По картинам

Для старшего воспитателя работа с педагогами по введению фгос. В чём заключается деятельность старшего воспитателя в ДОУ. Работа над единой методической темой

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребенка к

игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они будут в полной мере жить игрой, в игре. Это значит, что в играх ребенок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Здесь зарождается симпатия, дружба. Игра - это доступная каждому ребенку деятельность:- служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру, из явления стихийного в, явление организованное.

Теоретик советского дошкольного воспитания Е.А. Аркин выразил это требование следующим образом: «В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной, замкнутой, изолированной функции. Игра для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых - источник радости. Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания».

При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного, воздействия явится детский коллектив. Для игры, как было сказано, нужны участники. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития.

Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений; Их и следует организовать, пользуясь игрой. На первом месте, по нашему убеждению, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества - справедливость, жизнерадостность, инициатива, смекал-

ка, ловкость. Намечаются большие перспективы нравственного воспитания связанного с коренными интересами детей, организующие их сознание и формирующие их поведение.

Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. При этом должны быть учтены интересы возрастного характера. Обязательно надо учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у отдельных детей, считаться с динамикой детских интересов, с ходом общего развития, неизменно сказывающегося в играх ребенка.

Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

Система руководства игровой деятельностью в младшем дошкольном возрасте

O Первый этап – Диагностический .

Игра как деятельность.

Задачи.

1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоциональное отношение).

2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ей элементов: замысел, предмет, роль и т.д)

Методы.

· Беседа с ребенком.

Игра как форма организации жизни детей. .

Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.

Методы.

· Наблюдение за игровой деятельностью.

· Беседа с ребенком.

· Выделение места и времени в режиме дня

· Создание предметно-игровой среды.

Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.

O Второй этап – Подготовительный .

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.

2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.

3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.

4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.

5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.

6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем мире
сюжеты различных произведений.

Методы и приемы

Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.



· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).

· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.

· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)

· Игры-иммитации, игры-этюды.

· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.

· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.

· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.

Игра как средство.

Задачи.

1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).

3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).

4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.

Формы организации, методы и приемы

· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.

· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.

· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.

· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)

· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)

· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)

Игра как форма организации.

Задачи.

1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.

2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.

3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.

Методы и приемы .

Беседа до игры с целью напоминания правил.

Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.

Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.

Организация совместных дидактических и подвижных игр.

O Третий этап - обучение игре .

Задачи.

1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).

2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).

3. Учить ролевому взаимодействию.

4. Учить созданию игровых замыслов.

5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение черезперсонаж (говорить за куклу, зайку).

6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.

7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.

8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.

9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.

10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях

Формы, методы и приемы

Совместная игра воспитателя и ребенка

Режиссерская игра

Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).

Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Создание и обогащение игровой среды.

Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит.Наверное он испорчен. Что делать?»)

Беседа после игры.

Игра как средство.

1. Развивать психические процессы.

2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).

3. Развивать творческие способности.

4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.

Методы приемы.

Напоминание правил поведения перед игрой

Пример воспитателя

Пресечение действий, разрушающих игру других детей.

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .

Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.

Игра как форма.

Задачи.

1. Учить самоорганизации детей в игре.

2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.

3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы

Самостоятельная игра детей.

Беседа перед игрой.

Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.

Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.

O Четвертый этап - самостоятельная деятельность .

Игра как деятельность .

Задачи.

1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.

2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)

3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.

4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.

Методы, приемы .

· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.

· Внесение новых игровых атрибутов

· Сохранение игровой среды для игры на следующий день

· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).

Игра как средство .

Задачи .

1. Развитие самостоятельности детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание гуманности.

Методы и приемы .

· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)

· Участие воспитателя в игре на правах партнера.

· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?

· Анализ конфликтных ситуаций

· Самооценка (демонстрирует воспитатель)

Игра как форма .

1. Способствовать самоорганизации детей в игре,

2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр..

Методы и приемы

· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)

· Договор с детьми накануне.

· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).

· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей

· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)

· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

O Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.

Диагностика уровней освоения игровой деятельности
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Н. К. Крупская отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего».

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Методическая разработка "Игра – форма организации детской жизни"

Выполнил:

Козакова Е.И. Воспитатель ГБДОУ №122 г.Санкт-Петербург 2015

  1. Определение понятия «Игра»
  2. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе
  3. Задачи воспитателя по организации игровой деятельности.

Определение понятия «игра»

Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.) . Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Игру как деятельность отличает:

  • ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
  • в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

  • мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
  • цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова» ) , если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
  • действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;
  • результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида:

Творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)

Игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы) .

Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

  • театрализованные
  • подвижные

Дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом» , «семью» , «праздник» , «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков» , в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

  • в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.
  • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.)

В старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

  • роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  • игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
  • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Задача воспитателя в младшей группе - подключиться к игре, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета от роли, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, но сохранять свое присутствие. Показать роль в действии и передавать ее ребенку.

Итак, игра - язык ребенка, форма выражения жизненных впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений. Мнимая ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам, диктуемым ролью. Высшей формой игры является сюжетноролевая групповая игра, требующая планирования, согласования действий, развития отношений как в сюжетном, так и в реальном плане.

Игра учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. И здесь огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

  • Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
  • Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

  • Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

  • Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

  1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
  2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
  3. Наличие любимой роли.
  4. Нежелание заканчивать игру.
  5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .
  6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
  • Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

  • Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей. Воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Оформление игровой развивающей среды во 2 младшей группе

Игровая-развивающая среда в младшей группе представлена:

Центр сюжетно-ролевой игры

Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница» , «Магазин» , «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница» , используются для игры «Аптека» , атрибуты игры «Магазин» , используются для игры «Кафе» и тд.

Цент физической культуры

В стелаже собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр) , что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков. На стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты» . Под ней оборудован стол со стульями –место для встреч с прекрасным.

Музыкальный центр

Это полка для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Театральный центр

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Центр развития сенсорики

Это центр в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный Центр

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

Центр природы

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения, птицы, рыбы, черепаха. На территории ДОУ имеется огород, цветники. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.

Учебный уголок

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Задачи воспитателя по организации игровой деятельности

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

  1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
  2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
  3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
  4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Воспитателю в младшей группе необходимо:

  1. Создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
  2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Список литературы:

  • Дыбина Ольга Витальевна, Издательство: Сфера, 2014 г. "Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"
  • Сташевская Гита, Издательство: Речь, 2014 г., «100 и 1 игра для развития ребенка 3-4 лет» .
  • Иванова Н.В. «Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении» , учебное пособие –– Череповец: ЧГУ, 2002.
  • Козлова С. А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру» - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Современный старший воспитатель - это миссионер, умеющий убедить другого, поверить в то, во что верит сам, умеющий увлечь, повести за собой. Это единомышленник, умеющий сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был . Старший воспитатель - это творец, постоянно находящийся в творческом поиске. В должностные обязанности старшего воспитателя входит организация рациональной структуры в детском саду, направленной на обеспечение качества образовательного процесса. Это человек-дипломат, старающийся управлять своими чувствами, переживаниями, поведением, уважающий окружающих. Старший воспитатель - это мудрый и гибкий высокопрофессиональный специалист, изобретатель, новатор, источник идей, информации, ориентирующий всех в широком спектре . Также старший воспитатель является стратегом , владеющим искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Он тактик и разработчик программ, приёмов, способов достижения поставленных задач. Если сгруппировать все ДОУ, то получатся четыре основных блока.

Должностные обязанности старшего воспитателя

Первый блок - осуществление руководства дошкольным образовательным учреждением вместе с заведующим или с руководителем. Старший воспитатель вместе с заведующим руководит коллективом детского сада, участвует в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Основной фокус работы должен быть направлен на содержание и методы воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Также в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит комплектация групп учебными пособиями, играми, игрушками, организация сотрудничества с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Второй блок - старший воспитатель планирует образовательную и методическую работу. Прежде всего, это помощь в работе с детьми, помощь в аттестации и в формировании портфолио каждого воспитателя, планирование повышения квалификации воспитателей и помощь в организации их самообразования. Деятельность старшего воспитателя включает составление режимов и расписание образовательной деятельности по каждой возрастной группе в ДОУ, обобщает и транслирует опыт работы. Также старший воспитатель планирует, какой опыт будет обобщён и внедрён в этом учебном году, а какой в следующем.

Помимо этого, старший воспитатель планирует знакомство с тем новым, что появляется в педагогической теории и практике. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит планирует форм организации работы по преемственности со школой, с другими организациями, с родителями воспитанников детского сада. Также он анализирует состояние образовательной работы и осуществляет всевозможные виды контроля (тематический, оперативный, итоговый), принимая на его основе меры для повышения эффективности работы.

Третий блок должностных обязанностей старшего воспитателя связан с организацией методической работы. Каждый детский сад имеет свои особенности, и распределение должностных обязанностей - это прерогатива руководителя образовательного учреждения, который пишет и представляет должностные инструкции каждому сотруднику педагогического коллектива. Деятельность старшего воспитателя в ДОУ включает достаточно многообразную работу, в том числе комплектование научно-методической библиотеки и методического кабинета новыми разработками или пособиями, пополнение детской литературы, пособий. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит анализ - действительно ли то, что заявлено на обложке и в короткой аннотации, отражено в содержании издания - только при такой экспертизе ему следует приобретать то или иное научно-методическое пособие.

Четвёртый блок должностных обязанностей старшего воспитателя означает осуществление мониторинга. Под мониторингом, проводимым старшим воспитателем, понимается система контрольно-диагностической функции, которая выделена в управленческой деятельности. Ежегодно в годовом плане старшему воспитателю необходимо планировать систему контроля. Она включает в себя ежемесячные вопросы к оперативному контролю, тематический контроль по годовым задачам, психолого-педагогический мониторинг за реализацией содержания педагогического процесса.

Помимо этих четырёх блоков в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит обеспечение взаимосвязи в работе детского сада, семьи, школы и других организаций.

Руководитель детского сада в зависимости от того, как распределяются обязанности внутри детского сада между всеми участниками педпроцесса, может снять какие-либо из обязанностей со старшего воспитателя. Решение о непосредственных обязанностях старшего воспитателя ДОУ принимается на основе квалификационной характеристики и должностная инструкция, которую разрабатывает заведующий или руководитель ДОУ.