По картинам

Чем заключается общественная сущность человека. Что мы узнали? Сущность человека как его потенциал

Разные эпохи представляют совершенно противоположные мнения. Л. Фейербах утверждал, что сущность человека предопределенна заранее и зависит от заложенных генов. После рождения человек не может изменить биологических данных, поэтому разум, чувство и воля – постоянные показатели. К. Маркс продолжает эту мысль, но корректируя понятие, подчеркивает влияние социально-исторической эпохи и напоминает: «На проявление поведения каждого индивидуума сказывается совокупность общественных отношений».

Чем ближе к современности, тем понятнее становятся выводы знаменитых людей о сущности человека. Каждый из философов подчеркивает свою главную мысль, которая характеризует . Свобода выбора, мышление, духовность, самопознание, воля, разум, творческая энергия, труд – все эти понятия значимы и особенны, но только тогда, когда они едины и согласованы с внутренними стремлениями к гармонии. В отдельности – это лишь маленькая часть жизни без дальнейшего развития. Им, ученым, было небезразличным сущность бытия, но акцентируя на одной мысли, они исключали другую.

Первоначальные выводы

Если соединить мысли ученых воедино, можно вывести общую формулировку, которая дает первоначальные понятия – в чем конкретно заключается заложенная или приобретенная сущность человека. Существа, т.е. люди, наделены природными и общественными качествами, применимыми для творческой и свободной деятельности, которая проникнута историческим характером, свойственным конкретным временем. Понятно и запутано одновременно. Почему отсутствуют предпочтительные им черты – мудрость, красота, нравственность, справедливость? В чем виновата любовь – первейшая потребность утверждения своего «я»?

Любовь помогает проявить индивидуальность в свободных направлениях. Контактируя с объектом симпатии, человек изучает и познает его сущность. Неповторимость одного и противопоставление другого. Социальная природная внутренняя сила способна измениться посредством общения, подчеркивая важность ответных чувств. Динамическое развитие в жизни населения любого города или поселка неразрывно связано с темой любви – семья, работа, общество. Им импонирует все, что нравится.

Сближая людей с другими живыми существами, социальная философия одновременно раскрывает отличие. Подчиняясь законам биологических процессов, человек, как высшее существо, наравне с низшими обладает теми же системами: нервной, кровеносной, мышечной. Однако социальная черта развивается из-за связи с обществом, добавляя к имеющимся природным свойствам готовность к труду, свободу выбора, нравственность и мораль, ответственность за взятые обязательства, разум и др.

Социальная общественная жизнь может кардинально изменить биологические данные. Посредством пошагово разработанного воспитания формируется новая личность в нужном направлении. В современной трактовке больше придерживаются единства природных и социальных начал, когда способность мыслить, действовать в виде задатков превращаются в более познавательные процессы, характеризующие дальнейшую жизнь. Социальная задача – адаптация и привитие необходимых качеств возлагаются на родителей, воспитателей и учителей.

Уровни познания

С помощью пяти уровней квалифицируется глубина познания сущности.

  1. Первый. Активность ради потребности.
  2. Второй. Деятельность через труд, как средство к существованию.
  3. Третий. Развитие общественных отношений.
  4. Четвертый. Появление сознательных целесообразных действий, направленных на понимание мира и нахождение своего места в обществе.
  5. Пятый. Свободная и творческая деятельность приводит к изменению общества.

Переходя от уровня к уровню, к индивидууму приходит ясное понятие, в чем точнее , последующая и сознаваемая им деятельность.

Активность ради потребности

На первом уровне существование не отличается от жизни животных. Так же присутствует потребность в пище и сне. Если ограничивать свои действия только тем, чтобы утолить голод и дать телу отдохнуть от передвижений, к вам не придет желание изменить и совершенствовать существующий порядок. Винить некого, анализировать нечего. Сплошной примитив.

Деятельность через труд

Ф. Энгельс высказывался, что «труд создал человека». Полученные им простые орудия труда улучшают быт и условия жизни. При втором уровне, постепенно, через труд, человек становится независимым от природных условий. Биологические потребности принимают другой оттенок, не как приспособление, а надежное средство для игры, учебы или работы.

Развитие общественных отношений

Известно, что человек проявляет себя через деятельность. Однако работа одного члена общества подразумевает совместное производство многих других людей в коллективе или семье. На третьем уровне происходит последовательный обмен информацией, осмысление и передача опыта, налаживание связей, формируются взгляды, мнения, настроения. Вникая в систему общественных отношений, им, мужчинам, женщинам и детям, обыкновенная потребность становится необходимостью для самостоятельной сферы, чтобы показывать развитие, достижение результата и саму сущность.

Понимание мира и нахождение своего места

Социальные условия заставили человека задуматься. Выполняя работу без особой заинтересованности, производительность стояла на месте. Стоило только получить удовлетворение от задания, эффективность и продуктивность быстро увеличивалась. На четвертом уровне появляется цель, к которой хотелось стремиться. Цель накапливалась опытом, поднималась социальная планка, достигался высокий уровень, от этого жить становилось легче, удобнее, веселее. Желание иметь выстроенный план подчеркивает человеческую способность к самостоятельности. С одной стороны достигший результат, с другой – предпосылки к следующему.

Свобода и творчество меняет общество

Высший уровень, которому суждено привести лишь избранных. Им сознаваемая деятельность помогает прокладывать новые пути, разрушать стереотипы и менять не только самого себя, но и внешние обстоятельства. Человек, обеспечивая существование, при полной творческой свободе создает прекрасные шедевры искусства, разрабатывает технологии, живет идеями и будущим.

Социальное влияние

Социальное общение, отношение возникает, когда изменение одного человека происходит под влиянием другого. Каждый по себе выражает свойства общества и несет перемену. Совместная деятельность позволяет проявлять особенности к положению, к процессам и явлению. Разные нации, классы, уровни приводят к разным структурам общества. Приходится сталкиваться, осознавать и находить приемлемое суждение.

Следует понимать, в широком и узком аспекте, то, в чем, непосредственно или опосредствовано, заключается осознание термина «социальная сущность» и внутренние взаимодействия человека с окружением. Широкое – значит общественное, узкое – выбор определенной структуры, группы, коллектива. Из-за этого меняется мнение, выбор, сущность.

Огромную роль в процессе общения играет язык. Без раскрытия обозначения предметов, названий, им, людям, отличающихся или похожих, тяжело было бы найти основу для активной деятельности, которая смогла привести к принципиально новому и качественному повороту при обмене информацией, укреплением традиций.

Призвание человека

Сущность человека подразумевает удовлетворенность от жизнедеятельности. Им, счастливчикам, удается выбрать любимую специальность, определиться с выбором среди множества профессий. Такие люди лучезарны, чисты и приветливы. Они приносят пользу от проделанной работы и придают настроение. Как сложилось, что им повезло и не нашлось в пути множество преград? Видимо желание обладать способностями достигают кульминационной точки и склоняют вселенную к помощи. Или просто, смогли распознать свое призвание.

Социальная программа воспитания подразумевает не нахождению, а предложению стереотипов, по которым требуется прокладывать свой путь. Предлагая чужие находки и способы, тем самым отрицая свое, отличающееся необычностью и нестандартностью, взрослые иногда затаптывают на начальном этапе поднимающийся росток индивидуальности. Поэтому им, скромным и тихим, сложно проявить упорство, чтобы заявить свою сущность.

Для человека, чьи попытки заканчиваются неудачей, сущность становится тяжелой ношей. Прожитое время знаменуется опустошенностью и неудовлетворенностью. Когда осознано, что половина пути отдана нелюбимому делу, наконец, приходит забытое призвание, которое необходимо превратить в реальность. Конечно, социальная общественность не всегда примет «на ура» чудаковатые предложения о переменах, но им не понять, как хочется создать свой отдельный мир.

Заблуждаясь в сложных поворотах, у человека должна присутствовать тропинка, дающая точку отсчета, чтобы вернувшись к истокам, вновь набраться сил и уверенности для дальнейшего продвижения. Чтобы окончательно не запутаться в жизненном лабиринте, определите для себя, в чем удивительном и нестандартном заключается ваша сущность и великое призвание, как человека и гражданина.

Рассуждая о и понятии, в чем заключается каждый прожитый день, вы непременно найдете гармонию с собой, с внешним миром, ощутите точку соприкосновения природных данных и личных желаний. Сущность сама заставит сравнить прошлые чувства с новыми пришедшими эмоциями. Людям, веселым и беспокойным, захочется непременно поднять настроение и заменить радостью и успехом. Потом будет неловко за упущенное время, но приобретенный смысл жизни заставит успокоиться.

Представьте себе будущее, где для человека сущность заключается в полной гармонии. Реализовывая цели, пришедшим к единству души и сознания, социальная адаптация выявиться ненужной. Упуская трения и недоговоренность, люди станут чистыми от материальной зависимости и освобожденными от приписанных обществом обязанностей.

Социальная сущность человека

Определение сущности человека неотделимо от обсужде­ния противоречий его существования, его бытия. К. Маркс ус­матривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, не­обходимо вновь обратиться к генезису человеческого рода, к проблеме возникновения и закрепления внебиологических форм регуляции деятельности.

Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той «ткани», которая объединяла первобытных людей и разде­ляла «наших» и «чужих», вредное и полезное, священное и обы­денное.

Природное развитие, подготовившее субстрат для возник­новения принципиально нового, надбиологического, сверхпри­родного способа выживания и совершенствования человека, который носит название человеческой культуры. Ее сущность - в передаче по каналам информации способов общения индиви­дов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом.

Половые и пищевые запреты (табу), вероятно, являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, кото­рые выступали своеобразным «руководством к действию», ос­нованным на опыте предков. Табу были универсальными за­претами, которые касались всех членов рода - мужчин и жен­щин, сильных и слабых, старейшин и детей. Для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделение мира на мир реальный и потусторон­ний, земной и сверхъестественный.

В становлении социальной сущности человека огромную роль играл труд как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потреб­ностей. В философском смысле происхождение труда и его первоначальная эволюция интересны, прежде всего, тем, что в этом процессе закладывались основа коллективного взаимодей­ствия людей, социально-психологические стереотипы их пове­дения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа уже выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средств труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явле­ний, как собственность и власть.

Зачатки будущей собственности возникали, по-видимому, как определенная форма отношений между «мы» и «они» (т.е. дру­гое племя) по поводу источников пищи. Следующий шаг, оче­видно, был связан с развитием владения, т. е. целенаправленного длительного пользования, например, огнем как достояни­ем всей родовой общины или запасами продовольствия, «общим котлом». Наконец, с развитием производства, установлением регулярных обменов продуктами труда с соседними общинами появляется феномен распоряжения результатами производства, из чего вырастает торговля. Этот процесс особенно ускорился в период так называемой «неолитической революции», с перехо­дом к земледелию, скотоводству и ремеслу.

Сущность человека может усматриваться также не только в общественных отношениях, но и в уникально неповторимой душевной и духовной организации человека, о чем речь пойдет далее.

ЛЕКЦИЯ: Общество и его структура

План лекции:

1. Понятие общества.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Гражданское общество и государство.

4. Формация, цивилизация, мир-система как формы организации общества.

Понятие общества

Термины «общество», «общественный», «социальный» ши­роко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию «социальной физикой» и «позитивной мо­ралью», способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и живот­ным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарнос­тью, и борьбой. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначаль­ное значение слова «общество» - общность, союз, сотрудниче­ство. Аристотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и со­знательно объединяться в общество. Не всякая общность лю­дей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность.

К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материаль­ных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального про­изводства «вытекает, во-первых, определенная структура об­щества, во-вторых, определенное отношение людей к приро­де». Их государственный строй, и их духовный уклад определя­ется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как «естественноисторический процесс», где дей­ствуют объективные «законы тенденции» в сочетании с субъек­тивным фактором. Сильной стороной этой концепции являет­ся учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «со­циальной материи», о двойственности бытия человека и обще­ства, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).

Однако некоторые положения этой концепции не получи­ли четкого подтверждения в реальной общественно-историчес­кой практике XX в. В частности, не увенчался успехом гранди­озный социальный эксперимент построения социалистическо­го общества в одной стране (группе стран) в условиях капита­листического окружения.

Продолжается развитие концепций, основанных на нату­ралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как есте­ственное продолжение природных и космических закономер­ностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяет­ся ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а чело­век как самое несовершенное живое существо, генетически отя­гощенное стремлением к разрушению и насилию.



В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепци­ях общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в фи­лософской системе Г. Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.

Следует упомянуть о концепциях общества в философской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один до­минирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что обще­ство - это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной со­лидарности. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анали­зировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «социальная техноло­гия» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «откры­того общества» и указал на опасности тоталитаризма.

В целом все названные модели общества не могут претен­довать на абсолютную истину, а выражают определенные гра­ни той сложнейшей реальности, которая определяется терми­ном «общество». Так или иначе, при любом подходе для фило­софского его понимания нужно решить двуединую задачу: 1) по­нять место общества как системы в общем, устройстве мира и 2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Вопрос 48. Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции развития.

Антропосоциогенез - исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение об антропогенезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу.

"Начала" и "концы" представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда.

С точки зрения марксизма человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homosapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она [сущность] есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Человека как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой». Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в «снятом виде», через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (Маркс) человеческого в человеке. Марксизм отвергает биологизаторские концепции человека, которые порождаются, в частности, со ссылками генетику. Он связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее, своб. развитие каждого индивида, всех членов общества становится «самоцелью».



Т. обр., человек – не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. Человеку свойственна двойственная, биосоциальная природа: он обладает особенностями, которые, с одной стороны, присущи ему как биологическому виду, а с другой – рождаются и изменяются в ходе развития общества. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры.

Тема 5. ЧЕЛОВЕК, ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА МАТЕРИИ

Кризисный характер человеческого существования в современную эпоху чрезвычайно обострил три коренных вопроса человеческого существования - о сущности человека, способе и смысле его бытия, перспективах дальнейшего развития. Задача сохранения человечества на Земле придала глубочайший жизненный смысл самому важному для человечества вопросу - “быть или не быть”.

В научной философии наиболее общие стороны человеческой сущности раскрывают концепции - “человек в бесконечном мире” (всеобщая) и “человек в обществе” (социальная). Обе концепции можно различать только с известной степенью условности; они неразрывно связаны и образуют целостную философскую концепцию человека. Определенные стороны человеческой сущности рассматриваются также этикой, эстетикой и другими философскими теориями.

Если всеобщая концепция раскрывает сущность человека как “вселенского”, а не сугубо “местного”, “провинциального” феномена, его особое место в мире, величие, достоинство и способность к бесконечному развитию, то социальная концепция -как интегрального социального существа, производящего себя и свою собственно социальную среду . “Людей,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят себя и свою материальную жизнь”102. Человек - это существо, которое само производит себя, свое бытие и сущность. При этом производимое им бытие возникает первоначально в виде мысленного прообраза . Человек поэтому есть не только производящее , но и сознающее существо.

Человек - основной элемент общества, которое представляет собой не что иное, как сложно организованный коллектив индивидов , общество есть общество людей, или люди в их деятельности и отношениях друг к. другу. Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях, - так определяет человеческую сущность общества Маркс. Основой этих отношений выступает единство родового и индивидуального в человеческой сущности. Родовое в человеке - все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще, а также человечеству в целом. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. При этом родовое выступает, как будет показано далее, определяющим лишь по отношению к каждому отдельному индивиду и собственно индивидуальному в нем. Оно не главенствует над массой единичных, но, будучи целостным, входит в каждое единичное как некая отдельность . Если родовое в индивиде не существует как своего рода отдельность, оно не существует и во всей массе индивидов. Человеческая сущность поэтому с необходимостью индивидуализирована , является сущностью каждого индивида.



В общественной науке почти безраздельно господствует утверждение, что сущность человека заключена в совокупности общественных отношений. Такая трактовка человеческой природы представляет собой чрезмерно расширительное толкование шестого тезиса Маркса о Фейербахе, согласно которому сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Однако шестой тезис выражает только одну сторону марксистской концепции человека - реляционную. Попытка растворить человека в совокупности отношений, отождествить человека как материальное существо с отношениями находится в полном противоречии с духом научного материализма и экономического учения. С этих позиций человек - не совокупность связей, а специфическая, высшая форма материи, предметное социальное существо, субстратный (субстанциальный) элемент общества, находящийся в отношениях с себе подобными. Маpкc резко критиковал представление о человеке как о некоем бестелесном, непредметном существе. “Непредметное существо, - подчеркивал он, - есть невозможное, нелепое существо” 103. К сожалению, это нелепое представление о человеке в большинстве исследований выдается за истинно марксистскую точку зрения. Глубочайшая мысль Маркса о человеке как “совокупности всех общественных отношений” заключается в том, что человек как социальное существо не может быть понят вне системы общественных отношений, причиной и результатом которой он является. Однако человек - это прежде вcегo материальное, предметное существо, главная производительная сила, производящая не только предметы потребления, но и экономическую форму общества - экономические отношения.

“Реляционное” определение человека не раскрывает главной стороны сущности человека как деятельного существа, субъекта труда и отношений. Полное определение человека включает в себя прежде всего указание на роль человека как производительной силы, субъекта труда и отношений, творца отношений. “Как само общество производит человека как человека,- писал Маркс, - так и он производит общество”104. Человек - это главный объективный фактор общественной жизни. В то же время в аспекте своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора истории. Объективная природа и роль человека являются первичными по отношению к субъективной стороне его существования и деятельности.

Как организованный коллектив индивидов общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания .

В собственном смысле общественное бытие есть бытие социальной формы материи, коллектива социальных материальных существ в их материальной деятельности и отношениях. Иначе говоря, общественное бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Анализируя в “Капитале” достаточно развитую ступень исторического процесса - капиталистическое общество, Маркс определил собственно социальное бытие как сверхчувственное. Это сверхчувственное существование раскрыто им на примере стоимости как “кристаллов” общественного абстрактного труда, заключенного в товаре. Он показал, что обыденные, чувственно воспринимаемые вещи, став товарами, превращаются “в вещи чувственно-сверхчувственные, или общественные”. При этом сверхчувственные, стоимостные отношения оказываются скрытыми за вещными отношениями, ибо специфически общественный характер работ частных производителей проявляется только в рамках обмена. Поэтому в глазах частных производителей их собственное общественное движение принимает форму движения вещей. Эту “вещную видимость общественных определений труда” он назвал товарным фетишизмом. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве главной, или собственно социальной, субстанции общественного бытия . Имея предметную социальную сущность - присоединять к собственным социальным силам силы природы, собственно социальный индивид есть в то же время телесный индивид. Общественная сущность человека предстает в единстве с его телесностью. Включение в собственно социальную субстанцию - сложнейший коллектив социальных существ - биологического, шире - природного бытия как основы, на которой существует собственно социальное бытие людей, служит основанием для отождествления социальной субстанции с биологической. Чтобы избежать редукционизма, сводящего “нацело” высшее к низшему, необходимо учитывать следующее. Признание реального существования социальной субстанции, несводимой к биологическому организму, или “телу”, имеет “выводной характер” . Логическая процедура выведения понятия о той или иной материальной субстанции (физической, биологической и т.д.) состоит в заключении от движения, свойства или проявления к их носителю. Поскольку человеческие индивиды осуществляют деятельность, качественно отличную от биологической - трудовую и мыслительную, необходимо заключить о существовании социальной субстанции, качественно отличной от биологического тела.

В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов. Однако отождествление общественного бытия с всеобщим значительно обедняет его содержание, лишает процесс жизни индивидов целостности. При этом из содержания общественного бытия по существу устраняется, элиминируется все собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов, все многообразие их судеб. В действительности реальный процесс жизни индивидов представляет собой единство родового и индивидуального.

Общественное бытие имеет также своей субстанцией систему вещных компонентов - созданных людьми предметов, в первую очередь cредств труда. Однако признак социальности не может быть отнесен в равной мере к индивидам и вещественным элементам общества. Последние суть преобразованные природные компоненты социального. Объективность общественного бытия означает, что оно существует независимо от сознания (индивидуального и общественного), определяет его.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, т.е. сознание общества . Как сознание общества, оно имеет своим предметом природу, общество и человека. В узком смысле общественное сознание - это отражение общественного бытия, его осознание . Оно отображает прежде всего общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира (философия), так как их осознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

С позиций научной философии человеческое существование имеет смысл в самом себе, у него нет цели вне его, оно само - высшая цель. Чем сложнее и богаче человеческая жизнь, тем сложнее и ее смысл. Он создается человеком, творящим собственное, не существовавшее ранее, бытие. Творить собственное бытие - это вместе с тем творить благо для человечества, бороться за человеческое, его сохранение и приумножение, Австрийский психолог В. Франкл считает, что человеческая жизнь имеет смысл, поскольку человек изначально , в силу своей природы , направлен на созидание и ценности. При этом творящий человек воспринимает действительность положительно, а приспосабливающийся - отрицательно105. Механизм приспособления, как определил Э. Фромм, есть “бегство от реальности”. Он позволяет снять психическое напряжение, но не найти смысл жизни, ибо, отказываясь от вызванного реальностью беспокойства, человек отказывается от собственной индивидуальности. Жизнь приобретает смысл, если индивиды ориентированы на принцип “быть”. Между тем в современном обществе получила распространение ориентация на обладание, или, иначе, установка “иметь”.

Сущность человека - это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

2. сущность человека носит деятельный характер - это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода - социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 - 124).

3. сущность человека носит общественный характер .

Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов:

  1. представления о должном

    представления о справедливом

    представления о различии социальных статусов и т.д.

Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются

    ум человека

    красота (привлекательность)

  1. щедрость и т.д.)

Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку.

В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности.

4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер . Это означает, что

1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других.

2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»).