Чехов

Психологическое сопровождения в образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Основные направления психологического сопровождения обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:

· реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

· реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;

3. Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

1. Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

§ умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

2. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

§ особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

§ мотивация.

3. Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

§ тип темперамента;

§ ведущая модальность.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов , классный руководитель , педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного, педагог-психолог решает три основные задачи:

1.Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям , испытывающим трудности психологического развития . Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах, Г. Бардиер и др. в трех основных плоскостях:

ценностно-смысловые основания метода сопровождения;

организационные модели сопровождающей деятельности;

указывает ценности, на которые опирается метод сопровождения.

Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.

Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию.

В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями.

Профессиональная и личностная позиция педагога-психолога, отражающая ценностно-смысловую основу сопровождающей деятельности, реализуется в следующих принципах:

приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;

ориентация на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, самим собой и самостоятельно преодолевать трудности;

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребёнка.

Для современных систем психолого-педагогического сопровождения характерны следующие организационные принципы, также составляющие его методологическую базу:

комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения;

необходимость социально-педагогического и психологического проектирования в сопровождающей деятельности;

рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения;

ориентация на работу в современном правовом поле.

Что касается организационных моделей сопровождения, то отмечает, что можно выделить три основных вида сопровождения:

предупреждение возникновения проблемы;

обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

экстренная помощь в кризисной ситуации.

Кроме того, называет еще два вида сопровождения:

индивидуально-ориентированное;

системно-ориентированное.

Последнее предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного, педагог-психолог решает три основные задачи.

Первая. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

Вторая. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

Третья. Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

В организационной модели сопровождения, которой придерживаемся и мы, в качестве "базисных элементов" выделяются: социально-психологический статус – характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной и развивающей работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод "сборки" целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

Данная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. Именно от нее мы отталкивались, когда предлагали алгоритм (процессуальные шаги) и схематично описывали содержание программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе в 1-ой части методического пособия "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации".

Однако следует заметить, что содержание и последовательность действий педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей к школе существенно зависят от той конкретной школьной среды, в которой осуществляется обучение и развитие личности ребенка. Обычная массовая школа – одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая, уютная школа – другие. Большое значение имеют образовательные технологии, используемые в школе, общие педагогические принципы, применяемые учителями. Вариативность программ сопровождения задают и характеристики социума, в частности, условия семейного воспитания, установки и ценностные ориентации родителей. Наконец, концептуальная база и профессиональные возможности самого педагога-психолога – еще одно основание для вариативности программ сопровождения.

В то же время закономерности возрастного развития детей в этот период задают и некие общие ориентиры психолого-педагогического сопровождения.

1.3 Понятие психологического сопровождения

В настоящее время необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения». Связано это с необходимостью создания условий полноценного развития личности на начальном этапе ее обучения.

Создание системы психологической службы образования отвечало определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей.

Идея сопровождения развития впервые прозвучала в последнем десятилетии в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга. Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».

Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына в качестве исходно-теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривают системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития.

Сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Помимо этого под сопровождением понимается организованная психолого-педагогическая помощь и поддержка учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.

Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.

На комплексный подход специалистов к решению проблем ребенка указывают В. Иванова, Т. Голубева, специалисты Управлений по образованию Санкт-Петербурга, указывая, что самая важная задача службы сопровождения – комплексность охвата проблемы.

Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципами психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.

В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:

1. Организация среды: материальной, методической, психологической;

2. Помощь непосредственно ученику;

3. Помощь преподавателям;

4. Работа с родителями;

5. Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.

По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Существует несколько направлений работы службы психологического сопровождения.

Целью одного из направлений является профилактика школьной дезадаптации. Предполагается, что микросреда в чем-то несовершенна, как и ребенок, который имеет право на ошибки в своей деятельности, а поскольку ее наполняют взрослые, то они несут основную ответственность за эту ситуацию. Они должны совершенствовать свои отношения, и вследствие этого будет меняться ребенок. То есть проблема решается через работу со средой окружающих ребенка взрослых. Другое направление основывается на том, что психолог осуществляет общий контроль за ходом психического развития детей на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

Диагностики существа возникшей проблемы;

Информации о проблеме и путях ее решения;

Консультации на этапе принятия решения и выработки плана проблемы;

Первичной помощи на этапе реализации плана решения;

Основные принципы психологического сопровождения:

1. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами;

2. Приоритет интересов сопровождаемого;

3. Непрерывность сопровождения;

4. Мультидисциплинарность сопровождения.

Психолог в этом процессе не просто наблюдатель, стоящий рядом: он активен, так как создает оптимальные социально-психологические условия для развития не только детей, но и педагогов и родителей.

1. В 90е гг. XXв. Как социокультурный феномен формируется инновационное образование, реализуются идеи личностно-центрированного подхода к обучаемому. Делается упор на развитие у него ценностного отношения к себе как к субъекту собственного развития и саморазвития. Именно обучение по инновационным программам создает условия для развития индивидуальности личности, формирования ее субъектности.

2. Рассмотрена возможность создания психологической практики в системе инновационного образования. Анализ деятельности МОУ Лицея №15 г. Пятигорска позволил сформулировать основные направления психологического сопровождения развития личности в школьном возрасте.

3. Сформулировано понятие «психологическое сопровождение», которое означает: деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Помимо этого определены его основные направления: организация среды: материальной, методической, психологической; помощь непосредственно ученику; помощь преподавателям; работа с родителями; сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений. Обозначены функции психологического сопровождения: диагностика существа возникшей проблемы; информирование о проблеме и путях ее решения; консультирование на этапе принятия решения и выработки плана проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Также определены принципы организации психологического сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения.


ГЛАВА II Система психологической поддержки и сопровождения становления личности младшего школьника



Все эти группы занятий, на основе интеграции деятельностей: сделай, посмотри, послушай. Рис. 1. Структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования Творчество - компонент внеучебной деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных...

...) при условии нормативного финансирования бюджетных услуг привлекательно для органично развивающихся ДОУ и весьма выгодно для развития системы дошкольного образования в целом. Кроме того, для совершенствования системы управления дошкольным образованием города Иркутска считается возможным внедрение независимой системы оценки качества. Функции муниципальной системы независимой оценки качества: 1. ...

Целью психолога образовательного учреждения является создание психологических условий для того, чтобы дети, учителя, родители, т.е. все субъекты учебно-воспитательного процесса чувствовали себя эффективно и комфортно в стенах школы. Эту цель психолог должен пытаться достигнуть с помощью всех известных ему средств.

Одним из универсальных, действенных средств работы психолога (помимо диагностики и консультирования) является организация диалога между людьми, находящимися в одном социальном пространстве, но обладающими различными точками зрения. Это различие, с одной стороны, обусловлено особенностями деятельности и ролью каждого участника взаимодействия, а с другой - его человеческими качествами. Так, основная функция учителя - организаторская, поэтому на ребенка он смотрит как на часть общей классной системы, на часть, которая может либо мешать, либо помогать классу в целом эффективно функционировать. Понятно, что в этом случае учитель меньше ориентируется на ребенка как отдельно взятую личность. Основная функция родителя, наоборот, заключается в том, чтобы понять и принять своего ребенка как отдельного человека, обладающего персональной самоценностью и никак не связанного с другими людьми. И тот и другой взгляд по природе своей однобоки и обусловлены спецификой ролей, которые играют люди. Эти взгляды - как сегменты круга: каждый в отдельности неполон, но, дополняя друг друга, они создают единое пространство, единое гармоничное поле. В случае взаимодействия педагога и родителя эти разные взгляды могут стать либо ареной боевых действий, на которой разыгрываются шекспировские страсти, либо почвой, которая обогащает каждого участника взаимодействия. Психолог и может стать человеком, который помогает сделать плодотворным диалог учителя и родителя, стыкуя их взгляды, помогая найти точки соприкосновения в двух разных позициях.

Для того чтобы определить точки соприкосновения, первое, что должен сделать психолог, - это составить представление о личностях учителя и родителя, определить для себя то пространство, на котором соприкосновение двух различных психологических реальностей может произойти. Психолог может говорить о том, почему это пространство выбрано для организации диалога, почему именно эти качества и потребности родителя и учителя становятся максимально значимыми в данном проблемном поле. Для обоснования своей позиции он может озвучить данные диагностических исследований, а может и не озвучивать: главное, чтобы психолог помог двум разным людям создать свой общий разносторонний взгляд на любую ситуацию - проблемную или просто деловую. В том случае, если такой общий взгляд выработан, цель психологической работы достигнута.

У самого школьного психолога, как у каждого участника учебно-воспитательного процесса, тоже существует своя точка зрения на других людей, обусловленная его профессиональной позицией и личностными особенностями. У него есть свой угол зрения на человека, своя профессиональная позиция, в которой самым важным вопросом является вопрос «что?»: что происходит с человеком, что хорошо и что плохо внутри личности, что является личностным ресурсом, а что ограничением, что нужно изменить, чтобы личности стало комфортно, что нужно сделать, чтобы она (личность) смогла эффективно функционировать... Для педагога главный вопрос - это «как?»: как сделать так, чтобы класс эффективно работал, как организовать процесс обсуждения, как эффективно подготовить домашнее задание... На пересечении этих взглядов и рождается истина: с одной стороны, школьная система становится управляемой, сбалансированной и стабильной, а с другой - свободной, активной и творческой; каждый член педагогического и детского коллектива обретает, с одной стороны, понимание себя, с другой - понимание и принятие других.

В том случае, когда психолог хочет создать полноценное, насыщенное психологическое пространство, эффективное и гармоничное для каждого члена взрослого и детского коллектива, он должен встраивать свой ограниченный сегментарный взгляд в поле общего круга, но никак не настаивать, чтобы другие люди приняли взгляд психолога как единственно верное руководство к действию.

Если инструментами психологической диагностики являются тесты, проективные методики, опросники и анкеты, то единственным инструментом психологического воздействия является личность психолога. Психолог образовательного учреждения, как и любого другого, является живым инструментом, и работать ему приходится своим внутренним миром, своими эмоциями, чувствами, переживаниями, сознанием. От того, насколько отточен, лаконичен, гармоничен и эффективен этот инструмент, и зависит результативность работы психолога.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

  1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.

В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.

Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).

Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.

Основные задачи:

  1. Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
  2. Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
  3. Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
  4. Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
  5. Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  6. Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.
  7. Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.

Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:

1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.

2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.

3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.

Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.

Основными видами деятельности ССПС являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.

4. Коррекционно-развивающая работа:

– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.

5. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.

6. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения).

В целом работа строится по двум направлениям:

  1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
  2. Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.

Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.

В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.

В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно выделить:
– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
– психологическое – педагогом– психологом,
– медицинское – медицинским работником,
– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.

Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1) .

Психологическое сопровождение.

Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.

Направления работы.

1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.

Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.

С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.

Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.

Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизни.

2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.

В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.

В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в системе непрерывного образования

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитииребенка.

Общие цели непрерывного образования детей школьного возраста могут быть сформулированы как:

    воспитание нравственного человека;

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    сохранение и поддержка индивидуальности ребенка,

    физическое и психическое развитие детей

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

    личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

    предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

    ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

    создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

    формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

    сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

На рубежных эта­пах возрастного развития, которые соотносятся со ступенями обучения в системе непрерывного образования и воспитания, растущий чело­век достигает своей вершины, своей общей зрелости как готовности к переходу на новую, более высокую ступень образования и развития.

В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи учащемуся в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение выступает реальным воплощением гуманной педагогики, личностно ориентированного образования, проявлением инновационных процессов, обеспечивающих внесение новых тенденций в деятельность образовательных учреждений. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание помощи ребёнку, его семье, педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта образовательного процесса за выбор решения актуальной проблемы. Это отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности ребёнка. Процесс психолого-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации ребёнка: семью, школу, учреждения дополнительного образования детей. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения деятельности учащегося в учреждении дополнительного образования детей обусловлена реализацией идей предпрофильной подготовки, направленной на профессиональное самоопределение личности воспитанника исходя из её интересов, способностей, склонностей и потребностей.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:

    реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

    реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

    Создание атмосферы безопасности и доверия в системе учитель – ребенок – родитель;

    Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

    Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

    интеллектуальное развитие ребенка (уровень обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления;

    умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

    Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

      особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

      мотивация.

    Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

      тип темперамента;

      ведущая модальность.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М.Р.Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи:

1.Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития . Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели школьной психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач - образования, социализации и психологического развития - постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребенка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребенку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника.

Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребенка к ним.

То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира ребенка и значения некоторой необходимой и достаточной системы, предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят наилучшее сочетание приспособления школьной среды к нему и его к школьной среде.

Психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере, постулируется преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные и внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в психологической практике. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность психологической службы гимназии, как важнейшая составляющая образовательного процесса.

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы школьной психологической практики, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме, имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся модель школьной психологической работы. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов ее организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности. В этой связи важно выделить следующие концептуальные следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса гимназии:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

Основа психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание социально - психологических условий в макросреде каждого ребёнка для успешного развития и обучения с учётом его личностных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих такое развитие, является главной целью деятельности психологической непрерывного образования.

Таким образом, психолого-педагогическому сопровождению деятельности педагога непрерывного образования, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования.

Педагогическое сопровождение деятельности педагога непрерывного образования, способствующее повышению качества и эффективности деятельности педагога непрерывного образования сопровождается согласованностью взаимодействия субъектов сопровождения (педагогов дополнительного образования, администраторов, методистов, психологов, старших педагогов дополнительного образования – наставников, обучающихся и их родителей); ценностно-мотивационное отношение педагога к деятельности в учреждении дополнительного образования детей, способствующего выработке самостоятельной профессиональной позиции; учет уровня базового и дополнительного образования педагогов; учет психовозрастных особенностей субъектов взаимодействия; профессионально-личностная рефлексия, своевременное и адекватное реагирование на изменения социального заказа.

Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога непрерывного образования и реализации может быть использована при организации образовательного процесса в учреждениях образования детей.

Модульный алгоритм создания формы системы психологической поддержки включает в себя:

(1) прогнозирование востребованности психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном процессе непрерывного образования;

(2) формирование банка данных по результатам медико-компенсаторной, корректировочной диагностики с учетом развития инклюзивного образования;

(3) участие специалистов в работе с педагогическими коллективами по социальной адаптации с целью практической реализации идеи инклюзивного образования;

(4) внедрение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, включающей психолого-педагогическое просвещение, диагностику, обучение, адаптацию;

(5) организация системы мониторинга психического здоровья личности;

(6) внедрение в образовательный процесс координационно-методических разработок по вопросам методического обеспечения процесса освоения основных, дополнительных образовательных программ, программ самообразования;

(7) применение психологических и психофизиологических методов сопровождения личности в образовательном процессе непрерывного образования. Его функция направлена на: психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях, имеющих возможность оказывать расширенный спектр психологических и медицинских услуг для обучающихся, в том числе с ослабленным здоровьем.

Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе

с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при

этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребёнок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь