Времена года

Процесс общения посредством сигналов разной модальности. Модальность (тип восприятия): типы и их определение. «Мои глаза в тебя не влюблены»

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Модальность – одно из многофункциональных понятий, нашедших применение в различных научных сферах. Категории сенсорной модальности активно используются в психологии и являются опорными точками для способов взаимодействия с реальностью клиента в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Что такое модальность?

Модальность - это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность - термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей - модальный человек или модальная личность это - реально преобладающий тип в данном обществе.

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность в психологии

Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В - определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.

Модальности восприятия

Существуют следующие модальности восприятия в психологии:

  • рациональная модальность (мыслительные операции);
  • кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, );
  • слуховая (аудиальная);
  • зрительная (визуальная).

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность - получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».

Модальность мышления

Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:

  1. Рациональная модальность – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
  2. Эстетическая модальность - художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
  3. Инструментальная модальность – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
  4. Магическая модальность – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
  5. Этическая модальность – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».

Модальность эмоций

Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:

  • радость – позитивное отношение к миру и себе;
  • интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
  • удивление – внезапные изменения;
  • печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
  • отвращение – эмоция отвержения;
  • гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
  • презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
  • стыд – переживание человеком неполноценности;
  • страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
  • вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая - запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная – память на запахи.
  7. Эмоциональная – запоминаются все пережитые .

Чем субличности отличаются от модальностей?

Понятие субличности в психологии - метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности - это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.

МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ - термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором - адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности - напр., зрительные - при действии раздражителей др. модальности - напр., слуховой).

  • - распространение болевых ощущений за пределы патологического очага...

    Большой медицинский словарь

  • - Этимология. Происходит от лат. absolutus - неограниченный. Автор. Г.Фехнер. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика...
  • - их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - различные формы логической группировки ощущений. К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог, дифференциальный порог, оперативный порог...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. emovere - возбуждать, волновать. Категория. Переживания позитивного знака. Специфика. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Гештальтпсихологическая концепция ощущений - представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие - , а ощущение лишь абстракция - , результат ""препарирования"" образа...

    Психологический словарь

  • - Дифференциальный порог ощущений - минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений...

    Психологический словарь

  • - Классификация ощущений - разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам - , ответственным за их возникновение...

    Психологический словарь

  • - Поиск ощущений - элемент мотивационно - потребностной сферы. Поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие: - поиск опасностей и приключений, - поиск переживаний,  ...

    Психологический словарь

  • - Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора - . Выделяют абсолютный, дифференциальный - и оперативный пороги - ощущений...

    Психологический словарь

  • - Эмоциональный тон ощущений - переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые...

    Психологический словарь

  • - Истолкование больным испытываемых им ощущений, истинных и мнимых, в соответствии с бредовыми переживаниями. Чаще всего наблюдается при шизофрении...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - "...Дифференциальный порог: минимальное изменение количества стимула, вызывающее изменение интенсивности ощущения..." Источник: "ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ...

    Официальная терминология

  • - Вид модальности, выражаемый лексикой с модальным значением, входящей в состав сказуемого: должен; обязан; мочь; хотеть; надо; нужно и т.п.: Завтра должно быть ясно...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"модальность ощущений" в книгах

Визуальная модальность

автора Браун Санни

Визуальная модальность Обучение в визуальной модальности можно описать следующим образом: идеи, понятия, факты и другая информация обрабатываются и осмысляются через наглядные образы и методы визуализации. Использование дудлов в этой ситуации представляется

Аудиальная модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Аудиальная модальность Учащийся-аудиал наилучшим образом воспринимает информацию на слух. Работая с разными учащимися, я поняла, что здесь существует возможность для двоякого использования дудлинга.Во-первых, многие люди особенно активно дудлят, когда слушают, – будь

Кинестетическая модальность

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Кинестетическая модальность Линда Барри, писательница и художник-иллюстратор, сказала однажды, что худшее, что можно сделать, когда иссяк поток творческой фантазии, – это начать думать и перестать двигать руками. Дудлеры знают, что она имела в виду. Казалось бы, такая

Модальность суждений

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Модальность суждений Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.Традиционно в логике выделяется три вида

3. Экстраекция и модальность

Из книги Феноменология галлюцинаций автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия <…>. Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Деонтическая модальность - это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.Норма права -

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Алетическая модальность - это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.Истинность или ложность

3. Экстраекция и модальность

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. <…> Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

31. Модальность суждений

Из книги Логика автора Шадрин Д А

31. Модальность суждений Модальное суждение – это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с прадоксой, то

1. Модальность суждений

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

Модальность языка и иконографическая модальность

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Модальность языка и иконографическая модальность Язык – это тоже модальность, но «более специфическая». Лингвистические модели вполне распространены в искусствознании, в чем мы уже имели возможность убедиться. Но тем не менее, остаются открытыми две проблемы:

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы - обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске. Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет. Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки. Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.

Советы педагогам.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д. Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Работа учителя в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием. От визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику - положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу - сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

Модальность - качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность - классическая количественная характеристика ощущений

.Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность - временная характеристика ощущения.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений . Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический .


Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952) . Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные .

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения , отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные . Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения , по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным , у человека – Н.А. Берштейном . Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические ) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств» . Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения , занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха .

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро .