На свободную тему

Негативные процессы происходящие в современном русском языке. Изменения в словообразовании. Структура и трудоемкость дисциплины

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ //

__________ _____________ 2011 г.

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология».

Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)». Форма обучения очная и заочная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка 07.02.2011, протокол № 7

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем 20 стр.

Зав. кафедрой _________________//

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы .

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИГН //

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фёдорова С. А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология».

Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Форма обучения очная и заочная

Тюменский государственный университет

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)». Форма обучения очная и заочная. Тюмень, 2011. 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка ТюмГУ д. ф.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Общей целью дисциплины является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Цель дисциплины – усвоение студентами активных языковых изменений, происшедших в конце XX – начале XXI вв.

Задачи изучения дисциплины :

1) сформировать представление о социологическом изучении языка, о лингвистических и экстралингвистических причинах возникновения активных тенденций в развитии языка;

2) дать представление о закономерностях развития языка и его норм, развить у студентов умение пользоваться языковыми нормами;

3) выработать у студентов умение анализировать современные публицистические и художественные тексты, видеть в них отражение основных языковых тенденций в области произношения, в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе;

4) научить будущих филологов реагировать на требования контекста, правильно ориентироваться при выборе того или иного языкового варианта;

5) выработать умение отличать системные изменения от речевых ошибок.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Преподавание дисциплины профессионального цикла Б.3. (вариативная часть) предусматривается в шестом семестре, когда студенты могут применять знания, умения и компетенции, полученные ими в вузе в результате изучения дисциплин «Введение в языкознание », «Введение в теорию коммуникации», «Введение в спецфилологию», «Современный русский язык», «Основы филологии».

Изучение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении курсов «Теория литературы», «Общее языкознание», «Риторика», «Филологический анализ текста», «Художественный мир писателя».

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

б) профессиональными:

общепрофессиональными:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в прикладной деятельности:

владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);

владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15)

В результате освоения дисциплины студент должен:

· знать системную организацию языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом (морфологическом и синтаксическом) уровнях, нормы современного русского литературного языка и специфику их в языке средств массовой информации , закономерности создания и восприятия текстов различной функционально-стилевой направленности, способы передачи прагматической (оценочной), фактологической и эстетической информации, стратегии и тактики речевой коммуникации, принципы и методы лингвистических исследований, иметь представление о современном состоянии языка;

· уметь применять адекватную языковедческую терминологию при характеристике лингвистических особенностей текста и его единиц в зависимости от экстралингвистической ситуации, применять полученные знания в области теории русского языка в собственной профессиональной деятельности, осуществлять выбор языковых средств с учётом динамики норм современного литературного языка;

· владеть свободно русским языком в его литературной форме, основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке, способами эффективного использования речевых средств в функциях общения, сообщения или воздействия, методами анализа коммуникативно-стилевого устройства текста, способами и приёмами увеличения его воздействующего потенциала в языке СМИ.

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

подготовка проектов, презентаций

письменное практическое задание

подготовка материалов для разбора ситуаций

(технология РКМЧП)

подготовка материалов для решения кейса

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

№ темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

письменное практическое задание (анализ текстов)

письменное практическое задание (проиллюстрировать на конкретных примерах влияние экстралингвистических факторов на современную речь)

конспект по теме

подготовка материалов к занятию по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Всего по модулю 1:

Модуль 2

конспект по теме

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

подготовка проекта «Функционирование фразеологизмов в СМИ и современных художественных текстах»

конспект по теме, контрольная работа «Анализ словообразовательных новаций в современных художественных и публицистических текстах»

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

выполнение теста

Всего по модулю 2:

Модуль3

конспект по теме, подготовка к терминологическому блиц-опросу

письменное практическое задание (выполнение упражнений)

конспект по теме, домашняя контрольная работа «Комплексный анализ текста», подготовка материалов для решения кейса

Всего по модулю 3:

ИТОГО:

4. разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Общее языкознание

Теория литературы

Риторика

Филологический анализ текста

Художественный мир писателя

Модуль 1

Тема 1. Принципы социологического изучения языка. Условия функционирования современного русского языка

Содержание: Социологический уровень изучения языка. Отражение в языке общественного развития. Главный принцип социологического изучения языка – учёт внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Взаимодействие внутренних законов языка и современных социальных факторов. Изменения в условиях функционирования языка: популярность средств массовой информации и их влияние на повседневную речь, расширение сферы спонтанного общения, изменение ситуаций и жанров общения, возрастание личностного начала в речи, изменение отношения к литературной норме. Основные внешние факторы развития современного языка: изменение круга носителей языка, создание новой государственности, переоценка ценностей, расширение контактов с зарубежными странами, развитие науки и техники, распространение Интернета и др. Саморегуляция языковых изменений. Влияние психолингвистических факторов на особенности языка современной эпохи и на речевое поведение нашего современника.

Опорные понятия темы: закон языка, социальный фактор, языковые изменения.

Тема 2. Активные процессы в области произношения и ударения

Содержание: Изменения в произношении: усиление буквенного произношения, фонетическая адаптация иноязычных слов, нивелировка произношения в социальном плане. Изменения в области ударения: тенденция к ритмическому равновесию, ударение в заимствованных словах. Акцентные изменения, характерные для отдельных частей речи: глагольное и именное ударение. Социолингвистическое изучение произносительных норм.

Опорные понятия темы: буквенное (графическое) произношение, ритмическое равновесие, глагольное и именное ударение.

Тема 3. Основные тенденции в современной русской орфографии

Содержание: Влияние социальных факторов на отступления от орфографических норм. Активизация форм, не предусмотренных законами русского правописания (о’кей, рок-н-ролл и др.). Цветовое и шрифтовое выделение различных сегментов слова (креолизация текста). Тенденция к возвращению элементов старой (дореформенной) орфографии. Окказиональные сращения. Орфографическое освоение заимствований, двойные написания. Перемежение кириллицы с латиницей. Кириллическая запись иноязычных слов. Введение в текст собственно неязыковых элементов.

Опорные понятия темы: креолизация, окказиональное сращение, двойные написания.

Модуль 2

Тема 4. Активные процессы в лексике

Содержание: Изменение статуса литературного языка в современных условиях: изменения в лексическом составе. Внешние и внутренние факторы развития лексической системы. Воздействие социально-политических процессов на лексические преобразования. Основные лексические процессы: появление новых слов, уход из употребления устаревших слов, возвращение прежде неактуальных лексем, переоценка некоторого круга слов, иноязычные заимствования, разрастание сфер распространения жаргонной лексики. Семантические процессы в лексике: расширение значения слова, сужение значения, переосмысление. Стилистические преобразования: стилистическая нейтрализация и стилистическое перераспределение. Десемантизация терминов. Термины науки и техники в общелитературном языке. Современные иноязычные заимствования, причины заимствования. Орфографическая фиксация иноязычных слов. Компьютерный язык. Внелитературная лексика в языке современной печати. Экстралингвистические причины перехода жаргонной лексики в общенародный язык. Разграничение терминов жаргон, сленг, арго.

Опорные понятия темы: лексический состав, лексические процессы, расширение значения, сужение значения, переосмысление, нейтрализация, стилистическое перераспределение, десемантизация (детерминологизация), компьютерный язык, внелитературная лексика, жаргон.

Тема 5. Активные процессы в словообразовании

Содержание: Связь общественных и внутриязыковых процессов в словообразовании. Новое в русском словообразовании. Активные способы словообразования. Специализация значений деривационных моделей и морфем (суффиксов). Терминологические образования. Изменения в значениях суффиксов. Рост агглютинативных черт в структуре производного слова: ослабление чередования на стыке морфем, наложение морфем, интерфиксация. Ключевые слова эпохи как основа словопроизводства. Использование имён собственных в качестве базовых основ. Производство нарицательных существительных со значением лица. Образование наименований процессов и абстрактных существительных. Производство наименований предметов. Чересступенчатое словообразование. Аббревиация как активный способ словообразования и как средство экспрессии. Рост именной префиксации. Активизация некоторых приставок, малопродуктивных в прошлом (пост-, после-; де-, раз-, контр-, анти-; про-; псевдо-, квази-; недо-, полу-; меж-, транс-; супер-, сверх-). Префиксация иноязычных глаголов. Неузуальное словообразование.

Опорные понятия темы: активные способы словообразования, агглютинация, чересступенчатое словообразование, аббревиация, префиксация, неузуальное (окказиональное) словообразование.

Тема 6. Активные процессы в морфологии

Содержание: Рост аналитизма в морфологии: сокращение числа падежей, рост класса несклоняемых имён, рост класса существительных общего рода, изменение способа обозначения собирательности в именах существительных. Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа. Изменения в глагольных формах: колебания в формах прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну-, переход глаголов непродуктивных классов в продуктивные. Изменения в формах прилагательных: предпочтение форм простой сравнительной степени с фонетической редукцией, стремление к усечению краткой формы прилагательных на - енный.

Опорные понятия темы: аналитизм, несклоняемые имена, общий род, собирательность, классы глаголов, степени сравнения.

Модуль 3

Тема 7. Активные процессы в синтаксисе

Содержание: Изменения в синтаксическом строе. Влияние социальных факторов на синтаксические изменения. Активизация разговорных синтаксических конструкций. Расчленённые и сегментированные конструкции. Предикативная осложнённость предложений. Активизация несогласуемых и неуправляемых форм, ослабление синтаксической связи словоформ. Рост предложных сочетаний. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция.

Опорные понятия темы: разговорные синтаксические конструкции, расчленённые и сегментированные конструкции, предикативная осложнённость, несогласуемые и неуправляемые формы, ослабление синтаксической связи, предложные сочетания, синтаксическая компрессия и редукция.

Тема 8. Основные тенденции в современной русской пунктуации

Опорные понятия темы: пунктуация, знаки препинания.

6. ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1

Занятие 1 (по теме 1.1). Принципы социологического изучения языка. Условия функционирования современного русского языка Фонетическая транскрипция

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие современного русского языка. Взгляды на хронологические рамки.

2. Социолингвистическое изучение языка: специфика, принципы, методы и приёмы.

3. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование современного русского языка.

1. Определите, какие хронологические рамки современного русского языка представлены в школьном курсе русского языка, в вузовском курсе современного русского языка, в курсе практической и функциональной стилистики. Ответ аргументируйте. Какой период охватывает курс «Активные процессы в современном русском языке»?

2. Прочитайте два текста. Определите, в каком из них реализуется собственно лингвистический подход к изучению языка, а в каком – социолингвистический. Ответ аргументируйте.

Текст 1.

Самое заметное из изменений, происходящих в языке, - это появление новых слов и – чуть менее яркое – появление новых значений. Новое слово попробуй не заметить! Об него, как я уже говорил, сразу спотыкается взгляд, оно просто мешает понимать текст и требует объяснений, и вместе с тем в новых словах часто скрыта какая-то особая привлекательность, обаяние чего-то тайного, чужого. А вот откуда в языке появляются новые слова и новые значения?

Как-то принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского. Ну, например, в области компьютеров и интернета, казалось бы, только так и происходит. Слова компьютер, монитор, принтер, процессор, сайт, блог и многие другие заимствованы из английского. Однако это – заблуждение, точнее говоря, дело обстоит не совсем так или, по крайней мере, не всегда так. Это можно показать на примере своего рода IT -зверинца. Названия трёх животных – мышь, собачка и хомяк – приобрели новые «компьютерные» значения, причём совершенно разными путями (М. Кронгауз).

Текст 2.

В разные исторические периоды (общеславянский, восточнославянский, собственно русский) в исконный русский язык проникали слова из других языков. Это было обусловлено тем, что русский народ вступал в экономические, культурные, политические связи с другими народами, отражал военные нападения, заключал военные союзы и т. д. Однако в целом, по мнению, исследователей, языковые заимствования в русской лексике составляют сравнительно небольшой процент.

Могут быть выделены два типа заимствований: 1) из славянских языков (т. е. родственные) и 2) из неславянских языков. К первому типу относятся заимствования из старославянского языка , а также других славянских языков (например, украинского, белорусского, польского, болгарского, чешского и т. д.). Ко второму типу принадлежат заимствования из греческого, латинского, а также тюркские, иранские, скандинавские, западноевропейские (романские, германские и др.), кроме того, многочисленные, постоянно пополняемые заимствования из языков народов всех республик бывшего Советского Союза ().

3. На примере данного текста покажите, как реализуется собственно лингвистический и социологический подходы к изучению языковых явлений.

Многие люди любят ребусы.

Может быть, вы один из них. Может быть, даже в словаре существует одно из этих странно звучащих слов, оканчивающихся на «як» или «ман», которые обозначают любителя ребусов.

Итак, если вы ребусоман, то вам понравится эта головоломка. Она называется «Загадка девяти точек». Она демонстрирует, как мы всегда стремимся заключить себя в жёсткие рамки, хотя зачастую это вовсе не требуется. И она демонстрирует, как мы сами себе навязываем правила, вовсе не навязанные нам данной проблемой, - мы просто воображаем, что эти правила нам навязаны (А. и Б. Пиз) .

4. Проиллюстрируйте с помощью конкретных примеров влияние экстралингвистических факторов на современную речь.

Занятие 2 (по теме 1.2). Активные процессы в области произношения и ударения

Вопросы для обсуждения:

1. Основные тенденции в области произношения и ударения.

2. Социолингвистическое изучение произносительных норм.

Задания для выполнения на занятии:

1. Запишите примеры из современной речи. Определите, какой вариант является исходным (нормативным) в каждом конкретном случае. Укажите, какие тенденции в области ударения и произношения демонстрируют эти примеры.

СобрАлись, внЕсен, битлЫ, уставнЫе, северА, контейнерА, дождАлиь, джинЫ, стоимостнЫе, провЕден, конвейерА, тросА, договорнЫе.

2. Просмотрите запись информационной программы. Отметьте фонетические особенности речи ведущего.

Занятие 3 (по теме 1.3). Основные тенденции в современной русской орфографии

Вопросы для обсуждения:

1. Причины отступления от орфографических норм (собственно языковые и экстралингвистические).

2. Основные способы креолизации текста.

Задания для выполнения на занятии:

1. Определите, какими причинами обусловлено отступление от орфографических норм в следующих примерах (примеры даются преподавателем) .

2. Прочитайте отрывок из книги М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (М., 2008. С. 133-136). Определите, какие способы креолизации текста используются в примерах, приводимых автором. Согласны ли вы с мнением автора о целесообразности или недопустимости подобных новаций?

Модуль 2

Занятие 4 (по теме 2.4). Активные процессы в лексике

Вопросы для обсуждения:

1. Основные лексические процессы.

2. Семантические процессы.

3. Стилистические преобразования.

Задания для выполнения на занятии:

1. Проанализируйте способы и средства выражения активных лексических процессов, семантических и стилистических преобразований в предложенном тексте ().

2. Просмотрите фрагмент х/ф «Люби меня». Выпишите иноязычные заимствования, используемые в речи персонажей. Определите функции заимствованных слов.

4. Просмотрите эпизоды из х/ф Н. Михалкова «12». Дайте речевую характеристику персонажам. О каких социальных характеристиках героя можно говорить на основании лексических особенностей его речи?

Занятие 5 (по теме 2.5). Активные процессы во фразеологии

Вопросы для обсуждения:

1. Сферы распространения и появления новой фразеологии. Пути её возникновения.

2. Функции фразеологизмов в публицистических текстах.

3. Использование фразеологизмов в речи. Приёмы фразеологического новаторства.

Задания для выполнения на занятии:

1. Презентация студенческих проектов «Функционирование фразеологизмов в СМИ и современных художественных текстах»

Занятие 6 (по теме 2.6). Активные процессы в словообразовании

Вопросы для обсуждения:

1. Собственно лингвистические и экстралингвистические причины активных деривационных процессов.

2. Продуктивные словообразовательные типы.

3. Чересступенчатое словообразование.

4. Образование экспрессивных имён.

5. Производство окказионализмов.

Задания для выполнения на занятии:

1. Проанализируйте, каковы особенности отражения в предложенном тексте активных словообразовательных процессов (текст предлагается преподавателем ).

2. Выполнение контрольной работы по анализу активных словообразовательных процессов (на материале предложенного преподавателем текста ).

М.: Логос, 2003. — 304 с. — ISBN 5-94010-092-9.Учебное пособие для студентов вузов.
Впервые дана целостная концепция активных процессов в русском языке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сферах жизни общества. Освещены активные процессы в русском языке конца XX в. - в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества. Широко представлена языковая вариантность в ее отношении к литературной норме. Особое внимание уделено лексике средств массовой информации как наиболее очевидному источнику изменений в словарном составе русского языка.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Филология», «Лингвистика», «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, культурологов, работников печати, литературоведов, учителей и преподавателей, а также широкого круга читателей.Предисловие.
Принципы социологического изучения языка.
Законы развития языка.
Вариантность языкового знака.
(Понятие вариантности и ее истоки. Классификация вариантов).
Языковая норма.
(Понятие нормы и ее признаки. Норма и окказионализм. Норма общеязыковая и ситуативная. Мотивированные отклонения от нормы. Основные процессы в нормализации языковых явлений).
Изменения в русском произношении.
Активные процессы в области ударения.
Активные процессы в лексике и фразеологии.
(Основные лексические процессы. Семантические процессы в лексике. Стилистические преобразования в лексике. Детерминологизация. Иноязычные заимствования. Компьютерный язык. Иноязычные лексемы в русском просторечии. Внелитературная лексика в языке современной печати).
Активные процессы в словообразовании.
(Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Наиболее продуктивные словообразовательные типы. Производство наименований лиц. Абстрактные имена и названия процессов. Приставочные образования и сложные слова. Специализация словообразовательных средств. Чересступенчатое словообразование. Свертывание наименований. Аббревиация. Экспрессивные имена. Окказиональные слова).
Активные процессы в морфологии.
(Рост аналитизма в морфологии. Сдвиги в формах грамматического рода. Формы грамматического числа. Изменения в падежных формах. Изменения в глагольных формах. Некоторые изменения в формах прилагательных).
Активные процессы в синтаксисе.
(Расчлененность и сегментированность синтаксических построений. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции. Двучленные конструкции. Предикативная осложненность предложения. Активизация несогласуемых и неуправляемых словоформ. Рост предложных сочетаний. Тенденция к смысловой точности высказывания. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Ослабление синтаксической связи. Соотношение аффективного и интеллектуального в сфере синтаксиса).
Некоторые тенденции в современной русской пунктуации.
(Точка. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Многоточие. Функционально-целевое использование пунктуации. Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация).
Заключение.
Литература.
Примерная программа дисциплины «Активные процессы в современном русском языке».Качество: отсканированные страницы + слой распознанного текста.

Лексика, лексический фонд языка, как составляющая часть единой языковой системы, существенно отличается от других сторон языка – фонетического строя, морфологического, синтаксического. Это отличие состоит в непосредственном обращении к действительности. Поэтому именно в лексике, прежде всего, отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества [Лекант 2007].

Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа. Каждое новое поколение вносит нечто новое не только в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И, прежде всего, такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новая оценка того значения, которое заключено в известных словах.

Словарный состав языка в настоящее время, в буквальном смысле переживает неологический бум. Небывалая популярность средств массовой информации в настоящее время резко изменило акценты в сферах влияния на развитие языка, особенно в литературной форме. Активность СМИ, их установка на живое непринужденное общение не только повлияли на изменение норм литературного языка в стороне их либеральности, но и изменило психологическое отношение населения к языку, явно стимулирующее расшатывание литературных норм, ставящее под сомнение их твердость и обязательность. Расширение сферы спонтанного общения резко сузило общение официально подготовленное, выверенное и откорректированное. Это открытие границы русского языка для лексики разговорной, просторечной, жаргонной. Свобода форм выражения породила тенденцию к небывалому словотворчеству. Современные авторские тексты, устные и письменные, не сковывают себя литературными традициями и не ограничиваются тщательным выбором слов. В сфере публикаций общение стирается и ослабляется официальность [Валгина 2012].

Среди внешних причин изменения словарного состава языка обычно называют развитие науки и техники, расширение международных контактов, специализацию профессиональной производительной деятельности, изменения в экономической, политической жизни. Все это причины социального плана. Но слово – это не только наименование (новых предметов, понятий), но и единица языка. Следовательно, есть и внутренние причины изменений, вытекающие из внутренней сущности объекта – самого феномена языка [Лекант 2007].

Основные процессы в лексике известны. Они с большей или меньшей степенью интенсивности протекают в языке всегда, во все периоды его функционирования. Но в настоящее время эти процессы оказались в высокой степени активности, поскольку активно изменяется наша жизнь. Это уход из употребления устаревших слов, выражающих неактуальные для сегодняшнего дня понятия; это появление новых слов, понятийно активных, ранее отсутствующих в языке; это возвращение к жизни прежде неактивных лексем, связанных с понятиями религии, дореволюционного образа, административно-территориального давления, социальных структур общества; это переоценка некоторого круга слов, связанных с социально-экономическим переустройством российского общества; это иноязычные заимствования и разрастания сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексики групп социального и профессионального использования.

Так, произошла активизация астрально-футуристической и религиозной лексики, Более всего расширился экономический словарь русского языка (ипотека, ликвидность ). Заметно пополнилась политическая (державник, саммит ) и административная (губернатор ) лексика, большая часть которых - слова иностранного происхождения. При том, что появился ряд инноваций в лексике социальной сферы (бедствие, беспредел, ночлежка ), ряд слов ушел из обихода социальности (благосостояние, дружба, равенство ), устранились просторечные слова бытового уровня, описывающие ушедшие реалии (блат, дефицит, достать ). Появились новые слова в сфере образования (грант ) и в сфере культуры (клипмейкер ), а некоторые слова ушли (ВИА, легкая музыка, смотр ). В названиях магазинов (типа «Лучшее место» ) и в рекламе появляется элементы языковой игры, которая нередко становится грубоватой (Мы обуем всю страну! ). Официально отвергнуто обращение товарищ , не привилось господин, сударь , по-прежнему употребляются южнорусские мужчина, женщина [Белянин 2012].

Наряду с процессом нейтрализации высоких слов идет процесс вхождения в нейтральный общеупотребительный словарь элементов просторечных, жаргонных, узкопрофессиональных слов. И если просторечные слова теряют свою синтаксическую окраску, то есть стилистическую выраженность в нейтральном контексте, то жаргонизмы и профессиональные слова не только преобразуются стилистически, но при этом меняются и семантически, расширяя свою семантику за счет вхождения в новый контекст.

Наряду с разговорной, просторечной и жаргонной лексикой литературный язык принимает в свой состав профессионализмы: накладка, спайка, смычка, прослойка, ляп и другие. В данной группе стилистическая нейтрализация сопровождается расширением значения, утратой значения специального.

Язык средств массовой информации начала ХХI века еще в большей степени расширяет метафорические контексты с политическим и социальным содержанием. Подобная метафоризация часто сопровождается серьезными по своим последствиям процессами в области семантики слов, в частности особый активный процесс десемантизации терминов (процесс детерминологизации).

Приемы употребления терминологической лексики отражают общие тенденции в языке. Сочетание слов - терминов с лексикой иного семантического плана или лексикой специальной стилистической окраски позволило создать яркие запоминающиеся фразы, уничтожающие характеристики, политические острые формы.

Терминологические контексты современной литературы широки по своему содержанию и применению. Прежде всего, широк объем специальной лексики, представляющей разные отрасли знаний: термины медицинские, военные, спортивные, географические, экономические, философские, термины разных видов искусства. Широк и тематический диапазон, созданный на базе терминологических метафор. Это отражение и государственного устройства, и морально – этического и нравственного состояния общества, и политико-идеологического сознания общества и т.п. Вот некоторые примеры из современных газетных публикаций: склероз совести, энтропия мысли, коррозия души, искусственная инъекция оптимизма, политическая глаукома, анатомия любви, вирус недоверия, инфляция слов и др. Как видим, термины, приведенные здесь, в принципе не новые, они известны своей принадлежностью к специальному научному составу. Сегодня речевая практика лишь расширяет сферу их применения. Судя по содержанию словосочетаний, большая часть из них имеет оценочный характер, причем их оценка отрицательна (склероз совести, агония гуманизма) , но встречаются и нейтральные, не несущие оценочного значения (алгебра любви, лексика балета). Результат вхождения терминов в общелитературный язык определяет смещение смысла в сторону его расширения за счет переносного употребления [Валгина 2012].

Наиболее активно процессы семантических изменений происходят в политической сфере. Слова, не имев­шие ранее отношения к политике, получают политическое звучание. Чаще всего новые значения слова приобретают вследствие метафорического переосмысления, при этом они характеризуются ярко выраженной коннотацией, чаще всего отрицательной, выражая оценку современной общественной ситуации. Такие образования представлены двумя группами слов: первую составляют слова, которые в новом, метафорическом значении употребляются только в социально-политической сфере, что находит отражение в словарных дефинициях, и вторую - слова, которые имеют более широкую сферу употребления и используются как в сфере политики, так и экономики, техники и др.

Лексемы, представляющие разные стилистические и функциональные сферы языка, выступают как основа политической метафоры. Актуализируется модель семантического переноса конкретное - абстрактное при­менительно к явлениям общественной жизни. При этом новые значения развивают как нейтральные в стилистическом отношении слова, имеющие в общенародном языке метафорическое значение, которое переносится в политическую сферу, например: волна - «о каком-либо явлении в жизни общества, возникающем периодически и с большой силой»; взрыв - «социальный взрыв»; война - «организованная борьба с кем-либо»; так и стилистически маркированные слова, обозначавшие понятия и реалии, находящиеся за пределами бытовых, например слово вакханалия , в доперестроечных словарях имевшее помету книжное, находит широкое распространение в публицистике как обозначение «крайней степени проявления чего-либо, крайней степени беспорядка»; стилистически маркированное образование держава в значении «независимое государство», которое в современный период развивает новые оттенки в семантике, не утрачивая позитивной коннотации и обозначая «страну, имеющую всемирно значимые достижения в какой-либо области» и др. Одновременно происходит и противоположный процесс - формирование новых устойчивых выражений, в составе которых употребляются слова, подвергшиеся се­мантическому переосмыслению. Целый ряд слов реализует метафорическое значение в составе фразеологизмов, например кредит доверия «обеспеченный тради­ци­ей авторитет органов власти, средств массовой информации и т. п.»; перетягивание каната «стремление решить какой-либо вопрос в свою пользу». Отдельные слова упот­ребляются как синтаксически свободно, так и связанно, например слово кислород является самостоятельной метафорой, называя «что-либо жизненно важное, необходимое для духовной жизни»; а также входит в состав фразеологизма перекрывать кислород «лишать кого-либо жизненно необходимых средств пресекать какую-либо деятельность».

В сферу политической лексики активно вовлекаются сло­ва, относящиеся к специальным терминам самых раз­нообразных сфер жизнедеятельности человека. Многие лексемы имеют более широкую сферу упот­ребления, используются как в политической, так и в экономической области. Например, ряд глаголов типа блокировать «ограничить распространение, развитие чего-либо, препятствовать чему-либо». [Ерофеева 2012]

Таким образом, в лексике современного русского языка происходят динамичные изменения, которые являются яркой чертой развития языка.

Тема 3.1. АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

РЕЧЬ. ТЕКСТ.

План

1. Активные процессы в современном русском языке в области произношения, ударения, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса.

2. Речь как речевая деятельность. Речь как текст, продукт речевой деятельности.

3. Требования к тексту. Типы речи.

Перечень основной учебной литературы

1) Глазунова, О. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О. И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва:КноРус, 2015. – 243 с.

2) Реденко, А. М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

3) Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В. Д. и др.]; под общ.ред. В. Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 505с.

4) Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование» / Сост. Н.В.Любезнова / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 128 с.

1. Активные процессы в современном русском языке в области произношения, ударения, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Активные процессы в современном русском языке", следует сделать уточнение, которое касается понимания термина "современный русский язык". Одни лингвисты связывают его возникновение с творчеством А. С. Пушкина, другие ограничивают его хронологическими рамками последних десятилетий, третьи занимают в этом вопросе промежуточные позиции, что и нашло отражение в представлении учебного материала разными авторами.

Изменения в русском произношении

Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и отчасти в разных стилях. Кроме того, различие вариантов может оцениваться и хронологически как младшая и старшая нормы. Новое произношение вытесняет старое, но зачастую и то, и другое сосуществует довольно длительное время: изживание старого произношения – процесс более сложный, нежели отказ от устаревающих слов и даже грамматических форм. Во всяком случае, на протяжении жизни одного поколения трудно освободиться от произносительных особенностей своей среды, семьи.

Произносительные нормы фиксируются орфоэпическими словарями, в задачу которых входит и отражение норм ударения.

1. Усиление «буквенного» («графического») произношения – одна из наиболее сильных тенденций в современном русском языке, напр.:

- родился вместо родилс[а]; тихий вместо тих[о]й;

Произношение сочетания [чн] вместо [шн] в словах типа булочная, перечница; [чт] вместо [шт] в словах что, чтобы и др. Сейчас уже только некоторое количество слов с данными сочетаниями сохранило в качестве литературного произношения [шн], [шт]: конечно, что, что-то, ничто, очечник, скучно, нарочно, прачечная, девичник, Никитична, Ильинична, яичница и некоторые другие.

Соотношение вариантов с [е] – [о]. Это фонематическое варьирование связано с внедрившейся в практику русского письма заменой буквы [ё] буквой [е]. Так написание подчинило произношение: блёкнуть – блекнуть; белёсый – белесый.

2. Фонетическая адаптация иноязычных слов. Язык заимствующий всегда стремится подчинить заимствования своим правилам и законам.

Русификации подвергается, прежде всего, произношение безударных гласных в позиции перед ударением; изначально сохранялось, в частности, четкое [о] в словах типа поэт, бокал, боа, команда, вокзал, досье, роман . На сегодняшний день такое [о] считается устаревшим и по закону русского вокализма заменяется редуцированным звуком, близким к «а» [ъ]. Хотя, учитывая высокую стилистическую окраску слов поэт, поэзия, а также некоторую экзотичность слова боа, желательно сохранить старое четкое [о].

Много внимания словари уделяют иноязычным словам со звуком [э] в разных позициях – ударных (ректор) и безударных (декан). Русификация подобных слов заключается в замене твердого согласного перед [э] на смягченный (орфографически это обозначается [е]). Произношение типа рэктор, пионэр считается претенциозным и неграмотным. Иноязычных слов с указанным звуком в современном русском языке очень много, произношение часто сохраняется исконным, особенно это характерно для терминологической лексики . Возобладание твердого варианта поддерживается и практикой употребления других слов с ре: прогресс [рэ], стресс [рэ], конгресс [рэ], рейтинг [рэ], где норма предусматривает мягкий вариант. Как ненормативный вариант можно встретить даже произнесение берет [рэ], корректно [рэ], коррекция [рэ]. Безусловно, сохраняется сочетание с [э] в собственных именах: Декарт [дэ], Тетчер [тэ], Вольтер [тэ], Торез [рэ] и др. Хотя топонимы могут иметь в качестве рекомендации мягкий вариант: Техас, однако более широко употребляется Т[э]хас. Как видим, процесс русификации протекает неравномерно и противоречиво, с трудно уловимой закономерностью. Фиксация вариантов в словарях меняется на протяжении нескольких десятков лет, что вряд ли может отражать объективное положение вещей.

3. Нивелировка (сглаживание различий) произношения в социальном плане, стирание особенностей территориального произношения и др. Объясняется это общими причинами – ростом общего образования, приближающего к единой литературной норме, а также влиянием средств массовой информации, особенно радио, телевидения.

Активные процессы в области ударения

В связи с тем, что речь профессиональная, деловая, разговорная все более усиливает влияние на речь публичную, официальную процессы, подготовленные самой системой языка, ускоряются и бывшие строгие литературные нормы оказываются поколебленными. В области ударения это особенно заметно, поскольку в язык хлынул поток новых слов, еще недостаточно освоенных, понятых, часто только услышанных. В такой ситуации полагаться можно только на звучащую речь (а она далеко не всегда правильная!), так как многое из того, что уже живет в языке, не отражено в словарях и потому не имеет нормативных оценок.

Причины акцентных изменений в основном внутрисистемные.

1. Столкновение действия законов аналогии и традиции , например, по аналогии с формами глаголов ви ться, носи ться, кружи ться возникает разг. форма вихри ться (при лит. ви хриться от вихрь). Или по аналогии с формами про дано, про дан, про даны в результате унификации возникает разг. форма про дана (при лит. прода-на ).

2. Влияние некоторых говоров , а также источников заимствования – для заимствованной лексики. Например, южнодиалектное бо ндарь (при варианте бонда рь ) поддерживается аналогией ле карь, пе карь, то карь . В вариантной паре пе тля и петля второй вариант, также из южных говоров, поддержан системной аналогией: лыжня , мазня , родня , резня , квашня .

Среди заимствованных слов также можно наблюдать колебания:

При двойном заимствовании (инду стрия и индустри я – из лат. и греч. яз.);

При воздействии языка-посредника (лит. документ и простор. документ – из польск. яз.);

При сочетании форм языка-источника и форм русифицированных (Ше кспир – англ. и Шекспи р – обрусевший вариант).


Изменения в лексическом составе

Новое в русском словообразовании

Изменения в употреблении грамматических форм С.Р. см. перечень литературы

Изменения в синтаксическом строе источник №4

Некоторые тенденции в современной пунктуации

2. Речь как речевая деятельность. Речь как текст, продукт речевой деятельности.

Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.

Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

У человека, наряду с трудовой, научной, государственной и другими видами деятельности, существует самая распространенная – речевая деятельность. Без неё невозможна никакая другая; она предшествует, сопровождает, а иногда и формирует, составляет основу другой деятельности.

Виды речевой деятельности могут быть различными.

1) В зависимости от формы выражения они делятся на:

Устные (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения),

Письменные (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).

2) В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:

Продуктивные виды (говорение и письмо),

рецептивные виды (аудирование и чтение).

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

3) В зависимости от количества участников виды деятельности делятся на:

Монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе),

Диалогическую речь (форма речи, при который происходит обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов:

Ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования);

Реализации;

Контроля.

В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Речевая деятельность – это деятельность общения, конечным результатом которого является текст.

Текст - речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.

3. Требования к тексту.

Текст - глав­ная еди­ни­ца речи; это речевое произведение, продукт речевой деятельности, который характеризуется общим замыслом, темой, структурой, логическим и стилистическим единством, грамматической и смысловой связанностью его компонентов. Текст – это результат речевой деятельности, которую осуществляют участники речевого общения. Текст может состоять из одного абзаца, но может быть и заметкой, статьей, книгой.


Похожая информация.


Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(0 Голосов)

Валгина Н.С.

Активные процессы в современном русском языке

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке . - М.: Логос , 2003. - 304 с . - (Учебник XXI века) Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

Аннотация (описание)

Впервые дана целостная концепция активных процессов в русском языке, основанная на исследовании устной и письменной речи в различных сферах жизни общества. Освещены активные процессы в русском языке конца XX в. - в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества. Широко представлена языковая вариантность в ее отношении к литературной норме. Особое внимание уделено лексике средств массовой информации как наиболее очевидному источнику изменений в словарном составе русского языка.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Филология», «Лингвистика», «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, культурологов, работников печати, литературоведов, учителей и преподавателей, а также широкого круга читателей.

Содержание (оглавление)

Предисловие
Принципы социологического изучения языка
Законы развития языка
Вариантность языкового знака
(Понятие вариантности и ее истоки. Классификация вариантов)
Языковая норма
(Понятие нормы и ее признаки. Норма и окказионализм. Норма общеязыковая и ситуативная. Мотивированные отклонения от нормы. Основные процессы в нормализации языковых явлений)
Изменения в русском произношении
Активные процессы в области ударения
Активные процессы в лексике и фразеологии
(Основные лексические процессы. Семантические процессы в лексике. Стилистические преобразования в лексике. Детерминологизация. Иноязычные заимствования. Компьютерный язык. Иноязычные лексемы в русском просторечии. Внелитературная лексика в языке современной печати)
Активные процессы в словообразовании
(Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Наиболее продуктивные словообразовательные типы. Производство наименований лиц. Абстрактные имена и названия процессов. Приставочные образования и сложные слова. Специализация словообразовательных средств. Чересступенчатое словообразование. Свертывание наименований. Аббревиация. Экспрессивные имена. Окказиональные слова)
Активные процессы в морфологии
(Рост аналитизма в морфологии. Сдвиги в формах грамматического рода. Формы грамматического числа. Изменения в падежных формах. Изменения в глагольных формах. Некоторые изменения в формах прилагательных)
Активные процессы в синтаксисе
(Расчлененность и сегментированность синтаксических построений. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции. Двучленные конструкции. Предикативная осложненность предложения. Активизация несогласуемых и неуправляемых словоформ. Рост предложных сочетаний. Тенденция к смысловой точности высказывания. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция. Ослабление синтаксической связи. Соотношение аффективного и интеллектуального в сфере синтаксиса)
Некоторые тенденции в современной русской пунктуации
(Точка. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Многоточие. Функционально-целевое использование пунктуации. Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация)
Заключение
Литература
Примерная программа дисциплины «Активные процессы в современном русском языке»