11 класс

Нововведения в образовании. Инновации в образовании: за и против. Особенности инновационных методик обучения

«Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами» .

Перед сферой образования встают новые задачи, связанные с необходимостью осознания нового технологического витка, использования его преимуществ и особенностей в педагогической практике и подготовке рабочей силы новой квалификации, востребованной в условиях резкого изменения характера труда. Одной из самых значимых для сферы образования технологических новаций, безусловно, является «машина Неймана» – схема универсального компьютера, предложенная выдающимся американским математиком Дж. Нейманом в 1946 г. По схеме, предложенной Дж. Нейманом, действует любой компьютер, равно как и каждый универсальный преобразователь информации, не обязательно электронный. В XXI веке для большинства слово «компьютер» означает персональный компьютер. Двуединая программно-аппаратная сущность компьютеров и делает их многообразно полезными, многоликими. Одинаковые компьютеры с разными программными обеспечениями – разные компьютеры.

Новый технологический уклад в XXI веке это индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энергию и потребление материалов, автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий. Коррелируют ли между собой образовательные и технологические инновации? Сегодня на пороге индустрия быстрого прототипирования на 3D принтеры, архитекторы уже создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов. Представьте себе возможность печатать изделия прямо дома или в соседнем офисе, это изменяет саму культуру владения и избавит от необходимости в накоплении вещей.

В конечном счете, может сформироваться экономическая и окружающая среда, которая будет действовать подобно природной биосфере - когда устаревший объект будет тут же переработан с учетом новых требований.

Через несколько лет будут совершенно другие профессии. В современном мире образование должно научиться решать принципиально новую задачу – воспитывать молодых людей, способных мыслить «вне рамок» и готовых стоять у истоков перемен. Сегодня мы практически не знаем профессий, к которым готовим обучаемых. При этом ожидания студента гибкое обучение в интерактивной среде. Индивидуальная программа для каждого слушателя. Многопрофильные (междисциплинарные) программы обучения. Возможность учиться в любое время и в любом месте на базе свободного доступа к контенту по всему Миру. Возможность работать. Обучение становится мультиформатным и персонифицированным, тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала, образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн. Образование становится трансграничным. Новые образовательные профессии: куратор содержания, фасилитатор, модератор образовательного блога, тьютор, архитектор образовательной траектории и т.д.

Современное российское образование - это результат перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а еѐ авангард: вряд ли какая-то другая еѐ подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. При этом под инновацией мы понимаем внедрение изобретения или что – существующее изменение привычного образа жизни людей. Безусловно, инновационный подход необходим в образовании.

Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования и оптимизации образовательной системы.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности всфер е образования посвящена отдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В законе также указывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом». Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский). Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова). Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании. Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сама педагогическая инновация – явление сложное и многомерное. Правильно следовало бы ставить вопрос о многомерной классификации педагогических инноваций. Можно говорить о пионерских педагогических инновациях, рождаемых педагогической наукой и имеющих парадигмальный, долгосрочный характер: например, проблемное или развивающее обучение, те или иные педагогические системы – «школа радости» В. А. Сухомлинского, «школа-коммуна» А. С. Макаренко, «социальная педагогика жизни» Н. И. Пирогова и т.п. Имеются педагогические инновация среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т. п. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т. п. Спектр педагогических инноваций огромен. Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции педагогической системы, которыми она вызвана к жизни. К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек – человек» или «человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.

От того, насколько новатор-учитель, педагог-ученый, директор образовательного учреждения, любой управленец в сфере образования вооружен знаниями человековедения и образованиеведения, зависит:

1. Эффективность педагогической инновации;

2. Риск (от ее внедрения) негативных последствий для человека и социума, педопатии;

3. Прогресс или регресс в педагогической эволюции образовательных систем;

4. Качество будущих поколений.

Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть, направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всѐ более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определѐнных условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нѐм. Наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой. К частным относятся противоречия между:

Массовым характером образования и необходимостью индивидуального развития личности в образовательном процессе;

Социальным заказом и содержанием школьного образования;

Целостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов и факторов образовательного процесса;

Повышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся у него уровнем профессионально-педагогической компетентности;

Гуманистической направленностью современного образования и нормативно-командным характером управления учебно-воспитательным процессом и др.

Любое из перечисленных противоречий становится движущей силой инновационного процесса, если:

Разрешение противоречия осознаѐтся участниками инновационного процесса как необходимое, личностно и социально значимое;

Разрешение противоречия представляется осуществимым;

Противоречия преодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейся образовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.

Логика инновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизации образовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы, включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, его внедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.

В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику, науку, культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому, что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Современное информационное общество в огромной степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. А. Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Именно к этому и стремится современное образование - воспитать личность, способную к самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельному повышению своего культурного уровня, интеллекта, умеющую работать с информацией.

Сегодня каждому педагогу необходимо, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. На первый план в современной школе выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые нетрадиционные педагогические технологии.

Список литературы

1. Адамский А.И., [email protected]

2. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н. Алексеева// Учитель. - 2004. -№ 3. - с. 78.

3. Еровенко В.Н., Федотова О.Д. Особенности развития педагогики при смене технологических укладов. (Монография.) Издатель: LAP LAMBERT Academic P ublishing GmbH & Co. KG Germany.2012

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005, с.233

6. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 20

11. (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст) «Насилие и социальные порядки»,

Я преднамеренно говорю, что их как минимум три, вычленяя, на мой взгляд, главные, поскольку в реальности таких проблем гораздо больше, поэтому позволила себе сузить тему, ограничившись лишь системно-стратегическими проблемами. На мой взгляд, их все-таки три.
Первая - нерешенность вопроса «Что такое инновации в образовании?».
Вторая - маскировка под инновации псевдоновшеств (а новшество и инновация - это не одно и то же).
Третья - нерешенность вопроса «Когда следует проводить инновации?».
Прежде чем перейти к детализации этих трех проблем, я хочу прибегнуть к небольшому образу - сравнению. Представьте, что вас спросят: «Вы за или против прогресса?» Безусловно, большинство людей ответит, что за. Но если вы детализируете запрос, например: «Вы за захоронение ядерных отходов рядом с вашим городом?» - то большинство ответит: «Нет».
Безусловно, это гипербола - преувеличение, но она позволяет настроиться на некую единую волну для понимания, ведь задача образования - не уничтожить цветы, превратив их в бездушные верблюжьи колючки, а придать им дополнительный импульс знания, нравственности и воли.

Что такое инновации в образовании?
На сегодняшний день сложилось определенное противоречие в понимании самого понятия «инновации в образовании». Возможно, это делается преднамеренно, а возможно, и нет, но отсутствие четкого общепринятого определения автоматически порождает взаимное недопонимание, системные проблемы в достижении поставленных целей и в определенном смысле - хаос в головах.
Изначально «инновация», то есть по-русски всего-навсего «нововведение» (от англ. innovation), - это некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Однако значительная часть научного педагогического сообщества в России под инновационным образованием сегодня понимает нечто, которому само не может дать четкое определение. Например, ученые деятели говорят, что «инновационное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование». Если вы, как и я, даже трижды прочитаете это определение, то все равно не поймете, о чем речь, поскольку оно не содержит качественных характеристик, есть только оценочные. Не все то масло, что тает в тепле, желтое и скользкое.
Наиболее поднаторевшие в плетении словесной дымовой завесы представители педсообщества договорись до того, что: «Инновации в образовании - это сильнейшая энергетика, запустившая наконец инновационную машину в действие». Эти же гении слова считают, что «Инновации - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей». И такой подход уже представляется опасным, поскольку, к чему может привести потенциал жаждущих неспокойных людей, мы уже знаем из истории.
Если же посмотреть не на теоретические, а на практические аспекты воплощения в жизнь так называемых инноваций в образовании, то становится страшно. После успешной подмены понятий идеологи инноваций обозначили их цель: «Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных людей. Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития возрастно-нормативных способностей».
Если это инновации, а приведенная цитата - их цель, то я против таких инноваций, потому что нам предлагают уйти от воспитания, развития и образования гармоничной личности, занявшись вместо этого подготовкой неких существ, которые должны быть готовы к выполнению посильных нормативных способностей, без души, совести и морали. При таком подходе мы быстро вырастим технически образованное поколение, которое сначала уничтожит все другие, а потом и само себя.
Сам же госрегулятор - Минобрнауки РФ - уклоняется от выдачи четкого определения того, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах.
В качестве лирического отступления замечу, что попытка навязать образовательным организациям на всех уровнях идеологему: «Вы должны давать только заданный набор знаний, вы не должны воспитывать личность» с разной степенью успешности предпринимается уже 22 года. Нет однозначного решения и сегодня - мы растим робота или человека?
Маскировка псевдоновшеств
под инновации
Сегодня педагогическое сообщество может наглядно наблюдать за тем, как под видом инноваций выдаются псевдоновшества. Новшество (или новация) - это изменение с частным масштабом целей и задач, укладывающееся в рамки существующих теорий, для изменения отдельных элементов в существующей системе. Результат новшества (новации) - усовершенствование прежней системы и рационализация ее функциональных связей. Инновация всегда выходит за рамки существующих теорий, она нацелена на полное обновление позиций субъектов, преобразование связей в системе и самой системы. Возможный результат инновации - рождение новой практики.
То, что навязчиво и постепенно сейчас предлагают в сфере образования, - это не инновация, поскольку инновация может вызвать ситуацию непонимания и конфликта, так как противоречит принятым нормам, а как известно, все принципиально новое всегда поначалу воспринимается в штыки. Это пока не этапы инновации, но если «конструктор» сложится, тогда из его отдельных элементов сложится и инновация. Но пока это всего лишь псевдоновшества, выдаваемые за инновации.
В определенном смысле инновацией можно назвать отказ от бесплатной системы высшего образования, поскольку это решение кардинально повлияло на систему образования в целом, изменило внутренние связи, субъекты и их отношения с объектами. Включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно было бы назвать инновацией, пусть и придуманной не нами. Если бы не заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке». Время прошло, но цель не достигнута.
Возможно, я заблуждаюсь, но третьего примера системных инноваций в образовании в нашей стране я пока не вижу. Вот когда у нас станет так, как в Великобритании, где вместо алгебры, геометрии, физики и химии ввели один предмет - «Наука», тогда да, это будет третья инновация.
Внедрение компьютерных и интернет-технологий - это не инновации, а просто следование времени. То есть обычное новшество, новация. Замена одних предметов другими - это тоже не инновация. Даже ГТО - это не инновация.
Кто-то может достаточно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств под инновации - следствие нерешенности первой обозначенной мною проблемы, а не причина, и будет по-своему прав. А причина, мол, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о терминах, а само понятие «инновация» до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Но тогда мы будем вынуждены углубиться в изучение вопросов наподобие: кому это выгодно, почему используется такая терминология и что такое «Сколково». Но изучение этих вопросов пока не входит в список моих задач.
Тем не менее мы отчетливо можем наблюдать факты, когда псевдоновшества выдают за инновации.
Когда следует проводить инновации?
По моему твердому убеждению, инновации в образовании (раз уж мы приняли к использованию в лексиконе этот термин) должны следовать за изменениями в обществе, а не наоборот. Попытки бежать впереди паровоза, особенно если это локомотив, никогда не заканчивались приятным образом и вряд ли когда-нибудь закончатся хорошо.
На мой взгляд, задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 18 лет и своевременно реагировать на изменения, которые происходят, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии. Педагог, как и врач, должен следовать принципу: «Не навреди». Благие же в теории намерения при практическом своем воплощении в такой инертной и сложной сфере, как образование, зачастую приводили к противоположным результатам.
Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию, и я настаиваю - воспитанию, детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Я не ретроград, но, убеждена, когда дело касается детей, лучше не ставить эксперименты.
Если под инновацией понимать новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов образования и воспитания, то я всецело за. Если под инновацией понимать кардинальный слом успешно работающей системы и рождение новой практики, которой нет, то я против.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» школы №933

2. Критерии педагогических инноваций.

3. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт.

1.Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Инновации (от лат. in - в, nov и s - новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука педагогическая инноватика.

А. И. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведе­ние как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.

Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;

2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов).

Различают реформы и педагогические новации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью.

В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения:

    в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования;

    в структуре системы образования; в содержании образования;

    в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

    в отношениях «учитель – ученик»;

    в формах, методах обучения;

    во внутренней организации деятельности школы.

К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения:

    во внутренней организации деятельности школы;

    в отношениях «учитель-ученик»;

    в методах обучения;

    в педагогическом мышлении и стиле деятельности.

Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена :

    потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики;

    поиском новых организационных форм, технологий обучения;

    изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др.

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

    потребности страны, региона, города, района как социальный заказ,

    воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных до­кументах федерального, регионального или муниципального значения,

    достижения комплекса наук о человеке;

    передовой педагогический опыт;

    интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

    опытно-экспериментальная работа;

    зарубежный опыт.

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на пони­мание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

    в целях и содержании образования;

    в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

    в формах и способах организации обучения и воспитания;

    в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на при­менении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобра­зования:

    локальные и единичные, не связанные между собой, и комплексные, взаимосвязанные между собой;

    системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение).

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенци­ала. В данном случае выделяют:

    модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

    комбинаторные нововведения;

    радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику:

а) нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие;

б) ретровведения.

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

Первый блок - создание нового в педагогике . Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «нов­шество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика.

Второй блок - восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, иннова­ционная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология .

Третий блок - использование и применение нового . В данном блоке изучаются законо­мерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок поня­тий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией .

М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

    деятельностная структура - совокупность компонентов: содержание - формы - методы - результаты;

    субъективная структура - деятельность всех субъектов развития: директора, его замес­ тителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавате­лей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

    уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, фе­деральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

    структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) - зре­лость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация - кризис - иррадиация (модернизация новшества);

    управленческая структура - взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой про­ граммы и контроль за ее ходом;

    организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщаю­щий, внедренческий.

По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компо­ненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, харак­теризующий инновационный процесс в целом.

В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики:

1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику.

Поговорим о том, что такое педагогические инновации и как они влияют на

Внедрение стандартов второго поколения

Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.

Проблемы ОУ

Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

Определение инноваций

Так инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).

Особенности педагогических инноваций

А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ.

В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости.

Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Технологии

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

Цель инноваций

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.

Разновидности инноваций

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:

Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ.

Особенности передачи опыта

Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога. Все включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации. Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения.

Особенности инновационных методик обучения

Так что такое педагогические инновации? В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике. Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования.

Технологии будущего

Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения.

Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность. По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности. Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ.

Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты.

В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов.

Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации.

Новые проекты в образовании

Для поддержки талантливых педагогов и детей в нашей стране были введены специальные Какова их роль в совершенствовании учебного и воспитательного процесса? Ощущая реальную поддержку со сторону государства, педагоги стараются работать творчески, искать оптимальные методики для формирования всесторонне развитой личности ребенка.

Важна и государственная поддержка талантливой молодежи. Разнообразные грантовые конкурсы и проекты, направленные на выявление и поощрение тех юношей и девушек, которые пытаются улучшать экономическое и социальное положение людей, способствуют уменьшению числа межнациональных конфликтов, высоко оцениваются руководством страны. Ребята не только поощряются материально за свои исследования и проекты, но и получают реальную возможность на практике реализовать задуманное.

Заключение

Инновации, которые коснулись современного образования, привели к повышению здоровой конкуренции между педагогическими работниками. У каждого учителя теперь есть свое электронное либо бумажное портфолио, в котором указаны все его профессиональные достижения. Именно по такому «портфелю результатов» эксперты оценивают эффективность и результативность его работы, принимают решение о присвоении своим коллегам определенной квалификационной категории. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям.

Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма - это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.