11 класс

Предпосылки создания новой методики. Программа «Школы России»

Сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период . Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Совет 2: Какая программа для начальной школы лучше всего

В настоящее время существует более сотни программ для начального общего образования. Каждую из них можно разделить на две категории: традиционные и развивающие.

Инструкция

Программа Занкова Л.В. является развивающей и призвана дать каждому ребенку целостную картину миру. Происходит это посредством использования литературы, искусства, науки. Сильной стороной данной программы является упор на изучение математических основ. Учителя, которые работают по данной программе, стараются уделять внимание развитию логики, мышления. Очень важным является желание ребенка к саморазвитию. Малыши, которые не имеют желания много читать, вряд ли оценят данную программу. Программа в полной мере дает ребятам универсальные учебные действия, которыми они смогут воспользоваться на следующей ступени обучения.

«Школа 2100» является одной из наиболее популярных традиционных программ. Главное ее достоинство заключается в соблюдении преемственности образования. Система разработана так, что ребенок может продолжать обучение с яслей до поступления в вуз. Авторы программы учли все возрастные особенности детей, их ведущие деятельности на каждом этапе и, конечно, сензитивные периоды для формирования тех или иных умений и навыков. Программа не делит ребят на слабых и сильных. Каждому ученику предлагается полный объем образовательный программы, а ребенок сам для себя выбирает, сколько и какие из заданий он может решить. Программа направлена на развитие адекватной самооценки ребенка, способности регулировать свою деятельность без помощи взрослого.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

В 1 «Б» классе

(132 часа, 4 раза в неделю)

Составитель:учитель начальных классов Нетесина Н.В.

2012 -2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа России»:

● Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

● Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011.

● Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

● Канакина, В. П. Русский язык: рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

● внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

● положительного отношения к урокам русского языка;

● уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

● интереса к языковой и речевой деятельности;

● представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

● представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

● первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

● мотивов к творческой проектной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

● принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

● понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;

● высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

● проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

● оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

● целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

● ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

● осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

● понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

● работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

● понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

● преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

● понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

● составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

● анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

● осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

● подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

● проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

● слушать собеседника и понимать речь других;

● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

● принимать участие в диалоге;

● задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

● принимать участие в работе парами и группами;

● договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

● признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

● оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

● представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

● представление о значимости языка и речи в жизни людей;

● представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

● практические умения работать с языковыми единицами;

● представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

● представление о правилах речевого этикета;

● адаптация к языковой и речевой деятельности.

На изучение русского языка в 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 117 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 48 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.

Особенности организации учебного процесса по предмету.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

Система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

Орфография и пунктуация;

Развитие речи.

Особенности контроля:

В 1 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается в ходе текущих занятий и занимает не более 10-15 минут.

В конце 1 класса проводится две итоговые контрольные работы, позволяющие оценить уровень усвоения содержания предмета. Первая контрольная работа рассчитана на проверку уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующих требованиям ФГОС. Вторая контрольная работа проверяет уровень достижения планируемых результатов, определяемых содержанием и требованиями реализуемой авторской программы.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

Раздельное написание слов;

Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

Перенос слов по слогам без стечения согласных;

Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

● первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

● соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

● слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

● пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

● составлять текст из набора предложений;

● выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

● различать устную и письменную речь;

● различать диалогическую речь;

● отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

● анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

● определять тему и главную мысль текста;

● соотносить заголовок и содержание текста;

● составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

● составлять текст по его началу и по его концу;

● составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

● различать звуки речи;

● понимать различие между звуками и буквами;

● устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

● различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

● определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

● различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

● различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

● различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

● устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

● различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

● обозначать ударение в слове;

● правильно называть буквы в алфавитном порядке;

● различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

● различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

● определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

● наблюдать над образованием звуков речи;

● определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

● обозначать на письме звук [й’];

● располагать заданные слова в алфавитном порядке;

● устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

● находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

● произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Обучающийся научится:

● различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга - агник);

● различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

● определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

● классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

● определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

● определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

● осознавать слово как единство звучания и значения;

● определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

● на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

● подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

● на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

● различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

● соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

● соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

● соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

● различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

● различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

● выделять предложения из речи;

● соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

● определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

● соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

● составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

● составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

● писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

● определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

● устанавливать связь слов в предложении;

● сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

● применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения (. ? !);

● безошибочно списывать текст с доски и учебника;

● писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

● определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

● писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

● писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

● применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

● пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

Что представляет собой программа «21 век. Начальная школа»? Отзывы педагогов, работающих по ней, весьма неоднозначны. Одни убеждены в том, что именно эта методика необходима для гармоничного развития личности современного ребенка, другие учителя категорически не приемлют подобный вариант обучения и воспитания подрастающего поколения.

Особенности программы

Основы развивающего обучения, заложенные в этом проекте, являются результатом многолетних поисков и исследований большого и дружного коллектива специалистов Центра начальной школы ИСМО (Института среднего общего образования РАО). Кроме того, в разработке принимали активное участие и некоторые сотрудники Российской академии образования. Учебники для 1 класса были созданы под руководством Н. Ф. Виноградова, профессора, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО.

Предпосылки создания новой методики

До того как появилась подобная теория, десятки педагогов и психологов упорно над ней работали. Программа ФГОС «Начальная школа. 21 век» разрабатывалась на базе теории Л. С. Выготского. В ней нашли свое отражение методики развивающего обучения Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В программе есть элементы концепции предложенные Н. Ф. Виноградовой, А. М. Пышкало.

Основная идея УМК

Чем так хороша программа «21 век. Начальная школа»? Отзывы преподавателей, использующих данный учебно-методический комплект, свидетельствуют о том, что в ней предложено несколько путей проведения модернизации современного начального образования, раскрываются новые подходы к цели, основному содержанию материала. Данная методика воспитания и обучения детей младшего школьного возраста в обычной школе прошла успешную апробацию. Авторский коллектив, работающий над созданием УМК, разработал и специальные учебники для 1 класса.

Особенности методического комплекта

Помимо книги для учеников, авторы программы создали и специальные книги для педагогов начальной школы. Были изданы и специальные тетради начальной школы 21 века. Отдельным изданием для учителей были изданы и методические рекомендации, и поурочные планирования по каждой учебной дисциплине. Чем отличается от других методик программа «21 век. Начальная школа?» Отзывы родителей, чьи дети уже прошли по ней обучение, в основном положительные. Они отмечают, что ребятам было намного проще адаптироваться в среднем звене, у них не возникало проблем с учебой.

Комплектация УМК

Полноценный учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века. Окружающий мир» включает книгу под редакцией Н. Ф. Виноградова, а также специальную рабочую тетрадь по данному предмету. Также в УМК есть букварь, созданный Евдокимовой О. А., Журовой Л. Е. Задачи для 1 класса по математике, собранные Рудницкой В. Н., имеют интересное содержание, четкие вопросы. При выполнении их ребята учатся размышлять, логически мыслить, выбирать правильный вариант из нескольких предложенных. Обучение грамоте и чтению осуществляется по учебнику «Литературное чтение», предложенному Ефросининой Л. А. Все пособия, которые входят в данный учебно-методический комплект, допущены (рекомендованы) к использованию Министерством образования и науки РФ. Если задачи для 1 класса по математике базируются на развитии логики, то в таком предмете, как технология, внимание уделяется формированию практических навыков.

Особенности УМК

В методике присутствует главный принцип современного обучения: начальная школа представляется природосообразной. Особенности процесса обучения состоят в том, что в таком возрасте основной потребностью школьников является общение, продуктивная деятельность. Эти особенности были учтены авторами методики, они четко определили, что должен уметь ученик 2 класса. Были учтены индивидуальные и типологические особенности познавательной активности школьников, определен уровень их социализации. Как реализуется в российских школах программа «21 век. Начальная школа»? Отзывы педагогов, родителей подтверждают своевременность внедрения данной методики, ее результативность.

Адаптационный период

Психологи отмечаются значимость адаптационного периода для первоклассников. Именно благодаря этому времени первоклассники, в зависимости от степени готовности к обучению в школе, переходят без каких-либо проблем от дошкольного периода к насыщенной школьной жизни. Авторами данного методического комплекта особый акцент был сделан именно на разработку интегрированных учебных дисциплин, предлагаемых первоклассникам в первом полугодии. Логические задачки, которые решают ребята, помогают им изучать окружающую природу, обучаться основам грамоты. Предмет «Окружающий мир», помимо образовательных функций, обеспечивает и мягкую адаптацию вчерашних малышей к новому виду деятельности.

Такая интеграция, которая позволяет учитывать комплексное восприятие школьником данного возраста природы, со временем заменяется специальными дифференцированными курсами. Логические задачки, предлагаемые первоклассникам во втором полугодии, помогают формировать у школьников полноценную картину окружающей реальности. Эта тенденция взята за основу построения учебной дисциплины «Окружающий мир» во 2-4 классах. Курс «Начальная школа. 21 века» (2 класс) направлен на решение одной из приоритетных задач современного начального образования - формирование основных компонентов учебной активности. Такую идею построения процесса обучения учащихся начальной школы предлагали теоретики развивающего обучения. Авторы комплекта «Начальная школа. 21 век» поставили перед собой задачу создать методику данного варианта обучения для российских школ, независимо от расположения учебного заведения, уровня подготовки педагогического состава.

ФГОС в начальной школе

Новыми федеральными государственными стандартами, созданными для начальной ступени обучения, введена норма чтения в 1 классе. Она определена с учетом того, что первоочередное внимание авторы УМК обратили на применение моделирующей деятельности учеников начальной школы. Авторы создали специальную систему игр с правилами, благодаря которым развиваются нужные и важные для процесса обучения качества и навыки. Структура и содержание средств, применяемых для реализации поставленных целей, отражают инновационные подходы к формированию оценочной и контролирующей деятельности младших школьников. УМК предполагает специальную рублику под названием «Проверь себя», а также задания вида «найдите ошибки», «сравни с текстом свой ответ».

Новые тенденции в начальной школе

Обновление содержания обучения и воспитания в российской начальной школе предполагает постепенный переход с репродуктивной и инструктивной деятельности на поисково-исследовательскую и проектную работу. Учебно-методический комплект, успешно применяемый практически во всех современных российских учебных заведениях, предполагает не освоение школьниками роли простого «слушателя», а перевод на функцию «исследователя». Теперь первоклассники не просто внимательно слушают своего наставника, запоминают материал, воспроизводят его в процессе урока, они являются полноценными объектами учебной деятельности.

Ребенок заинтересован в том, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы, приобрести своими силами новые знания. Прежде чем приступать к какой-то новой задаче, школьник ставит перед собой гипотезу, то есть высказывает свои предположения по рассматриваемому материалу. Уже в первом классе ученик ищет собственный алгоритм действий, вступает в научную дискуссию с одноклассниками, педагогом-наставником. Учитель уже не ставит перед ребятами задачи в начале познавательной деятельности, у каждого школьника появляется реальная возможность самостоятельно «открыть» для себя научный материал, провести полноценное собственное исследование.

Авторами анализируемого учебно-методического комплекта поставлена и такая задача, как усиление внимания учителей и родителей к творческой работе школьников. Она подразумевает самостоятельность и инициативность каждого ребенка. Чтобы на практике справиться с этой серьезной проблемой, педагоги предлагают повысить значимость проблемного обучения, отводят много времени на развитие самостоятельности обучающихся. Постепенно, с физиологическим ростом детей, предполагается и повышение сложности заданий, разработанных для школьников.

Творческая активность у детей повышается благодаря совершенствованию такого психического процесса, как воображение. Данная методика обучения предполагает применение игр. Именно благодаря им у школьников появляется возможность развивать разные грани поведения, формировать творчество и воображение в каждом ребенке. Актуальность и целесообразность проведения ролевых игр на начальной ступени обучения подтверждена практикой, поэтому подобная деятельность стала обязательным структурным элементом предмета «Окружающий мир» в 1-2 классах. В учебнике есть специальная рубрика, названная «Путешествие в прошлое», которая предполагает стимулирование творческой деятельности ребят.

Специфика «школы 21 века»

Авторы данного комплекта особое внимание уделили возможности для каждого ребенка проявить свою индивидуальность. Во всех средствах обучения, предлагаемых авторами методики, предполагается материал, позволяющий педагогу учитывать успешность и собственный темп малыша, уровень его интеллектуального развития. Учебники, включенные в данную программу, предполагают наличие дополнительного учебного содержания. Благодаря этому создается весьма высокий культурологический, эрудиционный фон обучения. В новых реалиях с ребенка снята обязанность в совершенстве знать определенный учебный материал, при этом ему дается право на разработку своей образовательной траектории. Такой подход авторов способствовал разработке и внедрению инновационных подходов к современной дифференциации начального обучения.

Теперь педагог осуществляет целенаправленную поддержку с учетом разного по уровню классного коллектива. Специальные развивающие и коррекционные рабочие тетради, которые были специально разработаны по всем учебным дисциплинам, дают педагогу возможность отказаться от классического варианта работы, ориентированного на «среднего» школьника. Теперь он может направить свою профессиональную деятельность на целенаправленную работу с младшими школьниками, учитывая уровень успешности, возможности каждого ребенка.

УМК предлагает кропотливую систему работы преподавателя начальной школы, которая связана с устранением всех причин трудностей, возникающих у детей при изучении разных школьных предметов. В УМК представлены контрольные работы, есть система диагностики учеников каждого класса, с ее помощью педагог прослеживает динамику роста своих подопечных, а также следит за успешностью усвоения новых знаний и навыков. Отдельное внимание авторы новой методической программы уделили формированию положительной эмоциональной атмосферы при обучении младших школьников, а также развитию их самостоятельности и учебной инициативности.

Методика обучения создана так, что каждый ученик начальной школы получает право на совершение ошибки, самостоятельную оценку собственного труда, анализ результатов обучения. В программе есть для детей определённая рубрика «Проверь себя», а для учителя есть специальные рекомендации по организации контроля над работой школьников. У каждого предмета, включенного в обновленную программу, есть свое предназначение.

Анализируемый учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» был по достоинству оценен Национальным фондом подготовки кадров. Программа стала участником и победителем серьезного конкурса, связанного с созданием учебных пособий нового поколения для ОУ. Министерство образования РФ, внимательно изучив все материалы, высоко оценило данную методику. УМК получил общественное признание, стал обладателем различных правительственных и отраслевых наград. Так, в 2001 году данный комплект был признан победителем номинации «Учебник 21 века». Программа была удостоена на 14 Московской книжной международной ярмарке премии «Оскар». В 2002 году «Школа 21 века» получила престижную президентскую премию в образовательной сфере.

Итоговая контрольная работа

Цель работы – проверить:

    знание десятичного состава двузначных чисел и умение сравнивать двузначные числа;

    умение выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным в пределах 100 без перехода через разряд;

    умения решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

    умения измерять длину отрезка, вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Вариант 1

1. Вычисли:

10 + 3 = 40 + 5 = 17 – 10 = 54 – 3 =

12 + 6 = 23 + 4 = 38 – 8 = 26 – 12 =

2.

18 = ……. + …… 57 = ……. + ……

3. На одной яблоне было 60 плодов, а на другой на 20 меньше. Сколько плодов было на второй яблоне?

4. Поставь знак или

9 … 21 10 … 0 25 … 28 47 … 43

5. Измерь отрезки и найди длину ломаной.

Вариант 2

1. Вычисли:

10 + 7 = 60 + 8 = 19 – 10 = 75 – 4 =

13 + 5 = 42 + 7 = 47 – 7 = 36 – 14 =

2. Запиши числа в виде суммы десятков и единиц:

17 = ……. + …… 32 = ……. + ……

3. На сливе было 58 плодов. Сняли 14 спелых слив. Сколько слив осталось на дереве?

4. Поставь знак или

17 … 70 0 … 11 32 … 20 34 … 41

5. Измерь стороны треугольника и найди его периметр.

Критерии определения уровня обученности и развития обучающихся

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».

Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.