход на сцену, совместный поклон и дисциплинированный уход, обговариваю их внешний вид и форму одежды.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие!

Список используемой литература:

1. Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста"

2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

3. Н. Гончарова “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными”

4. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"

5. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"

6. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
7. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.

Открытый урок по хору

Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:
1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.
2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.
3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся - 0,5 мин.
  • Певческая позиция - 2 мин.
  • Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
  • Музыкальный словарь - 2 мин.
  • Дыхательная гимнастика - 3 мин.
  • Артикуляционная гимнастика - 2 мин.
  • Скороговорки - 2 мин.
  • «Штро-бас» (скрип) - 2 мин.
  • Работа по алгоритму (использование наглядных схем) - 8 мин.
  • Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа - 5 мин.
  • Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) - 6 мин.
  • Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул - 6 мин.
  • Исполнение, повторение песен - 4 мин.
  • Подведение итогов урока - 2 мин.
  • Задание на дом - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).
Пожелание добра

Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.
Задание:
1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые - однородные, смешанные)
3. Что такое хор?
Хор - это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал - это пение.
Как исполняют - в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь - перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
2. Поворачивая голову направо - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.
8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).
2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки
Четкая дикция - непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе - артикуляция только движением губ - а, ао, ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем - алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест - родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса - внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.
Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа , добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:
1. Губной вибрации
2. «ууу» - продувание на глиссандо
3. На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание : петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.

Список литературы
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: 1980.
2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. - вып. 1.
3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - М.: Академия Развития, 2007.
10. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. - Челябинск: Версия, 2003

Усманова Г.Г., г. Бакал

Разработка открытого урока по предмету хора с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Тема: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Преподаватель: Утегенов Марат Сергеевич

Концертмейстер: Андреева С.Н.

2013 год

Разработка открытого урока по предмету хора

с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Преподаватель - Утегенов М.С

ТЕМА: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Цель: Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке. Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приемам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая. Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Формы организации занятия: Групповые, парные.

Дидактическое обеспечение занятия: ТСО.

План:

    Вст. слово

    Распевки, упражнения

    Работа над репертуаром хоровых партий

    Итог урока

    Самоанализ открытого урока

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Распевание: Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата т.е. разогревание голосовых связок ребенка к разучиванию и исполнению хоровых произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в хоровую работу. Планомерное и целенаправленное применение упражнений, очень хорошо способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Для распевания отводится (10 - 15 минут).

Упражнение:

Дыхание – мягкая атака звука. Вначале вдох затем, задержка дыхания и вдох должен быть активным, но спокойным (например: как будто нюхают цветочки). Выдох – должен быть плавным, продолжительным;

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко (например: гласные – это река, а согласные - берега). Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно ;

Упражнение на расширение диапазона (используя преимущественно примарную зону звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы).

2. Механизм певческого дыхания.

В организме человека непрерывно происходит процессы, необходимые для его жизнедеятельности. Работа, выполняемая органами человека – сердцем, нервной системой, мышцами, требует питания. Продуктом такого питания в первую очередь является кислород, который человек получает из окружающей его воздушной среды.

Процесс поглощения кислорода и отдачи углекислоты происходит постоянно. «Человек начинает жизнь с первым вдохом и кончает ее последним выдохом».

Попевки: «Савка и Гришка сделали дуду!», «Ты кукушка, где бывала…», «Чик-чирик…», «Көбелек ».

Процесс дыхания при пении. Взятый при вдохе воздух сгущается под сомкнутыми связками. Давление воздуха разъединяет связки, часть воздуха вырывается, и они вновь замыкаются. Смыкание связок вновь вызывает увеличение давления в трахее и бронхах, происходит новая атака воздуха размыкающего связки.

Упражнения: На согласные «С, Ч, К, Г, Ф, Х»; и на чередующие слоги «ма-мэ-ми-мо-му» Вдох производится более спокойно и полно. При расходовании дыхания необходимо следить, чтобы трата воздуха была равномерной и на всех слогах. Артикуляция слогов должна быть легкой и активной. (5 минут)

3.Работа над песней «Қазақстан-қыран далам »

Вначале детям предлагается прослушать песню в исполнении педагога. Чтобы помочь детям усвоить мелодию, ее следует исполнить в замедленном темпе, без аккомпанемента, затем предложить спеть на слог «ля - ля», «ку - ку», добиваясь в исполнении легкого, светлого звука.

Учить детей петь, передавая веселый, радостный характер песни. Обратить внимание на гласную «у» в слове «қуанам»,и согласную «р » «таңдарымен ». Гласные «ұ » «мұңайсаң » 2-ая низкая «ре2 бемоль» ,«мұңаям », которую нужно произносить длиннее. Своевременно вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать скачкообразное движение мелодии – на октаву вверх (до1 – до2) и чистая кварта вниз- вверх (си - фа - си) и т.д.

(10-15 минут)

4. Повтор и закрепление песни «Я учу английский»

Работа над характером произведения. Осмысленно и выразительно произносить текст песни:

Внимание

Дыхание

Начало и окончание пения.

Уметь сливаться в чистый унисон, слушать себя при пении, а также весь хор, сливаясь в общем звучании с инструментом и не выделяясь. (10 минут)

Итог урока: Научились правильно дышать, произносить четко слова. За счет скороговорок и попевок. Всем спасибо за внимание!

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над певческим дыханием в хоре»

Выбор данной темы считаю актуальным т.к. для того чтобы учащиеся понимали процесс певческого дыхания.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: «Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения». Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке.

Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приёмам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая:

Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Использовались следующие методы обучения:

Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент).

Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объёмным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты.