Биогафии

Что такое социальный конфликт его стадии. Вопрос. Структурные элементы конфликта. К каким последствиям приводят социальные конфликты

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. Неизбежно в какие-то моменты происходит столкновение интересов, которое необходимо разрешать. Итак, какова природа Как он начинается и чем грозит? Могут ли стадии развития социального конфликта иметь позитивные последствия? Все эти вопросы актуальны, поскольку эта форма взаимодействия так или иначе знакома каждому.

Социология и смежные науки

Очень много ученых различных специальностей изучают различные аспекты жизни человека. Это психология, включающая несколько направлений, а также экономика и социология. Последняя - сравнительно молодая наука, ведь она стала самостоятельной лишь в XIX веке. И она изучает то, что происходит с обычными людьми каждый день, - процесс их взаимодействия. Так или иначе, всем членам общества приходится общаться между собой. И то, что при этом происходит, как люди себя ведут в тех или иных ситуациях (с точки зрения окружающих) - главный предмет интереса социологии. Кстати, несмотря на свою сравнительно небольшую историю, эта наука успела в достаточной степени развиться и разветвиться на несколько школ и течений, рассматривающих разные явления с отличающихся точек зрения. Различные взляды и мнения позволяют сформировать более или менее целостную картину, хотя активные исследования все еще продолжаются, ведь общество меняется, в нем наблюдаются новые явления, а другие устаревают и уходят в прошлое.

Социальные взаимодействия

В обществе всегда протекают некие процессы, затрагивающие некоторое количество людей. Происходят связанные друг с другом. Их всегда можно узнать по ряду признаков:

  • они предметны, то есть имеют цели и причины;
  • они выражены внешне, то есть их можно наблюдать со стороны;
  • они ситуативны и меняются в зависимости от обстановки;
  • наконец, они выражают субъективные интересы или намерения участников.

Процесс взаимодействия не всегда происходит с помощью вербальных способов общения, и это стоит учесть. Кроме того, ему присуща обратная связь в том или ином виде, хотя она не всегда может быть заметна. Кстати, здесь законы физики не действуют, и не каждое действие провоцирует какой-то ответ - такова уж человеческая природа.

Социологи выделяют три базовые формы социальных взаимодействий: кооперация, или сотрудничество, конкуренция и конфликт. Все они имеют одинаковое право на существование и возникают постоянно, даже если это незаметно. Последняя форма может наблюдаться в разном виде и среди различного количества людей. И ею даже занимается в какой-то степени отдельная наука - конфликтология. Ведь эта форма взаимодействия может выглядеть по-разному и иметь самую разную природу.

Конфликты

Многие наверняка хотя бы раз в жизни видели ссорящуюся пару, мать, ругающую ребенка, или подростка, который не хочет разговаривать с родителями. Это и есть явления, которые изучает социология. Социальные конфликты - это высшая степень проявления несогласия между людьми или их группами, борьба их интересов. Это слово пришло в русский язык из латыни, где оно означает "столкновение". Борьба мнений может проходить по-разному, иметь свои причины, последствия и т. д. Но возникновение социального конфликта всегда начинается с субъективного или объективного ущемления чьих-то прав и интересов, что вызывает ответную реакцию. Противоречия существуют постоянно, но стадии развития социального конфликта становятся видны лишь тогда, когда ситуация обостряется.

Основы и природа

Общество неоднородно, и блага распределены среди его членов не поровну. На протяжении своей истории человечество неизменно искало способ организовать жизнь так, чтобы все было справедливо, но пока все попытки сделать это проваливались. Такая неоднородность и есть та самая почва, которая составляет основы социального конфликта на макроуровне. Так что главной причиной является острое противоречие, все остальное нанизывается на этот стержень.

В отличие от конкуренции, с которой можно спутать конфликт, взаимодействие может происходить в крайне агрессивной форме, вплоть до насилия. Разумеется, это случается далеко не всегда, но количество войн, забастовок, бунтов и демонстраций показывает, что иногда все может быть очень серьезно.

Классификация

Существует огромное количество которые различаются в зависимости от применяемых критериев. Основными можно назвать такие:

  • по количеству участников: внутренние, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, а также конфликты с внешней средой;
  • по охвату: локальные, национальные, межнациональные, глобальные;
  • по длительности: краткосрочные и длительные;
  • по сферам жизни и основе: экономические, политические, социокультурные, идеологические, семейно-бытовые, духовно-нравственные, трудовые, юридически-правовые;
  • по характеру возникновения: спонтанные и преднамеренные;
  • по использованию различных средств: насильственные и мирные;
  • по последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные.

Очевидно, что, рассматривая конкретное столкновение, необходимо вспомнить обо всех этих факторах. Лишь это поможет выделить некоторые латентные, то есть скрытые, причины и процессы, а также понять, как уладить конфликт. С другой стороны, игнорируя некоторые из них, можно рассмотреть отдельные аспекты гораздо подробнее.

Кстати, многие исследователи считают, что скрытые конфликты наиболее серьезны. Молчаливое противостояние не только неконструктивно - оно подобны бомбе с замедленным механизмом, которая может взорваться в любой момент. Именно поэтому необходимо так или иначе высказывать разногласия, если они есть: большое количество разных мнений зачастую помогает принимать серьезные решения, которые бы удовлетворили все заинтересованные стороны.

Стадии протекания

Непосредственно участвуя в конфликте, нелегко дистанцироваться и думать о чем-то другом, ведь противоречие острое. Однако наблюдая со стороны, можно легко выделить основные стадии социального конфликта. Разные ученые иногда выделяют неодинаковое их количество, но в основном говорят четырех.

  1. Предконфликтное состояние. Это еще не само столкновение интересов, но ситуация неизбежно ведет к нему, противоречия между субъектами появляются и накапливаются, постепенно нарастает напряжение. Затем происходит некое событие или действие, которое становится так называемым триггером, то есть является поводом к началу активных действий.
  2. Непосредственно конфликт. Стадия эскалации является самой активной: стороны взаимодействуют в той или иной форме, ища не только выход недовольству, но и способ уладить проблему. Иногда предлагаются пути решения, иногда противоборство остается деструктивным. Не всегда все участники конфликта предпринимают активные действия, но каждый из них играет свою роль. Помимо двух непосредственно взаимодействующих сторон, часто на этой стадии вмешиваются посредники, или медиаторы, стремящиеся перейти к урегулированию проблем. Также могут быть и так называемые подстрекатели или провокаторы - люди, осознанно или нет предпринимающие действия по дальнейшей Как правило, активно одну из сторон они не поддерживают.
  3. Настает момент, когда стороны уже высказали все претензии и готовы искать выход. На этой стадии ведутся активные и часто конструктивные переговоры. Однако для того, чтобы найти решение, необходимо помнить о некоторых важных условиях. Во-первых, участники конфликта должны понимать его истинные причины. Во-вторых, они должны быть заинтересованы в примирении. В-третьих, необходимо успокоиться, вспомнить о взаимном уважении. Наконец, последнее условие - поиск не общих рекомендаций, а разработка конкретных шагов по снятию противоречия.
  4. Послеконфликтный период. В это время начинается претворение в жизнь всех тех решений, которые были приняты для примирения. Некоторое время стороны могут еще находиться в некоем напряжении, остается так называемый "осадок", но со временем все проходит, и отношения возвращаются в мирное русло.

Эти стадии развития социального конфликта знакомы на практике абсолютно всем. Как правило, второй период является самым длительным и болезненным, иногда стороны очень долго не могут перейти к конструктивному обсуждению дальнейших шагов. Ссора затягивается и портит всем настроение. Но рано или поздно третья стадия наступает.

Тактика поведения

В социальной сфере конфликты того или иного масштаба происходят постоянно. Они могут проходить совсем незаметно, а могут быть очень серьезными, особенно если обе стороны ведут себя неразумно и раздувают мелкие противоречия до огромных проблем.

Существует пять основных социальных моделей того, как люди действуют в предконфликтной ситуации или на стадии эскалации. Их условно также ассоциируют с животными, замечая похожие ценности и стремления. Все они - в той или иной степени - конструктивны и разумны, однако выбор каждой из них зависит от множества факторов. Итак, на первой стадии социального конфликта и при последующем развитии событий наблюдается что-то из следующего:

  1. Приспособление (медведь). Эта тактика предполагает для одной из сторон полное жертвование своими интересами. В данном случае, с точки зрения "медведя", важнее восстановить спокойствие и стабильность, а не разрешить противоречия.
  2. Компромисс (лиса). Это более нейтральная модель, в которой предмет спора примерно одинаково важен для обеих сторон. Данный вид разрешения конфликта предполагает, что оба оппонента будут удовлетворены лишь частично.
  3. Сотрудничество (сова). Этот способ нужен, когда о компромиссе не может быть и речи. Это наиболее удачный вариант, если необходимо не только вернуть, но и укрепить Но он подходит лишь тем, кто готов отложить обиды в сторону и мыслить конструктивно.
  4. Игнорирование (черепаха). Одна из сторон всеми силами избегает открытого противостояния, надеясь на самостоятельное разрешение разногласий. Иногда применение этой тактики необходимо, чтобы получить передышку и ослабить напряжение.
  5. Конкуренция (акула). Как правило, одна из сторон единолично принимает решение, направленное на устранение проблемы. Это возможно лишь при наличии достаточного количества знаний и компетенции.

По мере того как развитие социального конфликта переходит от одной стадии к другой, модели поведения могут меняться. Процесс зависит от множества факторов, и от этого может зависеть, чем все закончится. Если же стороны не в состоянии справиться самостоятельно, может возникнуть необходимость в посреднике, то есть медиаторе, или арбитраже.

Последствия

Почему-то принято считать, что столкновение разных точек зрения не несет в себе ничего хорошего. Но это не так, ведь у каждого явления есть как негативная сторона, так и позитивная. Так, существуют и последствия социальных конфликтов, которые можно назвать положительными. Среди них нужно выделить такие:

  • поиск новых путей решения различных проблем;
  • возникновение понимания ценностей и приоритетов других людей;
  • усиление внутригрупповых связей, если речь идет о внешних разногласиях.

Тем не менее есть и отрицательные моменты:

  • усиление напряженности;
  • разрушение межличностных связей;
  • отвлечение внимания от решения более важных проблем.

Большинство ученых не оценивают последствия социальных конфликтов однозначно. Даже каждый конкретный пример нужно рассматривать лишь в перспективе, оценив долгосрочное влияние всех принятых решений. Но, раз разногласия возникают, значит, они зачем-то необходимы. Хоть в это и трудно поверить, вспоминая страшные примеры из истории, которые приводили к кровопролитным войнам, жестоким бунтам и казням.

Функции

Роль социальных конфликтов не так уж проста, как может показаться. Этот вид взаимодействия является одним из самых эффективных. Кроме того, по мнению многих исследователей, именно столкновение интересов является неистощимым источником развития общества. Сменяются экономические модели, политические режимы, целые цивилизации - и все из-за глобальных конфликтов. Но это происходит только тогда, когда разногласия в обществе достигают апогея, и наблюдается острый кризис.

Так или иначе, но многие социологи считают, что существует в конечном итоге лишь два варианта развития событий при возникновении острых противоречий: распад ядра системы либо нахождение компромисса, или консенсуса. Все остальное рано или поздно приводит к одному из этих путей.

Когда это нормально?

Если вспомнить сущность социального конфликта, то станет ясно, что любое взаимодействие в этой форме изначально имеет рациональное зерно. Так что, с точки зрения социологии, даже открытое столкновение - вполне нормальный тип взаимодействия.

Проблема лишь в том, что люди нерациональны и часто идут на поводу у эмоций, а также могут использовать их в своих целях, и тогда стадии развития социального конфликта задерживаются на эскалации и раз за разом возвращаются к ней. Цель теряется, что не приводит ни к чему хорошему. Но слепо избегать конфликтов, постоянно жертвуя своими интересами, - неправильно. Миролюбивость в данном случае совершенно не нужна, иногда необходимо постоять за себя.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий.

Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды. Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком из холодильника. В любом случае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый Человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, стоящая на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в состоянии ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт, принадлежности. Такой конфликт происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего, со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, ка правило, не бывает.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные социальные действия.

Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, «плацдарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.
Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром , рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Таким образом, любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например, передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.

Для того чтобы понять, каким образом осуществляется рефлексивное управление в конфликте, приведем пример скрытого конфликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух соперничающих фирм стремятся захватить часть рынка сбыта продукции, но для этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить соперника с рынка (это могут быть и политические партии, борющиеся за влияние и стремящиеся убрать соперника с политической арены). Руководство одной из соперничающих фирм X выходит на реальный рынок П (назовем его плацдармом действий). Не имея детализированной картины рыночных отношений, X представляет себе плацдарм исходя из своего знания о нем в виде Пх. Видение, осознание плацдарма со стороны X не адекватно реальному П, и X должен принимать решения, основываясь на Пх. Руководители фирмы X имеют определенную цель Цх - добиться успеха на рынке с помощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из П). Для достижения поставленной цели фирма X предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма X формирует некоторый предполагаемый способ действий, или доктрину Дх. В результате X имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктрину или способ для достижения этой цели, которые служат для принятия решения Рх, также зависящего от видения плацдарма со стороны X.

Общепринятым является выделение таких стадий конфликта: конфликтная ситуация , в рамках которой формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную напряженность; осознание социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторов, определяющих формирование целей и путей их достижения; открытое конфликтное взаимодействие , где особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта; завершение конфликта , где наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий, как предшествующего противоборства, так и способа его регулирования.

Известно, что на практике определить начало конфликта, границу перехода конфликтной ситуации в открытое противоборство далеко не всегда удается точно. Еще сложнее определить границы стадий.

В западной социально-психологической литературе динамика конфликта понимается в двух планах: широком и узком. В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта. В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии - конфликтного взаимодействия.

Например:

Появление причин конфликта;

Возникновение чувства неудовлетворенности (обиды, возмущения);

Предложение устранить причины конфликта;

Невыполнение этого требования;

Конфликт.

В данном случае фактически раскрыто начало конфликта, но не показана динамика от начала конфликта до его разрешения.

Многие авторы, исследуя динамику конфликта, делают акцент на соотношении объективных и субъективных факторов, где определяющим является все же субъективный (осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон). Указывая на важность осознания конфликтной ситуации, они утверждают, что социальные явления и процессы прогнозируемы и управляемы. Личность, иногда включенная в них независимо от ее воли и сознания, может вносить свой вклад в развитие событий.

Таким образом, мы отмечаем, что конфликт - это сложное динамическое образование, имеющее свои границы, содержание, этапы и свои формы динамики.

Все многообразие форм динамики конфликтов можно свести к трем основным формам.

1. Конфликт имеет циклический характер и проходит предсказуемую последовательность стадий. Конфликт зарождается, развивается, интенсивность единоборства достигает апогея, а затем, после принятых мер по урегулированию ситуации, постепенно или быстро напряженность спадает.

2. Конфликт - это фазовый процесс. Взаимодействие субъектов ведет к преобразованию социальной ситуации. Меняются условия жизнедеятельности, характер и содержание общественных отношений, принципы и правила поведения личности, социальная структура и статус личности или социальных групп.



3. Конфликт является взаимодействием двух субъектов (индивидов, социальных групп), в котором действия одной стороны, являются реакцией на действия другой стороны.

В реальной общественной жизни эти формы редко встречаются в чистом виде. Как правило, конфликты имеют смешанные формы. Очень часто конфликт вначале имеет одну форму, затем переходит в другие. Особенно это характерно для затяжных конфликтов. Даже забастовка, представляя относительно чистую форму циклического конфликта с выраженными стадиями, может переходить в фазовую форму.

Наибольший интерес представляет почти универсальная схема динамики развития конфликта, где выделяют латентный (предконфликтный) период, открытый период (собственно конфликт), латентный период (послеконфликтная ситуация).

Более полное и достоверное представление о динамике конфликта предполагает выделение в ней следующих стадий:

1) латентная стадия;

2) стадия идентификации;

3) инцидент;

4) стадия эскалации;

5) критическая стадия;

6) стадия деэскалации;

7) стадия прекращения.

Латентнаястадия потенциальные соперники еще не осознают себя таковыми. Эта стадия включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев возникновения ложного конфликта, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.

Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречия не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто хотя бы одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликт воспринимается как угроза безопасности одной из сторон взаимодействия, угроза каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (это характерно для проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственнойугрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной ситуации называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные действия.

Отличительная особенность латентной стадии и стадии идентификации заключается в том, что они образуют предпосылку перехода к активным конфликтным действиям, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной намеченных целей и реализовать собственные намерения. Тем самым поочередно происходит инцидент и начинается стадия эскалации конфликта.

Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство - убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществ­ленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу - это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему раз­витию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой - трудно входить в воду «не зная броду».

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Так, после первого инцидента во Второй мировой войне - вторжения Германии в Польшу - последовали другие, не менее опасные. Уже в апреле - мае 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, в мае - вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. В апреле 1941 г. Германия захватила территорию Греции и Югославии, а 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз.

Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только гак: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) созданиеобраза врага;

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

3) применение насилия;

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

На стадии эскалации , согласно Д. Пруитту и Д. Рабину, конфликт претерпевает следующие трансформации.

1. От легкого к тяжелому. Конфликт более легких форм перерастает в конфликт с более тяжелыми формами взаимодействия (например, простое расхождение во мнениях, взглядах и т.д. перерастает в жесткое соперничество).

2. От малого к большому. Стороны все больше вовлекаются в борьбу и привлекают постоянно увеличивающиеся ресурсы в стремлении достичь преобразования.

3. От специфического к общему. В ходе эскалации конфликта происходит «потеря» его объекта и цели. Расширяется предметная зона конфликта.

4. От эффективных действий - к победе и, далее, к нанесению ущерба другой стороне.

5. От нескольких ко многому . Вначале осуществляются эпизодические конфликтные столкновения по отдельным вопросам. В ходе эскалации «стычки» становятся постоянными и по любому поводу.

Таким образом, даже самый, казалось бы, незначительный конфликт может разрастаться подобно снежному кому, захватывая все большее количество участников, обрастая новыми инцидентами и усиливая напряженность отношений между враждующими сторонами.

Достигнув своего пика – критической стадии, стороны продолжают оказывать сбалансированное противодействие, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Угасание (деэскалация) конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы ипрекращению конфликта по любым причинам. На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

Обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

Появление в конфликте третьей стороны и ее способность, и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента илиобоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позицийобеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встре­чающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру стадия прекращения конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносной;

Компромиссной;

Пораженческой;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирной;

Насильственной;

3) с точки зрения функций конфликта:

Конструктивной;

Деструктивной;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенной;

Отложенной на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть: урегулирование, затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт .

Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти всœе в них участвуют. В случае если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинœения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединœения усилий в борьбе - это всœего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (к примеру, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселœенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу , ᴛ.ᴇ. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает всœе больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять базовых типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определœенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (к примеру, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

для возникновения социального конфликта крайне важно, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие .

При этом далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определœенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. В случае если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать исходя из зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты бывают связаны, к примеру, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, в случае если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт . Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт . Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ число индивидов, образующих группу (ᴛ.ᴇ. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта͵ потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, к примеру, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всœего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, в связи с этим Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

2. Непосредственно конфликт . Эта стадия характеризуется прежде всœего наличием инцидента͵ ᴛ.ᴇ. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределœения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.

При этом в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на базе личной неприязни. Такой конфликт принято называть эмоциональным.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. По этой причине желание некоторых руководителœей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определœенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

3. Разрешение конфликта . Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - крайне важно е, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. При этом в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. По этой причине для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон : соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. К примеру, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт должна быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всœех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Всем конфликтам присущи четыре базовых параметра: причины конфликта͵ острота конфликта͵ длительность конфликта и последствия конфликта . Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта . Определœение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всœего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Длительность конфликта . Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это должна быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчинœенным, а должна быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всœего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни." 2017, 2018.

Конечно, все социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д. После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть стадии, фазы конфликта, что дает основу для поиска способов регулирования. Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов). Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой. Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать. Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства. Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.Инициирующей являетсястадия , на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга. По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение - характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов. Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев они трудно управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.

    После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:

    • разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;

      достижение компромисса как результат переговоров;

      эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую, тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.

Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт - силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону. Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.

    Среди основных источников такой силы можно выделить:

    • формальную власть;

      контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией). Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т.п.

Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых других факторов. К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда она получает преимущество. Конечно, каждой из сторон конфликта двигают определенные социальные интересы, которые выражаются в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными - завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп. Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.