По картинам

Эссе на тему значимость социального знания. Структура и уровни социологического знания. Требования конкретно-исторического подхода

Понятие "социальное" не слишком удачно трактуется. Иногда его смысл неясен. Например, утверждается, что социология в отличие от политэкономии, теории права, психологии, истории и т.д. изучает родовые свойства и основные закономерности общественных явлений. Совершенно непонятно, что такое родовые свойства общественных явлений? Равным образом, неясен его "широкий" смысл, когда сказано, что понятие "социальное" понимается как характеристика общества в целом. В данном случае, это просто замена русского слова "общественное" иностранным.

Иногда смысл слова "социальное" чрезмерно широк. Такое случается, если придерживаться веберовской традиции, согласно которой действие становится социальным в том случае, если его субъективный смысл соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Тем самым, любое взаимодействие между людьми оказывается социальным. Веберовская точка зрения неудобна тем, что, исходя из нее, невозможно различить совершенно разные объединения, возникающие при взаимодействии людей. Практически все человеческие действия могут иметь субъективный смысл и, как правило, соотносятся с действиями других людей. Субъективный смысл имеется во взаимодействии между влюбленными, между продавцом и покупателем, между начальником и подчиненным, между предпринимателем и рабочим, между членами исследовательской группы и производственной бригады. Он присутствует во взаимодействии между членами семьи, в схватке солдат, в переговорах между деловыми партнерами и т.п. Если исходить только из наличия этого смысла в действиях названных лиц и групп, то объединения людей, возникающие в соответствующих взаимодействиях, в этом отношении оказываются одинаковыми и не различимыми.

Выше мы назвали разные объединения людей - популяция, общность, сообщество, и т.д. Очевидно, все они основаны на взаимодействии людей, а действия их участников имеют субъективный смысл и взаимоориентированы. По этим признакам эти объединения не различить. Неужели они вообще неразличимы? Неужели нет узкого смысла слова "социальное", относящегося к обществу в узком смысле слова?

Думается, есть возможность различить узкий и широкий смыслы слова "социальное", а далее уточнить понятие "общество". Отправной точкой в решении этой проблемы будет представление о ведущем типе взаимодействия, на основе которого возникает то или иное объединение людей. Мысль, что на основе особых типов взаимодействия могут возникать качественно различные человеческие объединения, высказана в ранней работе П.Сорокина. Возможно, какой-то тип взаимодействия окажется более подходящим для того, чтобы на его основе возникло общество в собственном смысле слова. Если мы найдем такой тип, нам удастся найти узкий смысл слова "социальное" и сформировать логически корректное определение понятия «общество».

13. Социология в современной России: актуальные задачиПроблема демократизации в контексте социальных преобразований российского общества. Перспективы развития. Если общество хочет выжить, оно должно заниматься социологией. Социология как наука об обществе направлена, в первую очередь, на искоренение дилетантизма в управлении обществом. Решая эту задачу, она берет на вооружение весь арсенал современной науки. Наиболее актуальная сейчас задача социологии - разработка теоретико-методологических основ социологического знания на уровне тех научных стандартов, которые ныне общеприняты, неотъемлемы и даже элементарны в западных странах. Возникает очень сложный и одновременно интересный вопрос о "социологической истине". Сейчассоциологическаяистина понимается зачастую извращенно и отождествляется с результатамиопросаобщественного мнения, то есть с мнением арифметического большинства: социальной группы, класса, нации, религиозной конфессии, политической партии и т. д. Если, скажем, большинство считает так-то и так-то, то это якобы и есть истина, так оно будто и есть в действительности, таковой этой действительности и быть. Это свойственно и некоторым нашим политикам, которые считают, что голосованием можно решить любой жизненный вопрос, в том числе научный. То, что большинство может заблуждаться, а саму истину всегда открывали одиночки-подвижники, то есть отдельные личности, которым очень часто приходилось несладко в отношениях со "всегда правым большинством", - об этом почему-то забывают. И история знает тому массу примеров. Но дело здесь еще и в другом. Подтверждающие или опровергающие теорию факты также в свою очередь подвергаются языковой "обработке" на основе того или иного истолкования. Что имеется в виду? Прежде всего - вопрос об объективной реальности, отражающейся в сознании человека. Как она понимается человеком? Есть исходный принцип социологии: человек есть продукт социальной системы. Но исоциальнаясистема - продукт человеческой деятельности, а человек может создать такую систему, которая превращает его самого в раба этой системы, что и произошло очень со многими в нашем обществе. С теми, кто позволили системе оказать на себя такое влияние. С теми, кто, несмотря ни на что, этого не позволил, ничего подобного не произошло. Нельзя считать человека полностью обусловленным чем-то внешним - той же социальной системой, например. В нем всегда есть что-то его собственное, "человеческое", неотчуждаемое никакой системой и ни при каких обстоятельствах. Это надо помнить, иначе мы всегда будем приходить к самым жестоким формам тоталитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу безликой репрессивной общности) и авторитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу такой же безликой, но не общности, а одиночки-самозванца). Вот вам прикладная роль "социологической истины", рассмотренной с позиций теоретической социологии! Но есть и другой подход, и он заключается в том, что "социологическаяистина" рассматривается в контексте многомерного, комплексного подхода к функционированию создаваемой человеком социальной системы. При этом подходе создаваемая система постоянно сопоставляется с той целью, во имя достижения которой она строилась. Пока же, к сожалению, нередко любое априорное (внеопытное) или эмпирическое, основанное на результатахопроса, но должным образом не осмысленное высказывание выдает истину. А это - прямая профанация науки, а не "социологическая истина". Например, можно сослаться на "одномерные", но претендующие на решение всего и вся высказывания типа: "все решает аренда" или "рынок", или "цены", или "приватизация".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире достижения и облик каждого общества зависят от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое социальное положение, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. От кого как не от нас, людей,

Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социология: Курс лекций. Ч. 1/ Под ред. Е.М. Черняк. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 4-12.

2. Социология: Учебник. – М.:Инфра –М, 2010. – С. 47 – 56.

3. Краткий курс по социологии: учеб. пособие / Н.С. Носова, К.Е. Халин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Окей-книга»,2009. – С. 6-31.

4. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 37 – 44.

5. История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Высшая школа, 1997. – 381 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Значение социологических знаний в современном обществе

Студента II курса

специальности «Международные отношения»

Кухалейшвили Г.Р.

Мариуполь 2009

Введение

Раздел I. Значение социологии как науки, её сущность

Список источников и литературы

Введение

Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.

Актуальна тема потому, что социологические знания в наше время играют важную роль в прогнозировании, а также в воздействии на слои населения, является важным показателем мнения народа, в виде результата социсследования. Социологическое видение общества, реализация социологического подхода к обществу - это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществом как целым.

Объектом исследования являются социологические знания.

Предметом исследования является значение социологических знаний в современном обществе.

Целью исследования является определение значения социологических знаний в современном обществе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд научных задач:

· изучить использованную литературу

· проанализировать и определить значение социологии как науки, её функции

· выяснить практическое воздействие социологии

Историография по данной теме является достаточно изученной. К примеру, данный вопрос акцентировался в работах Зборовского Г.Е, Орлова Г.П., Гидденса Э., Волкова Ю.Г, Мостовой И.В, Кравченко А.И., Кравченко С.А.

Что касается методологии исследования, то в ходе работы использовались дедукция, логический метод, анализ.

Что касается разделов исследования, то в первом разделе было рассмотрено значение социологии как науки, её функции. Социологией является дисциплина, имеющая важные практические применения. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей.

Во втором разделе было выявлено практическое воздействие социологию. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Группы взаимопомощи и общественные движения являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ. Социологии играет важную роль в обществе в плане прогнозирования социальных процессов и проведения социологических исследований. Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности.

Таким образом для реализации поставленной задачи необходимо решить задачи.

Раздел I. Значение социологии как науки, её функции

Социология - это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Одной из основных является познавательная. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

Отдельно следует подчеркнуть значение социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Неотъемлемой функцией социологии является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.

Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Это опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы.

Таким образом удалось проанализировать и определить значение социологии как науки, её функции.

Раздел II. Практическое воздействие социологии

социологический знание исследование общество

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ - обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путем приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путем теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живет гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остается распространенным явлением, тем больше вероятность, что против нее будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике - это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещенным политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех.

Социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили ее создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера. Например, в послевоенные годы во многих странах в центральных районах городов были построены большие коммунальные дома. Предполагалось повысить стандарты проживания для живущих в трущобах групп низкого достатка; здесь же планировалось разместить различные торговые и бытовые службы. Однако исследования показали, что многие из тех, кто переехал из своих предыдущих жилищ в большие дома, чувствуют себя изолированными и несчастными. Высотные дома и торговые районы быстро пришли в упадок и стали питательной почвой для группового хулиганства и других серьезных преступлений.

Социология может дать общественным группам более просвещенное представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений. От тех, кто наделен властью, не всегда можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоев. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы. Группы взаимопомощи и общественные движения являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ.

Должны ли социологи сами активно отстаивать и пропагандировать программы практических преобразований и социальных изменений? Некоторые считают, что социология может сохранять объективность, только если социологи будут хранить нейтралитет в моральных и политических вопросах, но нет никаких оснований думать, что ученые, сторонящиеся общественных дискуссий, обязательно более объективны в оценке социологических проблем. Существует очевидная связь между изучением социологии и пробуждением социального самосознания. Ни один умудренный опытом социологии человек не останется безучастным в отношении неравенства, существующего сегодня в мире, отсутствия социальной справедливости во многих ситуациях или бесправия миллионов людей. Было бы странно, если бы социологи не принимали участия в практической деятельности, и было бы нелогично и непрактично пытаться запретить им использовать их социологический опыт.

Необходимо подчеркнуть важную роль социологии в обществе в плане прогнозирования социальных процессов и проведения социологических исследований. Прогнозирование в социологии - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера. Социологическое исследование - это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь сущность тех или иных явлений и процессов. Оно дает возможность специалисту в любой области учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия ошибок. Выражаясь образно, оно позволяет «понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным».

Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе. Важнейшую роль социологические исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях. Обстоятельное изучение социологами современного состояния общественных и национальных отношений в мире, раскрытие противоречий, проблем, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях и путей их преодоления помогут показать как национальная политика решает проблемы удовлетворения потребностей и интересов личности. Сегодня в системе социальных отношений на первый план вышли проблемы кризиса, бедности, неравенства и безработицы. Социальные отношения приобрели националистическую, идеологическую и политическую окраску. Поэтому нуждаются в освещении и ценностные ориентации и особенности социального функционирования норм и ценностей, соотношение и взаимосвязь социальных и духовных ценностей. Общечеловеческие ценности выступают как ядро культуры и основа цивилизационных процессов в обществе. Необходимо обоснование видов ценностей, уровней культуры. Единство культуры и цивилизации - основа стабильности общественного развития.

Занимаясь изучением общественного мнения как специфического явления духовной жизни, формируя общественное сознание, показывая механизм социальных изменений, выявляя основные тенденции и направления движения человечества, социологическая наука способствует решению общественных проблем и развитию общества.

Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ, изучение динамики умонастроений общества. Изданы социологические словари, учебники и учебные пособия по теоретической социологии, истории зарубежной и отечественной социологии, по разным отраслям социологического знания и многие другие труды. Заслугой социологии является и то, что социологические исследования систематически отслеживают влияние реформирования на человека, его социальное положение, физическое и психическое состояние и т.д.

Наиболее актуальная задача социологии сегодня - разработка теоретико-методологических основ социологического знания на уровне международных научных стандартов.

К сожалению, во многих социологических исследованиях человек отодвигается на задний план и рассматривается как придаток к социальной системе, средство решения проблем общества, партии, нации. Наше общество встанет на путь благополучия только в том случае, если в центре его внимания будет не оно само, не система, не нация, а человек, его неотъемлемые права на достойное существование: политические, экономические, культурные, духовные. Без этого любое общество, система превращаются в совокупность разобщенных «среднестатистических индивидов».

Социология позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом. Социологический анализ процесса в динамике позволяет определять и прогнозировать тенденции изменений и формулировать перспективы относительно будущего. Райт Миллс говорил, что только социологическое воображение может дать понимание сложных отношений человека и общества.

Таким образом удалось выяснить практическое воздействие социологии.

Таким образом в ходе исследования удалось решить поставленные задачи.

В ходе исследования было проанализировано, определено значение социологии как науки, её функции. Социологией является дисциплина, имеющая важные практические применения. Также, социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Среди функций, были рассмотрены познавательная, проектирования, создания служб социального развития

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей.

Удалось выяснить практическое воздействие социологии. Известно, что социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Группы взаимопомощи и общественные движения являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ. Социология играет важную роль в обществе в плане прогнозирования социальных процессов и проведения социологических исследований. Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности.

Таким образом, следует сделать вывод, что в ходе данного исследования удалось достичь поставленной цели путём анализа и определения значения социологии как науки, её функций, выяснения практического воздействия социологии.

Список использованной литературы

1. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Социология. М.: Наука, 1995.- 288 с.

2. Волков Ю.Г, Мостовая И.В. Социология. М.: Наука, 1998.- 216 с.

3. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 2005.- 515 с.

4. Кожевникова Ю. Значение социологии в современном обществе. М.: Наука, 1999. - 314 с.

5. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. -346 с.

6. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998.- 275 с.

7. Кравченко С.А, Мнацакян М.О, Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М. Наука, 1998.- 468 с.

8. Основы прикладной социологии / Ф.Э. Шереги, М.К. Горшков.- М. Олма-пресс, 1995. -235 с.

9. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М.: Наука, 1998. -282 с.

10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Воронеж, 1994. -345 с.

11. Российская социологическая энциклопедия / Г.В. Осипов.- М.: Наука, 1998.-483 с.

12. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.: Олма-пресс, 1999. - 352 с.

13. Социология / А.В. Миронов, В.В. Панферова, В.М. Утенков. - М.: Наука, 1996.-367 с.

14. Социология современности / К. О. Магомедов. - М.: Наука, 1996. - 260 с.

15. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России. М.: Наука, 1995.- 382 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретическое обоснование проблемы интерпретации результатов социологических исследований. Определение и виды социологических исследований, процедура анализа их результатов. Практическое применение интерпретации данных социологических исследований.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие и типы социологических исследований, этапы их проведения, подготовительные и основные. Методы эмпирических социологических исследований, анализ и оценка, интерпретация полученных результатов, существующие проблемы и их решение, управление.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2015

    Сбор социологических данных. Диалектика общего, особенного и единичного. Качественные и количественные методы социологических исследований. Обработка полученных данных. Анализ социальной действительности. Механизм адаптации людей к социальным изменениям.

    реферат , добавлен 27.01.2013

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Темы контрольных работ и их примерное содержание. Методологическая и методическая организация социологических исследований. Перечень и основные заслуги ученых, внесших вклад в разработку методов социологических исследования и теорию социологии.

    методичка , добавлен 26.12.2009

    Понятие и виды социально-экономических процессов. Социологические исследования как инструмент изучения социально-экономических и политических процессов. Алгоритм организации социологических исследований социально-экономических и политических процессов.

    реферат , добавлен 01.10.2012

    Понятия "парадигма", "аномия". Объект и предмет социологии, понятие социального. Структура социологического знания. Типы социологических теорий, концепции развития человеческого общества. Виды социологических исследований. Макро- и микросоциология.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2009

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

1. Введение

Всякое знание в определенном смысле социально, так как является знанием человека (общества) и служит его целям. Поэтому в строгом значении этого понятия социальное зна­ние не может быть связано с методами какой-то одной кон­кретной науки. В силу сложности самого объекта познания (человек и общество) границы изучающих его отдельных наук относительно условны и подвижны.

Если в период "осевого времени" (термин К. Ясперса) фи­лософия была аккумулятором всякого знания, то позднее науки постепенно определяли свои предметы и методы, а с ходом времени вырисовалась и специфика самой философии. Уже в совсем недавнее время одной из последних самостоя­тельной наукой стала психология. Ее открытия XX века, идущие, прежде всего от аналитической психологии К. Юнга, сблизили социальную философию и психологию, особенно в попытках проанализировать соотношение личности и толпы, социальную и психологическую механику власти, соотно­шение индивидуальности и общества.

Сегодня для всех областей науки характерны тенденции к интеграции. Например, вряд ли кто согласится с опреде­лением экологии только как науки о состоянии природной среды. Это еще и наука о путях сохранения среды обитания человека в условиях усиливающегося воздействия на нее его деятельности. Это и наука о путях восстановления разрушен­ных природных факторов. Поэтому вполне естественно гово­рить о наличии в структуре экологического знания как естест­веннонаучных, так и социальных компонентов.

Социальное знание мы можем выделить и в технических науках, особенно в тех разделах, которые изучают не просто техническую систему, а систему "человек - машина". Это, например, системотехника, эргономика и т. д. Интеграция на­учного знания сегодня подтверждает положение Маркса о том, что в конечном итоге у человечества есть одна наука - история.

Между науками происходит обмен методами познания. Все чаще родившееся из практики математическое знание приме­няется и в социальном познании. Оно пришло в социальные науки тоже из потребностей практики - надо было исчислять материальные и производственные ресурсы, решать пробле­мы, связанные с культами, наборами в армию и т. д. Но эти же вопросы рассматривает и социология, занимающаяся кладными научными исследованиями. Социальная филос решает те же проблемы, но в их общем, теоретическом Она выступает по отношению к социологии как методол как самый высокий уровень абстракции, обобщения?

Ту же методологическую роль играет социальная философия и по отношению к другим общественным и гуманитарным наукам. Ведь давно известно, что без предварительного решения общих, методологических вопросов не может быть решен ни один частный научный вопрос. Это ясно было уже в XVII столетии, когда наука из собирающей становилась теоретической и когда Ф. Бэкон поставил проблемуметодав науке.

2. Специфика объекта социального познания

Специфическим способом бытия, выделяющим человека из мира природы, является деятельность. Она становится осознанной еще на этапе внеисторического развития, когда стало возможным зафиксировать, связать отдельные свойства и образы в понятия. Связи и отношения, фиксируемые человеческим сознанием, определяются понятием "познание".

Те знания, которые мы получаем от наших непосредствен­ных связей с природой и людьми, называются обыденными; они дают нам частично неверные, искаженные представления наряду с элементами того, что соответствует сущности вещей и явлений. Это происходит потому, что в обыденной жизни мы имеем дело не с сущностями, а с явлениями, фиксируем вещи и явления не такими, какие они есть, а такими, какими они нам кажутся. И не только в силу того, что сущность и яв­ление не тождественны, хотя и находятся в диалектической взаимосвязи, но и потому, что сам человек никогда не играет роль пассивного наблюдателя, даже когда ставит себе такие цели. Человек "вписан" в природу, в общество. Он имеет раз­нообразные потребности, интересы и цели. Все это не может не влиять на наши знания о себе и мире. И не только на уровне обыденного знания, но и тогда, когда знание диффе­ренцируется на различные области в силу того, что становит­ся способным проникать во внутренние связи вещей я откры­вать не только свойства вещей, но и законы их взаимосвязей. На этом этапе возникает научное, теоретическое знание, ко­торое сегодня известно как законы конкретных наук - фи­зики, химии, биологии и т. д.

История зафиксировала тот этап, когда знание еще не было дифференцированным, хотя уже перестало быть просто обыденным. Этой колыбелью науки была Древняя Греция, а единое, неразрывное знание о мире тогда называлось филосо­фией.

Из трактата Диогена Лаэрция "О жизни, учениях и изрече­ниях знаменитых философов" следует, что Пифагор был пер­вым, кто ввел термин "философия", которое в переводе с гре­ческого означает "любомудрие". Появление этого термина, который очень быстро стал общепринятым, было знаком оп­ределенного перелома в сознании древних. Ведь до Пифагора словом "мудрость" (софия) древние греки обозначали всякое практическое умение, доведенное до степени искусства, т. е. мудростью считалось умение хорошо делать вещи. И только появление слова "философия" ознаменовало возникновение "любви к мудрости", т. е. чисто теоретического знания.

Сначала это было знание обо всем, что известно. Пройдет еще очень много времени до того, как из этого единого зна­ния (философии) - постепенно разовьются отдельные нау­ки. Но уже тогда для философов чисто теоретическое знание, размышление становится главным делом их жизни. Поэтому точнее было бы обозначить понятие философии не как пас­сивную любовь к мудрости (или мудрецам), а как любовь к самому процессу мышления (или мудрствования).

Структура теоретического знания не так проста, как кажет­ся на первый взгляд, потому что в наши представления о ми­ре, наши жизненные программы входит не только знание, ка­ким бы глубоким и дифференцированным на различные от­расли (естественнонаучное, техническое, гуманитарное и т. д.) оно ни было. В знании всегда содержится еще и отношение людей к происходящему в соответствии с их пониманием смысла жизни, потребностями, интересами и целями. Все это и составляет ценностную сторону знания, которая лишает его абсолютной объективности, независимости от человека как познающего, субъективного начала.

Человеческие ценности различны в различные историче­ские эпохи, которым присущи свои нормы и идеалы - как нравственные, так и эстетические. Кроме того, огромное зна­чение имеют психический склад людей, их менталитет, жиз­ненные устремления. Миропонимание человека (или социаль­ной группы), активно воспринимаемое, сочетаемое с волей и жизненными устремлениями, превращается в убеждение.

Обе стороны человеческого познания нашли свое отраже­ние в понятии мировоззрения как системы, включающей в себя миропонимание и мироощущение, причем эти компоненты не существуют раздельно, они находятся в диалектическом единстве, взаимопроникают друг в друга. Поэтому некоторые знания мы принимаем с недоверием или сомнением, иначе невозможно было бы выработать осмысленность своей жиз­ненной позиции, самостоятельность. Система взглядов, ори­ентации или теорий, воспринятая некритично, неирочувство-ванно, называется догматизмом (или фанатизмом).

В мировоззрении находит свое отражение не только интеллекгуальный, но и эмоциональный опыт людей. Ведь человек всегда не просто оценивает события, но и переживает их. Эти мировоззренческие эмоции могут быть мрачными - эмоции страха, тревоги или отчаяния (например, переживания за своих близких, за свой народ, за судьбу культуры, за жизнь чело­вечества). Но бывают и светлые эмоций: ощущение счастья, радости, полноты жизни, удовлетворенности своим положе­нием и своими делами.

Философия призвана взорвать прагматическую направлен­ность человеческого сознания. Стремление к власти привело к многочисленным экологическим проблемам, выработало от­ношение дажек другим планетам как к территории, которую можно использовать. А в период возникновения философии отношение к миру освоенному и звездному было другим. Человек ощущалсебе в единстве с ним.

Философия призвана вернуть нас к собственной духовно­сти,к понимавию того, что каждый человек создается не только природой и социальной сферой, но и делает собствен­ный выбор. Но было бы крайне ограниченным понимать духовность как за­нятие умственным трудом. Ведь умственная деятельность, да­же искусство и поэзия, могут быть бездуховными, только чув­ственными.

Теоретически осмысленное единство мироощущения и ми­ропонимания и составляют предмет философии. Эта мысль высказана в хорошо известном и часто цитируемом положе­нии немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют ду­шу всегда новым и все более сильным удивлением и благого­вением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Во времена античности, когда научные знания еще только возникали, вся наука называлась философией и включала в себя всю совокупность знаний о мире, и о человеке. Посте­пенно знания дифференцировались, выделялись самостоя­тельные отрасли науки. Изменилась в ходе исторического раз­вития и структура самого философского знания. Сегодня ста­ли самостоятельными науки, еще менее века назад входившие в философию: психология, формальная логика, этика, эстети­ка. Все структурные элементы современного философского знания неразрывно связаны между собой. Поэтому можно го­ворить лишь об относительной, в большей мере условной, чем реальной, самостоятельности в рамках философии и ее составных частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании), философской антропологии и социаль­ной философии (учения об отношениях человека и общества как целостной системы). Только в комплексе все философ­ское знание в состоянии дать исторический, а значит, исчер­пывающий ответ на три главных вопроса, объединяющие все интересы человеческого разума, которые были гениально сформулированны И. Кантом.

Направленная на производство знаний об мышлении, природе, обществе и включающая все необходимые компоненты для этого производства:

  • знания и способности, квалификация и опыт ученых;
  • кооперация и разделение научного труда;
  • методы и способы научно-исследовательской работы;
  • научные учреждения, лабораторное и экспериментальное оборудование;
  • категориальный и понятийный аппарат;
  • вся совокупность научной информации.

Современная наука представляет собой совокупность следующих проявлений:

  • системообразующий фактор - особая форма познания мира,
  • своеобразная «субстанция» - специфическая деятельность;
  • социальный институт – способ объединения ученых, их совместная деятельность.

Трактовка науки с точки зрения гносеологии обусловлена уровнем ее развития, общественно-историческими условиями. Наука представляет собой систему знаний и выступает как особая форма общественного сознания.

В современном мире наука – это вид духовного производства, особая сфера профессионально-специализированной деятельности, социальный институт.

Замечание 1

Социальный институт науки – центральный институт современного общества. Само существование современного общества зависит от передового научного знания. От уровня развития науки зависит представление о мире, материальные условия существования общества. В результате координации специализированных научных исследований возникли крупные исследовательские центры, сообщества ученых, в том числе, неформальных.

Неформальные сообщества ученых позволяют им быть в курсе направлений развития научной мысли, ощущать новые тенденции, получать ответы на волнующие вопросы.

Моральный императив науки

Осознание предназначения и растущей роли науки, возникновение сообщества ученых, растущая социальная значимость социальных требований предопределили необходимость сформулировать принципы и нормы, составившие моральный императив науки:

  • универсализм – открытия носят единый, универсальный характер;
  • незаинтересованность – недопустимость манипулирования данными, личная заинтересованность;
  • коммунализм – любое научное знание должно быть доступно любому члену как научного общества, так и общества в целом;
  • организованный скептицизм – до полного выявления соответствующих фактов, необходимо воздержаться от формулировки выводов.

Наука испытывает воздействие отдельных социальных факторов и общества в целом, может идти путем «нормального» развития или через «научные революции». Научные революции ведут к замене устаревших парадигм и замене их новыми, открывающими горизонты в развитии научного знания.

Социальная роль науки

Наука производит и распространяет научное знание, разрабатывает методы и средства исследования, обеспечивает выполнение учеными своих социальных функций.

Методы, данные науки широко используются для разработки планов и программ социального экономического развития.

Научные знания – достояние всех отраслей человеческой жизни. От современного рабочего, инженера, специалиста узкого профиля, врача, педагога и т.д. требуется владение основами научных знаний, широкий научно-технический кругозор.

Научные исследования оказывают стимулирующее влияние на общественное производство. Научный подход и научные знания необходимы в

  • материальном производстве,
  • в управлении,
  • в общественной деятельности и в политике,
  • в системе здравоохранения,
  • в системе образования,
  • в судебной практике и т.д.

Наука участвует в формировании новой этики и эстетики.

Ускоренное научно-технологическое развитие вызывает серьезный вопрос о том, каковы могут быть его результаты с точки зрения социальных последствий для среды обитания, природы и будущего человечества.

Научные достижения, содержащие потенциальную угрозу для человечества: генетическая инженерия, термоядерное оружие и т.д. Эти проблемы могут быть решены только на общечеловеческом уровне.

Необходимо создать международную систему социального контроля, ориентирующую мировую науку в направлении созидательного развития.

Студент должен:

знать определение понятий «общество», «наука Обществознание», «концепция», «формация», «цивилизация».

уметь объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов,

Задания для самопроверки.

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Дайте определение понятия «наука Обществознание», обозначьте роль науки в жизни общества.

1.2. Охарактеризуйте объект, предмет и значимость социального знания.

Занятие 2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Студент должен:

знать определение понятий «культура», «эволюция», «потребность», «сознание».

уметь характеризовать понятия «культура», «эволюция», «потребность», «сознание», анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Задания для самопроверки.

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Дайте определение понятиям «культура», «эволюция», «потребность», «сознание».

1.2. Охарактеризуйте биологическое и социальное начало в человеке.

1.3 Какие современные науки занимаются изучением биологического и социального начала в человеке?

1.4 Дайте определение понятия «сознание». Какова структура сознания?

Занятие 3. Человек, индивид, личность

Студент должен :

знать определение понятий «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «поведение».

уметь характеризовать понятия «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «поведение», анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Задания дня самопроверки.

1. Ответьте на вопросы.

1.1. В чем сходство и различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

1.2. В чем заключается многообразие человеческой деятельности?

1.3 Поведение. Основные модели поведения людей.

2. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Цель и смысл человеческой жизни». Необходимо осмыслить и записать в тетрадь ответ на вопрос «В чем заключается цель и смысл человеческой жизни».

Занятие 4. Многообразие мира общения

Студент должен:

знать, определение понятий «общение», «коммуникация».

уметь характеризовать понятия «общение», «коммуникация», определять виды общения, перечислять основные функции общения.



Задание для самопроверки.

1. Подготовьте сообщение на тему « Толерантность. Поиск взаимопонимания. Истоки конфликтов в среде молодежи»

Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Занятие 5. Тестирование на исследование направленности личности по Г. Айзенку

Студент должен

знать , определения понятий «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».

уметь анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Задание для самопроверки.

1. Проанализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания. Выписать в тетрадь для запоминания определения понятий «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».

Занятие 6. Проблема познаваемости мира

Студент должен

знать , определение понятия «познание», уровни и формы познавательной деятельности человека.

уметь анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Задание.

1. Необходимо подготовить доклад « Мировоззрение. Типы мировоззрения».

Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Работа проходит в микрогруппах по 2-3 человека. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка (прил. 2) или списка использованных Интернет-ресурсов.



Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы указаны верно, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Занятие 7. Наука

Студент должен :

знать, определение понятия «наука», историю возникновения научных знаний, функции науки.

уметь характеризовать объект и субъект гуманитарных и естественных наук, анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Задания для самопроверки.

1. Проанализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания. Выписать в тетрадь для запоминания определение понятия «наука».

2. На основе материалов учебной литературы заполнить таблицу «Классификация наук». В таблице необходимо отразить перечень социально-гуманитарных наук, объект и предмет изучения.