Сочинения

Эмоциональная компетентность. Эмоциональная компетенция. Как развивать и что нужно делать? подготовка к выступлениям и участие в работе научно-практических и производственных конференций

Сейчас я уделяю много времени изучению темы эмоционального интеллекта, и чем дальше я погружаюсь в этот предмет, тем больше я понимаю всю его ценность и важность для жизни. Неумение распознавать, правильно интерпретировать и сознательно переключать свои эмоциональные состояния способно испортить любую жизнь, даже самую обеспеченную, самую успешную и самую интеллектуальную.

Роли

Те роли, которые мы играем на разных этапах нашей жизни (сын, ученик, профессионал, муж, отец, бизнесмен, начальник, коллега, спортсмен, итд) во многом являются рамками , которые вызывают так называемые «эмоциональные зауженности», а проще говоря могут мешать нам проявлять своё истинное Я. Кем вы на самом деле являетесь, если забрать у вас все ваши роли? Как выходить из ролей и быть собой , жить в состоянии включённости?

В терминологии основательницы Эриксоновского Университета, психолога Мэрилин Аткинсон, все наши роли условно делятся на роль Годзиллы («Я большой, я сильный, я всё могу, но я при этом я ничего не чувствую») и роль Бэмби («Я ничего не могу, я ничего не решаю, помогите мне!»).

Для Годзиллы существует лишь он сам. Это, как правило, перфекционисты с завышенными ожиданиями от жизни и людей. «Мир опасен, а я силён». Годзиллы строят прочные стены между собой и другими людьми. Очень строги к себе и обижаются, в первую очередь, на себя.

Роль Бэмби подразумевает, что границ нет, есть слияние и служение кому-то. Ты большой, а я маленький. Заниженные ожидания от всего вокруг. «Я слаб, а мир опасен». Обижаются на Годзилл, но без них жить не могут.

Таким образом, и сила и слабость могут быть ложными: это те роли, которые мы играем, чтобы выжить. Но невозможно играть постоянно. Нельзя постоянно подавлять своё истинное Я и жить не соединённым с собой. Ваше Я рано или поздно найдёт выход в виде позитивных или, что, к сожалению, бывает чаще, негативных проявлений (болезни, несчастья итд).

Цикл страха и Цикл Свободы

Цикл страха выглядит так (представьте себе круг):

— Страх

— Диссоциация (чтобы не чувствовать боль, мы закрываемся и перестаём чувствовать что-либо, в том числе радость)

— Зависимость (возникающую пустоту в чувствовании себя, других людей и жизни в целом мы начинаем пытаться заполнить внешними вещами: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, итд)

— Правила (такое поведение порождает правила для окружающих — например, «Папа пришёл пьяный домой, ты к нему не подходи и бабушке не говори, ладно?»)

— Роли (правила порожд ают устойчивые роли нас и окружающих)

— Страх (роли подпитывают первоначальный страх и усиливают его: цикл замкнулся).

Как разомкнуть прочный круг и запустить Цикл Свободы?

— Страх

Внешнее выражение и открытость

— Ощущение цели (или своего предназначения)

— Ощущение себя

— Сенсорная восприимчивость («здесь и сейчас»)

— Целостное восприятие себя и других

— Гибкость, стремление к цели

— Творчество

— Выбор по поводу будущих действий

— Свобода

Таким образом, выход на свободу из Цикла страха возможен только через открытость и искренность.

Основные жизненные решения

Многие психологи сходятся во мнении, что основные решения мы принимаем в трёх возрастных промежутках:

2-7 лет — решения, необходимые, чтобы выжить

11-15 лет — становление в социуме

18-30 — Young Adult, молодые взрослые

Мы использовали технику погружения в детство, общались со своим внутренним ребёнком (а на самом деле это было общение со своим подсознанием), и я осознал некоторые из решений, которые я принял для себя в детстве и юности и с которыми жил до 37 лет:

— мне никто в этом мире не поможет,

— жаловаться бесполезно,

— нужно всегда терпеть и при этом молчать,

— работу не надо любить,

— творчеством на жизнь не заработаешь,

По итогам этой практики мы писали историю/сценарий своей жизни. У меня родилась сказка про скованного немого мальчика в подземелье, который освободился в тот момент, когда решил это сделать (пока не готов её выложить — слишком много эмоций).

Мы также обсуждали с коллегами, что парадигма «любовь можно купить» обычно берёт корни в детстве и может определить всю дальнейшую жизнь. «Я должен быть хорошим, чтобы родители хвалили меня» превращается в «Я жену полностью обеспечиваю, покупаю дорогие тачки, украшения и шмотки, а она меня не любит и не уважает». Очень частая ситуация, к сожалению.

Техника Шкала Свободы

Очень мощная техника для того, чтобы почувствовать состояние внутренней свободы. Моё основное открытие было в том, что как только ты шагаешь на 10 (шагаешь в буквальном смысле — шкала располагается на полу) появляется не только лёгкость, но и энергия творить и действовать . Там где нет внутренней свободы — там нет творчества и желания делиться с другими. Где свобода — там энергия. Я был в состоянии внутренней несвободы долгие годы.

В дальнейшем, составляя Колесо Свободы, мы отвечали на вопросы «что ты любишь?» и «что ты страстно любишь?», и в этом упражнении было столько драйва и энергии! Я получил истинное удовольствие делая его!

Также очень полезными были техники аудиального и визуального расширения — чтобы быстро справиться со стрессом и негативными эмоциями достаточно научиться использовать своё периферическое зрение и научиться различать второстепенные звуки вокруг. Очень полезная техника для каждого человека, особенно того, кто много пребывает в стрессе.

Прощение

И, наконец, мы распутывали запутанные эмоциональные связи и делали технику Шкала Прощения — она позволила многим участникам курса простить себя или близких людей.

И я вспомнил, что я писал об этом ещё год назад: нет радости без прощения. «Если я радость, то я прощение».

* * *

Про эмоциональный интеллект и управление своим состоянием мы расскажем с Кириллом Богатырёвым на нашем семинаре «Как я реагирую на жизнь» 18 февраля в Охта Lab :

Какие качества делают человека преуспевающим руководителем? В первую очередь на ум приходит эрудиция и развитие умственных способностей. Многие и не подозревают, что на успешность человека в большей степени влияет его эмоциональный интеллект. Если говорить о лидерских качествах, то упустить из виду эмоциональный интеллект просто невозможно. Многие компании уже используют знания о нем для достижения своих целей и повышения эффективности. Что же представляет собой эмоциональный интеллект?

Эмоциональная компетенция как фактор оценки ситуации

Любой из нас ежедневно переживает массу эмоций и решает умственные задачи. Кажется, что эти два процесса неразделимо связаны. Но не бывали ли с вами ситуации, когда вы достигали поставленной цели и осознавали, что это событие принесет только положительное в вашу жизнь, но при этом вы почему-то не ощущали радости? Часто мы радуемся или огорчаемся только «рационально», а на эмоциональном уровне остаемся безразличны или, наоборот, мы испытываем эмоцию, но не может толком понять, что это за чувство и чем именно оно вызвано. Способность осознавать и понимать переживаемые эмоции и уметь управлять этими эмоциями и есть эмоциональный интеллект . Эмоциональный интеллект поможет вам оставаться спокойным и сосредоточенным в любой ситуации и не подвергаться состоянию стресса. Вы сможете правильно понимать ситуацию и, следовательно, влиять на нее. Также вы сможете истолковывать эмоции других людей и понимать, что именно они хотят. Эмоциональный интеллект также поможет вам при процессе набора кадров в ваш салон. Вы сможете воспринимать личностные черты как профессиональные компетенции. Вы сможете определить, обладает ли потенциальный работник эмоциональной компетенцией, которая будет делать его труд более продуктивным.

ВАЖНО!
Эмоциональный интеллект – это умение понимать и управлять своими эмоциями.

ФАКТ!
Термин «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход психологи Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект на практике: эмоциональная компетенция

Эмоциональный интеллект предоставляет потенциальную возможность применять на практике навыки определения и управления эмоциями. В основе этих навыков лежат самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Способность успешно применять эти навыки, в частности, во время рабочего процесса, называется эмоциональной компетенцией . В основе каждой компетенции лежит свой уровень. Например, навык успешной работы с клиентом – это эмоциональная компетенция, в основе которой лежит эмпатия. Ответственность работника определяется саморегуляцией.

Но важно помнить, что наличие эмоционального интеллекта не предполагает обязательного наличия эмоциональной компетенции . Однако если человек обладает эмоциональным интеллектом, то он обладает потенциальной возможностью приобрести эмоциональную компетенцию . Например, человек может быть чутким и способным понять переживания человека, но он не уметь применить этот навык при работе с клиентом. Он понимает обстановку, но не может стать наставником или справиться с разногласиями в коллективе. Или человек чувствует, что нужно коллективу, генерирует идеи, но не может «заразить» ими коллектив и стать лидером. В таком случае ему стоит работать над своей компетенцией, чтобы его способности можно было использовать в практических целях. Представьте человека, который от природы хорошо двигается, чувствует ритм, имеет гибкое тело. Но без специальных тренировок ему никогда не стать профессионалом бального танца. Способности вкупе с тренировкой дают положительный результат.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Составляющие эмоциональной компетенции

Эмоциональные компетенции можно разделить на группы. В основе каждой группы лежит какая-либо функциональная возможность эмоционального интеллекта, знание этих функций поможет выработать компетенцию. Например, социальные компетенции крайне важны для любой профессии, связанной с работой с клиентом. Обладая социальной компетенцией, сотрудник сможет убеждать, вдохновлять, направлять коллектив, быть лидером. Самосознание помогает трезво оценивать свои способности и следить за своим эмоциональным состоянием. Первые четыре параметра отвечают за наши личные компетенции, тогда как эмпатия лежит в основе компетенций социальных.

Эмоциональная компетенция подразделяется на четыре группы, в основе которых лежат параметры эмоционального интеллекта, о которых мы говорили выше: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Каждой группе соответствуют свои конкретные компетенции.

Один человек не может обладать всеми компетенциями , но для достижения успеха в работе достаточно обладать лишь определенным количеством этих компетенций. Чтобы преуспеть по всем параметрам эмоционального интеллекта, достаточно обладать шестью компетенциями.

1 группа: Самоосознание

Отвечает за умение понять собственные эмоции, предпочтения и возможности.

Компетенции:

  • Эмоциональная эрудированность: способность понять свои эмоции и последствия, к которым они могут привести.
  • Адекватная самооценка: осознание своих способностей и границ возможностей.
  • Вера в себя: чувство собственной значимости.

2 группа: Саморегуляция

Отвечает за способность регулировать свои эмоции и способность справляться с любым эмоциональным состоянием.

  • Стрессоустойчивость: умение справляться с негативными эмоциями, пагубно влияющими на рабочий процесс.
  • Ответственность: соблюдение этических и моральных норм, честное отношение к работе.
  • Осознанность: способность адекватно воспринимать свою работу и готовность нести за нее ответственность.
  • Гибкость: легкая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Новаторство: умение переработать новую информацию, предложить новый, альтернативный путь решения задачи.

3 группа: Мотивация

Отвечает за умение поставить перед собой цель и неуклонно к ней идти.

  • Ориентация на достижение цели: стремление к успеху и совершенствованию достигнутого.
  • Идейность: поддержка ценностных ориентиров своей компании
  • Инициативность: желание брать на себя новые задачи.
  • Положительная установка: умение сохранить позитив даже при столкновении с препятствиями и проблемами.

4 группа: Эмпатия

Отвечает за истолкование эмоций и потребностей других людей. Этой группе присущи социальные компетенции.

  • Чуткость: способность принять суждение другого человека, заинтересованность в состоянии других людей.
  • Заинтересованность в развитии другого: умение относиться к человеку как к уникальному существу, помогать в его развитии.
  • Внимательность к нуждам другого: умение предугадать и удовлетворить потребность другого. Незаменимое качество при работе с клиентами.
  • Разносторонний подход: умение использовать разные качества разных людей для достижения положительного результата.
  • Чуткость к настроению коллектива: умение вовремя заметить и истолковать процессы в коллективе.

Социальные навыки

Социальные навыки можно выделить в отдельную подгруппу. Они отвечают за умение использовать ресурсы и качества других для достижения цели.

  • Влияние на людей: умение убеждать и добиваться желаемого.
  • Навыки успешного общения: умение выслушать и передать информационное сообщение.
  • Разрешение конфликта: умение предотвратить конфликт или сгладить ущерб, нанесенный им.
  • Первенство: умение быть лидером и вести за собой.
  • Генератор идей: умение убедить коллектив разделить вашу идею, нововведение.
  • Создание и укрепление связей: налаживание полезных контактов.
  • Кооперация: умение успешно работать с членами коллектива.
  • Работа в команде: налаживания работы коллективного механизма.

Характеристика эмоциональных компетенций

  1. Автономность

Параметры эмоционального интеллекта не заменяют, а дополняют друг друга.

  1. Взаимодействие

При взаимодействии компетенции помогают быстрее достичь более успешного результата. Например, саморегуляция и эмпатия не могут существовать без самосознания.

  1. Базовый характер

Параметры эмоционального интеллекта лежат в основе компетенций. Но без особых усилий человек не сможет обрести ту или иную компетенцию.

  1. Общий характер

Вышеперечисленные параметры и компетенции пригодятся для социальной, профессиональной, бытовой и прочих сфер. Однако каждая профессия имеет свой состав самых важных компетенций. Весь список в какой-то степени применим ко всем профессиям. Однако разные профессии все же вносят различия в требования к тем или иным компетенциям. Например, для работника салона красоты буду необходимы компетенции группы эмпатия. Хотя для разных ситуаций буду требоваться определенные компетенции. Поэтому следует определить ваши сильные стороны и развивать навык владения компетенциями, основываясь на этих сторонах.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему.

На данный момент книга только в США продана тиражом свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство языков мира. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры - "звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ -- делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта -- пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело -- эмоциональный центр мозга -- оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.

Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

Эмоциональная компетентность в последнее время приобретает все большую популярность, становится новым критерием достижения успеха для каждого в бизнесе: от директоров, топ-менеджеров компаний до линейных сотрудников, которые общаются непосредственно с клиентами. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что к людям наконец-то приходит понимание, что, научившись управлять своими эмоциями, мы облегчаем жизнь не только себе, но и многим окружающим нас людям.

Эмоциональная компетентность - что это?

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Lewis Stern) предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Даниел Гоулман (Goleman D.) произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) — эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение - ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю рассматривать свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает 1) как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея (Mayer J.D., Salovey P.), «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни.

Основные «ингредиенты» эмоциональной компетентности

Говоря об главных составляющих EQ, можно выделить четыре:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • эмпатия (empathy);
  • навыки отношений (relationship skills).

Составляющая первая. Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя , своих потребностей и побуждений.

Составляющая вторая. Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств» . Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоционального интеллекта – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии . Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, как многим может показаться. Ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон .

Чем EQ полезен для руководителя?

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным управленцем. Ведь работа руководителя на 90% состоит из общения , успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта.

Без сомнения, харизма лидера и широкий кругозор сопутствуют друг другу. Но при определении соотношения между специальными знаниями и когнитивными способностями лидеров, с одной стороны, и их эмоциональным интеллектом - с другой, установлено, что чем выше ранг руководителя, тем больше эмоционального интеллекта заложено в фундамент успеха.

Исследования показывают, что 2/3 основных компетенций, необходимых сегодня эффективному лидеру, относятся к категории эмоциональных компетенций . Великие лидеры приводят людей в движение с помощью эмоций. Будучи лидером, Вы можете направлять эмоции своей команды. Если Вы управляете эмоциями позитивно, Ваши подчиненные начинают работать с увлечением, проявлять свои лучшие способности. Чтобы заставить эмоциональный фактор работать, Вы должны обладать высокой эмоциональной компетентностью, определяющей Ваше умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Возможно ли развивать EQ?

Если с уровнем IQ все достаточно просто – исследования показали, что он практически не меняется со временем и повысить его практически невозможно, это явление генетическое, то с эмоциональным интеллектом все сложилось по-другому.

В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Данные научных исследований в США и Европе в области эмоционального интеллекта говорят о том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека!

Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой когда-либо встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность . Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг.

Впрочем, не стоит ударяться из крайности в крайность и судорожно начинать шерстить все возможные источники информации. Бесспорно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. Цитируя одного из авторов, стоявших у истоков образования понятия EQ, Маршу Рейнольдс (Marcia Reynolds), «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным».

Развиваем свой EQ

Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто мы испытываем трудности, пытаясь описать словами те чувства, которые испытываем. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Ч ем четче Вы научитесь определять каждую свою эмоцию, тем шире будут Ваши возможности по управлению собственным поведением .

Для того чтобы научиться легко распознавать свои эмоции, проведите следующую работу. В течение двух недель ведите свой «Дневник эмоций». Для этого разделите свой день на интервалы и записывайте про каждый интервал 1) что Вы делали и с кем 2) что Вы при этом чувствовали, какие эмоции испытывали. Важно оценивать (записать) то, что Вы чувствуете непосредственно в момент, когда ощущаете эмоцию. Свои чувства старайтесь понять, а не менять их.

Не существует «правильных» или «неправильных» чувств. Они такие, какие есть. Будьте честны с собой. Иногда осознания своих эмоций достаточно, чтобы рассеять или увеличить эмоциональную реакцию.

Итак, первоочередная задача – распознать источник своих эмоций . После этого Вы увидите, как происходит манипуляция Вашими мыслями и реакциями.

Затем необходимо проанализировать причины, которые вызывают ту или иную эмоцию. Задайте себе вопросы: «Почему я так себя чувствую?», «Что вызвало именно такую реакцию?», «Что я получил (а) или не получил (а)? Почему? Что помешало?».

После определения источника разрушительных эмоций (а ведь именно они доставляют нам дискомфорт и заставляют задуматься, что вызвало их появление), важно научиться переходить как минимум в нейтральное эмоциональное состояние. По возможности вспомните, что вызывает у Вас улыбку, ощущение радости, спокойствия, умиротворения. Сосредоточьтесь на том, что Вы хотели бы почувствовать, а также на том, как бы Вам хотелось, чтобы ситуация разрешилась:

  • Проговорите, а лучше – пропишите, что Вам нужно;
  • Направьте свою энергию в другое русло, отвлекитесь;
  • Придерживайтесь действий, которые обеспечат Вам желаемый результат.

Чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем список из 80-и эмоций, заимствованный из книги Марши Рейнольдс «Коучинг: эмоциональная компетентность» («Outsmart your Brain: How to Use Emotional Intelligence»).

Удачи и настойчивости Вам. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага!

Спокойствие
Удовлетворенность
Облегчение
Мирность
Расслабленность
Довольство
Комфорт
Сдержанность
Восприимчивость
Прощение
Принятие
Ощущение, что вас любят
Безмятежность

Уныние
Ощущение тупика
Запутанность
Потелянность
Дезориентация
Бессвязность
Ощущение ловушки
Одиночество
Изолированность
Грусть
Горе
Угнентенность
Мрачность
Отчаяние
Депрессия
Опустошенность
Беспомощность
Слабость
Ранимость
Угрюмость
Серьезность
Подавленность
Разочарование
Большое спасибо, отсталость
Застенчивость
Чувство отсутствия к вам любви
Покинутость
Болезненность
Нелюдимость
Удрученность
Усталость
Глупость
Апатия
Самодовольство
Скука
Истощение
Расстройство
Упадок сил
Сварливость
Нетерпеливость
Вспыльчивость
Тоска
Хандра

Стыд
Униженность
Ущемленность
Смущение
Стыд
Неудобство
Вина
Сожаление
Укоры совести
Рефлексия
Скорбь
Отчужденность
Неловкость

Удивление
Шок
Поражение
Остолбенение
Изумление
Потрясение
Впечатлительность

Сильное желание
Энтузиазм
Взволнованность
Возбужденность
Страстное желание
Помешательство
Эйфория
Трепет
Дух соперничества
Твердая уверенность
Решимость
Уверенность в себе
Дерзость
Готовность
Оптимизм
Удовлетворенность
Гордость
Излишняя сентиментальность

Счастье
Радость
Блаженство
Забавность
Восхищение
Триумф
Удачливость
Удовольствие
Безобидность
Мечтательность
Очарование
Оцененность по достоинству
Признательность
Надежда
Заинтересованность
Заинтригованность
Увлеченность
Оживленность
Живость

Расположение
Обожание
Восхищение
Благоговение
Любовь
Привязанность
Безопасность
Уважение
Дружелюбие
Симпатия
Сочувствие
Нежность
Великодушие

Страх
Нервозность
Трепет
Обеспокоенность
Испуг
Тревога
Волнение
Стресс
Боязнь
Ужас
Подверженность навязчивой идее
Ощущение угрозы
Ошеломленность
Опасение

Злость
Гнев
Возмущение
Ненависть
Обида
Сердитость
Досада
Раздражение
Мстительность
Оскорбленность
Воинственность
Бунтарство
Сопротивление
Зависть
Надменность
Неповиновение
Презрительность
Отвращение
Подавленность
Уязвленность
Подозрительность
Циничность
Настороженность
Озабоченность
Тревожность

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 10

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В статье раскрываются сущность и принципиальные особенности построения модели эмоциональной компетентности руководителя на основе SADT-методологии.

Сущность эмоциональной компетентности

Понятие "эмоциональная компетентность" принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоциональной компетентности вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода.

Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэлловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональную компетентность как когнитивную способность, а ко второму типу - модели, трактующие эмоциональную компетентность как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик .

К. В. Петридес и Э. Фернхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональная компетентность как способность и эмоциональная компетентность как черта. Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения. Эмоциональная компетентность как черта связана с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для ее измерения могут применяться опросники. Эмоциональная компетентность как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для ее измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов .

В настоящее время эти два подхода объединены. Смешанные модели эмоциональной компетентности характеризуются большим разнообразием и отличаются друг от друга тем, какие личностные характеристики в них включаются. Эти модели трактуют эмоциональную компетентность как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу.

Структура модели эмоциональной компетентности руководителя

Разработанную нами модель эмоциональной компетентности руководителя можно отнести к смешанным. Согласно предложенной модели эмоциональная компетентность руководителя определяется нами как совокупность навыков руководителя, направленных на понимание собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций сотрудников, и умение ими управлять в соответствии с бизнес-ситуацией с целью организации эффективного производства.

Структура эмоциональной компетентности включает 2 основных компонента: во-первых, понимание собственных эмоций и вместе с тем понимание эмоций и поведения подчиненных; во-вторых, умение управлять своими эмоциями и умение управлять эмоциями подчиненных. Кроме этих базовых компонентов, мы считаем целесообразным включение в структуру эмоциональной компетентности руководителя таких компонентов, как сохранение баланса между личной жизнью и работой, а также толерантность руководителя к неопределенности. Рассмотрим эти компоненты более детально.

Осознание руководителем собственных эмоций включает:

Эмоциональное самосознание. Руководители с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное состояние и рабочие показатели. Они часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своей интуиции картину в целом. Руководители, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми, искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал;

Точную самооценку. Руководители с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи.

Обуздание эмоций. Руководители, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является руководитель, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса, - он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией;

Открытость. Руководители, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость - искреннее выражение своих чувств и убеждений - способствует честным отношениям. Такие руководители открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других;

Инициативность. Руководители, чувствующие, что необходимо для эффективности, то есть убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности или сами их создают. Такой руководитель, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего;

Оптимизм. Руководитель, который заряжен оптимизмом, найдет способ выйти из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Он позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Управление руководителем собственными эмоциями включает:

Сопереживание. Руководители, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие руководители участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека;

Предупредительность. Руководители, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое.

Управление руководителем эмоциями подчиненных включает:

Воодушевление. Руководители с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной;

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда руководители, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны;

Помощь в самосовершенствовании. Руководители, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники;

Урегулирование конфликтов. Руководители, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все, не выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала;

Командная работа и сотрудничество. Руководители, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.

Более подробно остановимся на компонентах, которые, на наш взгляд, будут иметь первостепенное значение.

1. Толерантность к неопределенности. Этимология термина "толерантность" (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - "нести, держать", а также "переносить, сохранять, кормить, оставаться". Исходное значение tolero - "нести, держать" в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения "выносить", страдать, терпеть. Все это - наша "выносливость" по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tolerantia) - tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл "страдания" .

Выделяются два аспекта толерантности:

Внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

Внутренняя толерантность (к неопределенности) - способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Толерантность к неопределенности определяется как способность двигаться вперед и принимать решения на основе неполной информации и без гарантии успеха. Человеческой природе вообще присуще стремление избегать неопределенности. Однако эта "пугающая неопределенность" настоящих лидеров не останавливает - и в результате они чаще других оказываются первыми.

Толерантность к неопределенности в российском обществе отличается от западной, что определяется российским менталитетом. В российской среде наблюдается тенденция воспринимать окружающую действительность как более сложную и противоречивую. В выборке россиян проявляется меньший дискомфорт и тревожность по отношению к неопределенным ситуациям и меньшая активность по их преобразованию в сравнении с американской выборкой.

Толерантность к неопределенности характеризуется индивидуальным своеобразием и разной степенью благоприятности для личности. Для освоения неопределенности наиболее благоприятным является преобладание когнитивного и поведенческого компонентов. Преобладание когнитивного компонента проявляется в гибкости мышления, открытости новому, способности структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации.

Излишне упрощая явления окружающего мира, руководители, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, что, в свою очередь, неизбежно сказывается на эффективности бизнеса. Особенно если речь идет о переломных моментах, когда необходимо принять единственное верное решение в данный момент времени, которое приведет к преодолению кризиса. В словаре С. И. Ожегова "кризис" трактуется как резкий крутой перелом. Мудрые китайцы пишут слово "кризис" при помощи двух иероглифов: один обозначает опасность, второй - возможность. Кризис действительно таит в себе массу опасностей, но одновременно дает импульс для дальнейшего развития. И от самого человека зависит, сможет ли он преодолеть обстоятельства, выйти из кризиса обновленным, найдет ли смысл дальнейшей жизни или сломается, потеряет себя.

2. Баланс между личной жизнью и работой. Это не менее важный компонент. Баланс - это постоянная работа по поиску равновесия внутри самого себя. Как показывает опыт, проблемы руководителя серьезно отражаются на жизни организации, и наоборот.

Отсутствие гармоничного баланса между работой и личной жизнью сегодня на втором месте в глобальном списке стрессогенных факторов. Жителей стран с быстрорастущей экономикой, в том числе и России, эта проблема волнует даже больше, чем здоровье и вопросы трудоустройства. Таковы данные недавнего глобального онлайн-исследования Nielsen, в ходе которого были опрошены регулярные пользователи сети Интернет в 51 стране мире, в том числе и в России .

Наша жизнь становится все сложнее: темпы ускоряются, растут требования клиентов, а современные технологии не только не облегчают работу, но и создают новые трудности. Возникло и широко используется обозначение 24/7 - работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Глобализация требует, а технологии позволяют постоянно находиться на связи с владельцем, руководителем, производителями, поставщиками и клиентами. Но люди остаются людьми, которые хотят жить полной жизнью. У владельцев бизнеса, топ-менеджеров, с их мощной энергетикой, высоким темпом жизни, личных проблем не меньше, а может быть, и больше, чем у среднестатистического человека.

Добиваясь серьезного успеха в бизнесе, руководитель постепенно утрачивает реальные межличностные связи с людьми, которые его окружают, оказывается в своеобразной изоляции и в результате может стать личностью все менее восприимчивой к внешним сигналам. Но при этом руководитель также нуждается в полноценном диалоге с равным партнером, в конструктивной обратной связи с человеком, которого он будет считать равным себе и который не позволит потерять связь с реальностью.

Таким человеком может выступить независимый коуч-консультант, с которым можно обсудить вопросы о том, к тому ли стремился руководитель, устраивает ли его то, чего он достиг, находит ли он удовольствие не только в работе, но и за ее пределами. Каждый из этих компонентов вносит значительный вклад в эффективное управление персоналом в целом, что, прежде всего, сказывается на росте преданности сотрудников, более высокой мотивации и добросовестности сотрудников, росте рабочих показателей и экономической эффективности предприятия в целом.

SADT-моделирование эмоциональной компетенции руководителя

Для построения нашей модели мы использовали SADT-моделирование.

Методология структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique - SADT) основана на PLEX-теориях Дугласа Т. Росса, которые относятся к методологии и языку описания систем и пользуют развитый графический интерфейс. Широкая сфера применения выделяет SADT среди прочих методологий описания систем. Это объясняется тем, что она легко отражает такие общесистемные характеристики, как управление, обратная связь, исполнители, и имеет развитые процедуры поддержки коллективной работы.

SADT используется для описания организационных систем, разработки оргструктур, систем долгосрочного и стратегического планирования, управления и решения других задач, требующих системного подхода.

Рассмотрим основные понятия SADT-методологии. Элементарной единицей представления информации является SA-блок (рис. 1). "Вход" при наличии "управления" преобразуется в "выход" с помощью "механизма" (исполнителя). SADT-модель дает полное, точное и адекватное описание системы. Это назначение, называемое целью системы, вытекает из формального определения модели в SADT. Для определенности моделирование ограничивается одним субъектом и одной целью. Субъектом моделирования является сама система, однако система никогда не существует изолированно, она всегда связана с окружающей средой.

Элементарная единица представления информации

в SADT-методологии

│ Управление

Вход ┌───────────────────────────────────────┐ Выход

───────────────>│ Функция преобразования ├────────────────>

└───────────────────────────────────────┘

│ Механизм

Целью модели является получение ответов на некоторую совокупность вопросов, связанных с функционированием системы. SADT требует, чтобы модель рассматривалась все время с одной и той же позиции. Эта позиция называется точкой зрения данной модели. Точку зрения лучше всего понимать как "вид на систему" с позиции определенного человека.

Таким образом, точка зрения не ограничивает предмет рассмотрения, но заставляет учитывать приоритеты различных аспектов системы .

В соответствии с выделенными нами компонентами эмоциональной компетентности руководителя SADT-модель представляется следующим образом (рис. 2).

SADT-модель эмоциональной компетентности руководителя

┌────────────┐┌────────────┐┌─────────────┐

│ Личностные ││ Возраст и ││ Задачи, │ ┌────────────────┐

│ особенности││ стаж работы││стоящие перед│ │Повышение личной│

│руководителя││руководителя││руководителем│ │ эффективности │

│ ││ ││ и │ ┌┤ руководителя в │

│ ││ ││ организацией│ ││ управлении │

└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬──────┘ ││ персоналом │

┌─────────────┐ │ │ │ │└────────────────┘

│ Навык │ │ │ │ │┌────────────────┐

│идентификации│ │ │ │ ││ Расширение │

│ собственных ├┐ │ │ │ ├┤поведенческого и│

│ эмоций и ││ │ │ │ ││ управленческого│

│ управление ││ │ │ │ ││ репертуара │

│ ими ││ │ │ │ │└────────────────┘

└─────────────┘│ │ │ │ │┌────────────────┐

┌─────────────┐│ \│/ \│/ \│/ ││ Формирование │

│ Навык ││ ┌───────────────────────────────────────┐ ├┤ положительного │

│идентификации├┼>│ Эмоциональная компетентность ├──>││ имиджа │

│ эмоций ││ │ руководителя в условиях кризиса │ ││ руководителя │

│ сотрудников ││ └───────────────────────────────────────┘ │└────────────────┘

└─────────────┘│ /│\ │┌────────────────┐

┌─────────────┐│ │ ├┤ Получение │

│ Навык ││ ┌────────────┴────────────┐ ││ обратной связи │

│ создания ││ │ Коучинг эмоциональной │ │└────────────────┘

│ позитивной ├┘ │ компетентности │ │┌────────────────┐

│эмоциональной│ │ руководителя │ ││ Повышение │

│ атмосферы в │ └─────────────────────────┘ ││ эффективности │

│ организации │ ├┤ производства │

└─────────────┘ ││ посредством │

││ управления │

││ коммуникаций │

│└────────────────┘

│┌────────────────┐

││ Повышение │

├┤ мотивации и │

││результативности│

││работы персонала│

│└────────────────┘

│┌────────────────┐

││ Увеличение доли│

├┤ неуволившихся │

││ талантливых │

││ сотрудников │

│└────────────────┘

│┌────────────────┐

││ Повышение │

└┤ доходности │

│ инвестиций в │

│ новые стратегии│

└────────────────┘

В отличие от других графических методов структурного анализа в SADT каждая сторона блока имеет особое, вполне определенное назначение. В нашем случае левая сторона блока: требования к навыкам руководителя. Правая сторона блока: результаты развития всех перечисленных навыков. Верхняя сторона - внешние факторы, оказывающие влияние на уровень развития компонентов эмоциональной компетентности руководителя. Нижняя сторона блока - механизм развития эмоциональной компетентности руководителя, представленный в нашем случае коучингом. Далее на основе разработанной SADT-модели эмоциональной компетентности руководителя нами выстроена декомпозиция модели (рис. 3).

Компоненты эмоциональной компетентности руководителя

┌───────────────────────────────────┐

│ Сохранение баланса между личной │

┌───>│ жизнью и работой │

│ │Осознание руководителем собственных│

├───>│ эмоций │

│ └───────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────────┐

│Эмоциональная компетентность│ ├───>│ Управление собственными эмоциями │

│ руководителя в условиях ├──>│ └───────────────────────────────────┘

│ кризиса │ │ ┌───────────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ ├───>│ Осознание руководителем эмоций │

│ │ подчиненных │

│ └───────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────┐

│───>│ Управление эмоциями подчиненных │

│ └───────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────┐

└───>│ Толерантность руководителя к │

│ неопределенности │

└───────────────────────────────────┘

Словарь управления персоналом. Декомпозиция - процесс создания диаграммы, детализирующей определенный блок и связанные с ним дуги. Результатом ее является описание, которое представляет собой "разламывание" родительского блока на меньшие и более частные функции.

В представленных декомпозициях мы видим структуру базовых компонентов эмоциональной компетентности руководителя, которые, в свою очередь, и определяют результаты развития эмоциональной компетентности руководителя, то есть таким образом описывается преобразование "входа" в "выход".

Библиографический список

1. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. V. 27. P. 267 - 298.

2. Petrides K. V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. V. 29. P. 313 - 320.

3. Словарь русского языка этимологический / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 398 с.

5. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT / Пер. с анг. М.: Интерфейс, 2000.

6. Иванилов И. Тренинг "Эмоциональная компетентность в бизнесе". СПб.: Речь, 2007. 149 с.

7. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.

О. Чуланова

кафедры управления персоналом

Сургутского государственного