Бунин

Кто для меня является лидером. Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер. Внешние проявления лидерских качеств

Цели

Раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;

Показать необходимость достижения лидерства законным путем;

Способствовать формированию толерантности у учащихся;


самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

Знать основные характеристики лидера и политического лидера;

Уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, сис­тематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквари­ум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мульти­медийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Чело­вечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Методическая разработка предметной

недели по дисциплине «обществознание»

правовая игра на тему:

«Что значит быть лидером»?

Преподаватель: Алымова О.Н.

Орел

Тема: «Что значит быть лидером»

Цели

  • раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;
  • показать необходимость достижения лидерства законным путем;
  • способствовать формированию толерантности у учащихся;

Способствовать формированию убеждения в необходимости
самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

  • знать основные характеристики лидера и политического лидера;
  • уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквариум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мультимедийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Ход мероприятия

Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания? Сформулируйте тему нашего разговора. (В ходе обсуждения ребята формулируют тему.)

Обучающиеся высказывают свои мнения.

ЛИДЕР - это человек, который руководит, направляет других. ЛИДЕР - это человек, которому дана формальная и неформальная власть над другими.

Деловая игра «Аквариум»

Ситуация. Ваш класс выиграл 30000 рублей. Как распорядиться деньгами?

Задачи игры:

1) определить лидера по его роли в группе;

2) определить стиль поведения в группе, который должен быть характерен для лидера;

  1. выяснить качества лидера и его значение для группы;
  2. ребята должны понять, что быть лидером не просто, что лидер должен обладать многими неординарными качествами.

Инструкция

В «Аквариум», т.е. на самое видное место в классе, приглашаются 5 человек для разрешения ситуации. Все остальные ребята наблюдают происходящее.

Учитель раздает каждому из 5 участников по карточке. Никто не знает о их содержании. Согласно «роли» обучающиеся должны решать вопрос о том, как распорядиться 30000 рублей. Через 5-7 минут дискуссии между ними остальные ребята должны угадать, кто играл роль лидера.

Участники, играющие роль лидеров, должны назвать качества, которые стремились проявить. В конце беседы все раскрывают «роли», которые играли.

Роли (в виде задания на карточке).

«Лидер»

Внимательно выслушивает предложения других ребят, дает краткую оценку каждому выступлению, берет инициативу в свои руки, проявляет умение убеждать в своей правоте, смелость, решительность, уверенность в себе. Стремится защитить интересы всего класса в отношении денег, проявляет честность, справедливость.

«Говорун»

Проявляет качества эмоционального лидера, шутит, предлагает самые фантастические идеи, уводит разговор в сторону, переходит на Мелочи, посторонние темы.

«Нигилист»

Все предложения отвергает, критикует, во всем сомневается, ви-^ iT и предчувствует плохое, заводит всех в тупик безысходности и Уныния.

«Молчун»

Изредка вставляет несложные предложения, проявляет стеснительность, робость. Однако его идеи тоже смогут быть конструктивные и толковые. Не спорит. Быстро обижается.

«Авантюрист»

Толкает всех на «криминал», предлагает присвоить деньги, а затем, когда его начинают стыдить, пытается убедить всех в необходимости «раскрутить» деньги, «как это делают все». Думает, прежде всего, о своих интересах.

Мозговой штурм. «Какими качествами должен обладать лидер?» После обсуждения необходимо составить вместе с ребятами список качеств лидера, затем предложить им рассмотреть на плакате общепринятые качества лидера.

Качества лидера

  • Умение принимать правильные решения.
  • Умение слушать.
  • Умение четко доносить свою точку зрения.
  • Уважение и забота о членах команды.
  • Инициативность.
  • Умение вдохновлять других.
  • Умение вселять уверенность в других.
  • Умение поощрять других за инициативу.
  • Умение обучать подчиненных
  • Умение учиться на критике.
  • Уверенность в себе
  • Умение держать дистанцию с подчиненными.
  • Умение приобретать друзей и союзников.
  • Умение правильно распоряжаться временем.
  • Дальновидность.
  • Компетентность.

Работа в группах: определение качеств лидера Обучающиеся делятся на три группы и получают по 1 карточке. В течение 3-х минут они должны выполнить задание, а затем по очереди (1 человеку от группы) должны выступить.

Задание. Какое из вышеназванных качеств лидера исключено в данных случаях?

1. К. Кайсенов, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром партизанского отряда, рассказывал, что жизнь вдали от дома, в условиях постоянной опасности, очень влияла на взаимоотношения людей. Командира отряда называли «батей» (отцом) за его душевность, за то, что он делил со своими солдатами тяготы войны.

  1. Французский император Наполеон Бонапарт поставил почти всю Европу в зависимое от Франции положение. При этом он щедро награждал отличившихся воинов за счет ограбления других народов. В 1812 году Наполеон бросил свою армию на завоевание России, дав слово в очередной раз вознаградить героев. Однако поход закончился полным поражением французов. Наполеон бежал, оставив своих воинов на произвол судьбы, погибать от мороза и голода.
  2. В 1219 году на земли народов Азии вторглись орды Чингисхана (1155 - 1227 гг.), отличавшегося крайней жестокостью к тем, кто оказывал сопротивление. Чингисхан, как свидетельствуют китайские летописцы, не доверял даже своим сыновьям Джучи и Чагатаю. Вражда и соперничество в Монгольской империи принесли много страданий народам.

Учитель: Эти примеры показывают, что вышеназванные качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определенных ситуациях терять свои качества. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе (каждому обществу) нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер.

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение всех участников. Работа в парах: соотнесение типов лидеров в соответствии с «Колесом жизни кельтов»

Учитель рассказывает об учении древних кельтов «Колесо жизни».

У древних кельтов (племен, населявших когда-то большую часть Европы, потомки которых живут сейчас в Англии, Уэльсе и Шотландии) сложилось учение, удивительное по своей магической вере в е Динство человека и матери-природы. Это учение названо «Колесо Жизни», которое объединяет в себе четыре стороны света, олицетво- ряющие гармонию духа. Они соответствуют четырем временам года а также четырем типам людей, о которых нам, людям XX века, интересно знать, чтобы понять качества лидера, основы фундамента сотрудничества и сосуществования, для возрождения уважительного отношения к природе.

На экране появляются характеристики типов лидеров

Восток - весна - горн, где создает свое творение кузнец, где рождается все новое.

Лидер - «творческий дух», очень изобретательный, наполненный огнем одухотворенности.

Основные черты:

  • богатое воображение, склонность видеть всю картину целиком;
  • фокусирование на идее, отличающейся направленностью в будущее;
  • четкое осознание своего предназначения и цели;
  • склонность к познанию, к экспериментам;

® возможная потеря концентрации над задачей и ее невыполнение;

  • риск не справиться с объемом работы, утрата чувства времени;
  • склонность к энтузиазму вначале и последующему скорому разочарованию.

Юг-лето - посох, которым направляют и собирают вместе отары. Лидер - «огонь в горне», плодородие, слияние. Основные черты:

  • доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности;
  • предоставление другим возможности почувствовать свою важность в определении происходящего;
  • постановка в центр морально-этических ценностей во всех вопросах личной и профессиональной жизни;
  • использование личных отношений, связей для выполнения задач;
  • стремление оказывать поддержку, эмоциональность, чувствительность;
  • невозможность отказать в просьбе, неумение сказать «нет»!

Запад - осень - познание, оценка, информация.

Лидер - «чаша», где все хранится, варится и смешивается.

Основные черты:

  • взвешивание всех «за» и «против»;
  • анализ данных и логика;
  • восприятие состояния как скрупулезная практика при выполнении своей работы;
  • склонность к самоанализу;
  • упрямство, настаивание на своем;
  • нерешительность, сбор ненужных сведений, «зациклен-ность» на деталях;
  • отрешенность и холодность.

Север - зима - камень, служащий символом власти и ответст-нности.

Лидер - «воин», открытый к борьбе, решительный. Основные черты:

  • уверенность, активность;
  • умение управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий;
  • быстрое реагирование, подталкивание других к решительным действиям;
  • отсутствие боязни сталкивания с «трудными» людьми; способность быстро занять оборону, склонность к спору, доказывание своего превосходства;
  • требование принятия скоропалительных решений;
  • автократичность, требование, чтобы все было в соответствии с его (ее) желаниями.

Учитель: Определите, кто из героев А. Дюма (Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян) соответствует этим характеристикам. Кто из них Север, Юг, Запад и Восток? (обучающиеся работают в парах) Если они затрудняются, то на экране появляются характеристики героев А. Дюма, а ребята должны отгадать имена.

  1. Способность к быстрым действиям. Решительность, умение организовать усилия всей в группе на преодоление сверхсложных задач.
  2. «Честь и совесть» компании, хранитель дворянской чести рассудительный и мудрый.
  3. Сильная и верная рука. Исполнительный, мужественный, преданный.
  4. Мастер сложных интриг, знаток всех тайн королевского двора, тонкий психолог. Наблюдательный, хитрый.

Подводя итоги данного упражнения, можно задать вопросы:

  1. Почему друзья в самые трудные минуты провозглашали: «Один за всех, все за одного!»?
  2. Можно ли в одном человеке найти сразу все качества, о которых мы говорили?
  3. Есть ли идеальный лидер?
  4. Зачем кельты подчеркивали особенности людей, опираясь на образы природы и человеческой деятельности?

Учитель: Многообразие черт лидера объясняется сложностью и многообразием человеческих отношений. Лидер в семье, на работе - скромный и незаметный человек, или совсем наоборот. Условно все общественные отношения разделили на неформальные и формальные. В любом коллективе имеются формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) лидеры.

Особенно много тайн и интриг наблюдается в политическом лидерстве.

Политический лидер

Учитель: С точки зрения типологизации, политическое лидерство как вид политического поведения весьма разнообразно. Наиболее признанной является типология лидерства, предложенная М-Вебером и Г. Херманном.

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства (Их характеристики выведены на экран).

Традиционное лидерство : имеет традиционный характер, освящено авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, религиозными нормами.

Рациональное лидерство : опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.

Харизматическое лидерство: основывается на признании исключительности, уникальности, индивидуальных достижений личности.

Обучающиеся делятся на две группы и выполняют следующие задания

Задание для первой группы

К какому типу лидерства вы отнесете Петра Великого, Ф. Рузвельта, В.И. Ленина, И. Ганди, Н.С. Хрущева, М. Тэтчер? Объясните свою точку зрения.

Задание для второй группы

К какому типу лидерства вы отнесете Николая II, Дж. Кеннеди, И.В. Сталина, Ш. де Голля, Л.И. Брежнева, У. Черчилля? Объясните свою точку зрения.

Учитель: Политолог Г. Херманн, анализируя имидж политика, выделяет четыре типа политика (Их характеристики выведены на экран).

Лидер - знаменосец. Он стремится к своей цели, определяет политику, ведет за собой массы.

Лидер - служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.

Лидер - торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.

Лидер - пожарный. Он постоянно реагирует на ситуацию, заливает пожары.

Задание для обеих групп

Приведите примеры (из истории и современности) политиков, отвечающих этим критериям.

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определенных исторических этапах развития общества. Роль политического лидера в обществе велика и реализуется через те Функции, которые он выполняет.

«Мозговая атака». Назовите функции политического лидера в обществе.

Обучающиеся называют следующие функции:

  • интегративная;
  • ориентационная;
  • инструментальная;
  • мобилизационная;

Коммуникативная;

  • гарант справедливости, законности и порядка. Дискуссия по вопросам
  1. Какие из функций лидера, по-вашему, наиболее существенны?
  2. Каково соотношение лидерства и вождизма? Для каких стран характерно появление вождей и почему? Кого вы отнесете к вождям ц почему?
  3. Почему лидерство может перерастать в культ личности? Каковы факторы формирования культа личности?
  4. Чем обусловлен культ личности: режимом власти или чертами самого лидера? Кто из известных вам политических деятелей создал собственный культ личности?
  5. Почему у власти оказываются лица, лишенные выдающихся качеств? Какую роль играют случайность, наличие сторонников, ситуация?

Учитель: Для того чтобы политический процесс в России приобретал черты рационализма, стал более предсказуемым и конструктивным, необходимо чётко представить политического лидера, который мог бы решать стоящие задачи и проблемы.

Задание для обеих групп

Создайте портрет политического лидера.

Какие качества политического лидера, на ваш взгляд, сегодня особенно востребованы в нашем обществе?

Какова, по вашему мнению, роль политических лидеров в современном обществе?

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Через определённое количество лет кто-то из вас будет выполнять роль лидеров в каком-либо виде деятельности. Есть ли у вас задатки? Ответить поможет тест.

Тест «Что вы за птица?»

С его помощью вы сможете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, условно названными «Голубь», «Страус» и «Ястреб».

Отвечая на вопросы, надо выбрать из трех вариантов ответа тот, который наиболее подходит для тебя.

1. Мне уже 16 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда не пойдешь». Я:

А) очень-очень прошу, чтобы она все-таки отпустила меня на улицу, а если не получится, то останусь дома;

б) скажу себе: «А я и не хотел никуда идти» и останусь
дома;

в отвечу ей: «Ничего не поздно, я ушел» и уйду, хотя она
и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б)избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я считаю себя человеком, который:

А любит нравиться многим и быть «как все»;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком - величайшее счастье в жизни;

б) неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый человек дает
мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

А) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимания;

в) начинаю злиться и могу вылить свое раздражение на окружающих.

6. Если не совсем справедливо критикуют мою работу:

а) меня это заденет, но я постараюсь не показать этого;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму замечания и постараюсь исправить
свои ошибки.

7. Если кто-то упрекает меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б)наверно, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б)лидер, руководитель;

в)член группы, команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, то я:

а) просто перехожу к другому делу;

б)показываю всем, что я уже все сделал;

в)хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонько сижу в углу;

б)стремлюсь быть в центре всех событий;

в)провожу большую часть времени, помогая убираться и мыть посуду.

11. Если в магазине мне не додадут сдачу, то я:

а) естественно, потребую ее;

б)расстроюсь, но промолчу, не люблю препираться с посторонними;

в)не обращу внимания: эта мелочь того не стоит.

12. Если я чувствую, что злюсь, то:

а) открыто выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б)чувствую себя неудобно перед другими;

в)пытаюсь себя успокоить.

13. Когда я заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б)ложусь в постель и хочу, чтобы за мной ухаживали;

в) стараюсь не обращать на это внимания и хочу, чтобы
окружающие вели себя так же.

14. Если какой-то человек сильно возмущает меня, я предпочту:

а) выразить свои чувства ему открыто в лицо;

б)разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем де
ле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через дру
гих людей.

15. Мой девиз в жизни, очевидно, мог бы звучать так:

а) победителей не судят;

б)весь мир любит любящего;

А теперь, для того чтобы обработать свои результаты, разбей эти 15 вопросов на три пятерки: 1 - 5, 6 - 10, 11 - 15.

Чтобы узнать, насколько ты «Голубь», посчитай, сколько у тебя веТ ов «а» в первой пятерке, «в» - во второй пятерке и «б» - в третьей. Для определения своих «страусиных» черт, нужно найти сумму ответов «б» в первой пятерке, «а» - во второй и «в» - в третьей.

Ответы «Ястреба»: «в» - в первой пятерке, «б» - во второй и «а» в третьей. Понятно, что, чем больше ответов одного типа (какой-то птицы), тем сильнее у тебя выражены именно эти черты. Если всего поровну, то в разных ситуациях ты проявляешь себя по-разному.

«Голубь» - это мягкий, доброжелательный и чувствительный человек. Он готов на многое ради родных и друзей, даже на самопожертвование. Многие их считают слабаками, ведь они часто не могут прямо попросить или потребовать то, что им нужно. Они добры и ус-гупчивы, живут мечтой найти человека, который понимал бы их с полуслова. Впрочем, они вообще уделяют мечтам много времени. В компании «Голуби» часто играют второстепенные роли, но не потому, что чего-то не умеют или не знают, а потому, что просто лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. «Голубь» не любит брать на себя инициативу и ответственность, а также открыто противопоставлять свое мнение окружающим. В компании часто только «Голубь» может справиться с темпераментными и агрессивными людьми. Свою редкую злость и раздражение «Голубь» направляет против себя, не высказывая открыто.

«Страус» - человек расчетливый и осторожный, предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно свободное пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. В большинстве случаев «Страус» не тяготится одиночеством и хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов, они прячут в песок не только голову, но и сердце. «Страусы» не ждут от жизни и людей слишком многого и потому никогда не бывают по-настоящему разочарованы. Их отчужденность придает их характеру целостность и самодостаточность, чего Так не хватает и «Голубю», стремящемуся понравиться окружающим, и «Ястребу», желающему достичь успеха. Но эта же целостность мо-* е т обернуться замкнутостью, которая отрезает «Страуса» от лучшего Других людях и в самом себе.

«Ястреб» - человек честолюбивый, решительный и храбрый. «Ястребу» нужна власть. Преследуя свои цели, «Ястребы» приобретают массу врагов, но, с другой стороны, они многого и достигают. «Ястребами» скорее восхищаются, нежели любят. «Ястреб» живет по принципу «Все или ничего», половинчатость успеха принимается им за неудачу, они бескомпромиссны и в общении, и в делах. «Ястребы» требуют подчинения и не выносят критики в свой адрес, хотя легко критикуют сами себя и других. Предположение, что они могли совершить ошибку, вызывает не только ярость «Ястреба», но и глубоко спрятанную растерянность, так как за своим ястребиным фасадом они далеко не так прямолинейны, как хотели бы казаться.

Если уровень самодостаточности соответствует уровню формального лидера, что ж, дерзайте! Данный тест убеждает нас в том, что нет абсолютно «правильной» точки зрения успеха личности, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.

Рефлексия:

  1. Считаете ли вы себя лидером?
  2. Почему так важно вырабатывать у себя качества лидера?
  3. Как вы понимаете слова Ж. - Ж. Руссо: «Легче завоевывать,! чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир: но, чтобы поддерживать его, нужны плечи! Геракла»!

ЗАПОМНИ!

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер ситуации - человек, взявший на себя инициативу во имя| сохранения группы. Формальный лидер избран народом, выдвинут начальством, обладает полномочиями.


Добрый день, уважаемые читатели. В этой статье я буду говорить о том, кто такой лидер и каковы его качества. Является ли это тяжелым бременем или приятной стороной характера человека? Можно ли стать лидером и так ли это просто, а также какие опасности могут подстерегать человека, который ведет за собой миллионы.

Что это такое и с чем это едят

Бытует мнение, что настоящий лидер - это некий небожитель, который знает все, держит всех под своим контролем, делает сразу несколько дел и многое другое. Спорить не буду, лидеры обладают куда большим набором качеств. Они умеют делать вещи, которые не всем под силу.

Но по сути, лидер такой же обычный человек, как и все остальные. Просто он умеет собирать вокруг себя людей, мотивирует их на общее дело, имеет организаторские способности.

Характер лидера может быть разным. Это может быть как открытый для общения человек, так и наоборот. Совсем необязательно уметь общаться с людьми, для того, чтобы знать как ими управлять. Хотя, конечно, общение составляет львиную долю в становлении лидера.

Главные принципы работы такого человека - это собранность, находчивость, уверенность, знание своего дела, умение распределять обязанности, знание человеческой мотивации, тайм-менеджмент. Это и многое другое помогает и направляет человека в ту сторону, которая будет выигрышной для всей команды. Лидер - человек компанейский, который старается во благо своего коллектива.

Обычно, лидерские качества человека начинают проявляться уже в детстве. У всех была история про мальчика в песочнице, который вставал у руля и руководил процессом игры других детей. Вопрос в том, будет ли человек развивать эти качества, пойдет ли он дальше, станет ли настоящим руководителем или просто оставит все как есть.

Поддерживать этот статус тяжело. Сегодня много амбициозных, стремительных и голодных людей, которые с удовольствием займут место существующего лидера. Но также вокруг много людей, которые с удовольствием переложат свою ответственность на другого человека, и просто будут следовать за ним.

Какими они бывают

Типы лидеров бывают разные. Общих правил поведения для таких людей нет. Каждый выстраивает свою линию, стратегию и план по достижению успеха. В данном случае, можно говорить только об общих рекомендациях. Вот чем и отличается лидер. Он сам выбирает путь, он не ищет инструкцию или свод законов. Идеальный руководитель будет использовать интуицию, свои знания и опыт, новую информацию.

Тиран. Существую такие люди, которые держат все под своим четким контролем, не позволяют кому-либо принимать участия в принятие важных решений, все делает исключительно по своему усмотрению. Его власть безгранична и распространяется на все аспекты жизни своей команды. Он скорее отдает приказы, нежели поручения. Такие люди любят жесткую дисциплину, имеют определенные правила, плохо относятся к нарушениям.

Друг. Есть руководители, которые стараются всем быть другом. Отношения поддерживаются теплые и доверительные. Иерархия прослеживается очень смутно. Стараясь быть всем приятелем, такой начальник сталкивается с множеством проблем. Неуважение, нарушение его правил, фривольности и несерьезное отношение к заданиям. Быть другом со своим коллективом можно, но это необходимо делать крайне осторожно. Все равно должна существовать субординация. Иначе может наступить анархия, за которой последует смена лидера.

Серый кардинал. Некоторые лидеры любят оставаться в тени и совершать свои манипуляции за счет других людей. Такой человек мало контактирует со всей группой. Он зачастую выбирает себе одного или двух человек, которые являются координирующим звеном.

Наставник. Есть такие руководители, которые примеряют на себя роль ментора и ищут ученика, которого они наставляют и учат жизни. Поучиться у знающего человека никогда лишним не будет. Такие люди ведут себя, как отец, который трепетно и с чувством относится к каждой победе или проигрышу своего ученика. Часто, между наставником и подопечным возникают теплые, доверительные отношения. Которые могут продолжаться даже после того, как подопечный уходит в свободное плавание.

Конечно, это не все типы лидерского поведения. Они могут отличаться какими-то нюансами, или совмещать в себе разные стороны, например, наставник-друг.

Внутренние качества

Давайте поговорим о личностных особенностях лидера. Начальник должен обладать несколькими психологическими качествами, которые будут помогать ему на этом пути. Такие качества могут быть как положительными, так и отрицательными. Главная особенность лидера уметь применять их в свою пользу.

Честность имеет двойственный характер. Иногда, для достижения цели приходится прибегать к уловкам и некоторым манипуляциям, которые идут вразрез с честностью. Но в целом такой человек придерживается открытости и прозрачности. Потому что честность всегда права.

Ответственность является неотъемлемой частью. Зачастую руководитель берет ответственность за других людей, за всю свою команду. И именно поэтому он не должен бояться последствий. Человек должен уметь быстро реагировать, если что-то пошло не так, то не бросать начатое и не перекладывать вину на других. Он лидер, поэтому он за все в ответе. Это невероятно сложно и тяжело с эмоциональной точки зрения.

Собранность помогает держать контроль над ситуацией. Такой человек должен уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, держать в голове большое количество информации, быстро принимать решения.

Это главные качества, которые присущи истинному вожаку. Кроме этого, сюда можно добавить общительность, открытость, легкое схождение с людьми, быструю обучаемость, широкие взгляды на мир, любознательность и многое другое.

Деловые качества

Современный лидер должен много учиться, быстро запоминать и меняться под обстановку. Мир не стоит на месте и изменения происходят все быстрее и сильнее. В нашем обществе просто необходимо быть эффективным и успешным, иначе все пойдет насмарку.

Какими же профессиональными навыками должен обладать настоящий вожак стаи? Красноречие. Оно же ораторское искусство. Уметь правильно и красиво говорить очень важно для такого человека. Ведь он ведет за собой других, а для того, чтобы собрать себе команду необходимо умело с ними договориться.

Осведомленность в своей области. Если человек работает на мебельном заводе, то он должен знать весь процесс создания стула с того момента, пока этот стул был деревом. Чем больше человек знает о своей деятельности, тем легче этим управлять.

Умение делегировать обязанности. Хороший начальник знает когда необходимо поделить деятельность на разных членов команды. Он не боится доверять людям ответственные участки, находит самые подходящие кандидатуры под данный род занятий.

Кроме того, харизма лидера в бизнесе играет далеко не последнюю роль. Благодаря своему обаянию, умению найти подход к людям он может добиваться больших успехов в своем деле. Чаще всего именно харизма делает человека лидером.

Распределение времени. Грамотный тайм-менеджмент никогда не испортит общую картину. Руководитель должен уметь распределять свое время.

Можно ли стать лидером

Лидер всегда привлекает к себе внимание. К таким людям тянутся, хотят быть похожими на них, уважительно относятся к их мнению. Как им стать? Этот путь тернистый, очень трудный и далеко не всем под силу.

Со стороны может казаться, что начальник это легко, просто, весело и беззаботно. Но настоящий руководитель - это тяжелейший и каждодневный труд. Необходимо не только развивать свой потенциал постоянно, но закреплять уже полученные знания, идти вперед, учиться новому, быть готовым к препятствиям.

Стать лидером можно. Вопрос заключается в том, готовы ли вы к работе. Качества, которыми обладает лидер необходимо не только приобрести, но и развивать . Постоянно работать над ними, упорствовать, добиваться все новых вершин и все равно продолжать идти вперед.

Каждый человек может быть лидером, ведь все в наших руках. Судьба играет с нами, но только мы в ответе за свой выбор, за свои поступки и решения. Как говорит небезызвестная пословица про рыбку, без труда ничего не получится. И только вам решать, готовы вы к такому повороту событий или нет.

Губительная власть и другие опасности

Власть может испортить даже хорошего человека. Существуют такие подводные камни в руководстве, которые могут сыграть с человеком злую шутку. Власть может стать самоцелью и человек потеряет над собой контроль. Главной задачей станет - больше власти, больше денег. Алчность и гордыня губят людей.

Необходимо уметь замечать в себе признаки появившихся опасностей и бороться с ними. Это не так просто и легко, но все же возможно. Ведь лидер ведет за собой людей и он всегда должен думать не только о себе, но и обо всей своей команде. А иногда это становится тяжело, и человек выдвигает на первый план только свои потребности.

Хорошо, когда рядом есть человек, которым сможет помочь в сложившейся ситуации. Который укажет на ошибки, подскажет, где лидер переходит границу и идет неверным путем. Это может быть супруга, друг, отец, коллега.
Лидер - это ответственная должность. Помните об этом.

Я уверена, что вы сможете стать хорошим руководителем, соберете сплоченную и дружную компанию, которая будет идти по пути к успеху бок о бок. Если вы нашли для себя интересные мысли в статье, то обязательно поделитесь с другими в социальных сетях.

Хорошего вам дня!

Многие люди хотят развить в себе качества лидера. Вот только не все понимают, кто такой лидер, и кем он является. Говоря простым языком, отличающийся целеустремленностью, неутомимостью, умением мотивировать других людей, служить им примером, вести их к результату. Лидер - это не только престижный статус, но и большая ответственность. И поскольку данная тема очень интересная, следует уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Становление лидера

Для начала стоит немного поговорить об этом. Можно ли стать лидером? Да, если у человека изначально есть соответствующий характер, темперамент, огонь внутри и то, что называется хваткой. Все перечисленное может какое-то время «спать» в человеке, но потом либо само пробудится под воздействием обстоятельств, либо их обладатель запустит процесс.

Как бы там ни было, все лидеры проходят четыре этапа развития. Вкратце их можно обрисовать следующим образом:

  • Сам себе лидер. Человек учится понимать себя, нести ответственность за собственные слова и поступки, формулирует индивидуальную мотивацию, тренирует дисциплину, ставит цели, достигает их.
  • Лидер в ситуации. Человек возлагает на себя ответственность за небольшую группу/компанию в определенных обстоятельствах. Староста в университетской группе - один из примеров.
  • Лидер в коллективе. Человек, способный привести большую группу людей к сложным и важным целям. К примеру, руководитель отдела какой-либо компании.
  • Лидер команды. Тот, кто имеет огромный потенциал, неиссякаемую уверенность, крепкую силу духа и амбициозную цель, для достижения которой он собирает целый коллектив. Например, бизнесмен, организовывающий свое дело.

Быть лидером - это непросто. Но данный статус приносит большие плоды. Так какими качествами лидер обладать обязан?

Умение работать с целями

Об этом нужно сказать в первую очередь. Главное качество лидера заключается в умении определять цель и работать с ней в дальнейшем. Ему точно известно следующее:

  • Какие стратегии способны помочь добиться результата.
  • В каком направлении надо двигаться для ее достижения.
  • Какое количество времени и ресурсов потребуется для достижения цели.
  • Что будет получено в результате.

Также лидер умеет планировать, анализировать, конструктивно размышлять и предлагать дельные мысли. К тому же он способен доступно и понятно объяснить все перечисленное любому члену коллектива.

Коммуникабельность

Это тоже необходимо отнести к основным качествам лидера. Под коммуникабельностью подразумевается умение налаживать контакты и способствовать взаимно обогащающему, конструктивному общению. Если человеку свойственно данное качество, то он считается социально успешным.

А для лидера умение эффективно общаться с людьми, коллегами и партнерами является еще и залогом успеха. Если он коммуникабелен, то ему не составит труда создать полезную связь в нужное время, что поможет в эффективном достижении цели. К тому же, данное качество помогает располагать к себе людей, правильно задавать вопросы, незаметно переводить тему в необходимое русло и быстро получать интересующую информацию.

Умение вдохновлять и мотивировать

Это очень важное качество. Лидер - это человек, который не просто ведет за собой людей, а тот, за кем хочется идти! Он должен уметь создавать импульсы действий, стимулирующие как его самого, так и остальных. Более того, он обязан еще и вдохновлять на действия, создавать долгосрочную и устойчивую мотивацию.

Лидер умеет продемонстрировать притягательное и красочное будущее и вызвать тем самым у своих последователей и подопечных желание поскорее окунуться в него с головой. Для этого он должен:

  • Иметь хорошо поставленную речь.
  • Создавать «картинку» будущего, ярко описывать, но не приукрашивать.
  • В некоторой мере быть психологом. Без знания «точек» своих коллег и подопечных, на которые нужно воздействовать для вдохновения и мотивации, никак не обойтись.

И конечно, лидер обязан быть примером. Энергичным, позитивным, уверенным и в то же время по-деловому спокойным. Чтобы люди, глядя на него, знали - все получится, их определенно ждет успех, да еще и под таким руководством.

Человечность

Несмотря на то что все мы - люди, данное качество свойственно не каждому. Но лидер его иметь просто обязан. За кем будут идти люди? Кого они поддержат? К кому прислушаются? Только к тому, что кто оказывает им поддержку, заботится об их интересах, относится по-человечески, с пониманием.

Это очень важное личностное качество. Лидер может одновременно быть строгим и располагающим. Многие боятся проявлять понимание и поддержку, боясь потерять авторитет, но хорошие руководители знают, в каких ситуациях нужно проявлять ту или иную сторону.

Организованность

Рассказывая о том, какими качествами должен обладать лидер, нельзя не упомянуть об организованности. Очень важно не размениваться по мелочам, уметь отметать лишние действия, концентрироваться на важном. Основу действий настоящего лидера составляет:

  • Самодисциплина и дисциплина.
  • Четкий порядок действие.
  • Продуманный график и неукоснительное следствие ему.
  • Прилежность и пунктуальность.
  • Умение распределять время.
  • Способность максимально сосредоточиться на конкретном действии.

В процессе лидера проявляется непосредственно. Ведь он не просто сам следует всему перечисленному, он еще и учит этому подчиненных. Кстати, в деловой среде это именуется тайм-менеджментом.

Что такое лидерство?

Это не качество, но оно тоже заслуживает внимания. Лидерством называется процесс социального влияния, за счет которого человек получает поддержку от других людей (членов коллектива, как правило) для достижения определенных целей.

Разновидностей может быть масса. Стиль лидерства определяет мировоззрение человека, особенности его характера, опыт. Иногда влияют и обстоятельства. Стили бывают следующими:

  • Автократический. Характеризуется сильно централизованной властью. Все решения принимает лидер, подчиненные лишь исполняют приказы.
  • Демократический. В принятии решений принимают участие все члены коллектива.
  • Либеральный. Лидер передает свои полномочия подчиненным, что повышает их инициативность и креативность.
  • Нарциссический. Лидер не считается с чужими интересами. Это не всегда обусловливает плохой исход дела, но в коллективе с таким авторитетом людям, как правило, неуютно из-за его высокомерия и агрессивности.
  • Токсический. Авторитет использует лидерство так, что коллектив оказывается в худшем положении.
  • Ориентир на результат. Лидер ведет коллектив к цели, четко следуя плану и помня о временных рамках.
  • Ориентир на отношения. Лидер пытается улучшить отношения в коллективе, ставя реальные цели на задний план.

Политическая сфера

Было бы неплохо вкратце рассмотреть тему в рамках той или иной жизненной отрасли. Вот, например, какими должны быть качества политического лидера? Из основных можно выделить такие:

  • Последовательная деятельность и активность. Это важно. Политик должен восприниматься людьми, как человек активный и деятельный. Экспрессивные выступления, впечатляющие решения, речи, проекты, поступки… все это данное качество демонстрирует.
  • Способность формировать свое поведение и образ. Политик должен уметь ориентироваться на людей, улавливать их требования и соответствовать им.
  • Умение политически мыслить. Оно помогает формулировать социальную позицию в определенных случаях и определять свое поведение.
  • Способность улавливать взаимосвязь между событиями в жизни общества и сферами.
  • Умение вызывать оправданное доверие. Ни один политический лидер не повлияет на людей, если они не будут ему доверять.

Также в этот перечень можно включить умение пользоваться властью и брать на себя ответственность, способность понимать простых граждан, а еще проявление гуманизма и высокой нравственности.

Признаки лидера

Их хотелось бы перечислить напоследок. Выше было многое сказано о том, какие качества характеризуют лидера. И вот, что можно отнести к признакам, по которым такого человека легко распознать:

  • Он не ждет приказов, а действует сам, причем делает это разумно и эффективно, во благо.
  • Ему присущи смелость и сильный характер.
  • Он принимает смелые решения.
  • У него много единомышленников и советчиков.
  • Он мыслит оптимистично, но не безрассудно.
  • Одно из лучших качеств лидера - он всегда знает, чего хочет.
  • Он не боится разрушить все ради построения чего-то нового.
  • Лидер не пытается быть кем-то, он остается самим собой.
  • Такой человек не конкурирует с другими, а сотрудничает.
  • Перемены и кризис воспринимает не как проблему, а как возможность начать активно действовать.
  • Преграды его мотивируют, а не угнетают.
  • Он всегда идет до конца. Ничто не способно заставить его свернуть с пути.
  • Его жизнь всегда впечатляет и восхищает.
  • Многие пытаются ему подражать.
  • Лидер не напрягается. Если возникает проблема, то он ее решает, не тратя время на сетования и переживания.
  • В любой сфере жизни по нему видно, что он - лидер. Даже если он отдыхает в одиночестве.

Изучив даже этот небольшой перечень, можно понять, что лидер - это сильная и волевая личность, способная как самостоятельно совершать поступки и подвиги, так и с успехом мотивировать на это других.

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!