11 класс

Формирование ууд у дошкольников в условиях фгос. Спасибо за внимание! Просмотр содержимого документа «мастер – класс формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании триз-техноло

Введение

« Школа не должна вносить резкого перелома в жизни. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А. Сухомлинский.)

Эти слова В.А. Сухомлинского актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников - наша общая задача.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД, согласно ФГОС в ДУ.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте представлено 4 вида УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:

  1. Личностные;
  2. Регулятивные, включая саморегуляцию;
  3. Познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
  4. Коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение дошкольниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Блоки основных действий (познавательный, регулятивный, личностный и коммуникативный) всегда включались в программы развития дошкольного возраста и в настоящее время являются предметом интенсивного развития. Однако содержание этих задач развития ограничивается лишь подготовкой к ним в соответствии с психологическими задачами возраста, возрастными возможностями дошкольников и отсутствием обучения, прежде всего, систематического обучения. Большое значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе дошкольников на ступень начального общего образования. Формирование готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Трудности такого перехода:

Понижение интеллекта детей;

Ухудшение дисциплины;

Рост негативного отношения к учению;

Возрастание эмоциональной нестабильности;

Нарушение поведения.

Эти трудности обусловлены следующими причинами:

Необходимость адаптации дошкольников к новой организации учебного процесса;

Недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Исходя из этого, Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:

Недостаточно - плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию УУД у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

По результатам психолого-педагогической готовности детей к школе в конце старшей группы, у нас получились результаты: 20% детей с высоким уровнем, 44% детей со средним уровнем, 36% детей с низким уровнем подготовки к школе. Это результаты ниже среднего.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему работы: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения».

Объект исследования

Процесс формирования универсальных учебных действий, посредством интеллектуальных игр.

Предмет исследования

- формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения.

Гипотеза исследования

«Если систематически и последовательно формировать УУД у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития интеллекта, то это будет способствовать развитию предпосылок их успешной учебной деятельности».

Дошкольное детство-это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек- всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют не только развитию памяти детей, но и переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально. Овладевая любыми способами запоминания, ребёнок учиться выделять цель и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания- смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которое ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребёнку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребёнка к школьному обучению, расширяют возможности свободного осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.

Здесь представлены идеи индивидуальной работы с детьми, конспекты интеллектуальных игр с детьми и родителями.

Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития. Детям предлагаются игры индивидуальные (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.

Словесные игры с детьми на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри - запомни - скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.

Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики, uando. Индивидуальные игры, помощь, объяснение.

Информация для родителей: Развитие интеллекта у детей после 3х лет.

Информация для воспитателей: интеллектуальные игры, как средство развития творческих способностей у ребёнка.

Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём. Дети делились на две команды и выполняли задания на внимание, на время, на смекалку, на знания по разным темам.

На день Отца прошла у нас образовательно-воспитательная интеллектуальная игра – викторина, дети с папами (дядями, дедушками) «Самые умные». Все присутствующие разделились на пять команд, по два взрослых и по два ребёнка. Задачей мероприятия следовало: интересное общение детей и родителей, воспитывать культуру поведения детей, развивать коммуникативные навыки, развивать внимание, память, речь

Цель и задачи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, согласно ФГОС в ДУ.

Обучать детей развитию логического мышления, овладению любыми способами запоминания, классификации, умению планировать свои действия, умению последовательно и доказательно мыслить, умению догадываться, проявлять умственное напряжение;

Развивать у детей память, логическое мышление, самостоятельность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения, умение переключения с одного вида деятельности на другой, умение слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения;

Воспитывать познавательный интерес детей, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться;

Подготовить детей в речевом развитии к школьному обучению, умению воспринимать-думать-говорить.

Этапы реализации

Формы работы с детьми

Дидактическая игра индивидуальная (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.

Словесные игры: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри-запомни-скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.

Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики, uando.

Чтение детям: что такое интеллект и от чего он зависит, волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни.

Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём.

Мастер - класс

Формирование личностных и познавательных предпосылок

универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий

в ОП в условиях ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский) .

Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

Поступление в школу - это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности - учебному .

Умение учиться - это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность . Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы , так как именно они активизируют способности детей. Термин «предпосылки универсальных учебных действий » -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт .

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный ;

2) регулятивный;

3) познавательный ;

4) коммуникативный.

Мы рассмотрим 2 блока -личностный и познавательный УУД .

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Ребёнок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности -игре, общении, конструировании,

и др. ; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к

миру, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в

игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,

касающиеся близких и далёких предметов и явлений ,

интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

ребёнок способен к принятию собственных решений.

Какая же основная форма обучения , где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста ?

Это НОД — непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте , педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности .

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии - это привить ребенку радость творческих открытий.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они, до удивительного, сходны…

Таблица 1

Задачи познавательного

развития дошкольников по ФГОС ДО

Развитие любознательности и познавательной мотивации ;

- формирование представлений о целом и частях ;

- формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;

Организовывать решение познавательных задач , которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;

- формирование познавательных интересов , действий и навыков

ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

Задачи ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии дошкольников

- формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами ;

Обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;

- формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления» , способствующими быстрой систематизации и классификации , а также запоминанию большого объема информации ;

- формирование умения определять ресурсы , основные и дополнительные функции объекта.

ТРИЗ - технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.

Программа ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр

и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала.»

«Теремок.»

«Сказка на изнанку.»

«Чем было - чем стало»

«Что-то часть чего-то.»

«На что похоже?»

«Что из чего?»

«Плохо хорошо»

Этапы обучению ТРИЗ

Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом) .

Учить детей фантазировать, изобретать.

Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать) .

Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

Минимум сообщения информации , максимум рассуждений.

Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

Обязательная активизация творческого воображения.

Дать возможность проявить себя.

Стремление получать новую информацию об окружающем .

Развивать потребность в познавательной деятельности .

Дать возможность созидать, творить.

Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми :

Сюжетно-ролевые и дидактические игры,

Прослушивание музыки,

Инсценирование и моделирование ситуаций,

Выполнение практических работ.

Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации .

В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать

Соответствующий вывод.

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Метод мозгового штурма

Метод проб и ошибок

Сравнение живых и неживых объектов

Фантастическая аналогия

Метод эмпатии

Метод противоречий

Прямая аналогия

Изменение сюжета сказки

Метод противоречий.

Активизация интереса,

Систематизация знаний,

. Формирование понятий

относительности.

(Дождь : почему хорошо, почему плохо)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте , что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

Особый этап работы педагога - тризовца - это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов , например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так , как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет . Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я -. (называет себя, например, цветок) . А ты кто?

А я -. (называет себя, например, груша) . Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система , явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?",

"что-то плохо - почему?".

Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Коллаж из сказок

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по - новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .”

Спасательные ситуации в сказках

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Старая сказка - "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по - новому - "Хаврошечка злая и ленивая”.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству,

сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС»

Мастер –класс

Формирование

личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий

у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП

в условиях ФГОС

Русанова Ольга Ивановна Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10

2016-2017 г.


«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А.Сухомлинский).

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.


Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников по ФГОС ДО

4 блока предпосылок

универсальных учебных действий

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные


Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, конструировании, и др.; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности; Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры


Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясн ения явлениям природы поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребёнок способен к принятию собственных решений.


Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС ДО

Задачи ТРИЗ - РТВ в познавательном развитии дошкольников

  • - развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • - формирование представлений о целом и частях;
  • - формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;
  • - особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;
  • - организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;
  • - формирование познавательных интересов, действий и навыков
  • - ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности
  • - формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;
  • - обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;
  • - формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;
  • - обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.
  • - формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.
  • ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности .

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала»

«Чем был – чем стал»

«Сказка наизнанку»

«На что похоже?»

«Что-то часть чего-то»

«Плохо-хорошо»

«Что из чего?»

«Найди друзей»

«Фантазия»

«Цепочка»

«Теремок»

Игры с

элементами

ТРИЗ

«Перевертыши»


Этапы обучению ТРИЗ

  • Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом?).
  • Учить детей фантазировать, изобретать.
  • Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?).
  • Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


Формы работы с детьми

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:

  • беседу,
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры,
  • Прослушивание музыки,
  • инсценирование и моделирование ситуаций,
  • выполнение практических работ.
  • Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
  • В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
  • Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.


Метод противоречий.

Цель:

Активизация интереса,

Систематизация знаний,

Формирование понятий

относительности.

(Дождь: почему хорошо, почему плохо?)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т.д.)


Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Что предмет представлял собой в прошлом

Как будет выглядеть предмет в будущем


Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления .

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

  • Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

не может ответить, то помогают остальные дети.


Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",

"что-то плохо – почему?".


Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик .

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .”


Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.


Уважаемые педагоги! если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!


Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!


Список использованных источников

2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

4. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

5. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Консультация

«Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

(для воспитателей, родителей (законных представителей))

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

апрель 2016 года

«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,

что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский)

Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Сегодня ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:

Взаимодействие - общение, обмен информацией, получение знаний;

Кооперация - умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

Условие интериоризации - способность речевого отображения (описания, объяснения) воспитанником в содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности - прежде всего в форме громкой социализированной речи;

Морально-этические качества - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

Личностные универсальные учебные действия - это развитие учебных и познавательных мотивов:

Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

Формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или воспитанника к обучению;

Организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;

Развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодоступных выборов при обучении, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и созданием условий для сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом);

Обеспечение успешности в обучении за счёт доступности научных понятий;

Положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;

Стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и построение усилий в преодолении трудностей.

Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Сохранять цель;

Действовать по образцу и заданному правилу;

Видеть указанную ошибку и исправлять ее;

Контролировать свою деятельности; ?понимает оценку взрослого и сверстника;

Умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);

Формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные универсальные учебные действия - это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.

Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД - непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров. Интерактивные игры.

2. Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц (интерактивные доски).

3. Интеллектуальные игры разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Н-р, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать? "

4. Игры на внимание " Кто что делает?", «Что перепутал художник»

5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.

6. Метод коллажа.

Коллаж - это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации.

Вот такой рассказ дети могут составить используя коллаж об Африке. Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды - это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное

7. Блоки Дьеныша направлены на развитие логики, мышления. Данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фигурами.

8. Метод ТРИЗ и РТВ

ТРИЗ – педагогика - это теория решения изобретательских задач.

РТВ – развитие творческого воображения.

Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

«Волшебная ромашка»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

«Тучка»

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.

Игровое действие : группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит: «Тучка в небе загрустила

И ребяток попросила:

«Поиграйте вы со мной, очень скучно мне одной».

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, с кем захочешь поиграй, расскажи нам, с каким предметом ты хочешь поиграть, какой он?».

Например , тучка (примерное описание объектов при помощи капелек - имён-признаков) Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться. Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир. Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Название мультика

Какие УУД можем найти

Что полезное «транслирует» мультик

Белый Бим черное ухо

личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера), коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия)

Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии.

личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия),

коммуникативные универсальные (сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор)

Дружба. Забота о других, развитие и проявление эмпатии.

Как обезьянки обедали

личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости), познавательные универсальные (использование передовых технологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение проблемы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные (интегрирование в группу сверстников)

Необходимость планирования действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания.

Личностные УУД:

1.Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2.В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.

3.Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.

4.Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету.

Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала (применение на практике)).
  2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний.
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД :

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала.

Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего дошкольного возраста, то это грозит ему серьезными проблемами на этапе школьного обучения. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в процессе дошкольного обучения . Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках -- в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие. Усвоение универсальных учебных действий предполагает процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы .

Перспективной задачей должна стать разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного и начального образования. Учебно-методический комплекс должен обеспечить организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий . Таким образом, образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития .

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Личностные универсальные учебные действия - это формирование «внутренней позиции школьника»; действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами .

Формированию личностных универсальных учебных действий у детей способствуют и так называемые «Полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке или на солнечном лучике ярких нарядных цветочков.

Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений) . В старшем дошкольном возрасте появляются портфели, звонки, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевой игре в «школу».

Следующим условием эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс, а затем присутствуют на уроке. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника», «Прощание с букварем». Далее совместно оформляется иллюстративный альбом о школе, например, «Моя первая учительница», «Школа, в которой я буду учиться», «Я - первоклассник».

Важнейшее условие эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой - доброжелательные встречи и знакомства с учителями. Педагоги знакомятся с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для него время знакомства с новыми учениками .

Эмоциональный настрой поддерживает организованная встреча детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.

В непосредственно образовательной деятельности (в подготовительной к школе группе) учим детей способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).

Важное место имеет и проигрывание ситуаций нравственной тематики - осознание норм и правил поведения в школе. В игре от лица «учителя» предъявляются определенные требования к «ученику», следующим объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть, но и попробовать понарошку выполнить какое-либо простенькое задание.

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах .

Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование предвосхищение результата, его временных характеристик); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ действия); оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий . Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия?

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства . Для его совершенствования используются различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления . В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения -- поступлению в школу.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» . Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации - эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально взрослый может создавать в различных видах деятельности . Например, мы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросим у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было поступить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет: «Да». Не надо сомневаться в искренности намерений нашего ребенка, а похвалим его и выразим надежду, что он также поведет себя в действительности. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Эта работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другие), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Усвоение системы научных понятий, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» .

Также опыты являются наиболее успешными в процессе ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. У каждого ребенка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным - «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным - «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»; созидательным - «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту» .

Познавательные универсальные учебные действия - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей .

В дошкольном отделении развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников, на основе которых и формируются познавательные универсальные учебные действия, уделяется серьезное внимание. Особо подчеркивают воспитатели роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы .

Интересна игра «Следопыты», где воспитатель использует прием моделирования для нахождения неизвестного предмета, а также закрепляет с детьми их умения соотносить свои игровые действия с предложенным планом.

Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности. Игры «Найди фигуру», «Где спрятана простая фигура», способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием. Дети очень любят словесные головоломки (Вова решает задачи лучше, чем Коля. А Коля лучше, чем Миша. Кто решает лучше всех? - Вова). Эти головоломки могут быть как на сравнение, так и на различие и совмещение, и на отрицание тоже. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения . Используется игра «Составь целое из частей». Ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.

Педагоги развивают такие коммуникативные универсальные учебные действия детей, как умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении, в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.), в трудовой деятельности воспитанников. Развивают умения детей действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями.

Теперь представим способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями . В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов .

Столь же важным способом является и трудовая деятельность дошкольников. Мы включаем детей в реальный коллективный труд (уборка прогулочного участка), дежурства (в уголке природы), труд в природе (уход за растениями, животными). Предлагаем одно занятие по обучению ремонту книги, другое - по обучению оригами. Они вызывают у детей интерес к ручному труду, изготовлению игрушек своими руками . В течение дня предлагаем также детям выполнение заданий в подгруппе, в паре.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. И.С.Кон считал: «В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования и другие люди выступают для него «как инструкторы, как модели для подражания» .

Большую эффективность в процессе формирования коммуникации имеет игровая деятельность. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству . Педагог-ученый А.П.Усова, отмечая влияние игры на воспитание и развитие ребенка, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает так живо и энергично, а действия организованны» .

Таким образом, в формировании универсальных учебных действий дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются «специфически детские виды деятельности»: разнообразные игры, конструирование, трудовая, изобразительная деятельность, общение, исследовательская деятельность дошкольников.

Развитие универсальных учебных действий у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы.