Биогафии

Общая характеристика классического психоанализа. Модификации классического психоанализа (Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др.). Общая характеристика классической политической экономики. Роль государства, принципы налогообложения

История экономических учений

Глава 1. Общая характеристика классического направления

Понятие "классическая политическая экономия" впервые использовал К. Маркс, который делил политэкономов на "классиков" и представителей "вульгарной" политической экономии. К классикам он относил У. Петти и последующих экономистов до Д. Рикардо, которые ставили своей целью выявить "действительные законы функционирования капиталистического общества". "Вульгарными" экономистами он называл Ж. - Б. Сэя и других экономистов, которые выступили на арену теоретических исследований в период, когда буржуазия Франции и Англии завоевала власть. После этого, по словам К. Маркса, "пробил смертный час научной буржуазной политической экономии", к периоду завоевания буржуазией политической власти (учение Дж. Милля К. Маркс называл "закатом буржуазной политической экономии")

Анализ использования трудовых ресурсов предприятия ЗАО "ЭСТ"

ЗАО «ЭСТ» - динамично развивающееся предприятие, основным направлением деятельности которого является переработка рыбы. Фирма образовалась в 1992г. Фирма прошла путь от небольшого предприятия до крупного производителя рыбной продукции...

Информационное обеспечение экономического анализа

Экономический анализ деятельности предприятий возник и развивался как анализ по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. К настоящему времени анализ уже давно вышел из рамок материалов...

Исследование теоретических основ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятия и их анализ на примере ОАО "Якутский Гормолзавод" города Якутска

Маржинализм

Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути...

МБУ "Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа"

МБУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа» - муниципальное бюджетное учреждение, созданное в 2003 году...

Основная проблематика экономической мысли античности

V в. до н. э. -- время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500--449 до н. э.)...

Политика занятости в кейнсианской и классической трактовке

Основные элементы модели рынка труда в концепции классиков и кейнсианцев были подробно проанализированы ранее. В этом разделе проведем краткое обобщение рассмотренного материала. Ведущий элемент...

Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Общество с ограниченной ответственностью «Слава», именуемое в дальнейшем «Общество», образовано в мае 2005 г...

Региональная экономика

Приволжский федеральный округ включает в себя 15 административных единиц: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская...

Статистика баланса трудовых ресурсов

Статистика труда в России на современном этапе по основным направлениям соответствует положениям Конвенции 1985 г. о статистике труда (№160) и Рекомендации 1985г. о статистике труда (№170). При разработке или пересмотре понятий...

Типы корпораций. Холдинги

ЗAO «ЭP-Телекoм Хoлдинг» - poccийcкaя телекoммуникaциoннaя кoмпaния, oдин из кpупнейших oпеpaтopoв cвязи в Poccии. Штaб-квapтиpa в гopoде Пеpми, имеетcя пpедcтaвительcтвo в гopoде Мocкве. Филиaл в гopoде Нoвocибиpcке...

Традиционный институциализм и новая институциональная теория

Основные представители: Торстейн Веблен (1857 - 1929), Уэсли Клэйр Митчелл (1874 - 1948), Джон Морис Кларк (1884 - 1963), Джон Коммонс (1862 - 1945). «Старый» институционализм использует методологию холизма, в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды...

Формирование цены и объема производства при монополистической конкуренции

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству...

Экономика Ленинградской области

Местоположение Северо -Запад России. Государственная граница России - с Финляндией и Эстонией. Административная граница - с пятью субъектами Российской Федерации: Новгородской, Псковской, Вологодской областями...

Энергетическая стратегия РФ

В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики...

Ядром экономической мысли (как науки) является история политической экономии, которая сформировалась как самостоятельная наука в эпоху становления капитализма. Раньше всего происходило становление капиталистических отношений в Англии, где шло развитие и распространение мануфактурного производства, которое вызвало к жизни новые источники прибыли, т.е.

Кроме торгового капитала здесь формируется промышленный капитал. Поэтому воззрения меркантилистов, доказывающих прибыльность только внешней торговли в период развития капитализма (к концу 17– началу 18 вв.) приходит в противоречие с практикой. В связи с этим требовалось научное обоснование подчинения торгового капитала промышленному. Это послужило поводом складывания классической школы буржуазной политической экономии, выполнившей миссию защиты превосходства капиталистического производства над феодальным. Таким образом, классическая школа сменила меркантилизм.

Классическая политическая экономия – это экономическая система, сложившаяся к концу 18 века и на долгое время ставшая господствующим течением экономической мысли. Политическая экономия изучает производственные отношения людей и экономические законы. Она формировалась и получила большое развитие только в 2-х странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел более широкое распространение

Классическая школа сложилась в концу 18в. и, несмотря на разнообразие и многочисленность составляющих её течений, имела несколько общих признаков:

1)предметом исследований стала сфера материального производства, где выявлялись закономерности её развития;

2) стоимость товара определялась через затраты труда на его производство (т.е.

Трудовая теория стоимости);

3) государственное вмешательство в экономику признавалось излишним, т.к. считалось, что рынок мог сам себя регулировать.

Заслугой экономистов классической школы и вкладом в развитие экономической науки является перенос анализа явлений из сферы обращения в сферу самого производства и вскрытие внутренних закономерностей капиталистического производства и поискам законов его движения. Процессы, происходящие в экономике, «классики» представили в наиболее обобщенном виде как сферу взаимосвязанных законов и категорий, как логически стройную систему отношений. Представителями классической школы политической экономии являются Адам Смит и Давид Рикардо, которые показали, что источником богатства является не внешняя торговля (как у меркантилистов) и не природа как таковая (как у физиократов), а сфера производства, трудовая деятельность в её многообразных формах. Трудовая теория стоимости(ценности), не опровергающая начисто полезность продукта, послужила одним из исходных положений политической экономии.

Классическая школа стала прочным фундаментом развития политической экономии, поскольку классики очертили круг фундаментальных проблем, сформировали основные задачи, стоящие перед наукой и создали инструменты исследований, без чего невозможно её дальнейшее развитие.


Классическая политическая экономия зародилась в Англии в конце ХVII в. и во Франции в начале ХVIIІ ст., придя на смену меркантилизма.

К. Маркс назвал меркантилизм первым теоретическим проработкой основ капиталистического производства. В то же время он подчеркивал, что настоящая наука современной экономии начинается только с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства. Этот переход и осуществила классическая политическая экономия.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил Маркс относительно школы, которая начала исследования внутренних закономерностей буржуазного общества. К. Маркс писал: «...под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с В. Пэтти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства» .

Если меркантилисты в своем анализе выходили из довольно этажного понимание процесса обращения и поэтому видели только внешнюю сторону его явлений, то классики за предмет исследования приняли сферу производства и положили начало научному анализу этой сферы. Тем самым произошла смена, глубокие сдвиги в самом предмете политической экономии, которая из соображений относительно принципов управления хозяйством страны превратилась в науку о категории и законы экономической жизни. Именно классическая школа, в частности, труды А. Смита, превратили политическую экономию на полноценную научную дисциплину.

Классики провозгласили идею естественного порядка, действие объективных экономических законов. А это изменило направление исследований от системы регламентирующих правил к экономической свободы, которая одна только и обеспечивает эффективное развитие экономики.

Классическая школа, в отличие от меркантилистов - сторонников государственного вмешательства в экономическую жизнь, провозгласила принцип экономической свободы, экономического либерализма. Классики были противниками протекционизма. Проблему ценности, которая на то время была одной из центральных в экономическом анализе, они решали преимущественно с позиций трудовой теории, применяя абстрактно-дедуктивный метод исследования экономических явлений.

Общая оценка классической политической экономии в бывшей советской литературе осуществлялась по схеме К. Маркса, который до классиков причислял экономистов от Пэтти к Рикардо в Англии и от Буагільбера к Сісмонді во Франции. Вершиной классической политической экономии Маркс называл труда А. Смита и Д. Рикардо, которыми, по его мнению, классическая школа исчерпала себя.

На смену классической политической экономии, которая имела действительно научный характер, приходит, по Марксу, «вульгарная», то есть ненаучная политэкономия. Если классики занимались настоящим научным анализом закономерностей развития капитализма, то представители вульгарной политической экономии выступили лишь как апологеты, сознательные защитники капитализма. Переход к вульгарной политэкономии Маркс связывал с обострением классовой борьбы.

Основоположниками вульгарной политической экономии Маркс называл Сэя и Мальтуса. Он критиковал «вульгарных экономистов» за отход от трудовой теории стоимости и сокрытие эксплуататорской сущности отношений между наемными рабочими и капиталистами.

Тезис о вульгарный характер післярікардіанської политической экономии получила широкого развития во всей так называемой марксистской литературе.

Соответственно вся современная западная политическая экономия тоже провозглашалась ненаучной. Такой вывод был просто абсурдным, поскольку эти экономические теории успешно использовались в экономической политике западных государств. Для оправдания марксистского тезиса многим советским марксистам пришлось даже выдвинуть не менее абсурдную идею о две функции политической экономии: практическую и идеологическую, на основании чего делался вывод о возможности использования практических рекомендаций западных экономистов.

В западной литературе существует другой подход к оценке классической политической экономии, к определению ее хронологических границ. Западные экономисты отдают должное классической школе, однако не идеализируют ее теоретические разработки, а оценивают их в контексте исторического развития экономических идей. В классической политической экономии они относят также всю післярікардіанську политическую экономию XIX ст. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт писал по этому поводу: «...А Идеи. Смита были развиты Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и особенно Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы. В последней четверти XIX в. австрийские, английские и американские экономисты дополнили теорию так называемым маржинальным анализом, и это в конечном итоге привело к замене термина «классическая экономическая теория» термином «неоклассическая экономическая теория» .

Маркс К., Энгельс Ф . Произведения. - 2-ге вид. - Т.23. - С. 89.

Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М., 1979. - С.36.

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос Что составляет богатство народа? (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов , ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

И в конце параграфа скажем об основных отличительных чертах экономической классики; о базовых принципах, на которых строилась вся теория политической экономии. Во-первых, классическая школа исследовала сферу производства, сделав сферу обращения вторичной. Применяя логический аппарат, включавший причинно-следственный метод, дедукцию и индукцию, а также научную абстракцию, классики выводили свои экономические законы из законов производства, носящих объективный характер. А поскольку законы производства были аксиомами для классической школы, то полученные результаты не нуждались в опытной проверке.

Во-вторых, законы ценообразования в классической школе вытекали из законов производства, т.е. цены имели затратную основу. Поскольку цены на рынке должны неизбежно основаны на затратах, то любой протекционизм является попыткой отклонения экономики от идеального состояния. Поэтому протекционизм воспринимался классической школой негативно.

В-четвертых, классическая экономическая школа старалась всесторонне исследовать проблемы экономического развития и повышения благосостояния населения. Но при этом она не обладала достаточным аппаратом для исследования данных проблем и строила свой анализ на недоказанных законах, таких как например закон Сэя.

В-пятых, классическая экономическая школа пришла к выводу о товарной природе денег, т.е. к тому, что деньги - особый товар, стихийно выделившийся из остальной массы товаров. И деньгам в классической политэкономии отводилась, в основном, роль средства обращения. Влиянием монетарного сектора экономики на реальный, которое активно исследовали меркантилисты, классики пренебрегали.

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундтаи Э.Титченераина американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании» 3 . Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (5), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать - ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана» 4 . Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (напримеригра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешня» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными в эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например, хватание» 5 .



Наблюдение за новорожденным привело к выводучто число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.)- Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков» 6 . Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движе-ния, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке - это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много оши- юбочных и только некоторые - удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования - на кривой эти участки -называются «плато». Кривая оканчивается физиологи-ческим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически « в силу этого имеют тенденцию закрепляться.



Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, .Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный 7 . Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

7 Существует и другой путь, в основе которого лежит управление процессом образования навыка: выделяется система условий, необходимых для действия, и организуется его выполнение с ориентировкой на эти условия.

К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризм является типичной американской психологией, несмотря на то что, может быть, большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами» 8 . В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным 9 . Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познаватель-ные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что би-хевиорист интересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистически атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятельности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Окружающие условия так влияют на нас, что в данный момент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строго соответствующий и обусловленный образ действия» 10 . При этом не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на животных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке человека. Человек «...представляет собой животное, отличающееся словесным поведением» 11 .

Скрытую основу бихевиоризма составляет отождествление психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштейна, игнорирование сознания, психики, вместо того чтобы.перестроить интроспекционистскую концепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрицание психики. В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получает ь бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться с манипулированием личностью.

Еще в 1913 г. У. Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул: поведение предполагает переработку стимула в организме. Этим была поставлена новая проблема. Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме стимул - реакция за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики. Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен (1886-1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме стимул - реакция. Поведение, по Толмену, это молярный феномен, т. е. целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Введение в характеристику поведения понятий цели (намерения), поля отражает позицию Толмена по отношению к другим направлениям в психологии: он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией. Убежденный в сложности детерминации поведеюия Толмен различал три разновидности его детерминант: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т. е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные (intervening variables) - намерения (цели) и познавательные процессы. Выступив против субъективистского истолкования этих образований в духе старого мента-лизма, Толмен сделал именно вмешивающиеся переменные предметом собственных экспериментальных исследований. В экспериментах на латентное научение, викарные пробы и ошибки, гипотезы и др. было сформулировано понятие «когнитивной карты» (cognitive map). Когнитивная карта - это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (sign - gestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека. Несмотря на все оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате -введения промежуточных переменных поведение реально получает психологическую характеристику. Выводы, полученные на животных, Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл (1884-1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона. Собственные экспериментальные исследования развернулись в области научения у животных. Как и теория Уотсона, теория Халла не учитывает фактора сознания, но в отличие от Уотсона, вместо схемы стимул - реакция Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Вудвортсом, стимул - организм- реакция, где организм-это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Их можно описать объективно, подобно стимулу и реакции: это результаты предшествующего научения (навык, по терминологии Халла), режима депривации, производным которого является драйв, инъекции лекарств и т. п. Поведение начинается стимулированием из внешнего миpa или из состояния потребности и заканчивается реакцией. «Эволюция органических процессов привела к появлению той формы нервной системы у высших организмов, которая под воздействием потребности и мускульной активности будет вызывать без предшествующего обучения те изменения в движениях, которые имели бы вероятность свести потребность на нет. Активность такого рода мы называем поведением» ,2 . Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между этими переменными, стимулами и поведением. Им были сформулированы законы поведения- теоретические постулаты, устанавливающие связи между основными переменными, определяющими поведение. Основной детерминантой поведения Халл считал шгр^бность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Таким образом, Халл принимает закон эффекта Торндайка. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений и есть функция его, а также она зависит от отсрочки подкрепления. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Ему принадлежат тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления. Эти факторы научения были дополнены принципами. Выступивший в опытах с лабиринтами факт неодинакового поведения животного на разных участках пути в процессе выработки навыка (скорость обхода тупиков в начале и в конце лабиринта неодинакова, и во втором случае она больше; число ошибок на участках вдали от цели больше, чем в конце лабиринта; скорость передвижения в лабиринте при его повторном прохождении больше в конце пути, чем в начале) получил название градиента цели. Описанные Халлом феномены свидетельствовали о целостной - молярной - природе поведения. В принципе градиента цели Халл видел сходство своей концепции с учением о силах поля К. Левина. Интеграции отдельных двигательных актов в целостный поведенческий акт способствуют антиципирующие реакции или антиципирующие ответы на раздражение - экспериментально обнаруженные феномены частичных ответов, способствующих нахождению действий, ведущих к цели. Так, наблюдалось, что в процессе тренировки животное все менее глубоко заходит в тупики или даже только замедляет движения около них, подобно тому, как в процессе выработки условного рефлекса наступает момент, когда до появления опасности животные осуществляют защитные, т. е. целесообразные, действия только на сигнал об опасности. Антиципирующие реакции Халл рассматривал как функциональные эквиваленты идей, целей, намерений.

Опыт математического подхода к описанию поведения в системе Халла повлиял на последующую разработку математических теорий научения. Под непосредственным влиянием Халла вопросами научения начали заниматься Н. Е. Миллер, О. Г. Маурер. Они создали собственные концепции, оставаясь в рамках традиционной теории подкрепления, но использовали формальный подход Халла. К- Спенс и его ученики А. Амсель, Ф. Логан продолжали развитие теоретических идей Халла.

Другим вариантом концепций поведения, включающих в структуру поведения промежуточные механизмы, является теория субъективного бихевиоризма, с которой выступили Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Под влиянием развития счетно-вычислительных машин и по аналогии с программами, заложенными в них, они постулировали внутри организма механизмы и процессы, опосредующие реакцию на стимул и реальность которых не вызывает сомнения. В качестве таких инстанций, связующих стимул и реакцию, они назвали г Образ и План. «Образ - это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует... употребляя этот термин, мы имеем в виду, в

основном, тот же тип представления, которого требовали другие сторонники познавательной теории. Оно включает все, что приобрел организм - его оценки наряду с фактами - организованное при помощи тех понятий, образов или отношений, которые он смог выработать:» 1 *. «План -это всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций» 14 . Образ - это информативный, а план - алгоритмический аспекты организации поведения. Всюду авторы указывают на аналогии этих образований программам счетно-вычислительных машин. Поведение рассматривается как серия движений, а человек-как сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба (test) -это база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операционная фаза (operate) осуществляется правильно. Таким образом, понятие поведения включает идею обратной связи. Каждой операции предшествует проба. Единица поведения описывается по схеме: Т-О-Т-Е (результат).

«...Схема Т-О-Т-Е утверждает, что операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами различных проб». Позиция субъективного бихевиоризма отражает общую тенденцию в развитии бихевиоризма, когда, выражаясь словами самих авторов, спочти каждый бихевиорист контрабандой протаскивает в свою систему тот или другой вид невидимых явлений-внутренние реакции, побуждения, стимулы и т. п. ... так делает каждый по той простой причине, что без этого нельзя понять смысл поведения» ,5 . Однако авторы не устают подчеркивать, что эти невидимые явления - «промежуточные переменные» - не следует понимать в духе психологических понятий субъективной интроспективной психологии. Трактовка их по аналогии с устройством счетно-вычислительных машин не может быть признана удовлетворительной, потому что в машине образы и планы - это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика и появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах. Авторы предвидят, что их объяснение может быть оценено как грубые механистические аналогии и гипотезы, но тем не менее считают их достаточно точно отражающими сущность поведения. В целом субъективный бихевиоризм в трактовке поведения остается в рамках механистической бихевиористской методологии и не выходит на действительное объяснение регулирования человеческого поведения.