Лето

Открытие позитрона античастицы. Космические лучи. Открытие позитрона

В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, духовная элита (ведущие представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации). Политическая элита среди них отличается тем, что концентрируя в своих руках политическую власть, является публичной, управляет обществом, принимает стратегически важные решения.

Какова структура современной политической элиты? Современный индийский политолог П. Шаран выделяет следующие группы в составе политической элиты.

Высшая элита – это люди, занимающие стратегические политические посты: в правительстве, партиях, профсоюзах. Они принимают наиболее важные политические решения.

Средняя элита формируется, прежде всего, из наиболее влиятельных выборных, допущенных к управлению лиц: парламентариев, депутатов, губернаторов, мэров. Как правило, это 5% верхушки законодательной, исполнительной и судебной власти в стране.

Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в административном аппарате.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Как происходит рекрутирование политической элиты. В формировании элиты обычно выделяют три принципа отбора: по крови (аристократия рождения или ранга); по принципу владения (имущественная или финансовая аристократия); по достигнутому успеху (аристократия ума и таланта).

Элиты могут быть открытыми и закрытыми, при этом имеется в виду, прежде всего, процесс притока в элитные ряды выходцев из других социальных слоев. Политическую элиту называют открытой, если доступ в ее круг открыт для представителей различных слоев. Эта тенденция характерна для демократических государств. Благодаря открытой элите вверх поднимаются люди наиболее способные, с высокими профессиональными качествами. Это способствует укреплению политической власти в обществе.

Закрытой элита является в том случае, когда она самовоспроизводится на основе очень узкой социальной базы. Такая тенденция характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Застой приводит к нарастанию кризисных процессов в обществе, в результате чего замкнутая элита утрачивает способность эффективно управлять обществом.

Однако прямой зависимости между типом политического режима и степенью открытости политической элиты не существует. В советские времена 30-е годы государство было тоталитарным, но процесс рекрутирования элиты носил открытый характер - рабоче-крестьянское происхождение особенно ценилось в среде советских комиссаров. Напротив, изучение элитообразования в США показало, что, несмотря, на демократический режим, система рекрутирования политической элиты является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус.


Какие существуют способы продвижения к вершинам политической карьеры. Мировая практика различает две системы отбора элит – систему гильдий и антрепренерскую систему . При отборе кандидатов при системе гильдий акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правил и предписаниям класса, организации. Вследствие этого для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Тщательность отбора кандидатов обеспечивается большим количеством формальных требований (стаж, возраст, характеристика, партийность и т. д.), отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Антрепренерская система отбора основана на иных принципах. Она ориентируется на такие качества кандидатов, как его творческие возможности, способность убеждать, нравиться людям. Такая система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку выдвигает ограниченное количество требований. Например, для выдвижения на пост президента Казахстана достаточно, чтобы кандидату было не менее 40 лет, он прожил в стране не менее 15 лет, владел государственным языком. Процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Такая система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей. Обратной стороной данной системы является: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, частые конфликты внутри элиты и др.

На практике ни одна система не используется в чистом виде. Как правило, чаще используются обе системы в определенном сочетании.

Наряду с системой отбора на социальную результативность элит оказывают влияние и некоторые другие факторы.

На отбор элиты заметное влияние оказывает качество образования. Так, по результатам репрезентативного исследования элит Швеции, Италии, Германии, Англии, Голландии, США и Франции, проведенного в 1989 году 80% членов парламента и 96% государственных должностных лиц имеют университетское образование. В ряде стран доступ в элиту обусловлен наличием дипломов определенных университетов. Во Франции особое место среди всех учреждений образования и повышения квалификации, и даже среди Les Grandes Ecoles, занимает Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции - ЭНА. ЭНА стоит на первом месте не столько по уровню образования, сколько по открываемым перспективам карьерного роста и жизненного успеха. Подавляющее большинство французских выпускников ЭНА становятся ведущими государственными политиками, руководителями французских институций, парламентариями, высшими чиновниками, дипломатами и членами международных организаций, судьями высших инстанций, адвокатами Государственного совета, административными и финансовыми контролёрами высшего ранга, руководителями и топ-менеджерами крупнейших государственных и международных фирм и банков, средств массовой информации и коммуникации. ЭНА дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое число министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. В Великобритании так называемые публичные школы – Итон, Винчестер, Харроу – служат основными центрами подготовки политической элиты. Известно, что из стен только одного Итона вышло 18 премьер-министров.

В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становится служба в армии. В Бразилии, Перу, Аргентине именно военные составляют основу политической элиты общества. Работа в системе государственного управления имеет серьезное значение для политической карьеры в Германии, Японии, России, Казахстана. Во многих исламских странах церковь является важным институтом, влияющим на формирование карьеры политического лидера. Всему миру известно имя бывшего религиозного лидера Ирана аятоллы Хомейни.

В истории и современной политической жизни Казахстана доминирующее положение большей частью занимали политико-административные элиты. Можно выделить следующие доминирующие стереотипы и ценностные ориентации элиты: этатизм и патернализм; авторитаризм и «указно-порученческое право»; патриотизм и толерантность к другим культурам; государственность и самоотверженность в отстаивании национальных интересов и ценностей и др.

В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит .

Типология политической элиты

Способ отбора

(рекрутирования)

элиты
  • Открытая (антрепренерская) элита;
  • закрытая элита (гильдии)
Род деятельности
  • Политическая;
  • экономическая;
  • военная;
  • бюрократическая;
  • культурно-информационная
Место в политической системе
  • Правящая;
  • оппозиционная (контрэлита)
Характер

внутриэлитных

отношений

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

  • разъединенная (с низкой степенью инте-
грации)
Степень представительности
  • С высокой степенью представительности;
  • с низкой степенью представительности

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита ) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

Сущность и роль политических элит в обществе

Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.), получили широкое распространение в XIX-XX в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (Парето, Моска, Михельс) и их последователям (Лассуэл, Джилас, Миллс, Дай, Зиглер, Восленский и др.) политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социологическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.

Основная, развивающаяся на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.

Категорией "политическая элита" обозначают тех, кто принимает непосредственное участие в принятии политических решений; это - граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы.

Важным при определении элитарных слоев является также то, как они идентифицируют себя с господствующими или претендующими на господство идеологиями, программами и доктринами, какие выдвигают стратегии развития страны и определяют многообразные варианты их осуществления, как относятся к народу и учитывают интересы различных социальных общностей, наций, классов. Властвующая элита, по определению Миллса, "состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются" 3 .

Правящей политической элите противостоит оппозиция, контрэлита, которая, соперничая с ней, влияет на процесс обновления и перестройки элитарных структур и групп. В правящей элите можно выделить:

1) высшую, 2) среднюю, 3) функциональную. В первую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. Во вторую - руководители из региональной элиты. В третью - находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.

При личностном и ценностном подходах к анализу политических элит сущность "элитарности" объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это - и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций, и тому подобное. Большинство из этих способностей присущи профессиональным политикам. Уже Вебер в 1919 г. в работе "Политика как призвание и профессия" заметил "превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знания ее методов, созданных современной партийной системой" 4 . В политических элитах сосредотачиваются и концентрируются все, кто обладает этими навыками и политической культурой. При ситуативном подходе к анализу политических элит подчеркивается, что элитарная позиция - результат овладения конкретной ситуацией, довлеющей над всеми и расставляющей всех политических игроков. Политик лишь выбирает разнообразные средства, варьирует и изменяет свои способности, стремясь войти в политическую элиту. Макиавеллисты даже оправдывают любые средства - аморальные, насильственные, негуманные - в борьбе за господство в политической сфере и за ведущие элитарные позиции.

При системном подходе политические элиты изучаются как подсистемы, интегрированные в социальные системы. В этих подсистемах выделяются взаимосвязанные "роли" как элементы, представляющие собой стандартизированные действия тех или иных субъектов политики. От согласования действий и ролевой совместимости, входящих в политическую элиту граждан, зависит устойчивость и эффективность как самих элитарных слоев, так и властных структур. В обществе существуют правовые способы санкционирования ролевых действий, дополняющихся и другими (экономическими и т.п.) мерами воздействия на всех представителей политических элитарных групп с целью побуждения их поступать "политически оправданно", "в государственных интересах" и т.д.

Интеграция ролей и связанных с ними ожиданий закономерно поддерживается процессом институционализации. Для выполнения в политической элите роли "лидера партии" должен существовать институт "политической партии". Без функционирования "института президентства" невозможно исполнение "президентской роли" даже при желании большинства граждан. Создание и развитие демократических институтов (парламента, правительства и т.п.) - основа выполнения таких "ролей", как "депутат", "лидер фракции", "премьер-министр" и др. Ролевая структура системно взаимосвязана с институционально-должностной.

Хотя элитарные слои и группы дифференцируются ролевыми компонентами, они реализуют взаимодополняющие и взаимообусловленные программы действий, стремятся к достижению одобренных политических целей. При этом деятельность политических элит складывается как результат взаимодействия всех, играющих определенные роли. Согласно закону системности, интегрированное целое качественно выше суммы частей. Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью консолидации в целостные самостоятельные политические образования. Поэтому характеристика всех, входящих в политические элиты, как "отборных", "отобранных", "избранных" связана с тем, что субъектами этой своеобразной селекционной деятельности являются также и сами элиты.

Развитие элитарных слоев чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором случае элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих "высших" слоев, так и классов.

Вебер писал, что политика - это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" 5 . Политические элиты как объединения подобных групп оказывают решающее воздействие на эти распределительные процессы. Многие политологи и социологи подчеркивали и подчеркивают особенно в настоящее время, когда властные структуры стали чрезвычайно сложными и разветвленными, что в политические элиты входят те, кто способны играть формализованную, нормативно и законодательно закрепленную социальную роль в политической системе. Именно степень освоения этой роли определяет поведение каждого и принимаемые им решения, его поддержку гражданами. Главное в том или ином представителе политической элиты не только и не столько набор определенных качеств, а то, как изменяются, совершенствуются, преобразуются эти качества в зависимости от выполняемой ими роли.

Элитарные группы всегда связаны с должностным статусом во властных структурах, с институционализацией их функций, с обязательным наделением властными полномочиями. Однако многое в их статусном положении зависит не только от места в политической иерархии, но и от массовой поддержки, оказываемой без угрозы применения силы. Это и обеспечивает продолжительность и стабильность властвования элит: те, кто управляют, ожидают, что их командным установкам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера и содержания решений, приказов, законов и нормативных актов.

В XXI в., анализируя ход истории, многие политологи и социологи признают несостоятельность как аристократических элитарных воззрений, в которых отстаивается постулат о поголовной предрасположенности по крови и происхождению всех благородных и знатных к эффективному руководству, так и утопичность популистских идей о возможности "каждую кухарку" научить управлять государством и подготовить ее в высшую политическую элиту.

В истории человечества практически невозможно обнаружить общество, в котором элиты были бы абсолютно закрытыми. Никогда не существовали и не будут созданы общественные структуры, в которых все

политические элитарные позиции станут общедоступными. Большинство теоретиков и идеологов элитизма отмечают, что важнейшая задача общества - совершенствовать каналы социальных перемещений и постоянный контроль за ними для того, чтобы они способствовали обновлению состава высших слоев и их пополнению элитным человеческим потенциалом, а также препятствовали бы накоплению неспособных, потерявших соответствующие качества политиков в элитарных группах и слоях. Необходимо своевременное, обоснованное и закономерное возвышение граждан по вертикали, иначе при появлении и концентрации

прогрессивных, элитных элементов в низших слоях возможны протестные выступления.

Многое в преобладании положительной или отрицательной тенденции в развитии элитарных групп зависит от исторической обстановки, социальной среды. Однако теоретики элитизма, оппонируя идеям социального детерминизма, а также критикуя представления о политике как надстройке над неким фундаментом общества, постоянно и традиционно выделяют значение элит как активных, свободных субъектов политических и социальных отношений, лично ответственных за все направления их развития: прогрессивные и регрессивные, революционные и тупиковые.

Типология и функции политического лидерства

Большинство в политических элитах составляют те, кто занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников. Политическое лидерство, опирающееся на широкую социальную основу - это одна из целей деятельности каждого входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в элитарной иерархии.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их консолидации. С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние "превращаются" в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как "избранные" по политическим предпочтениям.

Политическое лидерство, подчеркивал Блондель, - это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям" 6 . Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер - это и центр власти, и "мозг", и "визитная карточка" тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.); харизматическоеЛ которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.); на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.); авторитарное,преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.); диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание ("вожди народа" Гитлер, Сталин и др.). Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных^ виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов,содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется. При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства - над обществом. Функция вождя - центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся - уничтожают.

При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера - важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма. При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

Характеризуя особенности политического лидера демократического типа, А.С. Панарин выделяет среди них главную: "В отличие от традиционного носителя наследственной авторитарно-патриархальной власти современный политик - это предприниматель, который не владеет властью по праву рождения, а вынужден непрерывно производить власть в условиях ожесточенной конкуренции. Современная политическая этика - это предпринимательская этика, ориентированная на конкурентную среду и связанная с готовностью "вступать в игру" вместо того, чтобы сторониться или запрещать ее, рассматривая власть как свою монопольную собственность"1 7 .

Российская политическая элита постсоветского периода В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральном уровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном - в ряде законодательных и исполнительных органов.Политических лидеров коммунистического направления (Зюганов, Купцов, Лукьянов, Куваев и др.) поддерживают 20-25% избирателей современной России.

Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне.

Сотни российских лидеров прошли через международно-признанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения.

В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс.

Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России - социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт.

В прикладной политологии при изучении элитарных слоев той или иной страны используют четыре главных измерения - власть, образование, доход, престиж. Власть как возможность оказывать воздействие на других измеряется количеством людей, на которых распространяются принимаемые решения. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает индивид в течение определенного периода времени, скажем, одного года. Престиж - это уважение элитарной позиции, сложившееся в общественном мнении.

Во всех этих измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами. Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.

Ответим на вопрос, кого можно отнести к основным субъектам политики. Выделим разновидности политических элит. Выясним, чем отличаются политические партии и политические движения, каковы их функции. Подумаем над тем, какую роль в политической системе играют средства массовой информации.

Конспект занятия "Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе"

Обществознание ЕГЭ, занятие 20

Занятие 20. Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе

Политическая элита

Политическая элита (от фр. еlite – лучшее, отборное) – это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Причины существования политической элиты:

        необходимость профессионального управления обществом;

        неравенство способностей и возможностей людей;

        престижность управленческого труда, возможность получения различных привилегий;

        политическая пассивность большинства населения.

Характерные черты политической элиты:

        небольшая социальная группа, обладающая высоким социальным статусом;

        значительный объём государственной и информационной власти, непосредственное участие в осуществлении власти;

        организаторские способности и талант.

Функции политической элиты

        Определение политической программы действий, генерация новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

        Осуществление на практике выработанного политического курса.

        Укрепление стабильности и единства общества, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

        Представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.

Классификация политических элит :

        по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита);

        по уровню компетенции – общенациональная, региональная, местная;

        по выражаемым интересам – профессиональные, этнические, религиозные и др. элиты;

        по результатам деятельности (эффективности) – элита, псевдоэлита, антиэлита;

        • псевдоэлита – «элита», не выполняющая своих функций, её деятельность ведёт к ослаблению общества, государства;

          антиэлита – ставит своей целью свержение действующих элит, но не способна выступать в качестве достойной их замены;

        по способу отбора (рекрутирования) – закрытая и открытая.

Критерии эффективности деятельности политической элиты:

        достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;

        политическая стабильность общества и национальная безопасность;

        оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Политические партии и движения

Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, группа) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Отличительные признаки политической партии :

        нацеленность на завоевание и осуществление власти;

        носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека;

        наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии;

        наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии);

        наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Классификации политических партий :

        по идеологической направленности – консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистическое, клерикальные, националистические;

        • консервативные : сохранение существующего строя, опора на традиционные ценности, опека и контроль над гражданами со стороны государства;

          либеральные : личная свобода как высшая ценность, невмешательство государства в экономическую жизнь, равенство лишь перед законом;

          социал-демократические : защита интересов людей труда, социальная справедливость, сильная социальная политика государства;

          коммунистические : уничтожение частной собственности, построение бесклассового общества;

          националистические : приоритет интересов нации над интересами личности;

          клерикальные : увеличение роли церкви в управлении обществом.

        по участию в осуществлении власти – правящие и оппозиционные;

        по характеру членства – кадровые и массовые;

        • кадровые : немногочисленны, нет фиксированного членства и обязательных членских взносов, деятельность активизируется во время выборов;

          массовые : проводят систематическую работу со своими сторонниками и по привлечению новых членов, разветвлённая организационная структура и партийный аппарат, фиксированное членство, членские взносы.

        по шкале политического спектра – левые, центристские, правые;

        по способу деятельности – реформистские, революционные;

        по социальной базе – рабочие, буржуазные, крестьянские и др.;

        по отношению к закону – легальные и нелегальные.

Функции политической партии :

        борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

        участие в осуществлении власти;

        участие в формировании власти;

        выражение интересов социальных групп;

        политическое воспитание;

        подготовка кадров политиков.

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийный систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная

Политическое движение - добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов

Отличительные признаки политического движения

        Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

        Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

        Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

        Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

        В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок

Средства массовой информации

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

    печатные и сетевые издания, теле и радиоканалы, теле, радио, видео или кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным названием.

Функции СМИ :

        информационная;

        выражение общественных интересов;

        формирование общественного мнения;

        образование и социализация граждан;

        осуществление общественного контроля за действиями власти;

        объединение граждан.

Основные последствия появления СМИ в политике

        Прямое общение политических лидеров с населением  ненужность участия в этом процессе политических партий  потеря значения партий в политической системе.

        Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

        Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Решение заданий

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия в обществе.

2) Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно может допускать в свою среду представителей других слоёв.

3) В зависимости от идеологии выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.

4) Политическая элита может мобилизовать граждан и взять под контроль общественные институты.

5) Деятельность политических элит непосредственно определяется только интересами населения.

В государстве Z появилась новая политическая организация. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработка определённой идеологии

2) издание газеты

3) использование Интернета для обеспечения массовой поддержки

4) сбор средств на благотворительные цели

5) принятие устава и программы

6) активное участие организации в парламентских выборах

Найдите в приведённом списке функции политической партии в демократическом обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

2) участие в судопроизводстве

3) руководство министерствами и ведомствами

4) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

5) политическое просвещение граждан

6) регулирование правовых отношений

Найдите в приведённом ниже списке типы политических партий, сформированные по признаку методов политической борьбы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) реформаторские партии

2) легальные партии

3) региональные партии

4) кадровые партии

5) революционные партии

6) правящие партии

В государстве Z зарегистрирована политическая партия. Она имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям».

Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) либеральная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) массовая

6) консервативная

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Задания 21–24

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты.

Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)

22. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

23. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

24. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

Задание 26

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

Задание 27

В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна». (Г.К. Лихтенберг)

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

Задания по теме для самостоятельного решения

Задание 1

(2 балла)

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание (без пробелов между словами и каких-либо знаков препинания).

Президент страны, депутат парламента, политическая элита, губернатор области, лидер партии.

Задание 2

(3 балла)

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего наиболее авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3) Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4) Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

Задание 3

(3 балла)

Найдите в приведённом ниже списке средства массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) телеканал ОРТ

2) радиостанция «Хит-FM»

3) детектив-бестселлер

4) газета «Московский комсомолец»

5) учёные записки государственного университета

Политическая элита - это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита - это часть властного механизма, обеспечивающего социальное господство. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь.

Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы .

Имея собственную социальную базу, политическая элита как властвующая сила является проводником не только узкосоциального интереса, но и выступает как проводник всеобщего интереса. Она все время мотивирует свою деятельность заботой об общем благе. И на самом деле важнейшая функция элиты - не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.

Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты - это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном счете, власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов .

Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

Политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс столь конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.

Впервые попытка классифицировать элиты была предпринята Р. Миллсом. Он различал элиту по видам деятельности - политическую, экономическую и военную. В своей работе «Властвующая элита» он выделял две группы властвующей элиты. К первой группе он относил политическую элиту - тех, кто избран народом и имеет легитимное право принимать политические решения. Во вторую группу входят элиты в политике - кого народ не избирал, но они имеют значительное влияние на процесс принятия политических решений.

В зависимости от источников влияния, элиты подразделяются на наследственные (например, аристократия), ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессиональные управленцы).

1. Прежде всего, элиты можно подразделять по функциональному признаку .

Соответственно выделяются: политическая, экономическая и культурно-информационная элиты.

Политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные решения. На основе объема властных полномочий выделяются следующие виды политической элиты: высшая, средняя и административная.

Высшая политическая элита включает в себя руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу элиты относятся президент и его окружение, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций.

К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений.

В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих.

Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества - крупные собственники, банкиры, руководители финансово-промышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов. Интересы экономической элиты прямо или косвенно оказывают влияние на характер решений, принимаемых политической элитой .

Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие на формирование общественного мнения, высшие иерархии церкви. Главной функцией этой элитной группы является формирование благоприятного для элиты общественного мнения.

2. По месту в политической системе элита подразделяется на правящую и оппозиционную (контрэлиту). В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты. Потенциальная элита выдвигает популистские лозунги, апеллирует к массам, стремясь сменить у власти правящую элиту и поддержке большинства не элитных групп .

В соответствии с типом правления можно классифицировать политическую элиту на авторитарную, тоталитарную, демократическую (либеральную); по форме принадлежащей собственности - аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную.

3. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Элиты открытого типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты открытого типа присущи либерально-демократическим политическим системам. Наличие элит, возможность выбирать из достаточного количества хорошо подготовленных, квалифицированных представителей сторонники либеральной демократии считают важнейшим условием для нормального функционирования демократии, создания стабильной политической системы. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту.

Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики.

В отличие от открытой элиты, для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не элитных групп в нее. В первую очередь, на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы. В конечном счете, элита стремится к самовоспроизводству, что в свою очередь обрекает ее на вырождение и деградацию.

Политические элиты закрытого типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального общества - родовая аристократия. К элитам закрытого типа относится и советская номенклатура. В современных условиях элиты закрытого типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества .

Ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Элиты открытого и закрытого типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями. Но элиты закрытого типа быстрее замыкаются на реализации узкокорыстных интересов и теряют широкое видение национальных приоритетов.

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит - антрепренерскую (от франц. entrepreneur - «предприниматель») и гильдий (от нем. gilde - в Средние века объединения, защищающие интересы и цеховые привилегии своих членов). При этом следует заметить, что в действительности в той или иной форме они сочетаются и недостатки одной компенсируют достоинства другой.

Антрепренерскую систему отличают:

  • - открытость, широкие возможности для представителей общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;
  • - небольшое число институциональных фильтров, т.е. формальных требований для занятия должностей;
  • - широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все граждане страны;
  • - высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;
  • - первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку среди широких социальных слоев.

Данная система распространена в большинстве современных стран Западной Европы и США, так как является демократичной, динамичной и способной к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, внутренние конфликты, значительная вероятность выдвижения кандидатур непрофессионалами, склонными к популизму.

Политическая практика свидетельствует о том, что данная система наиболее полно отвечает современным социально-политическим реалиям и позволяет в результате рекрутирования войти в политическую элиту представителям различных социальных слоев, но вместе с тем сохраняют свое значение и факторы происхождения, наличие собственности.

Для системы гильдий характерны:

  • - закрытость, отбор претендентов на высокие должности, главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;
  • - высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должностей: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой должности, положительная характеристика, национальность, вероисповедание;
  • - узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят только члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава государства или фирмы.

Система гильдий преобладала в тоталитарных странах. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии. Например, в ФРГ, для того чтобы сделать карьеру, необходимо как минимум отвечать следующим требованиям. Во-первых, происхождение родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточное репрезентативное происхождение может быть брак с представителями более высокой социальной группы. Во-вторых, необходим определенный тип воспитания, как правило, его можно получить в большом городе в совокупности с университетским образованием. В-третьих, кандидат должен исповедовать одну из двух основных распространенных в стране религий и придерживаться определенной системы взглядов.

Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки. Среди ее сильных сторон - высокая предсказуемость политических решений, преемственность политических курсов, а также малая вероятность внутренних политических конфликтов. Вместе с тем в данной системе генерирует бюрократизм, который в свою очередь порождает конформизм и консерватизм, что способствует постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

4. По структуре (характеру внутри элитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные). Интегрированные элиты в достаточной степени сплочены. Между внутри элитными группами существуют устойчивые связи. Степень межгрупповой конкуренции может быть достаточно низкой, конфликты внутри элиты не носят непримиримого характера .

Среди интегрированных элит выделяют идеологически и консенсусно объединенные элиты. Первые из них формулируют единую (и единственную) идеологию и нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты отличаются согласием внутри элитных групп относительно основных ценностей, правил политической конкуренции и процедур осуществления власти, главных целей и методов проводимой политики. Для них также характерна низкая степень конфликтности между различными группировками. Достаточно высока плотность внутри элитных связей.

Для элит с низкой степенью интеграции характерны такие черты, как острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределение ресурсов. В процессе борьбы могут использоваться самые различные методы, вплоть до компрометации соперников. Степень плотности внутри элитных связей низка.

Политическая элита обладает следующими функциями:

  • 1) выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого она является;
  • 2) выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;
  • 3) мотивация своей деятельности заботой об общем благе;
  • 4) достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы .

В конечном счете, политическая элита должна превыше всего ставить национальные интересы, причем "элитарное" представление о национальных интересах в основе должно быть примерно одинаковым с пониманием таковых широкими социальными слоями общества.

Таким образом, политическая элита, вне зависимости от механизма ее формирования, должна быть способной к решительным, а в случае необходимости и к непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии политических решений не является абсолютной ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, но вместе с тем длительность ее пребывания у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику, направленную на обеспечение благосостояния всех членов общества.