Чехов

Формы и методы внеклассной работы в школе. Основные формы организации внеклассной работы. Контрольные вопросы и задания

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе март 2019

Календарь мероприятий

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе- март 2019

Регион: В Санкт-Петербурге

Дата начала проведения: 21.03.2019

Дата окончания: 24.03.2019

О конкурсе

Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада – очень важное событие для музыкально-одаренных детей, которое проходит в Петербурге уже в пятый раз.
По традиции она состоится в последнюю пятницу перед весенними школьными каникулами. Количество участников и география этого конкурса растет с каждым годом.

Что привлекает в олимпиаде по оценкам наших педагогов и участников:

  • демократичная и честная атмосфера
  • общение участников и преподавателей из разных уголков страны
  • награждение всех участников памятными наградами олимпиады

В 2019 году французская мировая сеть отелей "ИБИС" предоставляет размещение участников. Конкурсанты живут в самом сердце Санкт-Петербурга - это любимая часть города по независимым оценкам наших участников. Отель находится в шаговой доступности от олимпиады (13 -15 минут пешком по историческому центру города), в 5 минутах от достопримечательностей, Невского проспекта и всего в 500 метрах от Московского вокзала.


В рамках XVI Международного форума искусств «Петербургская весна»

Положение

V Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада

по сольфеджио и музыкальной литературе

21-23 марта 2019 года, Санкт-Петербург

21 марта - заезды участников в отель "Ибис" Лиговский пр.54

15-17.30 - Регистрация -встреча с оргкомитетом. Зал " Владимирский" .
18.00 - * Выезд от отеля на обзорную экскурсию "Блистательный вечерний Петербург" (посадка, согласно спискам).

Олимпиадный день- 22 марта 2019 года

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8. (метро «Владимирская», 6 минут пешком, вход во двор в арку дома №4), Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
ВНИМАНИЕ! Участникам иметь личные ручки, карандаши и резинки и сменную обувь.
С 9.15ч. в кабинете № 301 (3 этаж) оргкомитет проводит регистрацию, включающую в себя оформление отчетных финансовых документов и командировочных удостоверений.
ВНИМАНИЕ по ДОКУМЕНТАМ! Напоминаем, что если участие оплачивала организация, то участники должны привезти 2 заверенных экземпляра договора и акта выполненных работ.
Необходимо быть на месте за 15 минут до начала группы.

Номинация «Сольфеджио»

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

12:00 - 6/4 классы, 3 группа

12:00 – 7(8)/5 классы, 4 группа

Номинация «Музыкальная литература»

14:00 -1 год обучения, 1 группа

14:00 – 1 год обучения, 1 группа

15:00 – 2 год обучения, 2 группа

«Зарубежная музыкальная литература»

15:00 – третий год обучения, 3 группа

«Русская музыкальная литература»

16:00 – 4 год обучения, 4 группа

«Отечественная музыкальная литература XX века»

17.30 – Круглый стол с жюри по номинациям

18.00 – Торжественное награждение и закрытие олимпиады в актовом зале.

С 2019 года консультация с жюри проходит в форме круглого стола с получением общих рекомендаций по результатам олимпиады.

Круглые столы с жюри проходят в аудиториях проведения номинации.

Руководители, желающие посмотреть работы, могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).

Получение результатов ранее назначенного времени - технически невозможно.

Ресторан столовая "Мама Рома" - Шведский стол с 12 до 16 часов - 350 руб. Загородный проспект, 21-23 (Телефон+7 812 595‑63-75, +7 812 925‑48-48)

Столовая «Тарелка» Санкт-Петербург, ул. Колокольная, 18/19. Обеды - от 200 руб. (+7 812 383‑55-00, +7 812 383‑55-01)


23 марта – с 10ч - *Музейный день «Храмы Петербурга» (4 часа)

Завтрак, Освобождение номеров.

9.50 – Сбор в фойе отеля, посадка на автобус (посадка, согласно спискам).

Дополнительно оплачиваются Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 70-350 руб.)

Спас на Крови, Исаакиевский Собор с колонадой, Казанский Собор.

14 ч. – возвращение в отель.


__________________________________________________________________________________________________

П рием заявок на участие в номинацию "Сольфеджио" в группы:

5 и 7 класс - продолжается до 18 марта.

Прием заявок на участие в номинацию "Музыкальная литература" в группы:

5, 6 и 7 класс- продолжается до 18 марта.

Заявку необходимо заполнить и выслать на электронную почту оргкомитета:
Все организационные вопросы по оформлению и подаче заявки направлять: ; +79633185702 (Билайн, Viber, Whats app, FaceTime).
Методические вопросы по заданиям олимпиады по сольфеджио: [email protected] (Методист - Светлана Анатольевна).

Методические вопросы по заданиям олимпиады по музыкальной литературе: [email protected] (Методист - Наталья Анатольевна).

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Организаторы олимпиады:

Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
– Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
– ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

Цели и задачи:

– повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
– совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
– выявление способных и одаренных учащихся;
– повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Номинации участия

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио»

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-ти летний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы,
II группа – 5/3 классы,
III группа – 6/4 классы,
IV группа – 7/5 классы.

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-тилетний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»

Требования по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.


Номинация I «Сольфеджио»

I группа – 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)
Конкурсное задание включает:
1) Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элементов; 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа – 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.

2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последовательность (5–6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности – 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа – 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать смешанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа – 7 и 8 классы (7-8 летний сроки обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».
Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и викторину (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

ВНИМАНИЕ! Просим участников выбирать конкурсную группу в соответствии с изучаемой программой в вашем учебном заведении.

I группа – первый год обучения по программе «Музыкальная литература».
Теоретические вопросы:
выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
Викторина:
Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита №1 и песня Сольвейг из Сюиты №2);
М.И. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Ария-рондо Фарлафа, Марш Черномора, Хор «Ах ты, свет Людмила»);
П.И. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Кофе – арабский танец, Чай – китайский танец, Танец трех пастушков, Вальс цветов, Адажио, Танец феи Драже), «Детский альбом» («Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»);
М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Лимож. Рынок», «Прогулка»);
В.А. Моцарт: Менуэт из оперы «Дон-Жуан»;
Дж. Верди: Триумфальный марш из оперы «Аида»;
К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Кенгуру», «Слон», «Лебедь»).
Учебники:
1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения.
2. Лагутин А.И., Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Первый год обучения.

II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
Теоретические вопросы:
Жизнь и творчество композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф Шопен.

Викторина:
И.С. Бах: Двухголосные инвенции (до мажор, фа мажор), Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Французская сюита» до минор (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига), Токката и фуга ре минор для органа;
Й. Гайдн: Симфония №103 «симфония с тремоло литавр» (I часть), Соната ре мажор, Соната ми минор;
В.А. Моцарт: Симфония №40, Соната ля мажор, опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»);
Л. Бетховен: Симфония №5, Соната для фортепиано до минор №8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт»;
Ф. Шуберт: Симфония №8 (I часть), фортепианные произведения («Экспромт» ми-бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор, Вальс си минор), песни («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Форель»);
Ф. Шопен: Мазурки (до мажор соч. 56 №2, си-бемоль мажор соч. 7 №1, ля минор соч. 68 №2), Вальс до-диез минор, Полонез ля мажор, Прелюдия ми минор, Прелюдия ля мажор, Ноктюрн фа минор, Этюд до минор соч. 10 №12.

Учебники:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения.
2. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран.

III группа – программа «Русская музыкальная литература»
Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов – М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Основные сведения о деятельности «Могучей кучки».

Викторина:
М.И. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня»), опера «Руслан и Людмила» (увертюра), «Арагонская хота»;
А.С. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»);
А.П. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной»;
М.П. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке);
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), симфоническая сюита «Шехеразада»;
П.И. Чайковский: опера «Евгений Онегин», (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №1 (все части).

Учебники:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература.

IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Теоретические вопросы:
жизнь и творчество композиторов – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Викторина:
А.Н. Скрябин: Симфония №3 «Божественная поэма (I часть «Борьба»), Этюд ре-диез минор соч. 8 №12, Прелюдия ми минор соч. 11 №4;
С.В. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (I часть), Прелюдия до-диез минор соч. 3 №2, Этою-картина ля минор соч. 39 №6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»);
А.И. Хачатурян: балет «Гаянэ» («Танец с саблями»), Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;
С.С. Прокофьев: Симфония №7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» («Па-де-шаль», Вальс соль минор, «Принц и сапожники», первый «Галоп», Адажио), балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка»);
Д.Д. Шостакович: Симфония №7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»;
Г.В. Свиридов: «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике).

Учебник: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения.


Организация олимпиады

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.
Полномочия оргкомитета:
- подготовка и проведение олимпиады;
- организация проживания участников.
- определение материала для олимпиады;
- организация работы жюри олимпиады;
- организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.
При оценке конкурсанта учитывается:
– правильность ответов в каждом из основных заданий;
– соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
– итоговый суммарный средний балл участника.
Жюри имеет право:
– делить, присуждать и не присуждать призовые места;
– награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение

Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник"
Дипломы и медали получают все участники олимпиады
Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

Предварительная программа приезда на фестиваль:

21 марта
15 - 17ч - заезды в отель ИБИС, Лиговский пр.54, регистрации участников
17.30 – *Сбор в холле отеля (после регистраций) встреча с гидом, выезд на экскурсионную программу

18.00 - *Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» от Вашего отеля.
Все экскурсии необходимо заказать заранее! Для групп/участников, прибывших на олимпиаду без предварительного заказа экскурсий, присоединение к поездкам будет организационно невозможно!(согласно новым правилам ГАИ).
Автобусная экскурсия с выходами.

Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы. Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, что несомненно добавит впечатлений!

*Возможен ужин в отеле.

22 марта
Завтрак в отеле.
Олимпиадный день в ЦВР Центрального района. Ул. Правды 8
9.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж), оформление закрывающих и командировочных документов в оргкомитете.
Проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература» согласно расписанию.
18.00 – закрытие олимпиады. Церемония награждения.
Круглые столы с жюри.
*Желающие на просмотр работы могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
*Возможен обед в районе проведения олимпиады.
*Возможен ужин в отеле*(Согласно сделанным заказам).

23 марта

Завтрак в отеле.
День выездов/Музейный день
10.00 - Выезд из отеля на *Музейный день - Тематическая поездка в музеи-соборы Санкт-Петербурга (при комплектации поездки - от 15 человек)
Музеи Санкт-Петербурга: "Спас на Крови"(*билеты) + "Исаакиевский Собор"(*билеты) + "Казанский Собор" (своб. вход)
Либо Загородная поездка - под запрос групп : Царское Село (Пушкин, Екатерининский дворец с янтарной комнатой)/ Павловск / Гатчина.
!Общая продолжительность Музейного дня рассчитана на 6 часов.
Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.
(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.00-16.30ч.)

Финансовые условия участия:

Участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса.

Для участия необходимо оплатить размещение на олимпиаде и организационный взнос.

Размещение на олимпиаде 3950 руб. чел. включает:

Размещение в отеле ИБИС *** в 2(3)местных номерах 21-23 марта (3 дня/2 ночи)
*Возможно продление проживания в отеле 1650 руб./сутки с человека.
Завтраки - шведский стол.
Wi-Fi в отеле
Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с жюри.
Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию 2300 руб.

Оплачивается за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.
*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%.

* Участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области оплачивают только организационный взнос (без проживания).

Организация трансферов и экскурсий

Экскурсионная программа от Вашего отеля стоимостью 1500 руб. с человека. (при наборе группы от 15 человек) Стоимость включает две экскурсионные поездки от отеля с полным автобусным обслуживанием и сопровождением гида в автобусе.
21 марта - в 18.00 ч - Обзорная экскурсия «Блистательный вечерний Петербург» (2,5 -3 часа)
23 марта - в 10.00 ч - Поездка в музеи Петербурга «Музейный день» (4 часа)
*Дополнительно оплачиваются:
  • Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 50-250 руб.)
  • Организованный обед по желанию группы – 300-350 руб. с человека.
Внимание! Для входа группы на любой объект гид собирает оплату на месте только наличным расчетом (оплата картами для организованного входа с группой невозможна).

Внимание руководителей! Как заказать трансферы и экскурсии:

Согласно постановлению правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 г. "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (в ред. постановлений правительства РФ № 579 от 23.06.2014 г., № 652 от 30.06.2015 г., № 569 от 22.06.2016 г.), ограничиваются сроки подачи информации для организации трансферов и обзорной экскурсии.
Заявки на трансфер и обзорную экскурсию принимаются не позднее, чем за 3 недели до приезда группы.
Для организации трансфера и обзорной экскурсии необходимо выслать на электронный адрес оргкомитета точные данные приезда и отъезда на фестиваль(дата, номер поезда, время,) и заполненную таблицу с данными приезжающих и указанием, кто с кем будет сидеть в автобусе.
Так же необходимо указать контактный телефон, для детей до 18 лет указывается телефон одного из родителя.

Образец таблицы:


Позднее, чем за 3 недели до приезда группы, внесение изменений в данные приезда-отъезда, списки на трансферы и экскурсии, транспортную рассадку участников невозможно.
Ответственность за достоверность и своевременность предоставления указанных данных лежит на лицах, предоставивших эти данные от лица участников. Указанные данные принимаются только в электронном виде.
Рекомендуем приобретать авиа и ж/д билеты только после согласования принятия заявки с менеджером конкурса.

Расписание олимпиадного дня

Расписание будет опубликовано за неделю до олимпиады

Внеклассная работа дает прекрасные возможности для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, формирование у них самостоятельности и инициативности. Каждый ученик, благодаря таким формам обучения, может испытать, испробовать, выявить и актуализировать хоть бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Для этого имеются самые разнообразные типы и виды внеклассной работы. Выделяют три основных типа внеклассной работы:

  • - индивидуальные;
  • - групповые;
  • - массовые.

Индивидуальная внеклассная работа представляет собой чтение экономической литературы, написание рефератов и подготовку докладов, выполнение творческих заданий.

Групповыми типами внеклассной работы являются занятия в экономических кружках, факультативах, выпуск газет и журналов.

К массовым типам можно отнести экскурсии, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, либо, например, "недели экономики" или "месячника экономики".

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных типов внеурочных форм организации учебной работы, которые можно применять по курсу экономики:

  • а) факультативы;
  • б) дополнительные занятия;
  • в) занятия в кружках;
  • г) учебные конференции;
  • д) предметные олимпиады;
  • е) экскурсии.
  • а) факультативы, как метод углубленного изучения материала

Если вспомнить из истории, то факультативные занятия как внеурочная форма обучения введены в конце 60 - начале 70-х годов 20в., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова (facultatis), что означает возможный, не обязательный, предоставляемый на выбор Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Сластенин В.А., Исаев И.Р.; под ред. Сластенина В.А., М.: "Академия", 2005. - с 281.. Следовательно, факультативы проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

В учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Определить какой предмет интересует учеников больше, чтобы организовать факультатив, можно при помощи анкетирования самих же школьников. Таким предметом, например, может стать экономика, так как еще не во всех школах она включена в школьную программу. Их перечень и количество определяется в каждой школе с учетом запросов школьников, их родителей, возможностей школы, с учетом потребностей в подготовке соответствующих специалистов, уровня подготовки самих учащихся и т.д. Такими факультативами могут быть: "Основы менеджмента", "Основы маркетинга", "Ценные бумаги", "Бухгалтерский учет" и многие другие. Такие факультативы будут интересны ученикам, так как это может быть связано с дальнейшей профессией школьников, а данные занятия дают возможность более широко изучить курс, и помогут при поступлении в ВУЗ.

Таким образом, основная задача факультатива по экономике - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Если же распределение учащихся по факультативам добровольное, то состав остается стабильным в течение года или двух лет, в зависимости от плана занятий.

Факультатив по экономике работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекции его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы на тему "Современное состояние экономики", проведение небольших исследований по изменению цен на какой-либо вид товара, обзоры книжных новинок по экономике, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях является больше обучающей, чем контролирующей. Поэтому в качестве проверке усвоенного материала здесь можно использовать не привычные для урока методы оценивания - бальную систему, а, например, активные методы. Можно разработать деловую игру, применить метод конкретного случая и многие другие методы по теме, изучаемой в рамках факультатива по курсу экономики. Отметка выставляется только в том случае, если она подводит итог большой работы, проведенной учащимися, и чаще всего в виде зачета. Следовательно, учащиеся не боятся получить неудовлетворительную оценку и поэтому более активно принимают участие в факультативной работе.

Таким образом, с помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи, в которых, и состоит их важное педагогическое значение:

  • - удовлетворять запросы в более глубоком изучении предмета, который интересует учащихся;
  • - развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

Но, к сожалению, в школах не редко факультативы используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

б) дополнительные занятия (консультации) для ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся есть такие формы обучения как дополнительные занятия. Экономика довольно сложный предмет для восприятия, поэтому есть ученики, которые не успевают освоить все на занятиях. Консультации, как правило, носят эпизодический характер и организуются по мере необходимости. Консультации проводятся с учащимися во внеурочное время и могут использоваться в одних случаях как для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других - для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранения пробелов в знаниях и предупреждения неуспеваемости. Так как подготовленность всех учеников разная и не все сразу могут уловить все тонкости экономической науки, то такая форма занятий просто необходима в школах. В программу дополнительных занятий включен разбор экономических понятий и решение задач, которые не были усвоены на уроках.

Эти занятия могут быть по своей форме организации групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками задания под руководством учителя. Однако, следует отметить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

Следовательно, нужно сделать вывод, что такие формы обучения необходимы в рамках курса экономики, но в умеренном количестве, чтобы не расслаблять учащихся.

в) занятия в экономических кружках, как особая форма организации внеурочной текущей учебной работы

Если в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расширить и обогатить свои знания, приобщиться к техническому творчеству, например, к проведению опытной работы по какому-либо предмету. Это и обуславливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ учащихся.

Занятия в экономических кружках и клубах, так же, как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных корректировок в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.

Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, то из учащихся 5 - 6х, 7 - 8х, и т.д. классов. В младших классах - это развивающие игры по экономической тематике. В средних - создание школьных компаний, предприятий, банков, деловые игры. В старших - работа в школьных компаниях, предприятиях, проведение дискуссий, деловых игр, в том числе с участием промышленников, предпринимателей, экономистов, банкиров. Руководство работой кружков осуществляют учителя - предметники.

Содержание занятий экономических кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых-экономистов, ознакомление с новейшими достижения науки и техники; проведение мероприятий, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; моделирование экономических игр, рассмотрение экономических ситуаций, встреч с предпринимателями и другими деятелями экономики Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. №8. 2006. С. 85..

Предметные кружки, предполагаемые школой, отличаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям, а так же они лучше ориентируются в современных рыночных условиях. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Таким образом, работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

г) учебная конференция, как вспомогательная форма обучения

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой, прежде всего длительной, подготовительной работы, т.е. проведение наблюдений, обобщение материалов, организация всех выше сказанных форм внеурочной текущей учебной работы - экскурсий, факультативов, различных кружков, постановка опытов, изучение литературных источников.

Конференции могут проводиться по всем предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. Такая форма внеурочной учебной работы, как правило, проводится в старших классах, при этом не только в рамках своей школы, могут также участвовать ученики из других школ, а в качестве комиссии могут быть приглашены предприниматели, банкиры и другие, в зависимости от направленности конференции.

Школе необходимо проведение конференций по предмету "Экономика", так как здесь происходит не просто передача информации, а организуется дискуссия по разным экономическим вопросам, которые затрагивают определенную область экономики. Различные ситуации по экономическим вопросам, обсуждаемые на конференции привлекают внимание учащихся, тем самым заинтересовывают их. По результатам конференции ученики награждаются грамотами, сертификатами за участие, возможно денежными премиями или призами. Таким образом, все это мотивирует активность и создает стимул для участия.

Участие в экономических конференциях приобщает учащихся к началам научной работы. Может быть результатом исследований и не станут громкие открытия, тем не менее, прививать молодым людям навыки научной работы еще в школьном возрасте весьма полезно.

Во-первых, существенно расширяются рамки учебного курса экономики, на который в школе пока еще выделяется мало времени, вырабатываются навыки самостоятельного сбора, обработки информации и ее анализа.

Во-вторых, преподаватель, работая с учеником, исследующим интересующую его экономическую проблему, получает возможность более близкого контакта. Тем самым учащийся получит представление об избранной теме намного более глубокое, чем на обычном уроке.

В-третьих, самостоятельное творчество побуждает любознательность и вкус к поиску путей решения проблем, дает радость открытий.

Школьники, проявившие практический интерес к исследовательской работ, получают своеобразный и полезный опыт самостоятельной деятельности, чем выгодно отличаются от сверстников.

Опыт публичных выступлений, полученный при участии в экономических конференциях (защита научных работ перед авторитетными комиссиями, перед сверстниками) формирует компетентность и ответственность, побеждает страх, неуверенность при публичном отстаивании своего мнения, а также дает возможность дальнейшего участия в экономической деятельности.

д) предметные олимпиады

Сейчас в школах экономика введена как общеобразовательный предмет. Поэтому предметные олимпиады по экономике проводятся почти во всех школах, где изучается данный предмет. Олимпиада - это соревнования школьников по различным дисциплинам, прежде всего по профилю обучения. Они способствуют жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности. Главная задача экономических олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учащихся в данной области. Олимпиадные состязания позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Олимпиады по экономическим дисциплинам проводятся школьные, городские, областные, зональные и российские. В них принимают участие в основном учащиеся 9-11 классов. Даже школьникам, изучающим экономику в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка, которая может проходить в качестве факультативов, дополнительных занятий и экономических кружков. Так как участникам предлагаются задачи не только с использований программных понятий, но и задания, выходящие за рамки профильного изучения предмета экономики. К тому же необходимо отметить, что на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким обоснованием, выбору оптимального выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. Олимпиады по экономическим дисциплинам требуют от школьников умения анализировать и правильно оценивать ситуацию. Если ученик решил связать свою дальнейшую жизнь с экономикой и активно участвовал в школе в экономических олимпиадах то, это ему обязательно поможет при поступлении в ВУЗ.

е) экскурсия как форма учебной работы

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2000. - с.295..

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

В-третьих, экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомления их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов:

Производственные экскурсии. В отношении экономики такие экскурсии могут проводиться на производственные предприятия, заводы, банки. Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Данный вид экскурсии необходим, так как ученики лично могут ознакомиться с производственным процессом, узнать работу банковской системы, посмотреть условия работы, что необходимо им в будущем.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по нескольким предметам одновременно, то есть это экскурсии, которые объединяют в себе информацию по нескольким предметам сразу. Например, экскурсия на стеклозавод может одновременно проводиться по физике, химии, экономике и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик ознакомят учащихся с применением этих наук на производстве, учитель экономических наук расскажет об экономических связях предприятия и т.д.

Экскурсии также могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учеников.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой позиции выделяют два основных типа экскурсий:

Первый тип предполагает экскурсии, которые служат средством изучения нового материала учащимися. Основная задача данного вида экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Второй тип предполагает экскурсии, которые используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Вообще, при проведении экскурсий по экономике важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает:

  • 1. подготовку экскурсий, т.е. выбор экономической темы, разработка вопросов;
  • 2. выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • 3. обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Большое значение при проведении экскурсии по экономике, прежде всего, имеет подготовительная работа и, в частности, четкое определение ее цели. Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое внимание.

И, наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Если же работник предприятия, то учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это обычно с помощью методов рассказа, объяснения, беседы. И демонстрации (показывания) важнейших частей, каких-либо бумаг. Если же экскурсия проводится с целью закрепления материала, который изучался на уроке, то она начинается с краткого опроса учащихся по данной теме. Так, например, если экскурсия организованна в банк, а на уроке изучался вопрос "деньги и денежное обращение", то опрос начнется с разбора понятий денег, денежной массы, банкнот, монет и т.д. После опроса учитель показывает все объекты наглядно.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель задает наводящие вопросы и отвечает на возникающие вопросы учащихся. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также если необходимо, то различные чертежи и зарисовки.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии - подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом.

Такие экскурсии необходимо проводить по любым предметам, в частности, и по экономике, так как они активизируют мышление учащихся и вызывают наибольший интерес к изучаемой теме.

Школьники активно участвующие в различных экономических олимпиадах, конференциях, кружках, посещающие дополнительные занятия и факультативы по экономике более развиты, они хорошо ориентируются в экономических понятиях, умеют анализировать ситуации на рынке, самостоятельно осуществляют выбор и принимают решения в сложной, неопределенной обстановке. Все это предоставляет школьникам больше возможностей выбора своего дальнейшего обучения после школы, а так как они уже занимались экономикой, в школе им будет легче поступить в экономический ВУЗ. Таким образом, нужно отметить, что все внеклассные мероприятия взаимосвязаны между собой и только комплексное занятие внеклассной работой даст положительный эффект.

Формы внеклассной воспитательной работы

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа*. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).

* См., например: Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М., 1964. - Т. 1. - С. 340.

Формы внеклассной воспитательной работы более многообразны, чем формы внеурочной работы по учебным предметам, и на них мы остановимся особо. Обратим внимание перед этим лишь на то, что наряду с внеурочной и внеклассной работой выделяется еще внешкольная образовательно-воспитательная работа. Она осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юннатов, юных техников, клубах при различных организациях и т.п., т.е. проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и характеризуется большей по сравнению с внеклассной работой практической направленностью и специализированностью.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач («Огонек», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.).

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «посиделки» и т.п.).

Естественно, каждая используемая форма педагогического процесса решает не одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего - в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков. С этой целью даже «в ущерб делу» учителя, классные руководители, администрация школы используют в качестве организаторов этих форм как наиболее способных учащихся, так и тех, которые вначале не проявляют организаторских способностей. В этом, в частности, смысл регулярной смены органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся.

То же самое можно сказать и о познавательных и развлекательных формах воспитательной работы. Например, развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они будут развлекать по-настоящему, только внося в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию «мероприятия», привлечь к организации и проведению максимальное число участников (в оптимальном случае - все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы), добиться, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.

Таким образом, и развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

В современных условиях более существенное внимание воспитателей, чем в недалеком прошлом, привлекает личность, индивидуальность. Понятия «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученика» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа освоения содержания образования и формирования определенных черт характера. В связи с этим новый, более глубокий смысл приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательного мероприятия. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальный учет особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой - адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.

Если в учении деятельность развития интеллекта по сути своей сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или, что чаще, с другими, не во всем похожими, а нередко и во многом на него не похожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается в деятельности взаимодействия с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.

Это не значат, однако, что используемые средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака можно разделить формы воспитательной работы на три группы: 1) словесные (собрания, митинги, информации и т.п.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.; 3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.

Чем отличается эта классификация форм воспитательной работы от ранее приведенной классификации методов обучения? Там ведь тоже словесные, наглядные, практические, но только не формы, а методы обучения... Отличие в том, что при классификации методов по источнику знаний рассматриваются отдельные методы в качестве самостоятельных путей решения дидактической задачи. Например, объяснение - самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. Любая же словесная форма не ограничивается одним методом. На собрании, например, могут и объяснять, и рассказывать, и спорить (дискуссия) и т.п. Точно так же и при использовании практических и наглядных форм. Например, изготовление стенда никак не укладывается в использование только упражнений или только графических работ и т.п., но всегда подразумевает использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких видов деятельности). В этом суть полиморфности формы педагогического процесса. Истоки полиморфности формы - в многоплановости отдельной педагогической задачи, в длительности ее решения, не ограничивающейся временем взаимодействия воспитанника с воспитателем, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это может быть «преодолено», многослойная динамичная совокупность задач может быть решена только через форму, а не прямо благодаря использованию какого-либо метода, пусть даже и весьма совершенного, правильно выбранного и т.п. Для воспитательной работы это характерно еще в большей мере, чем для учебной: в обучении в результате использования одного метода может быть создана иллюзия решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирования определенного умения. Но педагогическая задача, решаемая в обучении, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими являются формирование отношений, разностороннее развитие учащегося-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках формы, которая соответствует всему содержанию задачи.

Описывать методику всех или хотя бы большинства встречающихся в практике воспитательной работы форм нет необходимости - это задача специального курса. Но двум наиболее часто встречающимся уделим некоторое внимание.

Прежде всего это собрание. Эта форма воспитательной работы рассматривается как высшая форма ученического самоуправления (по примеру отношений в объединениях взрослых) с той особенностью, что на собрании воспитанников взрослые (педагоги) имеют право решающего голоса.

Во всех воспитательных системах (С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, С. Френе и др.), прославившихся высокими результатами, их организаторы отводили собранию очень важное место. Собрания проводились регулярно, не реже одного раза в неделю. На них обсуждались и решались все наиболее важные вопросы совместной жизни воспитанников, при этом каждый имел равные с остальными права и возможности участия в обсуждении и принятии решений. Еще Я.А. Коменский рекомендовал, чтобы учащиеся «... в известные дни на общих собраниях разбирали дела, как это происходит в благоустроенном государстве. Это будет действительно подготавливать юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности»*.

* Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1982. - Т. 2. - С.68.

Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов - небольшое (1-3), по каждому вопросу предусматриваются информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. На начальных стадиях развития коллективных отношений собрание ведет педагог (в классе - классный руководитель, в школе - директор или заместитель). Ход обсуждения и принимаемые решения записываются в протокол собрания.

Еще С.Т. Шацкий, описывая воспитательную работу в детской колонии «Бодрая жизнь», показал и важность собраний, и трудности в их проведении. Например, он отмечал, что дети активно участвуют в выборах, а к обсуждению практических дел их привлечь нелегко. Для детей собрание - это школа развития общественной активности, ответственности и деловитости. И в этой «школе» тоже есть «новички-первоклассники», которых нужно всему учить, есть и научившиеся многому, готовящиеся «к выпуску». Поэтому так важны регулярность собраний, конкретность и жизненность обсуждаемых вопросов, настойчивость в выполнении принимаемых решений.

Широко распространенной формой воспитательной работы в классе является классный час (час классного руководителя). В 80-е гг. во многих школах время его проведения указывалось в школьном расписании. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому и т.д. воспитанию учащихся. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что классный руководитель должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и др. Он сформулировал положение об основных направлениях воспитательной работы с учащимися различных возрастов и основные темы бесед о ними. Во многом эти положения актуальны и в настоящее время, конечно, не столько тематика бесед, сколько сам принцип их проведения.

Центральным компонентом классного часа является беседа классного руководителя с учащимися на заранее запланированную тему. Кроме этого на классных часах обсуждаются текущие дела (особенно при неразвитости такой формы, как собрание), предусматриваются какие-либо виды развлечений с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Чем отличается классный час от собрания? Тем, что на собрании основные «действующие лица» - сами ученики, а на классном часе - педагог. Кроме того, основная функция классного часа -обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения, а функции собрания - организация жизни коллектива, выражение коллективного мнения о путях и способах решения общих задач. Собрание - официальный орган общественного самоуправления, его решения протоколируются и в дальнейшем являются регуляторами общественной жизни коллектива, а классный час - это в основном неформальное общение классного руководителя с воспитанниками и воспитанников между собой, рассчитанное на максимальный учет их индивидуальных особенностей, обеспечение личностного подхода в воспитании.

Эти формы воспитания очень близки между собой, и можно дискутировать по поводу целесообразности их одновременного использования. Можно предпринимать попытки их объединения, особенно в младших классах (до VI, даже VII класса). Неизменными при этом остаются две проблемы, которые необходимо решать в процессе воспитания: привлечение учащихся к управлению собственной жизнью в школе и обеспечение индивидуального подхода в воспитании на гуманистических основах. Таким образом, если классный руководитель, директор школы стремятся к развитию инициативы учащихся, считают необходимым привлечь школьников к участию в организации их общей (общественной) жизни, то они должны как можно раньше включать детей в формы отношений, обладающие элементами общественных отношений взрослых. В то же время, учитывая особенности развития детской психики, важно по возможности сохранить и такие формы воспитательной работы, которые характеризуются неформальностью отношений педагогов с учащимися и учащихся между собой.

В 90-е гг. XX в. значительный вклад в разработку новых форм воспитания сделан Н.Е. Щурковой, а в 80-е гг. - И.П. Ивановым (коллективные творческие дела).

Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно,что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков (увы, теперь уже нет!). В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.

Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.

“Живая газета”.

Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей.

Модель – это старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась “живая” газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем отряде, классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рублики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.

Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты; плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие); хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной – разной.

“Час тихого чтения”.

Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.

Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.

Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

“Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Наша школа через 50 лет”, “Классная комната, построенная мною”, “Искусство в нашей школе”, “Школьный двор моих внуков”.

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано, содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект – мечту. Классные руководители должны поддерживать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

Из опыта работы.

Сказочная викторина для обучающихся 2-х классов.

Цели:

  • развивать память, мышление
  • познакомить со строением сказки

Наглядность: картинки со сказочными героями, рисунки.

Формируемые умения и навыки: учить отгадывать сказки по именам героев, по их действиям.

1. Вступительное слово учителя:

– Сказок очень много. Ребята, а вы любите сказки?

– Чем сказки отличаются от других художественных произведений?

– Кто пишет сказки?

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды по 6 человек в каждой и посоревнуемся. Остальные будут болельщиками. Помогут вам вопросы. Кто ответит на вопрос, будет в команде.

Вопросы: У названных героев двойные имена. Дано начало, вы завершаете.

Итак, команды созданы.

2. По картинкам назвать сказки.

зонтик – “Оле – Лукойле”
горошина – “Принцесса на горошине”
санки – “Снежная Королева”
крапива – “Дикие лебеди”.

3. “Угадай сказочные имена и предметы”.

  1. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Аленушка)
  3. Пресмыкающийся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)
  5. Традиционное мужское имя в сказках. (Иван)
  1. В чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб)
  2. На ее кончике смерть одного из героев. (Игла)
  3. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин)
  4. Имя героя, спавшего на печи (Емеля)
  5. Жилище Бабы – Яги. (Избушка)

4. Кто больше назовет сказок

– о детях

– о птицах

5. Изобрази героев сказки (сценка, пантомима)

– Бабу – Ягу

– Змея – Горыныча

6. Почтальон Печкин случайно выронил телеграммы, и они попали к нам в руки, но мы не можем понять от кого они, может вы нам поможете?

  1. Поздравляю … с днем рождения.
  2. Нашел сапоги – скороходы, скоро прибуду домой.
  3. Буду, буду умываться по утрам и вечерам.
  1. Баба и дед, спасите, за мной гонится лиса.
  2. Лиса заняла мой домик, и выгнала. Помогите!
  3. Приходил волк и съел 6-х козлят. Спасите!

Итог: Ребята, вам понравились сказки? Я очень рада, что вы так хорошо и много знаете сказок! Надеюсь, что вы и дальше будете много читать сказок разных народов и разных писателей: Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и др. До новых встреч.

Литература:

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж. “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов.

Виды и формы воспитательной работы.

№ п/п Вид деятельности Целевое назначение Активные формы организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)
2. Общественная Содействует социализации учеников, включает Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
3. Ценностно – орентированная Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
4. Спортивно – Оздоровительная Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
5. Художественная Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
6. Свободное общение Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
7. Трудовая Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.