Сочинения

Интерактивные игры на уроках музыкальной литературы. Возможности применения интерактивных методов на уроках музыки. «Музыкальная копилка слов»

Форма урока: образовательная квест-игра.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.

- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать умение учащихся работать в команде.

- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Методы : игровой, словесный, беседы, звуковой и зрительной наглядности, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального и танцевального общения.

Форма работы: групповая

Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: Зрительный ряд - компьютерная презентация, видеоклипы.

Структура квеста:

1. Организационный момент

2. Введение (сюжет)

3. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания)

4. Оценка (итоги, награды, эмоции)

Этапы и ход урока:

1. Учитель приветствует учащихся и просит занять места за партами. Для каждой парты специально приготовлена карта путешествия в бумажном варианте.

2. Введение (слайды 1-5)

Учитель рассказывает о том, что на уроке предстоит увлекательное путешествие в Музыкоград, в этом городе присутствует огромное количество культурных заведений, которые предполагается посетить. Демонстрируется карта путешествия, на которой ребята рассматривают остановки, начало и окончание маршрута.

3. Этапы квеста.

Первая остановка - музей - слайды 6 - 11. Обобщаются знания учащихся о том, что такое музей, какие бывают музеи, как музеи связаны с музыкой. Для того чтобы двигаться дальше, школьники должны выполнить задание на слайдах 12-13. Учащимся предлагается задание на внимание и знание музыкальных инструментов. После того, как задание выполнено, класс получает награду - нотку-медальку (располагается на слайде 14, можно также сделать нотку-медальку в бумажном варианте). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Вторая остановка - библиотека, что мы можем узнать в библиотеке о музыке (слайды 15-17). Предлагается отгадать загадки о композиторе, исполнителе и слушателе (слайды 18-21). Класс получает очередную медальку-награду (слайд 22). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Третья остановка - цирк, музыка в цирке (слайды 23-24). Учащимся предлагаются задания (слайды 25-26): определить по картинке, какой жанр музыки (песня, марш, танец) изображён. Второе задание - выбрать из трёх предложенных названий танцев тот, который, по их мнению, танцует на картинке клоун (проводится в интерактивном варианте: неправильные ответы при нажатии на них мышкой исчезают, а правильный - увеличивается в размере). На слайде 27 изображена очередная медалька-награда и дальнейший путь.

Четвёртая остановка - музыкальная школа (слайд 28). Рассказывается, какие знания и умения может получить здесь каждый ребёнок (слайды 29-31). Учащимся предлагается задание: станцевать весёлый танец, сделанный в форме видеоклипа-физминутки (слайд 32, видеоклип «Танец маленьких утят»). На слайде 33 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Пятая остановка - кинотеатр (слайды 34-35).Ребятам предлагается ответить на вопросы: на каких музыкальных инструментах играли герои сказок и фильмов? (слайды36-39). На слайде 40 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Шестая остановка - музыкальный театр (слайд 41). Задание: отгадай загадки о музыкальных спектаклях (слайды 42-45). Загадки содержат вопросы об опере, оркестре, солисте, хоре. Слайд 46 - очередная медаль и направление маршрута путешествия.

Седьмая остановка - концертный зал (слайд 47).

4. Оценка. Окончание игры-путешествия (слайды 47-48). Подводятся итоги путешествия, учитель даёт оценку работы учеников, отмечает наиболее активных. Подсчитываются заработанные медали. Так как все задачи были решены, ребят ожидает награда - побывать на концерте (видеофрагмент детского концертного номера). Слайды 49-50 - заключительные слова учителя.

Дзюба Елена Николаевна, МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области, учитель музыки

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

Статья
«Интерактивные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе »

подготовила

учитель музыки

Чарина Ольга Владимировна

г.о. Саранск
2014

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений . Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Учиться учитель должен всегда, чем больше опыта, тем больше вопросов. Уместно привести однажды прочитанную беседу философа с учеником.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мой – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Ребенок для учителя – это та «лакмусовая бумага», которая окрашивается не по его желанию, а по «реакции взаимодействия».

По моему мнению, никогда нельзя научить тому, во что не веришь сам, и того, кто не верит тебе. Доверие – сотрудничество – понимание друг друга, вот что должно быть у учителя и ученика.

Интерактивный метод («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учащимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

    пробуждение у обучающихся интереса;

    эффективное усвоение учебного материала;

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Основными требованиями , обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

    Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

    Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

    Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

    Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

    Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
– обсуждения спорных вопросов;
– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
– выяснения информированности или подготовленности аудитории;
– работа в малых группах.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
— не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
— продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
— постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всем классом и фиксируют их на доске и в тетрадях.

«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн , ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Примеры синквейна «МУЗЫКА»:

Музыка
красивая, разная
окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Язык звуков

Музыка
Нежная, умиротворяющая
Нахлынет, успокоив, очарует
Она царица моего сердца
Радость

Музыка

Быстрая, медленная,

Льется, летит, бежит

Смысл окружающего мира отражает

Вслушайся!

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера , вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику :

    развитие личностной рефлексии;

    осознание включенности в общую работу;

    становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

    развитие навыков общения;

    принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

    повышение познавательной активности.

классу :

    формирование класса как групповой общности;

    повышение познавательного интереса;

    развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю :

    нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели урока, к созданию ситуации успеха на уроке.

Любой человек стремиться к успеху (С. Френе)

    Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то значит, что урок, возможно был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило

    Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения

    Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся

    Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Список используемой литературы

    Гавронская Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

    Гейхман JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) / Л. К. Гейхман. – Екатеринбург, 2003. – С. 34 .

    Кларин М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

    Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – С. 87 .

В настоящее время дети предпочитают видеоизображение аудио-носителям. Часто ученики в поисках ответа на вопрос используют поисковые системы интернета, не проверив достоверности источников.Учащиеся предпочитают использовать современные технологии и активное обучение.

Внимательно изучите все возможности интерактивной доски, прежде чем приступить к её эксплуатации. Попросите отдел технического обеспечения подключить интернет для доступа к поисковым медиа системам, к видео площадке YouTube и другим информационно-познавательным сайтам.

Позволяйте детям самим пользоваться интерактивной доской, вовлекайте их в творческий процесс. Они могут помочь вам включить музыку или презентацию. Не всегда будьте «ведущими», пусть ученики проявляют самостоятельность.

Задания для музыкального занятия

  1. Подключите интерактивную доску к порталу онлайн-игр и запустите Guitar Hero или Rock Band. Эти учебно-развлекательные игры помогут сформировать у обучающихся понимание терминов: ритм, темп и музыкальный метр. Пройдите приложение самостоятельно, затем привлеките к игровому процессу детей.
  2. Продемонстрируйте учащимся две различные версии одного и того же музыкального произведения. На портале «YouTube видео» можно подобрать версии исполнения на различных музыкальных инструментах или в современных аранжировках. Учащиеся могут составлять описания услышанного. После прослушивания следует сравнить и сопоставить данные версии.
  3. Анализ музыкального произведения. После ознакомления с музыкальным произведением, представленным в форме презентации на интерактивной доске, ученикам предлагается «нарисовать музыку». С помощью цветных маркеров или фломастеров дети рисуют своё восприятие музыки, составляют ритмические рисунки, изображают .
  4. Изучение названий инструментов. Разделите экран интерактивной доски пополам. На одной из частей поместите список названий инструментов, на другой – их изображения. Добавьте звуковой файл для музыкального сопровождения задания. Предложите детям сопоставить названия и изображения инструментов.
  5. Классификация: струнные, медные духовые, и ударные инструменты. Разделите экран на 4 части и подпишите вид инструмента. Дети предлагают название инструмента для той или иной категории, преподаватель добавляет их изображения на доску.
  6. Расположите на доске предложения или отдельные слова из песни в неверном порядке. Дети должны записать их в соответствующей последовательности. Для проверки запустите музыкальный файл с исполнением данной песни.

«Я стараюсь, чтобы дети принимали активное участие в проведении урока и использовали поисковые приёмы. С помощью современных технологий программные требования усваиваются быстрее. Дети привыкли к быстрому темпу занятий и частой смене деятельности во время урока. Современные инновации позволяют соответствовать потребностям сегодняшних учеников».

Статья «Интерактивные игры на уроках литературы».

Описание материала: Предлагаю Вам статью «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 11 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.

Примеры интерактивных игр.

"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.

Игры на уроках слушания музыки


В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиционная сетка часов, в учебном плане появились новые предметы. В цикле теоретических дисциплин право на прописку получил предмет под названием слушание музыки, который предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Сложившиеся дидактические принципы в обучении в связи с нововведениями потребовали поиска новых поворотов и пересмотра ряда педагогических приемов.
Приступив к занятиям по предмету слушание музыки, перед преподавателем сразу встает ряд задач, которые следует понимать в широком смысле слова, а именно:
способствовать возникновению интереса к данному предмету;
раздвигать рамки музыкально-слуховых впечатлений учащихся;
применять такие виды практических форм работы я, которые цементируют разрыв между музыкальными предметами практической направленности и пассивным, на первый взгляд, слушанием музыки.
В более узком смысле слова основные задачи начального периода обучения - это
формирование слуховых навыков и умений учащихся;
развитие навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке;
запоминание и узнавание на слух пройденного материала.
Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности.
Предлагаемые для работы на уроке слушания музыки игры можно условно разделить на три группы и использовать их в различных сочетаниях:
  • авторская;
  • электронная;
  • на бумажных носителях.
В настоящее время существует огромное количество игр, но мы остановимся на тех, которые прошли апробацию и востребованы в работе.
Начнем с простейших. К примеру, с игры под названием «Музыкальные шкатулки». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги, или стилизованная небольшая коробочка.
Игра «Музыкальные шкатулки» вызывает своеобразное соревнование среди детей. Возникает своего рода азарт: кто больше собрал материала, у кого красивее и красочнее рисунки, кто больше помнит музыкальных тем.
Игра «Музыкальное лото» требует от учащихся быстро и правильно найти карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению. При этом можно использовать одну из готовых познавательных игр для учащихся ДМШ под названием «Музыкальный словарик» (автор Е.В. Новикова) из серии «Музыкальная радуга». Положительные стороны этой игры – участие всей группы учащихся и возможность одновременной проверки уровня усвоения материала каждым учеником.
Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке и формирования навыков речевого общения предлагается игра «Колокольчик» .
В игре «Колокольчик» происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она способствует созданию условий, при которых возникает возможность не бояться говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками.
Для анализа структуры музыкального произведения можно использовать на занятиях задание «Музыкальный орнамент» . При первых попытках учащиеся ограничиваются, как правило, изображением схематических геометрических фигур. Впоследствии учащиеся расширяют средства воплощения и создают орнаменты из цветов и нарисованных предметов. Чтобы геометрический орнамент стал еще более прихотливым и оригинальным, предлагается конструирование фигур из цветной бумаги, так называемое цветное моделирование. Можно использовать комбинации разноцветных кубиков, больших и маленьких.
Для решения задач, связанных с запоминанием и узнаванием музыкального материала, можно использовать усложненные игровые формы. Задания-игры здесь группируются в зависимости от способностей учащихся и периода обучения:
1. запоминание музыкального материала («Попробуй собери», «Любимые мелодии»);
2. узнавание музыки («Музыкальный путь»)
В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема.
В задании «Любимые мелодии» учащиеся исполняют друг для друга темы музыкальных произведений. Они сами поют мелодии понравившихся произведений, наиболее способные играют их на фортепиано или синтезаторе.
Игра «Музыкальный путь» во многом сходна с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Данная игра обеспечивает создание ситуации успеха при выполнении задачи в узком смысле (как одной из форм работы) и в целом на уроке, так как каждый учащийся хочет выполнить задание быстрее и правильнее других, прийти первым и сделать все возможное для достижения поставленной цели.
Для игры «Музыкальный путь» ребята придумывают два или несколько объектов: например, сказочный город, чудесную поляну, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту, сотворенному фантазией ребят, из бумажек-кирпичиков. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных тем, у того получилась длиннее дорога, тот и выиграл.
Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы комплекты игр-лото на бумажных носителях из серии «Музыкальная радуга» - «3 кита музыки» , «Музыкальные инструменты» , «Сказочный мир балета ». С помощью сканера или принтера их несложно изготовить самим. В комплектность должны входить большие карты размером А4 с нанесенными изображениями по выбранной теме игры в двух экземплярах. Одна из них разрезается по пунктирным линиям на маленькие карточки с заданиями. Отдельно изготавливаются наградные карточки с призовыми местами.
Как устроена игра-лото «3 кита музыки» ? Это 3 экземпляра больших карточек с соответствующими жанрами и набор маленьких с разновидностями песен, танцев и маршей. По заданию учителя при прослушивании музыкального отрывка игроки поднимают карточки с ответами на маленьких карточках, либо, второй вариант, заполняют большие карточки набором из маленьких соответственно жанру. Кто быстрее заполнит свою карточку, тот и выиграл. Для слухового закрепления пройденного материала используются музыкальные примеры на разные виды песен, танцев и маршей с конкретизацией жанрового вида прослушанного музыкального отрывков ввиде розданных карточек.

Приведем для примера правила двух из 5 существующих вариантов игры «Музыкальные инструменты».
1 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки с названиями инструментов откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков - как можно скорее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами.
2 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Имеет три струны, из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка) или «Музыкальный инструмент, для которого очень часто сочинял Ф. Шопен. Что это?» (фортепиано).
Игра «Сказочный мир балета» знакомит учащихся с героями и содержанием лучших балетов мира на сказочные сюжеты. В данном случае - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. При подготовке к игре из 12 больших карт 6 нужно разрезать на 36 маленьких с изображенными на них персонажами. Большие карточки раздаются детям. У ведущего – маленькие цветные карточки.
Вариант 1.
Преподаватель показывает и называет детям героя балета-сказки. Задача учащихся – найти у себя этот персонаж и закрыть его маленькой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закроет всю большую карту.
Вариант 2.
Преподаватель показывает изображение. Ученики должны назвать героя балета. Тот, кто нашел этот персонаж на своей большой карте, закрывает его маленькой карточкой.
Вариант 3.
Большие карты раздаются учащимся. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками вверх. После знакомства с содержанием, например, балета «Щелкунчик» играющим предлагается найти у себя на картах персонажей этого балета и закрыть их маленькими карточками. После этого игроки по очереди называют героев балета. Выигрывает тот, кто назовет всех героев балета правильно. Точно также обыгрываются персонажи «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».
Вариант 4.
Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками наверх. По команде учителя дети должны маленькими карточками как можно быстрее закрыть на своих карточках
героев только «Щелкунчика»;
героев только «Спящей красавицы»;
героев только «Лебединого озера».
Для музыкального знакомства с содержанием балетов П.И. Чайковского можно использовать также литературно-музыкальные композиции «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в облегченном переложении для фортепиано, а далее сочетать звучащие музыкальные отрывки с описанными выше условиями игры «Музыкальный путь».
Хорошим подспорьем на современном уроке могут стать задания из лицензионных интерактивных музыкальных игр в серии развивающих детских программ «Играем с музыкой» на запоминание музыки и развитие тембрового слуха:

  • «Щелкунчик» по творчеству Чайковского;
  • «Волшебная флейта» по Моцарту;
  • «Алиса и «Времена года» по Вивальди.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках слушания музыки способствуют:
1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию;
3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества;
4. активизации внимания учащихся;
5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми