На свободную тему

Педагогика и психология в военном вузе pdf. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций - файл n1.doc. Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций

Конспект лекций И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.

Основы обучения военнослужащих.
Организация боевой подготовки подразделений.
Сущность и содержание процесса обучения. Принципы, методы и формы воинского обучения.
Сущность и содержание процесса обучения.
Принципы, методы и формы воинского обучения.
Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицера в современных условиях.
Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xviii – первая половина xix века).
Военно-педагогические требования «устава воинского».
Направления военной школы после смерти Петра i.
Суворов и его «наука побеждать».
Последователи Суворова.
Военно-педагогические взгляды М. И. Драгомирова.
Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для деятельности офицерских кадров в современных условиях.
Организация и порядок планирования боевой подготовки подразделений (части).
Формы и методы организации и проведения занятий по боевой подготовке.
Организация и проведение занятия по боевой подготовке.
Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск (сил).
Цель и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск (сил) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке. Уровни морально-психологического обеспечения.
Основные виды морально-психологического обеспечения.
Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.
Формы и методы работы офицеров при приведении частей (кораблей) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.
Виды психологической подготовки.
Способы организации психологической подготовки.
Обеспечение безопасности военной службы.
Организация воспитательной работы в подразделении.
Основы организации и проведения воспитательной работы в ВС.
Организация воспитательной работы с военнослужащими.
Основы организации воспитательной работы.
Обязанности должностных лиц подразделения по организации воспитательной работы.
Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.
Организация воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами матросами), сержантами и старшинами.
Сущность, основные задачи и направления информационно-пропагандистской работы.
Организация и методика общественно-государственной подготовки.
Организация и методика проведения информирования.
Сущность, основные задачи и направления работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении.
Сущность воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих.
Организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Методика анализа состояния воинской дисциплины в подразделении.
Методика подведения итогов правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Основы психологической работы.
Изучение психологических особенностей военнослужащего.
Изучение психологических особенностей воинского коллектива.
Психологические приемы достижения авторитета.
Сущность и основные задачи культурно-досуговой работы.
Организация досуга личного состава в предвыходные и выходные (праздничные) дни.
Проведение вечера отдыха.
Организация художественной самодеятельности.
Проведение культпохода, экскурсии.

Скачать файл

  • 396.5 КБ
  • добавлен 20.12.2010

Возникновение и развитие военной психологии. Взгляды выдающихся русских полководцев (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова, М. И. Драгомирова) на проблемы психологического обеспечения деятельности военнослужащих. Развитие военно-психологической мысли в XX в. Становление отечественной военной психологии.

  • 203 КБ
  • добавлен 20.09.2010

Конспект лекций., - 2008. – 39 стр. (15 лекций).

Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений...

  • 432.06 КБ
  • добавлен 20.09.2010

Учебное пособие. – Н. Новгород: НГТУ, - 2004. – 39 стр.

В учебном пособии с учетом современных достижений науки изложены истоки и теоретические предпосылки формирования, методологические позиции и основные задачи отечественной и зарубежной военной психологии и педагогики. Достаточное внимание уделено изложению структуры...

Реферат - Методологические проблемы военной психологии

    рефераты

  • 103.5 КБ
  • добавлен 22.12.2009

ТВВИКУ, кафедра психологии, 13 страниц, 2009г.

Дисциплина: военная психология.
Специфика предмета военно-психологической науки.
Методологические основы военной психологии.
Современное состояние психологической науки.
Уровни методологии в современной методологии и логике психологической науки.rn

  • 427.84 КБ
  • добавлен 22.12.2010

В учебном пособии рассматриваются основные положения отечествен-
ной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и
функционирования личности. Автором изложена психологическая структура
личности, содержание и характеристика ее элементов.
Предназначено студентам факультета военного обучения НГТ...

  • 393.38 КБ
  • добавлен 29.03.2011

Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 32 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные разработки отечественной военной психологии по проблеме межличностного общения военнослужащих. Достаточное внимание уделено рассмотрению социально-психологических аспектов общения офицера, а также психологичес...

  • 649.5 КБ
  • добавлен 20.09.2010

Взаимосвязь военной и педагогической психологии определяется прежде всего той ролью, которую играет обучение и воспитание в обеспечении боеспособности войск и сил флота. Во-первых , речь идет о сложившейся системе подготовки военных кадров, составляющих костяк любых вооруженных сил. Эта система состоит из нескольких взаимосвязанных звеньев включающих военные факультеты и институты, высшие военные училища и академии, Военный университет. Во-вторых , процесс поддержания боевой готовности в частях и подразделениях опирается прежде всего на занятия в системе боевой и общественно-государственной подготовки воинов. В-третьих , в нашей стране развернута широкая система допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных силах. Эффективность каждого из этих процессов обуславливается множеством факторов, среди которых не последнюю роль играют психологические условия и детерминанты. Исследовать их и призвана в первую очередь педагогическая психология.

При этом необходимо прежде всего очень четко разграничить предметную сферу педагогической психологии и военной педагогики. Военная педагогика как система научного знания занимается прежде всего изучением сущности, закономерностей, принципов, содержания, методов и форм эффективного построения воспитательного процесса. Тем самым, в качестве предмета научного знания выступает прежде всего система внешних по отношению к объекту педагогического воздействия способов и средств. Хотя при этом любой исследователь никогда не забывает о внутреннем плане педагогической деятельности, эта психологическая составляющая остается в педагогике как бы за кадром, вне детального анализа и учета. С другой стороны, любой психологический анализ педагогических ситуаций с неизбежностью наталкивается на необходимость учета специфики той деятельности, которую осуществляют субъект и объект педагогического воздействия. Наиболее рельефно эта взаимосвязь проявляется в психологической теории деятельностного опосредствования психической жизни человека. В этом случае никакой анализ психической стороны жизнедеятельности невозможен без учета ведущего типа деятельности, детерминирующего все остальные проявления личности и сознания.

Таким образом исследование процессов обучения и воспитания в рамках целостной системы предполагает единство педагогики и психологии по объекту изучения, но в то же время нуждается в последовательном различении предметной сферы анализа. В результате согласования этих двух противоречивых исследовательских тенденций и возникло такое направление исследовательской и практической деятельности как педагогическая психология. В силу этого педагогическая психология должна быть направлена прежде всего на изучение психологических вопросов целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, на выявление условий обеспечивающих оптимальный развивающий эффект обучения, на создание возможностей для учета индивидуальных психологических особенностей обучаемых, на исследование взаимоотношений между воспитателем и воспитуемыми а также внутри воспитательного коллектива. Кроме того представляют интерес психологические вопросы самой педагогической деятельности.


В условиях Вооруженных сил решение этих общих для педагогической психологии задач приобретает свою специфику. Прежде всего это обусловлено особенностями воинской службы как специфического вида деятельности. Как известно, психологическим дериватом любой деятельности является мотив. Процесс мотивообразования лежит в основе исследования всех остальных психических проявлений личности и коллектива. В случае же с воинской деятельностью нам приходится сталкиваться с ситуацией «почетного долга”, реализация которого не всегда согласуется с действительным положением дел в мотивационной сфере личности воина. Во-вторых, средства деятельности, используемые для решения поставленных задач представляют собой особые инструментальные образования предназначенные прежде всего для уничтожения, и поэтому не имеющие как правило аналогов в других сферах созидательной деятельности. Можно так же наверное говорить о необычайной по сравнению со всеми другими видами деятельности напряженности боевой деятельности войск, обусловленной прежде всего ее особой опасностью для жизни и здоровья самих военнослужащих. Все эти и другие особенности привносят в педагогический процесс в Вооруженных Силах свое неповторимое своеобразие, для учета которого военным психологам приходится использовать специальные средства и способы.

Основные тенденции психологического анализа проблем воинского обучения и воспитания наиболее ярко проявились в тематике, методологических предпосылках и полученных результатах диссертационных исследований военных психологов. Так, среди первых исследований по военной психологии заметное место занимают работы, направленные на анализ психологии обучения воинов тем или иным боевым навыкам. Например, диссертация Ф.Ф.Кудрейко (1947г.) была посвящена психологии подготовительных упражнений при обучении стрельбе из винтовки, работа П.А.Логинова (1952г.) психологии процесса формирования навыка стрельбы из пистолета и револьвера, исследование М.П.Коробейникова (1956г.) - формированию умений и навыков стрельбы из автомата на ходу. В дальнейшем, по мере усложнения боевой техники внимание психологов привлекают более крупные проблемы боевой учебы. Так И.И.Малопурин (1971г.) рассмотрел психологию формирования умений и навыков у воинов танкистов, И.В.Болтовский (1973г.) исследовал психологические особенности специальной подготовки молодых солдат ракетных частей, В.С.Тараненко (1978г.) выявил психологические особенности обучения специалистов-ремонтников по отысканию и устранению неисправностей артиллерийского вооружения. Все эти работы базировались в основном на ассоциативно-рефлекторной теории обучения и имели ярко выраженную практическую направленность на совершенствование процесса боевой учебы в частях и подразделениях.

Начиная с 70-х годов в военной психологии были развернуты исследования процесса обучения и воспитания опирающиеся на концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. В соответствии с этим подходом военные психологи подходили к рассмотрению формирования боевых навыков как к многоэтапному процессу включающему формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действий, формирования действия в материальном плане, перевод действия в «громкую социализованную речь", формирование действия «во внешней речи про себя» и, наконец, формирование в сознании предметного содержания действия. В разное время в русле этой концепции были проведены исследования эффективности изучения марксистско-ленинской теории в Вооруженных Силах (Б.Ц.Бадмаев), формирования психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники (С.И.Съедин), повышения эффективности усвоения правовых знаний курсантами и слушателями (Б.И.Хозиев), эффективного изучения первоисточников марксизма-ленинизма в ВВУЗах (Ю.И.Садчиков), деятельности летчика-инструктора по формированию летных умений и навыков у курсантов (И.С.Стегний) и ряд других работ.

Большое внимание уделялось психологами и вопросам воспитания советских воинов. При этом, безусловно, психологические аспекты темы рассматривались в тесном единстве с идеологическими основами воинского воспитания, а практические рекомендации тесно увязывались с организационными формами партийно-политической работы в мирное и военное время. Среди выполненных в этом русле - диссертации: В.Ф.Пирожкова (1964г.) о формировании коммунистического мировоззрения у советских воинов, В.В.Стрежнева (1965г.) об индивидуальном подходе в воспитании воинов, В.Н.Климова (1982г.) о психологических проблемах повышения эффективности воспитания молодых офицеров в части, Н.Н.Азарнова (1988г.) о повышении эффективности формирования политических убеждений у советских воинов и многие другие исследования.

На современном этапе исследование психологии обучения и воспитания приобретает особую актуальность. Это обусловлено прежде всего тем, что в частях и соединениях появились штатные военные психологи способные проводить систематическую работу по психологическому обеспечению процесса боевой и общественно-государственной подготовки. Поэтому, каждое новое исследование по данной проблематике уже изначально имеет своего исполнителя в лице этих структур, что значительно повышает эффективность таких исследований. Во-вторых, изменения в порядке комплектования армии и сроках прохождения службы с новой остротой поставили вопрос о поиске эффективных путей повышения качества овладения воинской специальностью, а применительно к воинам-контрактникам речь должна идти и о средствах поддержания этой обученности на протяжении всего периода службы. В-третьих, по мере деидеологизации армии значительно изменилась ситуация в сфере воспитательной работы и новым воспитательным структурам естественно очень были бы нужны научно обоснованные выводы и рекомендации о психологических предпосылках эффективного воспитательного воздействия.

Значительный вклад внесли военные психологи и в разработку проблем подготовки офицерских кадров в системе высшей военной школы. Среди основных направлений психологического анализа можно выделить такие, как психологические основы обучения и воспитания курсантов и слушателей в ВВУЗах, психологические предпосылки повышения эффективности преподавания отдельных предметов обучения, психология формирования и развития личности курсанта (слушателя) и курсантского коллектива, психология деятельности преподавателя.

Так, в диссертации Г.А.Давыдова (1975г.) были рассмотрены психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ, в исследовании Б.А.Зверева (1975г.) были разработаны психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях по общественным дисциплинам, в докторской диссертации Л.А.Кандыбовича (1982г.) исследовались психологические проблемы формирования профессиональной готовности курсантов ВВУЗов к службе в войсках, в работе А.П.Скрыпникова (1984г.) было рассмотрено общение в курсантском коллективе как условие развития личности курсанта, в диссертации Н.Ф.Ильина (1983г.) анализировалось влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении.

Все эти и другие работы содержат ценный исследовательский материал связанный с изучением психологических аспектов высшей военной школы, каждая из них отличается своими теоретическими подходами и глубиной разработки проблем. Вместе с тем можно пожалуй выделить нечто общее в постановке исследовательской задачи, присущее всем этим работам. В качестве исходного положения, явно или неявно, предполагается, что педагогическая система в лице того или иного учебного заведения способна обеспечить формирование таких психологических качеств и характеристик, которые надолго обеспечивают служебную деятельность выпускника, оставаясь при этом в общем-то неизменными. Получается, что самые значительные изменения в психике будущего или настоящего офицера происходят во время его обучения в ввузе. Выйдя из него офицер лишь продолжает использовать накопленное, не претерпевая в общем-то значительных преобразований. Тем самым из психологического анализа обучения и воспитания как бы выпадала идея развития психики как ее самодвижения и идея развивающего обучения, как системы обеспечивающей психологические условия для возникновения такого самодвижения в психике каждого выпускника.

В связи с этим особый интерес представляет исследование процесса подготовки курсантов и офицеров к управленческой деятельности, осуществленное В.Ф.Переваловым (1995г.). В ходе него автор разработал и обосновал целостную концепцию персонализации, которая способна обеспечить качественно новый характер обретения обучаемыми требуемого уровня развития личностных качеств. Сущность персонализации процесса подготовки офицеров состоит в том, что на основе самоизучения и самоуправления обучаемые приобретают адаптированные к индивидуальному складу личности навыки тонкой инструментовки исполнения нормативной социально-психологической роли военного руководителя и получают условия для саморазвития способностей к управленческой деятельности. В качестве основных психологических условий такого саморазвития личности выступают: самоуправление, как важнейшая детерминанта прямого управленческого воздействия; самооценка личности по совокупности важнейших профессинально значимых качеств; индивидуальное отношение к подчиненному как эпифеномен управленческого взаимодействия. Реализация этих условий в учебном процессе ВВУЗа способна обеспечить по мнению автора саморазвитие управленческих качеств выпускника на всех дальнейших этапах служебной деятельности. Кроме того автором был разработан комплекс специальных курсов для всех типов высших военных учебных заведений, построенных по единой технологии, имеющих самоуправленческое основание и учитывающих специфику каждого звена базового образования в решении задачи самореализации личностью своего индивидуального склада и развития способностей к руководству.

Вместе с тем анализ показывает недостаточную разработанность в психологических исследованиях проблем, связанных с воспитанием курсантов и слушателей, с преподаванием отдельных дисциплин, особенно из числа вновь вводимых дисциплин гуманитарного цикла, с затруднениями в деятельности преподавателей высшей военной школы и педагогических коллективов. Особого внимания заслуживают вопросы связанные с преподаванием в военных учебных заведениях психологической теории и вопросы подготовки специалистов-психологов различного профиля. В частности, заслуживает, на наш взгляд, внимания проблема формирования особого типа «практического мышления» у слушателей военного университета, готовящихся к деятельности практического психолога. В этом случае традиционная « университетская» модель психологического образования к сожалению не срабатывает и требуется большая исследовательская работа со стороны самих психологов по ее модернизации.

Разработка и реализация на практике новой модели подготовки психологов очень тесно связана с задачей совершенствования методики преподавания предметов психологического цикла. Тот громадный опыт преподавания военной психологии, который был накоплен кафедрами военной педагогики и психологии военно-политических училищ и кафедрой военной психологии ВПА им. В.И.Ленина к сожалению не всегда применим в современных условиях. Дело в том, что из предмета прежде всего общеобразовательного и мировоззренческого психология перешла в разряд предметов профессинально значимых. В этом случае методика преподавания должна базироваться на иных принципах и использовать иные средства. Кроме того значительно изменилось и содержание того, что мы привыкли называть психологической теорией.

На смену одному-двум предметам пришли новые учебные дисциплины: история психологии, общая психология, психофизиология, экспериментальная психология, возрастная психология, психотерапия и др. Каждая из этих дисциплин имеет свою внутреннюю логику которая во многом влияет на методику ее преподавания. Все эти вопросы нуждаются в своем научном осмыслении и разрешении.

Еще одно направление психологического анализа - это подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах. Она как правило осуществляется в рамках либо общеобразовательных школ либо в специализированных учебных заведениях. Суворовские училища уже давно попали в поле зрения психологов. Так еще в 1951 году С.Г.Крантовским была защищена диссертация, посвященная изучению военных идеалов суворовцев старших классов. В дальнейшем психологические проблемы суворовцев исследовались А.В.Мощенко. Вопросы формирования психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах рассматривались В.Лоскутовым (1991г.), а психологические аспекты ориентации юношей на профессию офицера исследовались В.В.Алешкиным (1990г.). На современном этапе система подготовки юношей к воинской службе претерпевает серьезные изменения. Поэтому вполне оправданным был бы научный интерес психологов к этим проблемам. Особенно актуальным в этом плане является соединение идей педагогической и возрастной психологии в рамках исследования одного объекта - допризывной молодежи.

В целом психологический анализ различных педагогических систем в рамках вооруженных сил представляет собой довольно мощное научное направление со своими традициями и со своими особенностями. Уже накоплен большой научный потенциал, который к сожалению не всегда существенно влияет на реальную практику обучения и воспитания. Поэтому первоочередная задача - актуализация и пропаганда достигнутого. Но жизнь не стоит на месте и поэтому психологию ждут новые не менее сложные задачи, решать которые предстоит новым поколениям военных психологов.

Учебное пособие содержит материалы по курсу военной психологии и педагогики. В нем показаны авозможности использования данного курса в целях повышения эффективности начальной военной подготовки

Предмет военной психологии.

Военная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы функционирования психики, формирования психологии личности воина и воинского коллектива в условиях учебной, служебной и особенно боевой
деятельности.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношении начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления воинским коллективом, боевой техникой, боевыми действиями.
В средних общеобразовательных и профессиональных школах в процессе обучения основам начальной военной подготовки преподаватель (организатор) НВП осуществляет разностороннюю подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах, в числе которых морально-психологическая занимает ключевую позицию.
Что же включает в себя понятие «психологическая подготовка»? Для этого необходимо, прежде всего, раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому -блюдению и именуемых психикой, а также формирование знании о них в истории человеческого общества.

ВВЕДЕНИЕ
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Общие вопросы военной психологии
§ 2. Основы военной психологии
§ 3. Психология личности воина. Психические процессы и состояния воинов в боевой, служебной и учебной обстановке
§ 4. Психические свойства личности воина
§ 5. Психология воинского коллектива. Структура и сущность
§ 6. Психология воинской дисциплины уставного порядка
§ 7. Психологические особенности службы и учебно-боевой деятельности. Психологическая подготовка воинов к активным боевым действиям
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Военная педагогика и ее задачи
§ 2. Военно-педагогический процесс.
Раздел II. военная дидактика
§ 3. Структура, сущность и принципы процесса обучения воинов в подразделении
§ 4. Методы и формы обучения воинов
Раздел Ш. ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ
§ 5. Сущность и принципы воспитания воинов
§ 6. Методы и формы воспитания воинов
§ 7. Педагогическая культура офицера и преподавателя НВП
§ 8. Самовоспитание и самообразование преподавателя и офицера
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы военной психологии и педагогики, учебное пособие, Каргин С.Т., Дошаков С.Х., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

  • Реферат - Военная психология как отрасль психологической науки (Реферат)
  • Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Военная психология и ее прикладные аспекты. Учебное пособие (Документ)
  • Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы (Документ)
  • Шпора по истории психологии (Шпаргалка)
  • Селиверстов В.И. (ред) Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Ефремов Е.Г. История психологии (Документ)
  • Словарь по семье. Из курса Семья как субъект (Справочник)
  • n1.doc

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Омский государственный технический университет»

    И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов,
    В. Б. Листков, В. Ф. Терехов

    ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
    И ПСИХОЛОГИИ

    Конспект лекций

    Омск

    Издательство ОмГТУ

    2011

    УДК 355:37:159

    ББК 68.43+88.4

    Рецензенты:

    В. И. Голиков , канд. истор. наук, доцент, начальник Института
    военного образования ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

    Ю. Д. Божескул , начальник военной кафедры при

    ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», полковник

    О–75 Основы в оенной педагогики и психологии : конспект лекций /
    И. Ю. Ле­пе­шинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.

    ISBN 978-5-8149-1044-8

    Главной особенностью конспекта лекций является обобщение и систематизация опыта практической деятельности офицерского состава в войсках в мирное время. Конспект разработан и составлен в соответствии с квалификационными требованиями и программой подготовки офицеров запаса при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальностям Главного автобронетанкового управления МО РФ применительно к программе курса дисциплины «Управление подразделениями в мирное время» раздела «Военная педагогика и психология».

    Материал, изложенный в конспекте, может быть использован для подготовки слушателей военных кафедр, курсантов учебных военных центров и военных институтов, а также в системе командирской подготовки.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета

    Омского государственного технического университета

    УДК 355:37:159

    ББК 68.43+88.4

    © ГОУ ВПО «Омский государственный

    технический университет», 2011

    ISBN 978-5-8149-1044-8

    ВВЕДЕНИЕ

    Военно-педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность военнослужащих с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений, боевых и морально-психологических качеств личности воина и воинских коллективов.

    Военно-педагогический процесс представляет сложное социальное явление, включающее в себя воинское обучение и воспитание, которые выступают в неразрывной связи друг с другом.

    Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи воинам военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и слаживания воинских коллективов (подразделений, частей, соединений) для ведения боевых действий (выполнения боевых задач).

    Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

    В ходе обучения и воспитания осуществляется развитие военнослужащих, т. е. совершенствование их умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями военной специальности, производится психологическая подготовка, заключающаяся в формировании у военнослужащих эмоционально-волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в бою, в сложных и опасных ситуациях, в резко меняющейся обстановке, при длительном нервно-психологическом напряжении, при преодолении тягот и трудностей, связанных с выполнением воинского долга, как в военное, так и мирное время.

    Важной составной частью военно-педагогического процесса является самообразование и самовоспитание.

    В чем же сущность военно-педагогического процесса?

    Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны.

    Воинская направленность, специфические условия труда и быта воинов решающим образом влияют на содержание, методику проведения военно-педагогического процесса, определяют его характерные особенности.

    В интересах постоянной боевой готовности боевая учеба военнослужащих строится с таким расчетом, чтобы в сравнительно короткое время вновь прибывшего военнослужащего подготовить как специалиста, а в процессе дальнейшей службы совершенствовать его знания, навыки и умения.

    Особенностью военно-педагогического процесса является его многоплановый, ступенчатый характер. Это обусловливается тем, что в подразделениях имеется большое количество различных специалистов, а это в ряде случаев делает невозможным применение единых для всех форм обучения. Кроме того, различен и уровень профессиональной подготовленности, боевого мастерства во­еннослужащих (одни только начинают овладевать специальностью, другие уже борются за повышение классности).

    Особенность военно-педагогического процесса проявляется и в том, что обучение военнослужащих специальности в подразделении проходит в условиях различного уровня их общеобразовательной подготовки: по одной и той же программе обучаются воины, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее, а иногда и неполное среднее образование, что требует максимальной индивидуализации обучения.

    Таковы сущность военно-педагогического процесса и его особенности, которые необходимо знать и учитывать при организации процесса обучения.

    Глава 1. Основы обучения
    военнослужащих. Организация боевой
    подготовки подразделений

    1.1. Сущность и содержание процесса обучения.

    1.1.1. Сущность и содержание процесса обучения

    Обучение по своей сущности – это социальный процесс, который присущ как обществу в целом, так и Вооруженным Силам. В общем случае обучение – основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов.

    Воинское обучение представляет собой специфический педагогический процесс, сущность которого заключается в овладении обучаемыми системой знаний, умений и навыков, в развитии у них творческого мышления, закалки воли и характера, формировании морально-психологических и боевых качеств, готовности к выполнению боевой задачи.

    Ведущим элементом содержания учебного процесса выступает познавательная составляющая и ее основа – знание. Знание – это отражение человеком явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания – это значит сделать определенные понятия, законы, теории своим достоянием, понимать их, постоянно сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.

    Навык – автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

    Умение – способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей. Следовательно, умение – это подготовленность к сознательным, быстрым, творческим и точным действиям, а навык – умение автоматически выполнять эти действия.

    Знания, умения и навыки теснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки, которые, в свою оче­редь, расширяют, углубляют и закрепляют знания.

    Овладение знаниями представляет собой процесс, включающий осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике.

    Начинается процесс овладения знаниями с осознания познавательной задачи. Только уяснив суть и значимость этой задачи, обучаемые с помощью обучающего и самостоятельно изучают пути ее решения, активнее воспринимают изучаемый материал и творчески его используют.

    Восприятие учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи, чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Учебное восприятие обязательно предполагает понимание сути изучаемого.

    Осмысление проявляется в мысленном расчленении изучаемого на составные части, выделении в нем главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединении этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Осмыслив учебный материал, военнослужащие проникают в суть соответствующих явлений и процессов, усваивают их содержание.

    Изучаемый материал военнослужащие запоминают непроизвольно и произвольно. В связи с этим необходимо активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать военнослужащих приемам осмысленного запомина­ния, развивать у них логическую память.

    Основой процесса овладения знаниями является применение знаний на практике, только в результате применения знаний военнослужащие полностью овладевают ими. Для этого военнослужащих необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Обучаемые на каждом занятии должны убеждаться в том, что теоретические знания, которые они усваивают, – это основа их практической деятельности, а практическая деятельность дает им конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими.

    Процесс воинского обучения, таким образом, представляет целеустремленную, взаимосвязанную деятельность обучающего (командира, начальника, инструктора), получившую название преподавание, и обучаемых (подчиненных), называемую учение.

    Преподавание по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью обучаемых и включает в себя следующие функции:


    • побуждение к учению;

    • изложение содержания изучаемого материала;

    • организацию познавательной деятельности обучаемых;

    • контроль знаний, умений и навыков.
    Эти функции обучающий выполняет в процессе обучения.

    Учение – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков.

    Обучение осуществляется в определенной последовательности:


    • постановка учебной задачи перед обучаемыми;

    • закрепление знаний и привитие умений и навыков;

    • применение знаний, умений и навыков на практике;

    • проверка знаний, умений и навыков.
    Воинскому обучению как процессу подготовки личного состава присущи свои закономерности.

    Важнейшей закономерностью обучения является взаимодействие между обучающим и обучаемыми. Обучение эффективно только тогда, когда деятельность обучающего, его воздействие на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Эта зако­номерность выражает направленность усилий обучаемого и обучаемых, характер их совместной деятельности.

    Другой закономерностью обучения является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями современной войны. Эта закономерность требует на всех занятиях создавать интеллектуальные, моральные, психологические и физические напря­жения, соответствующие боевому духу, максимально приближать обстановку обучения к условиям боя, не допускать послаблений и упрощений, избегать условностей.

    Таковы структура и содержание процесса воинского обучения.

    Обучение осуществляется в соответствии с определенными принципами обучения, применением соответствующих методов и форм обучения.

    1.1.2. Принципы, методы и формы воинского обучения

    Важнейшую часть теории воинского обучения составляют принципы обучения.

    Под принципами обучения принято понимать руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой. Следовательно, глубокое понимание каждым офицером сущности принципов обучения в их взаимосвязи, практическая реализация их требований являются важнейшими условиями военно-педагогической деятельности.

    Основными принципами воинского обучения являются:


    • учить войска тому, что необходимо на войне;

    • сознательность, активность и самостоятельность обучения;

    • наглядность в обучении;

    • систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

    • обучение на высоком уровне трудностей;

    • прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

    • коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
    Рассмотрим содержание требований каждого из перечисленных прин­ципов.

    Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип определяет содержание обучения и условия боевой подготовки, придает учебному процессу военно-практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием военного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка войск в соответствии с этим принципом требует детального изучения вероятного противника, опыта войн и конфликтов, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям боя, не допускать упрощений и послаблений.

    Сознательность, активность и самостоятельность обучения . Данный принцип требует такой постановки обучения, при которой военнослужащие ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении учебно-боевых и служебных задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике.

    Наглядность в обучении. Этот принцип требует такой организации боевой подготовки, когда военнослужащие усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных образцов оружия и боевой техники, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности. При обучении личного состава комплексно применяются следующие виды наглядности:


    • натуральная (или естественная) – реальные образцы вооружения, техники, приборов, учебные поля, полигоны, стартовые позиции, различные виды снаряжения;

    • изобразительная – макеты, мишени, миниатюры, схемы, плакаты, рисунки, кино- и диафильмы, диапозитивы;

    • словесно-образная – словесные описания, использование сравнение.
    Принцип систематичности последовательности и комплексности в обучении. Овладеть знаниями и умениями можно лишь тогда, когда учебный предмет изучается в определенной системе в соответствии с его внутренней логикой. Принцип требует последовательно в строгом логическом порядке изучать учебный материал, систематически руководить обучаемыми, добиваться усвоения ими системы знаний, умений, навыков. Реализуется данный принцип через всю организацию учебного процесса, где важную роль играет совершенное планирование и создание единого комплекса предметов обучения на основе комплексирования вокруг тактической (тактико-специальной) подготовки, означает безусловное подчинение этого комплекса предметов обучения интересам тактической (тактико-специальной) подготовки.

    Обучение на высоком уровне трудностей . Данный принцип отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Обучение будет иметь успех тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. Необходимо воспитывать у военнослужащих сознательное отношение к преодолению реальных трудностей боевой подготовки. Реализация данного принципа обеспечивается через отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии.

    Прочность овладения знаниями, умениями, навыками. В любых условиях обстановки в мирное и военное время военнослужащий призван хорошо помнить все то, чему его обучали командиры, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность знаний, умений и навыков оказывает влияние весь ход боевой подготовки. Важно, чтобы обучающий отбирал материал для прочного усвоения, давал установку на запоминание, ведение записей, а также на систематическое повторение пройденного.

    Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Воинская деятельность по своему характеру коллективная. Коллективизм военнослужащих – это единство воли, действий и ответственности. Основой его развития является организация коллективных действий на занятиях по боевой подготовке и в процессе всей службы. Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возможности каждого военнослужащего.

    Таково краткое содержание принципов обучения. Их нельзя рассматривать как нечто застывшее, неизменно повторяющееся во всех случаях практики обучения. К реализации принципов нельзя подходить однозначно. Принципы обучения реализуются с использованием различных методов и форм обучения.

    Под методом обучения понимают способ практических и теоретических действий человека, направленных на достижение определенной цели. Каждому виду деятельности присущи свои методы.

    Метод воинского обучения – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение военных знаний и формирование умений и навыков, необходимых военнослужащим для их практической деятельности, а также боевое слаживание подразделений, частей, соединений и органов управления. Другими словами – это способ совместной деятельности обучающего и обучаемых, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и физических возможностей обучаемых, формирование у них качеств, необходимых для успешного выполнения сложных задач в мирное и военное время.

    Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые называются приемами обучения или методическими приемами. Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов.

    Методы обучения можно подразделить:


    • на методы при участии обучающего;

    • самостоятельную работу.
    Основное обучение – при участии обучающего.

    Методы обучения под руководством обучающего по источникам получения знаний можно подразделить на группы: словесные методы; наглядные методы; практические методы. В словесных методах слово является ведущим источником информации об элементах знаний.

    Среди словесных методов различают группу методов устного изложения и обсуждения изучаемого материала. К методам устного изложения относятся: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

    Рассказ – это образное, живое, эмоциональное последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме.

    Объяснение – в отличие от рассказа в наибольшей степени акцент на раскрытие смысла явлений, процессов, действий, их причинно-следственных связей и отношений.

    Инструктирование – краткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) о выполнении того или иного действия (задачи).

    Лекция – развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем.

    В процессе воинского обучения практикуется обсуждение изученного материала. Оно проводится в форме бесед, классно-групповых, семинарских занятий.

    Беседа – это диалогический метод, при котором обучающий, опираясь на имеющиеся у обучаемых знания и личный опыт, посредством системы вопросов подводит их к усвоению новых знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала.

    Наглядные методы характерны тем, что основным источником информации являются сами физические объекты изучения как в натуральном виде, так и в изображениях. К наглядным методам относятся наблюдения и демонстрации.

    Практические методы характеризуются тем, что основным источником информации являются самостоятельно выполненные обучаемыми действия, формирующие соответствующие умения и навыки. К ним относятся упражнения и практическая работа.

    Самостоятельная работа – работа обучаемых по овладению теорией или практическими действиями без непосредственного участия обучающего. Основными видами самостоятельной работы военнослужащих являются: работа с печатными источниками, изучение техники, тренировки, просмотр видеоматериала.

    Знание и умение пользоваться различными методами обучения каждым обучающим – непременное условие успеха обучения.

    Задачи обучения решаются в определенных формах учебной и служебной деятельности, характеризующих прежде всего организационную сторону боевой подготовки. Качество обучения во многом зависит от организации процесса обучения, от форм, в которых он осуществляется.

    Форма обучения установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения.

    Форма обучения определяет состав и группировку обучаемых, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения, наполняют их конкретным внутренним содержанием. Большинство форм обучения позволяют использовать различные методы обучения, однако некоторым формам присущ конкретный метод.

    В практике боевой подготовки используются разнообразные формы обучения. Условно их можно представить в виде следующих групп:


    • учебно-плановые занятия;

    • служебно-плановые мероприятия;

    • общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа).
    Учебно-плановые занятия – основная группа форм обучения. К ней относятся: теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные игры.

    Служебно-плановые мероприятия проводятся с целью поддержания боевой техники и вооружения в боевой готовности. Вместе с тем они располагают большими возможностями обучения личного состава вопросам эксплуатации вооружения и боевой техники. К ним относятся парково-хозяйственные и парковые дни, работы по обслуживанию техники, дни регламентированного технического обслуживания (регламентированного обслуживания).

    Общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа) – организуются в основном в часы воспитательной работы и при правильной постановке являются дополнительным резервом для повышения воинского мастерства, для быстрого освоения боевой техники.

    Таковы основные методы и формы обучения военнослужащих в Вооруженных Силах.

    Они развиваются с изменением задач и содержания обучения, штатной организации войск, специфики служебной и боевой деятельности, уровня общего развития личного состава, особенностей боевой техники и реализуются при обучении отдельных военнослужащих, органов управления, подразделений, частей и соединений.

    Таким образом, воинское обучение и воспитание наших воинов – это двуединый процесс, целью которого является подготовка сознательных и умелых защитников нашей Родины, формирование у них высоких боевых и моральных качеств, слаживание подразделений, частей, соединений и в конечном итоге – повышение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил страны.

    Существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, бое­вых задач и т.д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой – способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.

    Одной из важнейших особенностей военно-педагогического процесса является высокая напряженность занятий по боевой подготовке. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы в армии и на флоте, а с другой – все увеличивающимся объемом программного материала.

    Успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации системы принципов и методов в их тесной связи между собой, а это означает: обучение войск тому, что необходимо на войне, применение сознательности, активности и самостоятельности обучения, обучение на высоком уровне трудностей, прочность овладения знаниями, умениями и навыками военнослужащими.

    Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

    Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
    План.. предмет и задачи педагогической психологии психология и педагогика.. история развития педагогической психологии в России и за рубежом..

    Ответственный курса психологии и педагогики: книсарина малика максатовна – магистр педагогики и психологии
    Сведения о преподавателях.. ответственный курса психологии и педагогики бекешова гульмира утегалиевна врач психолог старший преподаватель обучается научно педагогическом институте общий стаж года из них..

    : учебное пособие
    Российской федерации.. федеральное агентство по образованию.. орловский государственный институт экономики и торговли..

    Предмет и методы психологии. Предмет психологии. Принципы, задачи, области психологии
    Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и.. ход занятия..

    Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в ms project 7
    Использованная литература в в богданов управление проектами в microsoft project учебный курс санкт петербург питер г..

    Основы психологии и педагогики
    Система открытого образования.. Основы психологии и педагогики..

    Основы психологии и педагогики
    Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..

    Основы психологии и педагогики
    Учреждение образования.. полоцкий государственный университет..

    Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представления о предмете социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
    Введение.. глава дискуссия о предмете социальной психологии в е годы глава современные представ ления о предмете соци альной психологии..

    Основы специальной педагогики и психологии
    На сайте сайт читайте: основы специальной педагогики и психологии. основы..

    0.074