Про природу

Связь лингвистики и истории. О связи лингвистики с естественными науками. Языкознание и психология

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа (природными условиями его жизни), с его бытом, с обществом, в котором живет человек, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, лингвистика, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

1) Так как язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой . Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка но она призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.

Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.

2) Так как язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук , и прежде всего с социоло 2 гией . Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов (миграция), образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек, классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка.

3) Так как язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой , наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой и использование логического аппарата определений и обозначений в лингвистике отнюдь, конечно, не значат, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение и т. п.) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение), однако соотносительность этих двух планов не подлежит сомнению, хотя далеко не все, что есть в логике, должно быть и в языке, и тем более языковые явления далеко выходят за пределы логики. Тем не менее такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова (см. гл. II – «Лексикология», § 7–17), формула aRb в логике отношений, рассматривающая отношение (R – relatio ) каких-либо двух членов (а,b ), важна лингвисту при определении синтагмы («словосочетания», см. гл. IV, § 59–61), не говоря уже об общем учении о моделях в языке, в чем лингвист может опираться на учение о логическом моделировании.

4) Так как языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения, с одной стороны, и психоло 2 гии и физиоло 2 гии – с другой.

а) Мышление человека как процесс, равно как и чувствования и другие проявления его поведения, изучает психология. В конце XIX–началеXX в. многие языковеды, желая избежать неправильной точки зрения на язык как природный организм, старались утвердить лингвистику как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Однако такая точка зрения не могла быть правомерной, так как явления языка (фонемы, морфемы, слова, предложения) не то же самое, что представления о них в сознании говорящего, и тем самым язык не может быть объектом психологии. Психология может изучать речевые акты как процесс, становление речи ребенка, развитие речи школьника и т. п. Поэтому в любом учебнике психологии имеется раздел «Психология речи», описывающий речевое поведение человека. Лингвист же, в основном имеющий дело с языком, получает нужные ему данные из наблюдаемой им речи и поэтому обязан считаться с данными психологии, хотя и речь лингвист изучает не так, как психолог.

б) Ввиду того что речевой акт невозможен без материальных условий производства и восприятия звуков речи, этим процессом призвана заниматься физиология как со стороны артикуляций т. е. образования звуков речи в речевом аппарате, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, ухом (см. гл. Ill – «Фонетика», § 28–38). Таким образом, физиология речи подразделяется на артикуля 2 торную физиоло 2 гию и физиоло 2 гию слу 2 ха . При этом никогда не следует упускать из виду двусторонность речевого акта (см. выше).

5) Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т. е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицúны : психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых, а также всевозможных афазий (расстройств речи) очень много дает лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

6) Звуковые явления изучает раздел физики–аку 2 стика . Для правильного понимания того, что из звукового континуума (беспрерывного множества) язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса (см. гл. Ill – «Фонетика», § 27, 29-32).

7) Когда на смену старой лингвистике, изучавшей только памятники письменности, языковеды второй половины XIX в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов (см. гл. VII, § 89), с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилище, утварь, одежда, орудия производства, а также верования и суеверия и т. д.), – возникла связь лингвистики с другими этническими науками. Все это объединяло лингвистическую дисциплину – диалектологию – с этногра 2 фией (народоведение). Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам погребения, характеру орнамента на сосудах и иных памятниках материальной культуры, что важно лингвистам при исследовании данных археологии.

8) Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т. е. области их распространения, их миграций (переселений) и т. п. связывает лингвистику с археоло 2 гией , наукой, изучающей историческое прошлое человеческого общества по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры (жилища, места погребения, устройство населенных пунктов, орудия труда, утварь, одежда, оружие, украшения, а также и памятники письменности, например таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты, найденные при раскопках древнего Новгорода и т. д.). При обнаружении недатированных памятников письменности выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника, и, наоборот, датированные письменные памятники уточняют археологическую хронологию.

9) При исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей, а также и для решения того, как связаны или в чем не связаны признаки языка и расы, важную роль играет антрополо 2 гия , наука о биологической природе человека, строении его черепа и костяка, окраске кожи, характере волосяного покрова, об отличиях человека от человекоподобных животных и т. д. Археоантропология пользуется, как и археоэтнография, данными археологии, но антропологические исследования современных людей для различных целей, например медицинских, с археологией не связаны. Через антропологию лингвистика может быть связана и с биоло 2 гией , как общей, так и частной, описывающей жизнь, способности, повадки и разные стороны поведения животных.

10) Вообще истори 2 ческая нау 2 ка и истори 2 ческие нау 2 ки тесно взаимодействуют с языковедением в тех случаях, когда лингвистические данные проливают свет на те или иные события для историка и когда данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка; особенно тесно связана с общей историей лексикология, так как история слов и выражений часто не раскрывается в чисто лингвистическом плане и нуждается в материале историка (ср., например, объяснение происхождения прилагательного затрапезный или глаголов подкузьмить и объегорить в русском языке, см. гл. II, § 19). Историческими условиями объясняется большое количество арабских слов в турецком, персидском, таджикском, татарском языках, что связано с арабскими завоеваниями и распространением мусульманской религии и т. д.

11) Геогра 2 фия непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими; так, особенности горного ландшафта в Дагестане, на Памире и т. п. служат предпосылкой наличия очень малочисленных по количеству носителей языков; моря и океаны служат препятствием для языковых контактов (например, языки небольших островов Тихого океана); широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению (см.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл. VII. § 87). Но и географы заинтересованы в содружестве с лингвистами, особенно это ясно на почве такого прикладного дела, как картография, где все «надписи», т. е. названия физико-географических объектов (моря, реки, острова, горы, равнины) и объектов политических (названия стран, провинций, населенных пунктов), прежде всего подлежат ведению лингвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи географических названий на карте (см. гл. V, § 73).

12) Особо следует остановиться на взаимоотношениях языковедения и филологии . Эти связи очень древние, так как языковедение как отдельная наука вышла из недр филологии. Филология – это буквально «словолюбие», т. е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т. е. изучение письменных памятников для разных целей. До сих пор в научной номенклатуре существует цикл филологических наук, филологические факультеты, степени кандидата и доктора филологических наук, что номенклатурно «покрывает» и литературоведа, и вообще любого, изучающего биографию и жизненные данные какого-нибудь деятеля или писателя по словесным источникам, и... лингвиста, изучающего агглютинативный принцип соединения морфем в слове или различительные признаки согласных какого-нибудь живого бесписьменного языка. Эта традиционная несовместимость все более и более становится очевидной. Поэтому в настоящее время филологию часто определяют как использование письменных памятников (исторических, юридических, литературных) для нелингвистических целей. Конечно, первичная обработка любого текста должна быть в руках лингвиста, но дальше интересы историка, юриста, литературоведа и языковеда расходятся.

Для литературоведов связь с лингвистикой особо необходима и не только в текстологии или стиховедении, а потому, что вне языка не может быть литературы. Поэтому каждый литературовед должен быть в какой-то мере лингвистом, но лингвист не обязан быть литературоведом.

13) Самое сложное – это выяснить отношения лингвистики и математики . Часто повторяют мнение о том, что любая наука лишь в той степени может называться «наукой», сколько в ней есть математики. Действительно, точность (основное качество науки в отличие вообще от знания чего-либо) математики – это идеал научного знания. Но точность не исчерпывается математикой, чему свидетельствуют успехи общественных наук во второй половине XIX и в XX в., умение предсказания в лингвистике (например, применение сравнительного метода в романистике, подтвердившееся письменными памятниками вульгарной латыни, гипотезы де Соссюра, подтвердившиеся открытием хеттского языка, см. гл. VI, § 77) и многое другое, где математика не применялась.

Однако научный идеал математики как образца наук остается бесспорным.

Кроме того, вXX в. многие математики и целые математические школы сумели себя применить не только в точных науках, например в физике (что уже давно себя оправдало) и в технике, но и в гуманитарных науках, откуда возникли экономе 2 трика (применение математических методов в экономике), математи 2 ческая логика , математи 2 ческая лингви 2 стика и т. д.

О «математической лингвистике» следует поговорить особо. ВXX в. возникла особая дисциплина: математи 2 ческая ло 2 гика , которая широко использовала лингвистические понятия синтаксиса, предложения, слова. Математическая логика – это особый раздел математики. То же самое надо сказать и о математи 2 ческой лингви 2 стике , которая является не «особой лингвистикой», а лишь применением к языковым явлениям математических методов. Главным образом, это относится к речи, а не к языку, например применение теории вероятностей и математической статистики (сама же математическая статистика – не особый раздел статистики, а тоже применение математических методов к статистике).

Применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для определенного типа словаря, например словаря русского языка для национальных школ; дать для техники связи показатели частотности употребления звуков русской или иной речи путем статистического анализа встречаемости звуков и звукосочетаний определенных текстов; так же можно получить интересные результаты при анализе звукового состава стихотворного и прозаического текста.

14) В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком находится и техническая тео 2 рия информа 2 ции , которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме:

источник –> передатчик –> канал –> приемник –> получатель.

Для уяснения этого процесса вводятся понятия:

а) код – произвольная система заранее установленных условных знаков или символов; частота появления в сообщении называется вероя 2 тностью ;

б) алфави 2 т – набор знаков кода;

в) текст – последовательность знаков данного сообщения;

г) кана 2 л – среда, по которой передаются знаки кода, с учетом помех и «шумов»;

д) сама информация измеряется особой единицей, которая называется бит (или б и н и т из англ. binary unit – «двоичная единица измерения») и исчисляется по формуле «Логарифм по основанию 2», Log 2 от числа условных сигналов;

е) избы 2 точность – это разность между теоретически возможной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выражается в процентах к общей передающей способности кода; например, передача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%;

ж) энтропи 2 я – мера недостающей информации и неопределенности; степень неопределенности зависит от числа возможных символов кода и их вероятностей.

В связи с достижениями математической логики и теории информации важную роль приобрело понятие алгори 2 тма . Алгоритм – это совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой-либо информационной системы. Особо важную роль алгоритм играет в машинном переводе, где на входе должен быть алгоритм автоматического анализа, а на выходе – автоматического синтеза 1 .

15) И наконец – киберне 2 тика 1 , «наука об управлении», новая научная дисциплина, подлинное детище XX в. Кибернетику нельзя мыслить себе как отдельную замкнутую науку. Это особое действенное устремление многих наук, развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрасли знания. Конечно, технический прогресс и, в частности, успехи электронной техники оказались рычагом для успехов кибернетики. Но дело не в одной технике, а в широком понимании синтеза 2 наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь источник возникновения таких наук, как физическая химия, биофизика, биохимия; с этой целью кибернетики применяется и математика для изучения экономики, биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.

Задача кибернетики – приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того, машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как «человеку свойственно ошибаться», по латинской поговорке «Errare humanum est ». Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод»; машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

Для того чтобы глубже вникнуть в закономерности функционирования и исторического развития языков, необходимо подробнее ознакомиться с отдельными элементами структуры языка, а затем уже перейти к решению исторических вопросов.

Порядок разделов описания структуры языка будет следующий: 1) «Лексикология», 2) «Фонетика», 3) «Грамматика», 4) «Письмо», а затем уже будет рассмотрен вопрос о языках мира, методах их классификации и о происхождении языка, об образовании языков и о закономерностях их исторического развития.

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством - техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и физиология. Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» - это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.

Языкознание и антропология

Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и семиотика

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой - наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология

Социология - это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой - наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

┌───────────────┐

общая частная

типологическая

лингвистика

┌─────────────────┐

синхроническая диахроническая

┌───────────────┬─────────────┐

описательная сопоставительная сравнительно-

историческая

┌─────────────────┐

внутренняя: внешняя:

фонетика

Морфология

Лексикология

Синтаксис

Лингвистика текста…

3. Языкознание в системе наук

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:

гуманитарными ,

естественными ,

техническими .

3.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных (= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Ø Лингвистика является составной частью филологии (греч. phileō ‘люблю’ + logos ‘слово’) – комплекса наук, изучающих духовную культуру народа прежде всего по письменным памятникам, текстам . Однако в последнее время языкознание занимается и устной речью .

Помимо лингвистики филология включает

Литературоведение,

Текстологию,

Палеографию и др.

Ø Еще в древности возникли связи языкознания с философией .

Древнегреческие мыслители – Аристотель (384–322 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н.э.), Сократ (470–399 гг. до н.э.) – разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.

Вопросами философии языка занимались в XVII–XVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), французский мыслитель Р. Декарт (1596–1650), немецкий ученый Г. Лейбниц(1646–1716).

В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос о языке как инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.

Ø Фактически на заре развития языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель сформулировал принципы логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения [Гируцкий, с. 11].

Ø В начале XX в. возникла смежная лингвистическая дисциплиналингвосемиотика . Своим появлением она обязана Ф. де Соссюру.

Семиотика (греч. sēmeiōtikē ‘учение о знаках’) – это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.). Язык – наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.

Лингвосемиотика изучает проблемы, связанные со знаковостью языка :

Какие единицы языка являются знаками ,

Каковы разновидности языковых знаков,

В чем их специфика по сравнению с другими знаками и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].

Ø Уже на ранних этапах развития языкознание было тесно связано с историей . Начиная с XIX в. исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании.

С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве языков и, следовательно, об общности судеб разных народов , территории их расселения, миграции.

С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков , судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи). Например, в петровскую эпоху – время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой – в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].

Историческая лингвистика включает

- сравнительно-историческое языкознание,

- этимологию (раздел лексикологии, занимающийся происхождением слов),

- историю литературных языков .

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:

- археологией ,

- этнографией,

- антропологией.

Ø Обнаруженные археологами при раскопках древние письменные памятники (таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифами и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.) дают лингвистам возможность

Узнать о существовавших ранее и умерших языках

И прояснить многие вопросы истории современных языков .

Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч. palaios ‘древний’ + graphō ‘пишу’) [Гируцкий, с. 11].

Ø Из названных наук с языкознанием теснее всего связана этнография (греч. éthnos ‘народ’ + graphō ‘пишу’) и ее различные отрасли, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов , в том числе в архаичных (первобытных) коллективах .

На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIX–XX вв. возникла этнолингвистика (Франц Боас ,Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].

Центральными для этнолингвистики являются две взаимосвязанные проблемы:

1) Как в языке отражаются культурные (бытовые, религиозные, социальные и др.) представления народа , говорящего на этом языке?

2) Какие формы и средства языкового общения являются специфическими для данной этнической группы? [Энциклопедия «Кругосвет»].

Ø Лингвокультурология –отрасль лингвистики, оформившаяся в 90-е гг. XX в. Она исследует

Проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке,

Исторические и современные языковые факты сквозь призму духовной культуры.

С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].

Ø Социолингвистика , возникшая в результате взаимодействия лингвистики и социологии, занимается вопросами соотношения языка и общества. Она изучает

Функции языка в обществе,

Социальную дифференциацию языка,

Причины исчезновения языков,

Двуязычие и многоязычие и т.д.

Ø Данные антропологии (греч. аnthrōpos ‘человек’), науки о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, используются в лингвистике, напр., при изучении вопроса о происхождении речи у древних людей .

Ø С XIX в. существует союз лингвистики и психологии , психологическое направление в языкознании, переросшее в 60-е гг. XX в. (в США) в психолингвистику .

Область ее интересов – связь речи и сознания . Она исследует

Психические процессы при порождении речи (говорении, письме), при еевосприятии (слушании и чтении) и понимании ;

- освоение речи на родном и иностранном языке.

Одним из ведущих методов исследования в психолингвистике являются психолингвистические эксперименты [ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].

3.2. Связь языкознания с естественными науками

Ø Древнейшими являются связи языкознания с физиологией : еще ученые Древней Индии описывали звуки на физиологической основе.

Физиология и нейрофизиология изучают

Устройство речевого аппарата,

Образование звуков речи в нем,

Восприятие речевого потока органами слуха.

Ø На стыке языкознания и неврологии – науки о высшей нервной деятельности человека – примерно во 2 половине XIX в. образовалась нейролингвистика .

Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга . Она возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам

Не только для изучения нормальной речи,

Но и для исследования структуры языка и его функционирования.

Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активно используются прежде всего психолингвистикой [ЛЭС, с. 327–328; Гируцкий, с. 13].

Ø Связь с биологией демонстрирует натуралистическое направление в языкознании, возникшее в середине XIX в.

Основателем этого направления считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер (1821–1868). Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык как природный организм , который рождается, растет и умирает.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928–) о биологической «врожденности» языка .

В этом же веке было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка [Алефиренко, с. 20].

Ø Давние и прочные отношения связывают лингвистику с географией .

Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков :

В условиях горного ландшафта (на Кавказе, Памире) языки нередко характеризуются очень небольшим числом носителей (за счет разобщенности носителей и трудностей коммуникации);

- просторные открытые территории способствуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению;

- моря и океаны в прошлом служили препятствием для широких языковых контактов.

Гибридная наука лингвогеография , возникшая в конце XIX в., занимается изучением территориального распространения языков и диалектов, отдельных языковых явлений, созданием диалектологических атласов, лингвистических карт.

Лингвогеография тесно связана с ареальной лингвистикой (от лат. area ‘площадь, пространство’), исследующей взаимодействие языков и диалектов в определённом регионе, закономерности языковых контактов и т.д.

Связь лингвистики с географией проявляется и в топонимике – разделе лексикологии, изучающем различные географические названия (гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].

3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

Ø Связь языкознания с одним из разделов физики – акустикой – обнаруживается уже у древних греков, изучавших звуки речи на акустической основе.

Современная экспериментальная фонетика широко использует приборы, компьютеры при исследовании звуков речи.

Ø В 50-е гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникла математическая лингвистика , разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков.

Математические методы применяются для

Количественного исследования языковых явлений (напр., частоты использования некоторого элемента в том или ином тексте),

Изучения формальной сочетаемости языковых единиц,

Моделирования процессов порождения и восприятия речи,

Решения ряда прагматических задач, таких как создание частотных словарей, установление авторства текста, года его написания и т.д.

Ø Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Ø Контакты лингвистики с кибернетикой (наукой об управлении и месте информации в процессах управления) привели к формированию инженерной лингвистики , которая занимается изучением языка в его отношении

К компьютерам,

К возможностям машинной обработки текстов,

К возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса и др. [Гируцкий, с. 14].

Таким образом , современная лингвистика – это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания (см. схему 2 на с. 13).

Связи лингвистики с другими науками

┌─────────────────┼──────────────────┐

с гуманитарными : с естественными : с физико-математическими :

Часть филологии

Философией

Логикой

Семиотикой

(лингвосемиотика)

Историей

Археологией

Этнографией

Антропологией

Литература

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 4–8.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 5–16.

Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 24–40.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 12–13.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287–289; Нейролингвистика. С. 327–328; Прикладная лингвистика. С. 397; Психолингвистика. С. 404–405; Прикладная лингвистика С. 397; Синхрония. С. 451–452; Языкознание. С. 618–623.

Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 4–6. Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov

Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2007. 152 с.

Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 50–59. Электронная версия:

http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm

Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 22–34.

Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта: Наука, 2008 (1-е изд. – 2007 г.). 128 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 9–11.

ЭРЯ –Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672–676. Электронная версия: http://russkiyyazik.ru

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»


Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет , мы говорим так, будто авторитет – конкретное материальное тело : авторитет может быть большим и маленьким , иногда дутым , он бывает собственным и чужим , его можно заработать, приобрести и потерять , чужим авторитетом можно прикрываться .

Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли : она посещает нас, приходит в голову, как живое существо , или западает в голову, будто вещь , может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой , мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.

Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным . Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании [Введение в языкознание, с. 9].

Например, проблемы табý (запретов) и эвфемизмов (слов, заменяющих запретные), которые связаны с особенностями архаичного сознания.

В 1861 г. опубликована работа парижского хирурга и анатома Поля Брокá (1824–1880) о моторной афáзии – утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании высказывания). Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции . Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике [Алефиренко, с. 20].

Скандинавские ученые разрешили многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон».Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа. Ученые сравнили длину предложений, распределение длины предложений по количеству слов, распределение частей речи, сочетание частей речи в начале и конце предложения, частоту использования союзов в начале предложения, повторяемость словарного запаса по богатству.

Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц, 605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 – женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 36–37].


Похожая информация.


Языкознание связано:

а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, психологией, логикой, филологией (объединяющей литературоведение, поэтику, фольклористику). Филология изучает язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях;

б) с естественными науками: математикой, физикой, физиологией, теорией информации, анатомией, медициной, географией, статистикой, кибернетикой.

в) в последние десятилетия возникли новые дисциплины на стыке традиционных областей знания: социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и др.

Самые тес­ные и древние связи существуют у языковедения с фило­логией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр фило­логии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, тексто­логию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания ан­тичных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разраба­тывали теоретические вопросы языка, в частности, про­блему соотношения названия и предмета. Вопросы фило­софии языка получают свое дальнейшее развитие в языко­знании XVII-XVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767- 1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию. Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики. Уже на ранних этапах своего возникновения языкозна­ние было тесно связано с историей, в частности, с исто­рией создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., историче­ский подход к языку надолго остается ведущим в языко­знании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенно­стях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, тер­ритории их расселения, миграции во времени и пространстве. Языкознание тесно взаимодействует и с другими нау­ками исторического цикла - археологией, этнографией, ан­тропологией. Обнаруженные археологами при раскопках па­мятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей.

На стыке языкознания и социологии возникла лингвистическая дисциплина - социолингвистика, посвя­щенная разработке вопросов соотношения языка и обще­ства. Социальную дифференциацию языка, языковую по­литику, соотношение языка и нации, общественные функ­ции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика. В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии - психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические.

Древнейшими являются связи языковедения с фи­зиологией, поскольку уже древние индийцы описывали зву­ки на физиологической основе. Физиология и нейрофи­зиология изучают устройство речевого аппарата, образо­вание звуков речи в нем, восприятие речевого потока орга­нами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка. Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюцион­ной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и био­логии, возникает взгляд на язык как естественное, при­родное явление - натуралистическое направление в язы­кознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821 -1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, обра­зуя тесный союз с биологией. Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат пред­посылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют су­ществование малочисленных по количеству носителей языков.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые за­нимаются созданием единых теорий мироздания. Оказа­лось, что получение единой физической непротиворечи­вой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между языком, мозгом, со­знанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современная нейролингвистика. В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики воз­никает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении язы­ка различные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернети­кой - наукой об управлении и месте информации в про­цессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирую­щуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедея­тельности. Контакты лингвистики, с кибернетикой приве­ли к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компью­терам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов че­ловеческого голоса, а также другими проблемам.

Языкознание, или лингвистика как наука о языке

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Современная наука состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

О связи языкознания с другими науками

Языкознание связано с социальными науками:

  • с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
  • Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.
  • Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.
  • Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
  • Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
  • Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

О связи лингвистики с естественными науками.

Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов". Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология . Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.

О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Аспекты языкознания

Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное . В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.
Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д.

Синхронный и диахронный аспекты частного языкознания

Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.

Круг задач, решаемых языкознанием

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).