Лето

По виду социологические исследования могут быть. Виды социологических исследований. Этапы социологических исследований

Этапы социологических исследований

Каждое социологическое исследование включает в себя определенные этапы, которые традиционно выглядят следующим образом:

  • Первый этап включает в себя подготовку исследования. Его основная суть состоит в обдумывании цели, написание программы и плана, выявление методов, а также сроков проведения исследования, подбор способов анализа и обработки полученных социологических сведений;
  • Далее следует этап сбора первичной социологической информации. Сюда входит собрание необобщенной информации в самых разнообразных формах, таких как записи исследователей, ответы опрашиваемых и многое другое;
  • Третий этап включает в себя подготовку полученных сведений, а также их обработку;
  • Заключительный этап состоит из анализа полученных сведений, подготовки научного отчета по результатам исследования, а также написание выводов, разработка рекомендаций и различных предложений для заказчика.

Виды социологических исследований

По способу познания социологические исследования могут быть:

  1. Теоретическими исследованиями. Их специфика состоит в том, что исследователь работает не с самим объектом, а с понятиями, которые отражают данный объект.
  2. Эмпирическими исследованиями. Главным содержанием данных исследований являются поиск и анализ фактических, а также реальных сведений об объекте.

По применению конечных результатов социологические исследования разделяются на:

  • Эмпирические исследований. Они носят прикладной характер. Это значит то, что полученные результаты находят свое практическое применение в самых различных областях общественной жизни.
  • Фундаментальные исследования. Данные исследования направленные на становление науки. Они традиционно осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов, а также проводятся академическими учреждениями для того, чтобы проверить самые различные теоретические гипотезы и теории.
  • Прикладные исследования. Они нацелены на разрешение практических задач. В основном заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, а также органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований, принято выделять:

  1. Разовые исследования. С их помощью можно получить представления о состоянии, а также положении определенного социального объекта, явления или процесса в определенный период времени.
  2. Повторные исследования. Они применяются для определения динамики, а также изменений в их формировании.

По характеру поставленных целей и задач, социологические исследования делятся на:

  • Разведывательные исследования. Они еще имеют такие названия как пилотажные или зондажные. При помощи данных исследований можно разрешать довольно ограниченные задачи;
  • Описательные исследование. Они проводится по полной, достаточно разработанной программе, а также на основе апробированного инструментария. Данный вид исследований с основном используется тогда, когда объектом является довольно большая общность людей, которая отличается различными характеристиками. Примером может являться население города, района, области, где живут и работают люди самых различных возрастов, степени образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.;
  • Аналитические. Основная цель данных исследований состоит в наиболее углубленном исследовании явления. Они применяются в ситуации, когда необходимо не только описать структуру и выяснить, что определяет его главные количественные и качественные характеристики. По применяемым способам сбора социологической информации аналитическое исследование имеет комплексный характер. В нем используются самые разнообразные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые в свою очередь дополняют друг друга.

Является основным инструментом для того, чтобы развивать социологическое знание, это сосредоточение исследовательских усилий на выполнении определенных задач, это система последовательных процедур, которые дают достоверную информацию об изучаемом явлении. Сам термин «социологическое исследование» впервые появился в 1897 году в работе «Самоубийство» французского социолога Э. Дюркгейма.

С тех пор различные виды социологических исследований стали особым и главным фундаментом социологических знаний. Существуют разные виды социологических исследований.

Прежде всего, это разведывательное исследование , которое является наиболее простым небольшим исследованием, у которого сжатый инструментарий и небольшое количество респондентов. Это исследование выполняется для задач, ограниченных по своему содержанию. Как правило, оно проводится по упрощенной программе и охватывает небольшие обследуемые совокупности.

Такие виды исследований используются для того, чтобы выполнить предварительное обследование определенного явления или процесса. Потребность в них возникает в том случае, если проблема вообще не изучена или изучена совсем мало. С помощью таких исследований можно получить дополнительную информацию, выявить границы обследуемой совокупности в дальнейшем изучении, определить необходимый инструментарий и трудности, которые могут возникнуть в процессе широкомасштабного исследования.

Следующие виды социологических исследований - это описательное исследование . Такое исследование является уже более глубоким видом, для которого требуется большее количество респондентов. В обработке материалов таких исследований уже требуется компьютерная обработка данных. Это исследование позволяет составить представление об изучаемом явлении, которое уже является относительно целостным.

Учет и осмысление полученной в результате информации помогают хорошо разобраться в обстановке и на этой основе обосновать выбор необходимых средств, методов и форм управления общественными процессами. Такие типы социологических исследований должны проводиться по подробно разработанной программе и на базе надежного методического инструментария.

Такая оснащенность дает возможность сгруппировать и классифицировать элементы исследования по тем существенным характеристикам, которые влияют на изучаемую проблему. Применяется это исследование в случаях, когда объектом является относительно большая общность респондентов, имеющих отличие по разным характеристикам.

Замыкает виды социологических исследований аналитическое исследование . Оно является самым сложным исследованием и самым глубоким. Оно охватывает респондентов и носит не только описательный характер. Обычно такое исследование не просто описывает явление, но и рассматривает его динамику.

Аналитическое исследование применяется с целью наиболее углубленного изучения явления, когда недостаточно только описания структуры, а необходимо еще и знать, какие его основные количественные и качественные параметры, и что на них влияет и определяет. Эти виды социологических исследований уже в силу своего предназначения имеют наибольшую научную и практическую ценность. Их подготовка требует хорошо разработанной программы, качественного инструментария и значительного времени. В нем могут применяться, дополняя друг друга, различные формы - опрос, наблюдение. Такие социологические исследования обычно носят комплексный характер.

Страница 29 из 31

Виды социологических исследований.

В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона и т.п.).

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления или процесса.

Социальные явления и процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором – с повторным исследованием, которое проводится последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и одними и теми же методами (например, ежегодное исследование популярности вокально-инструментальных ансамблей). Особый вид повторного исследования – панельное исследование, проводимое через определенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (например, ежегодное ежеквартальное исследование бюджета определенных семей).

Исследование проводится как в лабораторных, так и в естественных условиях изучаемых объектов. Так, изучение социально-психологического климата в трудовой бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым.

Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат. cohoros – множество, подразделение) – группировок, в которые включаются индивиды, подобранные потому, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени).

Исследования, ориентированные на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (панельные, когортные, трендовые) или по регионам (территориальные) называются сравнительными.

В проведении социологического исследования можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный.

На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования – документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В этом документе излагаются прежде всего теоретические основы исследования. Например, если проводится исследование семьи, то социологи должны иметь теоретическое представление о том, что такое семья, каковы принципы и закономерности ее функционирования и развития. В данном случае в качестве теоретической основы исследования служит одна из теорий среднего уровня – социология семьи.

Однако семья функционирует в составе такого крупного социологического образования, как общество. Следовательно, социолог при исследовании семьи должен иметь теоретическое представление о том, что такое общество, как оно функционирует и развивается, какое место и роль в обществе играет семья. Иначе говоря, он должен придерживаться какой-то социологической теории (например, теории конфликта Р. Дарендрофа, теории Т. Парсонса или какой-нибудь еще).

Далее в программе излагается процедура перехода от общих теоретических положений к данному конкретному исследованию, к “переводу” их в конкретные средства и способы (методики и техники) сбора, обработки и анализа данных.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования.

Методика социологического исследования – совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.

Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой.

В программе формулируется проблема исследования . Для этого проводится анализ проблемной ситуации, которую можно определить как противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта. Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке (“социальный заказ”). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология (оставляя, скажем, в стороне правовые или экономические аспекты проблемы), какие элементы проблемы являются главными, а какие – второстепенными, и главное – какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие – предстоит решить в данном исследовании (научная проблема).

В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проспекта (например, исследование трудовой дисциплины на фирме “Заря”), которая содержит в себе указание на предмет исследования.

Для этого вначале определяется объект исследования. В качестве объекта выступают те или иные общности людей (например, трудовой коллектив фирмы “Заря”), их деятельность и условия, в которых эта деятельность осуществляется, а затем – предмет исследования – те стороны и те свойства объекта, непосредственно подлежащие изучению, чтобы получить ответ на интересующий исследователя вопрос. Ни одно исследование не в состоянии охватить все многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. Поэтому в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница (ведь социальные объекты постепенно видоизменяются). В качестве временной границы служит определенный период времени. Это может быть конкретный год или даже месяц.

Выделение объекта и предмета исследования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей. Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации и предметной области анализа позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Под целью исследования понимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формируется в договоре наряду с темой.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Например, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению.

Следующим шагом в разработке программ исследования является интерпретация и операционализация основных понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа.

Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их разнообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. Например, преступник, который совершил или совершал преступления; однако существуют и другие определения преступника (например, человек, признанный таковым и осужденный по закону). От того, какое понятие используется, будет зависеть и круг лиц, подлежащих изучению.

В результате уточнения понятий у социолога складывается некоторая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволяет уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа.

Цель операционализации понятий – установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Например, такое понятие как “отношение к труду” невозможно выразить в индикаторах, то есть в доступных для наблюдения и измерения характеристиках объекта. Это понятие можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой эмпирической интеграции: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии; отношение к данной работе на данном предприятии. Последние также надо разложить на ряд объективных характеристик – отношение к работе (трудовая дисциплина, производительность труда и т.п.) и ряд субъективных характеристик – отношение к работе (степень удовлетворенности работой и др.). Затем каждому этому понятию операциональному определению можно предложить эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации.

Таким образом, операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых исходные понятия, используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.

От правильного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе в разработке гипотез. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предложение) – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер.

По задачам исследования выделяют основные и не основные гипотезы, по содержанию – объяснительные, описательные гипотезы и гипотезы следствия. Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований:

должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования;

должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок.

Отвечающие данным требованиям гипотезы как предварительные (предположительные) объяснения явления называющие рабочими. Они повышают оперативность исследования, подсказывают правильность выбора объекта и предмета исследования, а также методов сбора социальной информации.

После формирования гипотез можно переходить к разработке инструментария исследования , то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов. В состав инструментария входят методики сбора первичных данных, опросные листы и прочее, способы обработки и анализа данных, в том числе обоснование и перечень соответствующих социальных показателей (индикаторов) и шкал, служащих инструментом для оценки социальной информации, инструкции для научно-вспомогательного персонала и руководителей этапов исследования и т.д.

Шкалы могут быть: вербальными, то есть иметь словесное выражение (например, показатель – уровень образования, шкала: начальное, среднее – высшее); числовыми, графическими, номинальными (неупорядочными), состоящими из перечня качественных объективных характеристик (например, пол, возраст или мотивы, мнения и т.д.); ранговыми (порядковыми) – шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее и наоборот; интервальными (метрическими) – шкалы разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства (например, возраст, пол, стаж работы и др.).

В социологической практике, как правило, используются ранговые шкалы с тремя или пятью позициями, расположенными симметрично.

Основной характеристикой качества измерения в социологии является степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежит измерению – валидность (от лат valid – имеющий силу, обоснованный).

Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности объектов, которая должна быть непосредственно охвачена данным исследованием. Обследование всей совокупности индивидов объекта - “генеральная совокупность” (например, все подразделения АО “Норильский никель” или все жители города N) требует значительных финансовых затрат и затрат времени, что удлиняет сроки исследования.

Поэтому, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности, отобранной при помощи специальных методов (выборочная совокупность).

Процедура отбора подмножества элементов (наблюдений) генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов (наблюдений) называется выборкой .

Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации (от англ. слова random – соучастный, выбранный наугад), то есть случайного отбора. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого наблюдения, то есть отбор “наугад” гарантирует от намеренных и непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки заключается в том, что вначале определяется единица выборки – элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки (это может быть индивид, группа, акт поведения, организация и т.п.). Затем составляется список (перечень) элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, исключающий дублирование единиц наблюдения (основа выборки). Это может быть, например, список всех членов обсуждаемого трудового коллектива или жителей города. А уже из основы выборки осуществляется отбор единиц наблюдения.

Наилучшей моделью образования выборки из генеральной совокупности считается вероятностная или случайная выборка – метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.

Существует множество типов выборки, различающихся характером процедуры: простая случайная; многоступенчатая (тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов); пропорциональная (квотная), при которой воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков; стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; серийная (гнездовая), при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, коллективы кафедр в вузах
и т.п.; районированная и др.

Типичные размеры выборок для общенациональных опросов колеблются в пределах 1000-2500 респондентов (в зависимости от числа анализируемых групп), для региональных опросов и опросов специальных популяций (молодежи, пенсионеров и т.п.) – от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности называется репрезентативностью .

Разумеется, при осуществлении выборки возможны ошибки как при ее построении, так и в ходе использования списков элементов, которые могут оказаться неполными (ошибки выборки).

К ошибкам выборки могут добавляться ошибки измерения. В результате точность измерения (репрезентативность), составляющая 95%, является достаточной для исследования.

Каждое конкретное социологическое исследование представляет собой уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач и, соответственно, методов исследования. В каждом исследовании разрабатывается одна или несколько специализированных процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способ и порядок их применения. При этом надо обосновать выбор методов и методик в соответствии с гипотезами и продумать способы и методы и анализ собранного материала с тем, чтобы они дали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы.

Введение

Социологическое исследование… Кому незнакомо сегодня это понятие. Оно на устах специалистов практически специалистов всех областей обществознания. Им все чаще пользуются управленческие кадры. С каждым годов увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяется круг профессиональных социологов.

Как показала практика последних лет, возможности социологически исследований широки и многогранны. Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение, выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования; обоснование планов; управленческих решений и оценка эффективности их реализации; обобщение опыта и прогнозирование социальных ситуаций. Это, наконец, и действительный контроль за состоянием дел на различных участках, и утверждение новаторского, реалистического стиля мышления и деятельности.

В социологических исследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровня социальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Эти возможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследования и его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективности деятельности социальных служб.

Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи, и имеющиеся недостатки в социальной работе. Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать, изнутри, но и подсказывают действенные средства для их решения.

Регулярно проводимые социологические исследования в социальной работе помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состоянием психологического климата.

Результаты социологических исследований в социальной работе позволяют не ограничиваться только количественными характеристиками, а анализировать непосредственно качество социальной работы с населением.

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов социологического исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Определить понятие социологического исследования;

· Рассмотреть и охарактеризовать основные виды социологического исследования.

При написании контрольной работы были изучены монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме, информационные ресурсы Интернета.

1 . Социологическое исследование

Социологическое исследование является частью единого социологического знания науки об обществе. К настоящему времени прикладные социологические исследования все более активно применяются при разрешении разного рода общественных противоречий, изучении социальных фактов, явлений, проблем. Основой этого изучения является поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Эта работа производится в соответствии с определенной программой социологического исследования, на основании методологии с использованием определенной методики, техники и соответствующих процедур.

Целью социологического исследования является разрешение объективно существующих общественных противоречий. Социологическое исследование может иметь несколько целей. Они обусловлены проблемами, существующими в различных сферах жизни общества.

Задачи социологического исследования – это методические, организационные и содержательные этапы реализации цели. Задачи можно разделить на основные и вспомогательные.

Объект социологического исследования – то, в чем состоит, что содержит социальное противоречие, социальную проблему. Чаще всего в качестве объекта выступают социальные общности и группы.

Предметом социологического объекта выступают те свойства, стороны, составляющие объекта, которые наиболее ярко и полно отражают социальные противоречия, подлежащие изучению. В качестве предмета могут выступать связи, взаимодействия, поведение, взаимообусловленности, свойства объекта и другое. Один объект может иметь несколько предметов, подлежащих социологическому исследованию. Одно из основных требований, предъявляемых к предмету социологического исследования, – его четкая функциональная направленность, также определенность предмета во времени и пространстве.

Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Значительное влияние на проведение социологического исследования и результаты оказывает методология, методика и техника исследования, которые отражены в программе социологического исследования. От того, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача.

Методология социологического исследования определяет его общее направление, представляет собой систему основных принципов и способов организации проведения и анализ результатов.

Методика социологического исследования – набор приемов и операций по установлению, систематизации и анализу социальных явлений.

Техника социологического исследования обеспечивает надежность, достоверность и полноту собираемой информации и представляет собой различные методики и приемы сбора информации и ее анализ.

Социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности, эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются:

· подготовительный этап;

· полевой этап;

· подготовка к обработке и обработка информации;

· анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога – получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и др. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов,

эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива, включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов.

Составляется логическая программа обработки информации на компьютере.

Анализ информации и подготовка итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа – программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования.

Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

информационная справка;

– информационная записка;

– аналитическая записка;

– отчет о научно-исследовательской работе.

2. Виды социологического исследования и их особенности

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Московский государственный гуманитарныйуниверситет им. М.А.Шолохова»Шадринский филиалкафедра «Социологии»

Виды и методы социологических исследований.

Научный руководитель:

Чичайкин Юрий Викторович

Исполнитель:

Потапов Олег Валентинович

Юр. фак, ГМУ, 5 семестр.

г.Шадринск

Введение.

Цели и задачи социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Этапы социологических исследований.

Виды социологических исследований и их методы.

Выбор вида социологического исследования.

Заключение.

Литература.

Введение.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. И для того, чтобы понять и изучить основные закономерности общественных явлений, развитие и функционирование социальных общностей, необходимы социологические исследования.

Цели и задачи социологических исследований.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Основные задачи исследования - поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Программа социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования - необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

-методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Этапы социологических исследований:

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: 1.Подготовка исследования;

2.Сбор первичной информации;

3.Подготовка собранной информации к обработке и ее обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Виды социологических исследований и их методы.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: 1.Разведывательное;

2.Описательное;

3.Аналитическое.

Методы сбора информации определяются задачами и направленностью исследования. Вот некоторые из них:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

1.Разведывательное.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения методом:

- ответов опрашиваемых на вопросы анкеты;

- интервью;

-записей исследователя в карточках наблюдения и др.;

подлежащих дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о таком методе , как:

- экспресс-опрос , цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

2.Описательное.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным использовать метод:

- группировки;

- классификации и др.

элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

3.Аналитическое.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы:

Основные и неосновные;

Временные и постоянные;

Управляемые и неуправляемые;

Контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться такие методы, как:

- различные формы опроса;

- анализ документов;

- наблюдения.

Естественно, это требует умения взаимосвязывать, `стыковать` информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Эксперимент - так же метод аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

Виды социологических исследований (продолжение).

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования:

4.Точечное;

5.Повторное.

4.Точечное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической , поскольку отражает как бы моментальный `срез` объекта.

5.Повторное.

Описанное выше исследование не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения обьекта во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

Выбор вида социологи исследования.

Имеется ли зависимость между явлениями и видами социологического исследования, с помощью которых они могут быть изучены?` В принципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление может рассматриваться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования не существует `запрета` на анализ тех или иных явлений и процессов: каждое способно дать о них определенный объем научной информации.

Сказанное вместе с тем не означает, что сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить. Каким образом эти обстоятельства заявляют о себе при анализе, скажем, общественного мнения?

Если планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит выявить самую общую реакцию общественного мнения на тот или иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.

Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточно проведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, организуют повторные исследования.

Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.

Заключение.

1. Социологическое исследование - это комплекс мероприятий направленных на практическое решение социальных проблем.

2.В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида социологических исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.

3. В зависимости от других критериев различают:

Сплошные;

Выборочные исследования

В зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности, и результаты распространяются на всю совокупность; точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на: панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени.

Литература.

1)Волков Ю.Г. Социология. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

2)Кравченко А.И. Социология. М.:Проспект, 2009.

3)Фролов С.С. Общая социология. М.:Проспект, 2010.