Сочинения

Не коллективный метод мозгового штурма. Мозговой штурм. Проведение, технология, провести, метод, сценарий, методика, применение, правила, организация. Приемы, этапы. Экскурс в историю

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи .

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг) , для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике.

Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

Что такое мозговой штурм?

Термин “мозговой штурм” заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия – мозговая атака, метод круглого стола.

Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества креативных идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта.

Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся ). Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное – исследователи пришли к выводу:

Количество креативных идей, получаемых при проведении мозгового штурма существенно превышает количество идей, выдаваемое его участниками по-отдельности.

Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

Брейнсторминг – это очень эффективный метод поиска оптимального решения сложившейся проблемы, даже на уровне отдельно взятого человека или семьи.

Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

Правила проведения мозгового штурма.

1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма – 8-10 человек.

2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.

3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.

4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.

5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

Как провести мозговой штурм?

Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале – за большим круглым столом). Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение. Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель – так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма.

Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта. На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике. Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку “для галочки” – это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

Мозговой штурм необходим именно для того, чтобы найти оптимальный способ решения проблемы, а не для того, чтобы создать видимость участия коллектива или склонить других к своей точке зрения.

В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как , в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм – вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

До новых встреч на – сайте, на котором вы найдете множество полезных советов и рекомендаций для того, чтобы стать успешным и финансово-независимым. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, рекомендуйте друзьям и участвуйте в обсуждениях в комментариях и на форуме.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов.

И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном - сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1 Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2 Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3 Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предалагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать это приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ). Сфера его применения определяется следующими случаями:

  • когда объект исследования не подлежит строгому математическому описанию и формализации;
  • когда характеристика изучаемого объекта недостаточно обоснована, поскольку не имеет обстоятельной статистики;
  • если функционирование объекта многовариантно и зависит от множества факторов;
  • при прогнозировании сложных экономических явлений, динамично изменяющихся и эволюционирующих;
  • если обстановка исключает другие способы прогнозирования.

Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.

История создания метода мозгового штурма

Данный метод изобретен в середине прошлого века основателем информационного агентства BBD&O, известным копирайтером Алексом Осборном. Расскажем об этом подробней. Ведь его детище - ММШ - востребовано руководителями для принятия особенных, принципиальных и креативных решений, требующих включения фактора «коллективного разума». В этом случае ведущим обсуждения чаще всего является сам руководитель. Такая роль требует сочетания в его личности определенных качеств: доброжелательного отношения к любым идеям, высокой творческой активности.

Как впервые был применен метод мозгового штурма?

Пример этот стал уже классическим. Не всю жизнь мистер Осборн был копирайтером и бизнесменом. В годы Второй мировой войны он служил капитаном торгового судна, курсировавшим между благополучной Америкой и воюющей Европой. Безоружные судна нередко бывали торпедированы и пущены на дно пребывающими на боевых рейдах немецкими военными кораблями.

Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.

Капитан американского судна решил реанимировать древний метод управленческих решений - мозговой штурм (так он назвал его), и созвал команду на палубе. Среди высказанных абсурдных решений оказалось одно, которое попало в стадию дальнейшего переосмысления: чтобы вся команда выстроилась вдоль борта, к которому торпеда движется, и подула на нее, что приведет к отклонению смертоносного заряда.

Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.

Методологическая основа мозгового штурма

Говоря шире, теоретической основой ММШ послужил знаменитый эвристический диалог Сократа. Древний философ считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Сократ усматривал в беседе важнейший инструмент прояснения истины. Алексу Осборну же удалось с помощью формальных правил смоделировать обстановку, способствующую пробуждению творчества в коллективе людей.

ММШ послужил теоретическим толчком для создания метода синектики, мотивирующего интеллектуальную деятельность в разных коллективах и сообществах.

Как правильно организовать мозговой штурм?

В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:

  • имеют лишь одно решение;
  • обладают абстрактным и обобщенным характером;
  • если проблема сформулирована с излишней сложностью (в этом случае следует расчленить ее на подпроблемы и разрешать по частям).

В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:

  • брейн-ринг;
  • мозговая атака с использованием доски;
  • "японский" мозговой штурм;
  • метод Дельфи.

В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.

Подготовительный этап ММШ

Его качественное осуществление требует соблюдения некоторых организационных моментов, в частности, соблюдения этапности.

Метод мозгового штурма предполагает четкую формулировку самой проблемы, выбор ведущего, а также определение участников двух групп: для генерации вариантов решения и для их последующей экспертной оценки.

Начиная уже с этапа организации, следует избежать ошибок, снижающих эффективность метода. Нечеткая, неясная постановка цели и задачи изначально приводит к нулевой эффективности. Если же выставленная на обсуждение задача имеет неоднозначную структуру (фактически состоящую из нескольких задач) то велика вероятность, что обсуждающие запутаются в приоритетности и порядке разрешения проблемы.

Состав групп

Оптимальное число участников в группах - 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.

В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.

За несколько дней перед вторым этапом ММШ - обсуждением - лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью - разрешением проблемы, ее кратким описанием.

Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.

Стандартные временные рамки мозговой атаки

Использование метода мозгового штурма будет эффективным при его надлежащей организации. Наиболее эффективно проводить ММШ утром c 10:00 до 12:00 либо после обеда - с 14:00 до 17:00. Непосредственно местом его осуществления целесообразно выбрать изолированную от шума отдельную комнату либо аудиторию. Ее желательно оснастить плакатом с правилами ММШ, доской для оперативного отображения идей.

Для максимальной концентрации участников на проблеме их столы должны быть расположены так, чтобы окружать стол руководителя, т. е. размещаться вокруг него по квадрату или эллипсу.

Решение проблемы методом мозгового штурма должно записываться либо на видео, либо на магнитофон, чтобы не упустить высказанных идей. Умеренный юмор на мероприятии приветствуется. Применение метода мозгового штурма актуально на протяжении сорока-шестидесяти минут. Если же обсуждается несложная подпроблема, то оказывается достаточно и четверти часа.

Этап непосредственной генерации идей

Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).

Мозговая атака - это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.

Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.

Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).

Этап фиксации идей

Существует два способа их записи. При первом из них участники обсуждения высказывают свои идеи по очереди. В этом случае для отображения достаточно одного человека, которым может быть даже ведущий. Второй способ высказывания идей более динамичный. При нем любой обсуждающий может свободно высказывать свои идеи в любое время. Фиксировать идеи при этом единственному секретарю не по силам, поэтому для выполнения этой функции назначаю 2-3 человека. Плюсом второго способа является генерация большего количества идей. Минусом - то, что мыслительный процесс является многоканальным, поэтому нет возможности выстраивать мысль направленно. С вариантами решения ознакамливается в частном порядке группа рецензирования, но без предварительной оценки. Просто принимает к сведению.

К этапу экспертной оценки высказанных вариантов решения проблемы рекомендуют приступать только через определенный промежуток времени. Для осмысления предложенных участниками обсуждения способов необходимо взять паузу как минимум на неделю. Это время небезрезультатно! Ведь участники конкурса подсознательно будут анализировать и доосмысливать понравившиеся варианты. Это время так называемой творческой инкубации. Ведь метод мозгового штурма применяется для выбора наиболее удачной и креативной идеи, а для этого фаза творческой инкубации важна. Не рекомендуем пренебрегать ею.

Экспертная оценка

При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.

Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».

Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.

Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора - по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.

Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.

Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.

Практика пользования ММШ

Современные менеджеры нередко вынуждены принимать решения, требующие учета восприятия ценностей персонала, опирающиеся на их опыт, индивидуальные запросы. Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения в этом отношении - инструмент идеальный. Ведь власть руководителя основывается на двух началах: организационном и личном. А мозговой штурм усиливает организационную сторону, позволяя эффективно мотивировать и организовывать людей для выполнения коллегиально принятых решений.

Очевидно, что ММШ не может быть достаточно эффективным, если люди, его практикующие, не обладают специальными и методическими знаниями. Но при этом уровень подготовки участников должен быть разным. Наиболее высокие требования предъявляются к интеллектуальным способностям ведущего, а также к его статусу в коллективе. На эту роль предпочтительно выбрать человека, реально пользующегося авторитетом: производственным (как глубокого специалиста), информационным (к нему коллеги обращаются за консультациями).

Зачастую метод мозгового штурма в принятии УР применяется руководителем в патовой ситуации:

  • когда недостаточно индивидуальных знаний и опыта;
  • если требуется шагнуть за рамки шаблонного мышления специалистов, выполняющих стандартные действия на своем участке, которые применительно к исследуемой проблеме оказываются неэффективными.

В этом случае многие разводят руками, говорят: «Выше головы не прыгнешь!». Правы ли они? Не всегда! В наше постиндустриальное время зачастую оказываются малоэффективными обычно применяемые в работе единоначальные методы принятия решений. Мозговой штурм же, наоборот, становится все более актуальным.

Мозговой штурм изучают в вузах

Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:

  • оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
  • гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
  • гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
  • гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).

Виды мозгового штурма

Мозговой штурм как метод обучения предполагает овладение студентами его различными подвидами.

  • Брейн-ринг характеризуется письменной формулировкой обсуждающими вариантов решения проблемы. Участники записывают свои идеи и обмениваются листками. Таким образом, идеи, выдвинутые одним человеком, находят свое развитие с помощью фантазии и интеллекта других людей. Однажды фармацевты, проводя это мероприятие, посвященное созданию уникального продукта в свое время, совместив две записки, разработали уникальный продукт: шампунь-кондиционер в одном флаконе. Продуктивно сработал этот вид метод мозгового штурма. Пример этот является общеизвестным фактом и часто упоминается.

  • Для осуществления второго способа полезна учебная доска. К ней обсуждающие прикрепляют клеящиеся листочки с записанными на них вариантами ответов. Результаты их интеллектуального штурма наглядны, они легко комбинируются и сортируются.
  • Японская методика мозговой атаки, разработанная Кобояши и Кавакита, называется также рисовым градом. С ее помощью участвующие в мозговом штурме приходят к единому результату. Каждый участник по-своему определяет один определенный факт, по его мнению, исчерпывающе характеризующий проблему. Из этих карточек участники складывают набор, дающий полную характеристику проблеме. Затем начинается второй этап мозговой атаки по-японски: участникам выдаются чистые карточки, на которых каждый, по одному на каждой карточке, пишет свой вариант решения проблемы. Потом карточки группируются в разрезе подобия изложенных в них вариантов. Варианты объединяются, появляется объемное видение решения проблемы.
  • Более специализированным методом прогнозирования является метод Дельфи. Мозговой штурм при этом трансформируется в последовательное мнение специалистов. Он используется для прогнозирования социальных и экономических процессов. Метод этот многоэтапен, карточки с вариантами разрешения проблемы последовательно передаются всем участникам. В обсуждении участвует от 10 до 150 чел. Максимальна его эффективность прогнозирования на ближайший период от 1 до 3 лет.

Вместо заключения

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. При этом следует избегать типовых ошибок. Особенное внимание нужно уделить подготовке его ключевой фигуры - ведущего. На стадии генерирования идей создается непринужденная и веселая обстановка, исключается любая критика. Важную роль играет скрупулезное фиксирование всех предложенных вариантов.

Его сфера применения в настоящее время обширна, ведь сейчас сложных и трудно описуемых процессов в обществе и экономике - великое множество.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

    создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

    затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:

    прямой мозговой штурм,

    обсуждение,

    продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

    генерация идей,

    ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

    выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

    обсуждение с мини-штурмами,

    сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

    индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

    снятие эффекта «единого мозга»,

    возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Технология проведения обратной мозговой атаки:

    сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

    ознакомить участников с правилами,

    составить по возможности полный список недостатков,

    выбрать критерии оценки недостатков,

    провести анализ и оценку недостатков,

    сформулировать задачи (проблемы),

    выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

    разрешена только доброжелательная критика,

    следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

    возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

    процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

1 этап подготовка . Включает:

    подбор участников,

    предварительный подбор фактического материала,

    определение времени и места работы,

    четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

    предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции . Включает:

    ознакомление участников с правилами совместной работы,

    обеспечение работы конференции,

    все выдвинутые идеи фиксируются,

    пресечение дискуссий,

    поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов . Включает:

    после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

    полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

    оценка и ранжирование результатов экспертами,

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

    участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

    неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

    хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

    через 20 мин. участники конференции устают,

    споры и дискуссии недопустимы,

    решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

    в потоке идей не должно возникать пауз,

Каждый участник должен знать, что:

    он необходим на данном совещании,

    он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

    он не будет внедрять предложения,

    все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

    он имеет одинаковые права со всеми,

    за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

    лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

    легкость освоения и простота в обращении,

    результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.